НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 23.09.2015 № А65-16032/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                               Дело № А65-16032/2015

Дата принятия решения –   сентября 2015 года .

Дата объявления резолютивной части –  23 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Сальмановой Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габдрахмановой Э.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании по первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АК БАРС КАПИТАЛ", г.Казань к Центральному Банку Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Отделения-Национальный Банк по Республике Татарстан, г.Казань, об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №Т492-17-3-7/24636 от 17.06.2015, вынесенное Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в лице Заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Шарифуллина М.Д. в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «АК БАРС КАПИТАЛ»; о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, с применением положений статьи 2.9 КоАП РФ,  при участии:

от заявителя – Сулейманова А.Н. по доверенности от 15.01.2015;

от ответчика – Султанова Л.Х. по доверенности от 13.10.2015;

УСТАНОВИЛ:

ООО Управляющая компания "АК БАРС КАПИТАЛ", г.Казань  (далее – заявитель, Управляющая компания, Общество) обратилось с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Отделения Национального Банка  по Республике Татарстан (далее – ответчик, административный орган), об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №Т492-17-3-7/24636 от 17.06.2015, вынесенное Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в лице Заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Шарифуллина М.Д., о прекращении производства по делу. 

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

В обоснование своих требований представитель заявителя, извещенный в порядке ст.123 АПК РФ, о времени и месте судебного разбирательства, указал на малозначительный характер совершенного правонарушения, просил постановление отменить и дело об административном правонарушении прекратить.

Представитель ответчика, извещенный в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, в Банк России поступило уведомление Закрытого акционерного общества «Первый Специализированный Депозитарий» от 13.01.2015 №549110502, являющегося специализированным депозитарием Фонда, о выявлении в ходе осуществления контроля нарушения Управляющей компанией требований к составу активов Фонда, установленных инвестиционной декларацией Фонда (пп.2 пункта 10.3 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов). Из уведомления следовало, что оценочная стоимость профильных активов составляла не менее 40 процентов стоимости чистых активов Фонда в течение менее двух третей рабочих дней 2014 года.

Заявителем проведена проверка сведений изложенных в уведомлении Закрытого акционерного общества «Первый Специализированный Депозитарий», в ходе чего административным органом установлено, что заявителем были нарушены требования пп.2 пункта 10.3 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденного приказом ФСФР России от 28.12.2010 №10-79/пз-н (далее Положение), в соответствии с которыми не менее двух третей рабочих дней в течение одного календарного года оценочная стоимость объектов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 10.1 (недвижимое имущество и право аренды недвижимого имущества; имущественные права из договоров участия в долевом строительстве объектов недвижимого имущества, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") и подпунктами 1 - 4 пункта 10.2 настоящего Положения (имущественные права, связанные с возникновением права собственности на объект недвижимости (его часть) после завершения его строительства (создание) и возникающие из договора, стороной по которому является юридическое лицо, которому принадлежит право собственности или иное вещное право, включая право аренды, на земельный участок, выделенный в установленном порядке для целей строительства объекта недвижимости, и (или) имеющим разрешение на строительство объекта недвижимости на указанном земельном участке, либо юридическое лицо, инвестирующее денежные средства или иное имущество в строительство объекта недвижимости; имущественные права из договоров, на основании которых осуществляется строительство (создание) объектов недвижимого имущества (в том числе на месте сносимых объектов недвижимости) на выделенном в установленном порядке для целей строительства (создания) указанного объекта недвижимости земельном участке, который (право аренды которого) составляет активы акционерного инвестиционного фонда или активы паевого инвестиционного фонда; имущественные права из договоров, на основании которых осуществляется реконструкция объектов недвижимости, составляющих активы акционерного инвестиционного фонда или активы паевого инвестиционного фонда; проектная документация для строительства или реконструкции объекта недвижимости), должна составлять не менее 40 процентов стоимости чистых активов Фонда, в связи с чем, в действиях Управляющей Компании усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.12 ст.15.29 КоАП РФ.

По данному факту 28 мая 2015 года составлен протокол №АП-ПР-54-2-2-15/509 об административном правонарушении (л.д.122-123), что послужило основанием для вынесения административным органом постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17 июня 2015 года № Т492-17-3-7/24636, которым Управляющая компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.15.29 КоАП РФ с привлечением к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей (л.д.8-10).

Суд,  исследовав представленные материалы дела в их совокупности, заслушав  представителей сторон в ходе судебного разбирательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.12 ст. 15.29 КоАП РФ, иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пп.2 пункта 10.3 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденного приказом ФСФР России от 28.12.2010 №10-79/пз-н (далее - Положение), структура активов закрытого паевого инвестиционного фонда и акционерного инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов недвижимости, должна соответствовать одновременно следующим требованиям: не менее двух третей рабочих дней в течение одного календарного года оценочная стоимость объектов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 10.1 (недвижимое имущество и право аренды недвижимого имущества; имущественные права из договоров участия в долевом строительстве объектов недвижимого имущества, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") и подпунктами 1 - 4 пункта 10.2 настоящего Положения (имущественные права, связанные с возникновением права собственности на объект недвижимости (его часть) после завершения его строительства (создание) и возникающие из договора, стороной по которому является юридическое лицо, которому принадлежит право собственности или иное вещное право, включая право аренды, на земельный участок, выделенный в установленном порядке для целей строительства объекта недвижимости, и (или) имеющим разрешение на строительство объекта недвижимости на указанном земельном участке, либо юридическое лицо, инвестирующее денежные средства или иное имущество в строительство объекта недвижимости; имущественные права из договоров, на основании которых осуществляется строительство (создание) объектов недвижимого имущества (в том числе на месте сносимых объектов недвижимости) на выделенном в установленном порядке для целей строительства (создания) указанного объекта недвижимости земельном участке, который (право аренды которого) составляет активы акционерного инвестиционного фонда или активы паевого инвестиционного фонда; имущественные права из договоров, на основании которых осуществляется реконструкция объектов недвижимости, составляющих активы акционерного инвестиционного фонда или активы паевого инвестиционного фонда; проектная документация для строительства или реконструкции объекта недвижимости), должна составлять не менее 40 процентов стоимости чистых активов Фонда.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как установлено судом из материалов дела, ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ» является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии ФКЦБ России на осуществление соответствующей деятельности от 12.11.2002 №21-000-1-00088. Управляющая компания осуществляет доверительное управление Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «АК БАРС – Загородная недвижимость» (далее - фонд) (Правила доверительного управления Фондом зарегистрированы ФСФР России 16.09.2011 за №2205-94196972).

По поступившему в Банк России уведомлению Закрытого акционерного общества «Первый Специализированный Депозитарий» от 13.01.2015 №549110502, являющегося специализированным депозитарием Фонда, в ходе контроля деятельности Общества выявлены нарушения, выразившиеся в том, что оценочная стоимость Профильных активов составляет не менее 40 процентов стоимости чистых активов Фонда в течение менее двух третей рабочих дней 2014 года, в связи с чем, Банком России в адрес Управляющей компании  направлено предписание от 20.03.2015 №54-2-1-1/663, предписывающее представить в Банк России сведения о доле совокупной оценочной стоимости Профильных активов, составляющих активы Фонда, в процентах от общей стоимости чистых активов Фонда по состоянию на каждый рабочий день за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 включительно.

Во исполнение предписания в Банк России были представлены соответствующие сведения, из которых следовало, что оценочная стоимость Профильных активов составляла не менее 40 процентов стоимости активов Фонда в течение 0 из 247 рабочих дней 2014 год, тогда как в соответствии с требованиями пп.2 п.26 Правил доверительного управления Фонда, оценочная стоимость Профильных активов должна была составлять не менее 40 процентов стоимости активов Фонда в течение не менее 165 из 247 рабочих дней 2014 года.

Таким образом, Управляющей компанией нарушены требования п. 1.2 Положения о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 18.02.2004 № 04-5/пс (далее - Положение), согласно которому деятельность управляющей компании осуществляется, в том числе, в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Исходя из изложенного, ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.12 ст.15.29 КоАП РФ, а именно нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и инвестиционной декларацией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда требований к составу активов акционерных инвестиционных фондов или паевых инвестиционных фондов.

Событие правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.15.29 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, протоколом №АП-ПР-54-2-2-15/509 об административном правонарушении, постановлением от 17.06.2015 №Т492-17-3-7/24636 и другими материалами дела, не отрицается заявителем, напротив заявитель просит признать нарушение малозначительным, считает сумму штрафа несоразмерной нарушению, просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ  и прекратить производство по делу.

В ходе судебного заседания представитель заявителя пояснил, что данное нарушение выявлено ими самостоятельно, зафиксировано в Отчете контролера №01/15 от 12.01.2015, соответствующее уведомление направлено в Банк России (исх. от 22.02.2015). Просит принять во внимание, что сделка приобретения была осуществлена 10.02.2015, фактически в состав активов данные ценные бумаги зачислены 12.02.2015 года. В целях устранения нарушения, сделка реализации осуществлена 12.02.2015, т.е. фактически данные ценные бумаги списаны 16.02.2015. Причиной нарушения структуры активов (Фонда) ЗПИФ недвижимости «АК БАРС - Загородная недвижимость», созданного для реализации плана мероприятий по строительству коттеджного посёлка, послужил длительный процесс согласования и утверждения Проекта планировки территории «Лесная поляна» (далее - ППТ «Лесная поляна»), необходимого для утверждения красных линий, в границах которых в будущем будут проведены сети (электричество, газ, вода, канализация и т.д.). В рамках освоения земельных участков ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ» совместно с ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» (проектировщик) разработали ППТ «Лесная поляна». Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 05.08.2014 №4637 проект планировки территории «Лесная поляна» был отклонен и направлен на доработку. В данный момент утверждение Проекта планировки территории «Лесная поляна» находится в завершающей стадии, в связи с чем 27.05.2015 Инвестиционным комитетом Фонда была одобрена сделка по приобретению земельного участка стоимостью 29.032.750 руб. Договор купли-продажи данного земельного участка заключен 16.06.2015 (т.е. до вынесения оспариваемого Постановления), сдан на государственную регистрацию, срок окончания регистрации 06.07.2015. Таким образом, нарушение устранено и в настоящее время структура активов Фонда в полной мере соответствует требованиям Правил доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «АК БАРС - Загородная недвижимость».

Между тем, ответчик поясняет, что нарушение Общества не может быть признано малозначительным, ввиду того, что посягает на обеспечение реализации единой государственной политики в области экономической безопасности. Заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей, являясь профессиональным участником рынка ценных бумаги осуществляя деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, Обществу предъявляются повышенные требования в части соблюдения законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие /бездействие/ физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административном правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N10 (в редакции постановления от 20.11.2008 N60) установлены нормы, конкретизирующие применение положений ст.2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например: личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1).

Таким образом, по смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственного установленному публично-правовому порядку деятельности.

Вина заявителя в совершении вмененного правонарушения административным органом исследована и доказана, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.

Достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у Управляющей компании объективных препятствий для представления информации Банку России до установленного срока, суду не представлено.

Доказательств, подтверждающих принятие заявителем необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства в данной области, либо невозможности соблюдения указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Таким образом, общество обоснованно, с учетом его вины, привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.15.29 КоАП РФ.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усматривает.

 Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

 Суд также учитывает, что заявитель был привлечен к административной ответственности за совершение однородных правонарушений и постановления вступили в законную силу, а решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-12105/2015 заявитель был освобожден от наказания по основаниям ст 2.9 КоАП РФ, т.е суд уже расценил один раз действия заявителя малозначительными за совершение однородного правонарушения.

Федеральным законом № 515 ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 31.12.2014 внесены изменения в ст.4.1 КоАП РФ и в п.3, ч.3.3 КоАП РФ, которыми при назначении административного наказания, в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Нарушение части 12 статьи 15.19 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. Половина минимального размера административного штрафа, в данном случае, составит 150 000 руб..

С учетом всех обстоятельств дела, признание вины и устранение правонарушения заявителем, суд считает правомерным изменение размера штрафа с 300 000 руб. до 150 000 руб., то есть снижения административного наказания до половины минимального размера штрафа предусмотренного санкцией ч.12 ст.15.29 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Постановление  Отделения - Национальный банк Республики Татарстан в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, РТ, г.Казань №Т492-17-3-7/24636 от 17.06.2015, о назначении административного штрафа на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АК БАРС КАПИТАЛ" по ч.12 ст. 15.29 КоАП РФ  в части назначения размера штрафа 300 000 рублей изменить, назначить  Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АК БАРС КАПИТАЛ",  зарегистрированному по адресу: г.Казань, ул. Декабристов, д.1, ИНН 1435126890, ОГРН 1021401047799, дата регистрации – 16.04.2002, административное наказание по ч.12 ст. 15.29 КоАП РФ  в виде  штрафа  150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

Судья                                                                                                  Р.Р. Сальманова