НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 28.03.2006 № А65-2829/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2

тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

=========================================================================

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                         дело №А65-2829/2006-СА3-38

Дата принятия решения 3 апреля 2006 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.М. Воробьева,

рассмотрев 3 апреля 2006 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Татэлектросеть» г. Казань к МРИ ФНС РФ №9 по РТ об оспаривании решения №74 от 23.01.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности,

с участием:

от заявителя – Тухбатуллина Л.В. доверенность №73 от 31.12.2005 г., Гильфанов И.М. доверенность №35 от 12.08.2005 г.,

от ответчика – Сафиуллин Э.Р. доверенность от 26.02.2006 г. №02-03/3731,

от лица ведущего протокол – судья Р.М. Воробьев

У С Т А Н О В И Л :

ОАО «Татэлектросеть» г. Казань (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МРИ ФНС РФ №9 по РТ (далее – ответчик) об оспаривании решения №74 от 23.01.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения по их существу.

Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.

В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании с 28.03.2006 г. до 03.04.2006 г. был объявлен перерыв. 3 апреля 2006 года рассмотрение дела было продолжено.

Как видно из представленных материалов дела, ответчик на основании материалов камеральной проверки от 20.12.2005 г., 23 января 2006 г. вынес решение №74 о привлечении к налоговой ответственности «Мамадышские городские электрические сети» - филиал ОАО «Татэлектросеть» по п.1 ст. 119 НК РФ, и предложением уплатить заниженный земельный налог в размере 2891 руб., пени в размере 140,82 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд, выслушав доводы сторон и исследовав представленные материалы дела считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ОАО «Татэлектросеть» создано в результате приватизации ГУП РТ «Татэлектросеть» в соответствии с Постановлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан №42 от 4 июля 2005 года «О приватизации ГУП РТ «Татэлектросеть». Дата государственной регистрации ОАО «Татэлектросеть» 22 июля 2005 года.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП «Татэлектросеть» определен в передаточном акте, составленном на основе данных акта инвентаризации ГУП «Татэлектросеть» по состоянию на 1 апреля 2005 года, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке ГУП «Татэлектросеть», и о правах на них.

В состав указанного передаточного акта были включены объекты недвижимости, расположенные в г. Мамадыш, и числящиеся на самостоятельном балансе Мамадышских ГЭС филиала ОАО «Татэлектросеть».

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков, находящихся у унитарного предприятия на праве аренды, а также земельных участков занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Земельные участки, расположенные в г. Мамадыш, принадлежали ГУП «Татэлектросеть» на правах аренды, что подтверждается договором аренды    земельного участка, находящегося в государственной собственности №ТО30-071-204 от 07 июля 2004 года.

         Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

         Следовательно, в состав передаточного акта были включены земельные участки, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП «Татэлектросеть».

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 г. №1738-1 «О плате за землю», утратившим силу с 1 января 2006 года, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии с договором аренды №ТО30-071-204 от 07 июля 2004 года ГУП «Татэлектросеть» платило арендную плату.

Также в судебное заседание заявитель представил платежное поручение №421 об уплате арендной платы и акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2005 г. между Мамадышскими ГЭС – филиал ОАО «Татэлектросеть» и Министерством земельных и имущественных отношений и которого следует, что арендная плата уплачена за 9 месяцев 2005 г.

Согласно ст. 5 Земельного кодекса РФ собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся их собственниками, землепользователями - владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования, землевладельцами - владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторами земельных участков - владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком ст. 15 Закона  «О плате за землю».

В соответствии со ст. 4 Закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество (которым в соответствии со ст. 130 ГК РФ являются и земельные участки), а также сделки с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, являющийся единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав о чем указано в ст. 14 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, указанное свидетельство является тем документом, который служит основанием для установления и взимания земельного налога.

В тоже время арендаторы земли налог на землю не платят, поскольку в ст. 1 Закона  «О плате за землю» определено, что ежегодным земельным налогом облагаются только собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Следовательно, обязанность по уплате земельного налога у ОАО «Татэлектросеть», как собственника земельных участков, возникла лишь с 22 сентября 2005 года.

Кроме того, заявителем представлен устав ОАО «Татэлектросеть» из которого видно, что «Мамадышские городские электрические сети» являются филиалом ОАО «Татэлектросеть» а не самостоятельным юридическим лицом.

Согласно ст. 107 Налогового кодекса РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ.

В ч. 2 ст. 11 НК РФ указано, что организацией являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации.

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

         В силу ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом, наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основании утвержденных им положений.

Таким образом, решением №74 от 23.01.2006 г. к налоговой ответственности привлечен филиал, который не является самостоятельным юридическим лицом и не может нести ответственность.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение является недействительным и требования заявителя подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд, в соответствии с НК РФ подлежит возврату на основании справки арбитражного суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104, 167-170, 201 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

         Заявление ОАО «Татэлектросеть» удовлетворить.

         Признать недействительным решение МРИ ФНС РФ №9 по РТ №74 от 23.01.2006 г. о привлечении к налоговой ответственности «Мамадышские городские электрические сети» филиал ОАО «Татэлектросеть», как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ и Закона РФ «О плате за землю».

         Обязать налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

         Выдать ОАО «Татэлектросеть» справку о возврате государственной пошлины в размере 2000 руб. уплаченной по платежному поручению №219 от 08.02.2006 г.

         Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья                                                                                                         Р.М. Воробьев