НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 29.06.2006 № А65-8834/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

420014, Республика Татарстан, г.Казань, Кремль, корп.1, под.2

тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

=======================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань                                                                                           Дело №А65 - 8834/2006-СА1-29

"06" июля 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2006 года. Полный текст решения изготовлен 06 июля  2006 года.

         Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи  Зиннуровой Г.Ф.,

от лица, ведущего протокол судебного заседания - судья Зиннурова Г.Ф.,

с участием :

от заявителя –  Мухин В. И., доверенность от 30. 08. 2004  № 115,

от ответчика –  Кузовков В. В., доверенность от 31. 01. 2006 № 14-01-14/1038, Муртазин Р. Р., доверенность от 26. 01. 2006 № 14-01-14/597,

рассмотрев  27. 06. 2006 – 29. 07. 2006 в открытом судебном заседании дело по заявлениюОткрытого акционерного общества «Булгарнефть», г. Альметьевск  к Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по РТ, г. Казань о признании недействительным требования от 30. 01. 2005 № 02-02-1вэд/981 о предоставлении документов в части возложения обязанности предоставить первичные документы, не являющиеся регистрами бухгалтерского и налогового учёта.

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Булгарнефть» (далее по тексту – ответчик, Общество, ОАО «Булгарнефть») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ  (далее по тексту – Инспекция, заявитель, МРИФНС по КН РТ) о признании недействительным требования МРИ ФНС России по КН по РТ  от 30. 01. 2005 № 02-02-1вэд/981 о предоставлении документов в части возложения обязанности предоставить первичные документы, не являющиеся регистрами бухгалтерского и налогового учёта.

Представитель заявителя, уточненное заявление поддержал ( уточнение вызвано технической ошибкой, допущенной при указании номера оспариваемого ненормативного акта ( вместо « № 2861» указан номер сопроводительного письма Инспекции о направлении оспариваемого требования «№ 02-02-вэд 05/981» ), просит суд признать недействительным требование МРИ ФНС России по КН по РТ  (от 30. 01. 2005 №  2861) о предоставлении документов в части возложения обязанности предоставить первичные документы, не являющиеся регистрами бухгалтерского и налогового учёта, по доводам, изложенным в заявлении и дополнительным объяснениям.

Представители ответчика в  судебном заседании требования заявителя не признали по доводам, изложенным  в отзыве.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 27. 02. 2006 – 14. 20 часов до 29. 06. 06. – 09. 30 часов.

Из письменных материалов следует, что Инспекция рассмотрев представленную Обществом 20. 01. 2006 налоговую декларацию по налоговой ставке 0% за декабрь 2005 года  требованием от 30. 01. 2006 № 2861,  направленным в адрес заявителя  письмом от 30. 01. 2006 № 02-02-1вэд/981, со ссылкой на ст. ст. 31, 88,  93 НК РФ, установив пятидневный срок для его исполнения, запросила документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Общество, считая вышеназванное требование о предоставлении документов в части возложения обязанности предоставить первичные документы, не являющиеся регистрами бухгалтерского и налогового учёта, обратилось в арбитражный суд  к Инспекции  о признании его недействительным.

Рассмотрев представленные по делу документы, заслушав представителей сторон, суд находит правовые основания для удовлетворения требований заявителя по следующим основанием.

Подпунктом  4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом « О бухгалтерском учете». 

В силу статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, документами, подтверждающими правильность исчисления налогов, следует считать данные бухгалтерского регистра, которые используются при заполнении деклараций, расчете сумм налога и учета, и иные документально подтвержденные данные об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Из анализа норм  вышеназванного налогового законодательства (п.п.4 п. 1 ст. 23, ст. ст. 54, 88 НК РФ) следует, что целью камеральной проверки является проверка правильности заполнения налоговых форм и соответствие данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета, именно данные документы являются предметом камеральной проверки, при этом  первичные документы, являются предметом проверки в ходе выездной проверки.

 Судом установлено, что Обществом в подтверждение правильности исчисления налога на добавленную стоимость за декабрь 2005 года, и соответствия отраженных в  ней данных регистрам бухгалтерского учета книги покупок и продаж за декабрь 2005 года при подаче20. 01. 2006 налоговой декларации за декабрь 2005 года представлены: карточки счетов 01 «основные средства», 08.3 «капитальные вложения», 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 68.2 «НДС», 90 «продажи», 19. 1 «НДС по приобретенным основным средствам»,  19. 3 «НДС по приобретенным материалам», 19. 4 «НДС по экспортным операциям», 19. 6 «НДС по услугам»,  19. 7 «НДС по строительству», 19. 11 «НДС по экспортным операциям», за декабрь 2005 года.  Кроме этого заявителем при подаче 20. 01. 2006 налоговой декларации на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за декабрь 2005 года представлены заверенные копии: договор комиссии от 29. 12. 2004, контракты от 27. 10. 2005,  30 и 09. 06. 1998, маршрутное поручение от 18. 11. 2005, таможенные декларации, выписки банков «Девон кредит» от 19. 12. 2005 и «Зенит» от 27. 12. 2005, платежные поручения, расчет удельного веса продукции, реализованный на экспорт, для определения вычетов сумм НДС относящегося к этой операции за декабрь 2005 года. Инспекция после представления налогоплательщиком 20. 01. 2006 вышеназванных деклараций за 2005 год с приложенными к ней вышеназванными документами направила 30. 01. 2006 в адрес Общества требование № 2861 о предоставлении в порядке ст. ст. 31, 88, 93 НК РФ  на камеральную проверку следующих документов:

-  книги покупок, по которым предъявлен вычет по декларации за декабрь 2005 г.;

- договоры на приобретение основных средств, документы об оплате, акты приема-передачи по основным средствам, по которым предъявлен вычет по декларации за декабрь  2005 года;

- платежные поручения ОАО «Булгарнефть» российскому банку, в котором открыт зарегистрированный в налоговых органах счет ОАО  «Булгарнефть»,  о перечислении  с его счета поставщику средств за поставленные товары (работы, услуги), включая суммы НДС по налоговой декларации за декабрь 2005 г.;

- счета – фактуры, выставленные ОАО «АК» Транснефть», суммы по которым предъявлены к вычету в августе  2005 года, с приложением первичных документов;

- счета - фактуры  по приобретенным материальным ресурсам, выполненным работам,  оказанным услугам от поставщиков  по декларации 2005 года;

- карточки счета 19, 60, 62, 68 в разрезе субсчетов, открытых  на данные счета в соответствии с планом счетов по которым предъявлен вычет по декларации за декабрь 2005 года;

- акты ввода в эксплуатацию основных средств, акты ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства сумма налога, по которым подлежит вычету по декларации за декабрь 2005 года; акты выполненных работ и иные документы, к счетам – фактурам оформленным  ОАО « АК «Транснефть»;

- свидетельства о государственной регистрации права, расписки о подаче документов на государственную регистрацию по основным средствам, вычет сумм налога по которым заявлен в декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года;

-акты приема-сдачи нефти;

-swift – сообщения, инвойсы.

  Согласно статье 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки в соответствии со статьями 88, 93 Кодекса налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В соответствии с ч. 3 ст. 88 НК РФ, если  камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Предоставленное налоговому органу в части 4 статьи 88, статье 93 Налогового кодекса Российской Федерации право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, с учетом анализа вышеприведенных норм, позволяет сделать вывод о том, что это право ограничено  видом проверки, в связи с чем налоговым органом могут истребоваться  документы, имеющие отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях и иных документов.

Согласно статье 88 НК РФ, пункту 4 статьи 176 НК РФ налоговому органу предоставлено три месяца для проведения камеральной проверки, обеспечения полноты  и достоверности  ее результатов и выводов.

Налоговым органом суду не представлены доказательства, свидетельствующие об ошибках в представленных налогоплательщиком  вышеназванных документах, в том числе книг продаж и покупок, данных регистров бухгалтерского учета.

Также    Инспекцией  после получения от налогоплательщика писем от 20. 01. 2006 №№ 62,63  с приложением книг продаж и покупок, а также регистров бухгалтерского учета, подтверждающих оплату, приобретенных Обществом товаров и принятие их  на учет, содержащих  конкретный перечень документов и их количество ( счета -  фактуры, платежные документы, договора..), на основании которых заполнена налоговая декларация, в порядке ст. ст. 88, 93 НК РФ не дан налогоплательщику ответ с указанием причин и ссылок на нормы налогового законодательства вызвавших необходимость истребования дополнительных документов с указанием их конкретных реквизитов.

В судебном заседании установлено, что налоговым органом после получения 20. 01. 2006 от заявителя налоговой декларации по НДС за декабрь 2005 года с вышеназванными приложенными документами,  содержащими  конкретный перечень,  необходимые реквизиты (номера и дат счетов -  фактур, платежных документов, договорова..),  на основании которых заполнена налоговая декларация, в адрес налогоплательщика письмом от 30. 01. 2006 направлено оспариваемое требование от 30. 01. 2006 о представлении вышеуказанных документов, без указания выявленных  у налогоплательщика  ошибок, конкретных документов (с указанием номеров и дат их составления),  мотивацией необходимости вызванной в их представлении.  

Содержание требования от 30. 01. 2006 №  2861 не позволяет определить, какие конкретно документы и их количество (не указаны реквизиты, даты составления, номера) истребовались ответчиком у заявителя, при этом, налоговый орган, после получения письма налогоплательщика  с приложением вышеназванных документов располагал сведениями о наличии у ответчика конкретных документов (номеров, дат), и имел возможность предложить их представить.

Доводы ответчика   о праве на истребование документов со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 16. 05. 2006 № 14874/05 не могут  быть положены судом в основу вынесенного решения по настоящему делу, поскольку  выполнение им обязанностей, установленных ст. 32, 88, 93 НК РФ  при наличии вышеназванных документов, содержащих точные реквизиты документов, и истребовании дополнительных документов налоговым органом  не указан их конкретный перечень и реквизиты ( номеров, дат),  являющиеся обязательными при истребовании документов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговым органом в оспариваемом требовании от 30. 01. 2006, не указаны конкретные первичные бухгалтерские документы, которые должен был представить заявитель, тогда как последним декларация в Инспекцию была представлена 20. 01. 2006 с документами, содержащими их наименование, перечень, реквизиты, что не позволяет суду сделать вывод о количестве запрашиваемых налоговым органом документов, с возможностью их представления налогоплательщиком в 5-ти дневный срок, а также  ответчиком в нарушение ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки не разъяснено налогоплательщику со ссылками на нормы налогового законодательства необходимость вызванная для  представления первичных документов, суд, рассматривая дело в рамках заявленных требований приходит к выводу  об обоснованности требований заявителя.

В соответствии со ст. 110 НК РФ государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче заявления в сумме 2000 рублей, в связи с удовлетворением  его требований подлежит возврату заявителю из соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 150, 167-169, 176, 201,  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л:

Заявление ОАО «Булгарнефть» к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам  по Республики  Татарстан удовлетворить.

Признать недействительным требование МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам  по РТ от 30. 01. 2005 №  2861 о предоставлении документов в части возложения обязанности предоставить первичные документы, не являющиеся регистрами бухгалтерского и налогового учёта, как несоответствующее НК РФ.

Обязать МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РТ устранить допущенное нарушение прав  ОАО «Булгарнефть».

После вступления настоящего решения в законную силу выдать ОАО «Булгарнефть» справку на возврат  государственной пошлины в сумме 2000,0 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Татарстан.

        Судья                                                  Зиннурова Г. Ф.