420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2 тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57
====================================================================
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-12782/2005 – СА1-37
Дата принятия решения в порядке ст. 176 АПК РФ «22» августа 2005г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьиКоротенко С. И.,
с участием:
от заявителя – Умержанов Р.А. – помощник командира войсковой части, дов. от 13.05.2005г. № 8/252, Башкиров А.Н.- помощник командира войсковой части, дов. от 15.03.2005г.,
от ответчика – Мягков Ю.Г. – зам начальника, дов. от 19.07.2005г. № 751,
рассмотрев 18 августа 2005г. в судебном заседании дело по заявлению Войсковой части 5598 ВВ МВД России, г. Казань, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и не подлежащим исполнению п. 1 предписания от 26.04.2005г. № 363,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 5598 ВВ МВД России (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным и не подлежащим исполнению п. 1 предписания от 26.04.2005г. № 363.
В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования и просит признать недействительным и не подлежащим исполнению п.1 распорядительной части предписания ответчика от 26.04.2005г. № 363 в части предписания об устранении нарушений по выплате районного коэффициента в размере 15% к денежному содержанию военнослужащих войсковой части 5598.
Уточнение заявленных требований судом принято на основании ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, обосновывая тем, что правомерно в соответствии с действующими нормативными актами выплачивал в 2004г. денежное довольствие с 15-процентным районным коэффициентом, в связи с чем предписание ответчика об устранении данного нарушения является незаконным.
В судебном заседании ответчик возражает против заявленных требований, мотивируя тем, что заявитель необоснованно в нарушение действующего законодательства при начислении денежного довольствия с учетом районного коэффициента в размере 15 процентов применил незарегистрированный в Министерстве юстиции РФ Приказ Минобороны РФ № 130 от 8.03.1993г.
Как усматривается из материалов дела, в период с 29.03.по 18.04.2005г. ответчиком проведена плановая проверка заявителя по исполнению смет расходов за 2004г. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 70 Бюджетного кодекса РФ заявителем в 2004г. неправомерно начислены и выплачены денежные средства в общей сумме 3 407 715 руб. в связи с применением 15-процентного районного коэффициента, установленного незарегистрированным в установленном порядке Приказом Министерства обороны РФ от 8.03.1993г. № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основании единой тарифной сетки».
В целях прекращения данных выплат, ответчиком вынесено предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и принятии мер к их недопущению впредь.
Считая данный пункт предписания о неправомерности выплаты 15-поцентной надбавки незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и не подлежащим применению.
Рассмотрев материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы.
Оплата труда военнослужащих установлена Федеральным законом № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих».
Пунктом 5 ст. 10 данного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
В силу ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Статьей 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент заработной платы. При этом согласно статье 11 названного Закона данный районный коэффициент и порядок его выплаты указанным лицам должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 3.01.1993г. № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области труда гражданского персонала»( и измен. о 17.11.2004г.) предоставило право Министерству обороны РФ применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Во исполнение данного Постановления 8.03.1993г. был принят Приказ Минобороны РФ № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки»(с изм. от 18.04.2002г.), которым установлено применение к заработной плате гражданского персонала воинских частей районных коэффициентов в пределах выделенных смет.
В соответствии с разделом 10 Приложения № 13 к вышеназванному Приказу Республика Татарстан отнесена к районам, в которых к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,15.
Приказом Министра обороны РФ от 18.06.2001г. № 275 «О мерах по реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрена также выплата районных коэффициентов для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Материалами дела подтверждается, что заявитель выплачивал доплаты персоналу с учетом районного коэффициента, руководствуясь вышеназванным Приказом Минобороны РФ.
Поскольку в соответствии с письмом Минюста РФ от 6.05.2003г. № 07/4520-ЮД данному Приказу было отказано в государственной регистрации, т.е. он не прошел государственной регистрации согласно Постановлению Правительства РФ от 8.05.1992г. № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», ответчик сделал вывод о неправомерности применения данного Приказа заявителем при выплате надбавок.
Между тем, суд отклоняет довод ответчика о незаконности приказа Минобороны РФ № 130 в связи с отсутствием регистрации в Министерстве юстиции РФ, поскольку данный приказ издан в пределах компетенции Министра обороны РФ, не признан незаконным и не действующим в соответствии с законодательством, в установленном порядке доведен до заявителя и в силу специфики заявителя обязателен для исполнения.
Кроме того, во исполнение статей 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 237, были приняты приказ ФСБ от 1.06.2001г. № 302, приказ Федеральной службы специального строительства РФ от 13.08.2001г. № 240, приказ ФСО РФ от 8.06.2005г. № 216, предусматривающие применение районных коэффициентов в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Также приказом МВД РФ от 14.07.2004г. № 4432 «О применении районных коэффициентов», зарегистрированным в Минюсте РФ 29.07.2004г.№ 5951, командующему внутренними войсками предоставлено право применять районный коэффициент к заработной плате работников внутренних дел в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Учитывая единый правовой статус военнослужащих, установленный Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», порядок и размер денежного содержания военнослужащих (в том числе и применение районных коэффициентов) должен быть одинаковый для всех военнослужащих, независимо от ведомственной принадлежности. Данное положение соответствует статьям 2, 7, 18, 19, 37, 55 Конституции РФ о недопустимости дискриминации и ущемления прав граждан.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для признания предписания ответчика от 26.04.2005г. № 363 недействительным в оспариваемой части как принятого с нарушением положений Конституции РФ, Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».
В силу ст. 110 АПК РФ взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется, поскольку он освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным и несоответствующим Конституции РФ, Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» пункт 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан от 26.04.2005г. № 363 в части предписания об устранении нарушений по выплате районного коэффициента в размере 15% к денежному содержанию военнослужащих войсковой части 5598 ВВ МВД России.
Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Войсковой части 5598 ВВ МВД России, г. Казань.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Татарстан.
Судья С.И.Коротенко