АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
=======================================================================
Именем Российской Федерации
г.Казань Дело № А65- 28256/2013
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2014 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кочемасовой Л.А., рассмотрев в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Логистика» к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Набережные Челны о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя – предст.ФИО1, дов. от 13.11.2013, дор.Калимуллин Р.Х.,
от ответчика – предст.ФИО2, дов. от 29.05.2013,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой В.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Логистика» (заявитель, работодатель) обратилось к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны (ответчик) с заявлением о признании недействительным решения № 01340113РВ0000713 от 18.11.2013 года на том основании, что в решении не установлена объективная сторона правонарушения, не указано в результате каких виновных действий была занижена база для исчисления страховых взносов. Общество считает произведенные выплаты водителям-экспедиторам, носящими характер суточных, компенсирующих водителям их затраты на социально-бытовые нужды в период нахождения в рейсе; порядок расчета суточных и их выплата закреплены в локальных актах; методика расчета компенсационных выплат не противоречит действующему законодательству.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что выплаты, производимые работодателем в целях компенсировать работнику его работу в условиях, отличных от нормальных (тяжелых, вредных, опасных), подлежат обложению страховыми взносами, так как входят в систему оплаты труда, являются составной частью заработной платы и представляют собой доход, полученный работником в результате трудовой деятельности. Компенсации выплачивались за период нахождения в рейсе не в целях возмещения каких-либо расходов (доказательств понесенных расходов не представлено), а в связи с характером выполняемой работы.
Как следует из материалов дела, ответчиком проведена проверка соблюдения заявителем законодательства, регулирующего вопросы правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в период с 1.01.2010 по 31.12.2012. По результатам проверки составлен акт № 013/401/765-2013 от 16.10.2013 года. На акт проверки заявителем были представлены возражения. По результатам рассмотрения акта проверки, возражений заявителя ответчиком было принято решение № 01340113РВ0000713 от 18.11.2013 года, согласно которому заявителю доначислены страховые взносы за 2010-2012 годы в сумме 1201885,61 руб., пени в сумме 228584,57 руб., а также применены меры ответственности в виде штрафа в сумме 240377,12 руб. в соответствии со ст.47 ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы ответчика о том, что заявителем необоснованно не включены в базу для исчисления страховых взносов суммы, выплаченные водителям-экспедиторам за период нахождения в рейсе, связанные с проживанием вне мест постоянного жительства (суточные компенсационные выплаты) в зависимости от километров общего пробега. При отсутствии подтверждающих расходы документов нельзя отнести данные выплаты к выплатам, которые не облагаются страховыми взносами.
Заявитель, не согласившись с решением ответчика обратился с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев представленные по делу документы, заслушав доводы сторон, суд удовлетворяет требования заявителя.
Заявитель, в силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон), является страхователем и плательщиком страховых взносов.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 8 Федерального закона предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 9 Федерального закона не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Один вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера: заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. При этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат предусмотрен ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом к (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона предусмотрено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм Федерального закона следует, что страховыми взносами облагаются все выплаты, связанные с выполнением работ, услуг в рамках трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, за исключением компенсационных выплат, установленных законодательством РФ (кроме выплат за работу с тяжелыми и вредными условиями труда), а также суточные за время нахождения работника в командировке, поскольку не являются выплатами за выполненную работу, оказанные услуги в рамках трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.
На основании части 1 статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или с ведома работодателя.
В части 2 этой же статьи установлено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
В материалы дела заявителем представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности по перевозке грузов по всей территории Российской Федерации. Водители-экспедиторы в процессе трудовой деятельности длительное время находятся в пути за пределами места нахождения предприятия (г.Набережные Челны), т.е. возврат их к месту своего проживания ежедневно не может быть обеспечен. В качестве доказательств заявитель представил путевые листы, схемы движения транспорта по маршруту, договоры перевозки и др. (т.2,3,5).
Правовыми основаниями выплат компенсаций в соответствии со ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации у заявителя являются Коллективный договор на 2010-2013 годы; Положение об оплате труда и дополнительных выплатах водителям-экспедиторам; приказы о начислениях при разъездном характере работы; трудовые договоры (т.2, л.д.1-13, т.4, л.д.1-5).
В приказах о начислении заработной платы при разъездном характере работ установлены порядок начисления компенсационных выплат за период нахождения в рейсе (в зависимости от пробега автомобиля за рейс). Указанная методика определения размера компенсации не противоречит действующему законодательству и фактически ответчиком не оспорена (т.4).
Оценивая содержание указанных локальных актов, а также иных, представленных в материалы дела документов (путевые листы, схемы движения транспорта, расчетные ведомости, товарные накладные и др.), суд приходит к выводу о том, что предусмотренные выплаты водителям-экспедиторам, носят характер возмещения затрат, связанных с длительным пребыванием вне места постоянного жительства (проживание, питание, услуги социально-бытового характера и др.), т.е. фактически являются «суточными», и не могут являться доходом работника.
Таким образом, и действующее федеральное законодательство и локальные акты заявителя предусматривают возможность компенсационных выплат и освобождение от страховых взносов в Пенсионный фонд России с расходов на эти цели с выплаченных работникам сумм.
При указанных обстоятельствах денежные средства ("суточные"), выплаченные заявителем своим работникам при направлении их в служебные поездки, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, следовательно, данные расходы не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Указанные выводы подтверждаются также сложившейся судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/2012)
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты представляют собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах, и на основании этого они не подлежат обложению страховыми взносами.
Доводы ответчика о том, что выплаты носят систематический характер, не связаны с компенсацией затрат, поскольку отсутствуют подтверждающие документы, выплаты обусловлены трудовыми отношениями, поэтому подлежат включению в объект для начисления страховых взносов, отклоняются судом в силу вышеизложенных обстоятельств. Также, оценивая указанные доводы, следует учесть особенности организации транспортно-экспедиционной деятельности, связанной с длительным отсутствием водителей-экспедиторов в месте постоянного проживания и нахождения организации, т.е. в условиях, требующих дополнительных расходов на жизнеобеспечение. Компенсация таких расходов не является доходом работника, является обязанностью работодателя. Доказательств иного ответчиком не представлено.
Таким образом, оспариваемое решение № 01340113РВ0000713 от 18.11.2013 противоречит положениям Федерального закона и подлежит признанию незаконным.
Поскольку требования заявителя удовлетворены, то расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 106, 110, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в г.Набережные Челны № 01340113РВ0000713 от 18.11.2013, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г.Набережные Челны устранить нарушение прав Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Логистика».
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России в г.Набережные Челны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Логистика» государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Логистика» выдать справку на возврат из бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Л.А.Кочемасова