НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 22.08.2005 № А65-12782/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2 тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

====================================================================

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань                                                          Дело № А65-12782/2005 – СА1-37

Дата принятия решения в порядке ст. 176 АПК РФ «22»  августа 2005г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьиКоротенко С. И.,

с участием:

от заявителя – Умержанов Р.А. – помощник командира войсковой части, дов. от 13.05.2005г. № 8/252, Башкиров А.Н.- помощник командира войсковой части, дов. от 15.03.2005г.,

от ответчика – Мягков Ю.Г. – зам начальника, дов. от 19.07.2005г. № 751,

рассмотрев 18 августа 2005г. в  судебном заседании дело по заявлению Войсковой части 5598 ВВ МВД России, г. Казань,  к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, г. Казань,   о признании незаконным и не подлежащим исполнению п. 1 предписания от 26.04.2005г. № 363,

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть 5598 ВВ МВД России (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан  (далее - ответчик) о признании незаконным и не подлежащим исполнению п. 1 предписания от 26.04.2005г. № 363.

В судебном заседании заявитель  уточнил заявленные требования и просит признать недействительным и не подлежащим исполнению п.1 распорядительной части предписания  ответчика от 26.04.2005г. № 363 в части  предписания об устранении нарушений по выплате районного коэффициента в размере 15% к денежному содержанию военнослужащих войсковой части 5598.

Уточнение заявленных требований судом принято на основании ст. 49 АПК РФ.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, обосновывая тем, что  правомерно в соответствии с действующими нормативными актами  выплачивал в 2004г. денежное довольствие с 15-процентным районным коэффициентом, в связи с чем предписание   ответчика об устранении   данного нарушения  является незаконным.

В судебном заседании ответчик возражает против заявленных требований, мотивируя тем, что   заявитель  необоснованно в нарушение действующего законодательства при начислении денежного довольствия  с учетом районного коэффициента в размере 15 процентов  применил незарегистрированный в Министерстве юстиции РФ Приказ Минобороны РФ № 130    от 8.03.1993г.

Как усматривается из материалов дела, в период с 29.03.по 18.04.2005г.    ответчиком проведена  плановая проверка заявителя по исполнению   смет расходов за 2004г. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 70 Бюджетного кодекса РФ  заявителем в 2004г. неправомерно  начислены и выплачены  денежные средства в общей сумме 3 407 715 руб. в связи с применением  15-процентного районного коэффициента, установленного незарегистрированным в установленном порядке Приказом Министерства обороны РФ от 8.03.1993г. № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основании единой тарифной сетки».

В целях прекращения данных  выплат,  ответчиком вынесено предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и принятии мер к их недопущению впредь.

Считая данный пункт предписания о неправомерности  выплаты 15-поцентной надбавки незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и не подлежащим применению.

Рассмотрев материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по  следующим основаниям.

         В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы.

         Оплата труда  военнослужащих установлена Федеральным законом № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих».

          Пунктом 5 ст. 10 данного Федерального закона  предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

          В силу ст. 12  Федерального закона «О  статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат.

          Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что  военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Статьей 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент заработной платы. При этом согласно статье 11 названного Закона данный районный коэффициент и порядок его выплаты указанным лицам должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.

     Правительство Российской Федерации своим постановлением от 3.01.1993г. № 2 «О расширении прав отдельных центральных  органов федеральной исполнительной власти в области труда гражданского персонала»( и измен. о 17.11.2004г.)   предоставило право Министерству обороны РФ применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

        Во исполнение данного Постановления 8.03.1993г.  был принят Приказ Минобороны РФ  № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций      Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на  бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки»(с изм. от 18.04.2002г.), которым установлено  применение к заработной плате гражданского персонала воинских частей районных коэффициентов  в пределах выделенных смет.

         В соответствии с разделом 10 Приложения № 13 к вышеназванному  Приказу  Республика Татарстан отнесена  к районам, в которых  к заработной плате  гражданского персонала применяется коэффициент 1,15.

         Приказом Министра обороны РФ от  18.06.2001г. № 275 «О мерах по реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрена также выплата районных коэффициентов для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

          Материалами дела подтверждается, что   заявитель  выплачивал   доплаты персоналу с учетом  районного коэффициента,     руководствуясь  вышеназванным Приказом Минобороны РФ.

         Поскольку в соответствии с письмом Минюста РФ от 6.05.2003г. № 07/4520-ЮД данному Приказу  было отказано в государственной регистрации, т.е. он не прошел государственной регистрации согласно Постановлению Правительства РФ  от 8.05.1992г. № 305 «О государственной регистрации  ведомственных нормативных актов», ответчик сделал вывод о  неправомерности  применения  данного Приказа заявителем при выплате надбавок.  

         Между тем, суд  отклоняет довод  ответчика о   незаконности приказа Минобороны РФ  № 130 в связи с отсутствием регистрации в Министерстве юстиции РФ, поскольку данный приказ издан в пределах компетенции Министра обороны РФ, не   признан незаконным и не действующим в соответствии с  законодательством, в установленном порядке  доведен до заявителя  и в силу специфики заявителя  обязателен для исполнения.

        Кроме того, во исполнение статей 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих"  и постановления  Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 237,    были  приняты приказ  ФСБ от 1.06.2001г. № 302, приказ Федеральной службы специального строительства РФ от 13.08.2001г. № 240, приказ ФСО РФ от 8.06.2005г. № 216, предусматривающие применение районных коэффициентов  в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

         Также приказом МВД РФ от 14.07.2004г. № 4432 «О применении районных коэффициентов», зарегистрированным в Минюсте РФ 29.07.2004г.№ 5951, командующему внутренними войсками    предоставлено право  применять районный коэффициент к заработной плате работников внутренних дел в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. 

Учитывая единый правовой статус военнослужащих, установленный Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе»,     порядок и размер денежного содержания военнослужащих (в том числе и применение районных коэффициентов)  должен быть  одинаковый для всех  военнослужащих,  независимо от ведомственной принадлежности. Данное положение  соответствует   статьям  2, 7, 18, 19, 37, 55 Конституции РФ о недопустимости дискриминации и ущемления прав граждан.

При таких обстоятельствах  имеются правовые основания для признания    предписания  ответчика от 26.04.2005г. № 363  недействительным в оспариваемой части  как принятого с нарушением положений    Конституции РФ, Федеральных  законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

В силу ст.  110  АПК РФ  взыскания  государственной пошлины с ответчика не имеется, поскольку  он освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 110,  167-170, 201  Арбитражного процессуально­го кодекса РФ, Арбитражный  суд  Республики Татарстан

Р Е Ш И Л:

         Заявление  удовлетворить.

Признать недействительным и несоответствующим Конституции РФ, Федеральных  законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» пункт 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан   от 26.04.2005г. № 363 в части  предписания об устранении нарушений по выплате районного коэффициента в размере 15% к денежному содержанию военнослужащих войсковой части 5598 ВВ МВД  России.

         Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан    устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  Войсковой части 5598 ВВ МВД России, г. Казань.

          Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Татарстан.

Судья                                                                                                                  С.И.Коротенко