НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 18.12.2023 № А65-27978/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Казань Дело №А65-27978/2023

Дата принятия решения в полном объеме 19 декабря 2023 года.

Дата оглашения резолютивной части решения 18 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Андрияновой Л.В., при аудиопротоколировании и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нуриевой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары (ОГРН 1022101269409, ИНН 2126002352) к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Казань (ОГРН 1021602866350, ИНН 1654004615) о взыскании 7 018 руб. 85 коп. ущерба,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Александрова Петра Михайловича,

с участием:

от Истца – не явился, извещен,

от Ответчика – Чемеров И.И., по доверенности от 14.11.2022, представлен диплом,

от третьего лица - не явилось, извещено.

УСТАНОВИЛ:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары (ОГРН 1022101269409, ИНН 2126002352) (далее – Истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Казань (ОГРН 1021602866350, ИНН 1654004615) (далее – Ответчик, Управление) о взыскании 7 018 руб. 85 коп. ущерба.

Судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен Александров Петр Михайлович.

В судебное заседание явился Ответчик.

Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

На основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом удовлетворено ходатайство Истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Ответчик иск не признал.

Как следует из материалов дела, Фондом выявлен факт излишней выплаты пенсии сотруднику Управления Александрову П.М. за период с мая 2021 года по март 2022 года по причине представления Ответчиком неполных сведений по форме СЗВ-М. Дополняющие формы за май-декабрь 2021 года, в которых Александров П.М. отражен в качестве работника Управления, представлены в Фонд лишь 11.02.2022.

В связи с тем, что Фондом своевременно не получены сведения о работе 1 пенсионера, выплата пенсии указанному лицу совершена в завышенных размерах, с учетом индексации (увеличения) и корректировки. В результате переплата пенсий работающему пенсионеру с мая 2021 года по март 2022 года составила 7 018 руб. 85 коп.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Истцом в адрес Ответчика претензии от 27.04.2023 с требованием о необходимости возмещения излишне выплаченных сумм пенсий.

В установленный срок Ответчиком излишне выплаченные суммы пенсий Фонду не возмещены. Неуплата Управлением указанной суммы явилась основанием для обращения заявителя в суд с настоящим требованием.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) истец является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ определено, что юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.

Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Данными нормами установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить Ответчик.

Статьей 1082 ГК РФ установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.

При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Пунктом 1 статьи 18 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на выплату, доставку пенсий, пособий и иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Нецелевое использование денежных средств, в том числе излишне выплаченных и незаконно (необоснованно) полученных, влечет за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, и тем самым нарушаются права и интересы застрахованных лиц и других пенсионеров.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

Таким образом, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.

Пункт 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ содержит положения о том, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

Согласно пункту 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.

Определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Приведенными нормами законодательства установлено, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 указанной статьи).

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 28 Закона N 400-ФЗ).

Страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.

Как следует из материалов дела, Приказом Управления от 07.04.2021 № 283-лс служебный контракт с П.М. Александровым расторгнут с освобождением его от замещаемой должности увольнением с государственной службы на основании подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Основанием для увольнения послужили результаты служебной проверки, проведенной на основании приказа Управления от 01.04.2021 № 277-лс.

Поскольку Александров П.М. был уволен из Управления 07.04.2021, и отсутствовали судебные акты о признании увольнения недействительным или изменении даты увольнения, представленные Ответчиком сведения по форме СЗВ-М за май - декабрь 2021 года правомерно не содержали сведения об Александрове П.М. как о работнике Управления, то есть на дату представления были достоверными.

Таким образом, на момент представления сведений по форме СЗВ-М за май - декабрь 2021 года Ответчиком не было совершено никаких нарушений требований Закона N 27-ФЗ.

Не согласившись с приказом о прекращении служебного контракта от 07.04.2021 № 283-лс, П.М. Александров обратился в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики с исковым заявлением.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16.11.2020 по делу № 2-2906/2021 в удовлетворении исковых требований П.М. Александрова об отмене приказа от 07.04.2021 № 283-лс и восстановлении на работе в должности государственного инспектора Чувашского территориального отдела Управления с взысканием суммы среднего заработка со дня увольнения по день фактического восстановления на работе отказано в полном объеме.

Апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 07.02.2021 № 33-387/2022 решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10.11.2021 № 2-2906/2021 отменено с вынесением нового решения, согласно которому признан незаконным приказ от 07.04.2021 № 283-лс о прекращении и расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности П.М. Александрова, восстановлен П.М. Александрова на работе в должности государственного инспектора Чувашского территориального отдела Управления с 08.04.2021, с Управления в пользу П.М. Александрова взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 08.04.2021 по 07.02.2022 в размере 204 367 руб. 20 коп.

Приказом от 08.02.2022 № 32-лс отменен приказ от 07.04.2021 № 283-лс «О прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с федеральной государственной гражданской службы П.М. Александрова»

С момента вступления в законную силу вышеуказанного решения суда у Ответчика появилась обязанность по уточнению сведений в отношении Александрова П.М., которую он исполнил, подав в Фонд 11.02.2022 дополняющие сведения по форме СЗВ-М (доп.) за отчетный период май - декабрь 2021 года.

При этом, сроки представления дополняющих сведений Законом N 27-ФЗ не установлены.

Выплата Александрову П.М. пенсии в завышенном размере (с учетом доплаты неработающим пенсионерам) производилась на основании решения Фонда от 10.07.2020. То есть данное решение было вынесено Истцом до принятия Апелляционного определения Верховного Суда Чувашской Республики от 07.02.2021 по делу № 33-387/2022 и вступление его в законную силу.

Таким образом, из совокупности материалов дела следует, что на дату принятия Фондом решения о выплате пенсии Александрову П.М. Управление не допустило никаких нарушений при представлении Фонду сведений по форме СЗВ-М за май - декабрь 2021 года.

При этом, исходя из ч. 6 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.

Следовательно, поскольку дополняющие сведения с отражением Александрова П.М. в качестве работающего пенсионера представлены Ответчиком 11.02.2021, Фонд не позднее указанной даты знал (не могло не знать) о том, что Александров П.М. работал в Управлении, и не должен был производить индексацию пенсии и выплачивать ее в повышенном размере в марте 2021 года.

Суд, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу об отсутствии в действиях Ответчика нарушений, находящихся в прямой причинно-следственной связи с переплатой пенсии Александрову П.М.

С учетом изложенного судом не установлено совокупности условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 15, пунктами 1, 2 статьи 1064 ГК РФ (с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25) для возложения на Ответчика обязанности возместить причиненный ущерб, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.08.2023 N Ф05-17610/2023, Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 N 07АП-8780/19 по делу N А03-18157/2018.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Л.В. Андриянова