НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 16.01.2024 № А65-32810/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело № А65-32810/2023

16 января 2024 года.

Судья Арбитражного суда Республики Татарстан Шайдуллин Ф.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, г.Йошкар-Ола (ОГРН 1021200766124, ИНН 1200000730) к Индивидуальному предпринимателю Анохину Сергею Николаевичу, г.Казань (ОГРН 304165914300040, ИНН 165907821545) о взыскании материального ущерба в виде переплаты страховой пенсии за период с января 2019 года по май 2019 года в размере 9 215 руб.,

У С Т А Н О В И Л :

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – заявитель, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования, Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Анохину Сергею Николаевичу (далее – ответчик, предприниматель, страхователь) о взыскании материального ущерба в виде переплаты страховой пенсии за период с января 2019 года по май 2019 года в размере 9 215 руб.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Ответчик представил в суд через электронную систему «Мой арбитр» заявление о истечении срока исковой давности.

Заявитель, в свою очередь, представил письменные пояснения, в которых указал, что излишняя выплата сумм страховой пенсии работающему пенсионеру явилась следствием несвоевременного представления страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ – М, необходимых для определения размера страховой пенсии работающим пенсионерам, представление которых входит исключительно в обязанности работодателя, а также представил сведения загрузки отчетности из программно – технического комплекса СФР по работающему у ИП Анохина С.Н. застрахованному лицу Чистяковой Н.Н.

Как следует из материалов дела, ИП Анюхин С.Н. с 25.03.2004 зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в территориальном органе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

ИП Анюхин С.Н. представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль 2019 года с нарушением установленного срока - 16.04.2019.

В результате несвоевременного представления сведений работающему у ИП Анюхина С.Н. пенсионеру (Чистяковой Наиле Нурмухамедовне) Отделением проведена индексация пенсии, как неработающему, что привело к излишней выплате пенсии за период с января 2019 года по май 2019 года в общей сумме 9 215 руб.

Выявив факт излишней выплаты страховой пенсии Отделением в адрес страхователя направлена претензия о возмещении бюджету Пенсионного фона причиненных убытков в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии одному получателю (исх. №11-09/14288 от 28.12.2021).

В установленный срок ответчиком излишне выплаченные суммы пенсии Отделению не возмещены.

Неуплата ответчиком указанной суммы явилась основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании суммы незаконно выплаченной пенсии в размере 9 215 руб.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Предметом заявленных требований является взыскание убытков в виде переплаты пенсии по старости.

Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент представления сведений за январь, февраль 2019 года, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент представления сведений за январь, февраль 2019 года, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.

В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона № 400- ФЗ).

Судом по материалам дела установлено, что ответчиком в пенсионный фонд несвоевременно были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль 2019 года, а именно, отчет со сведениями о факте работы Чистяковой Н.Н., в связи с чем указанному лицу проведена индексация пенсии, что привело к излишней выплате пенсии за период с января 2019 года по май 2019 года в размере 9 215 руб.

В пункте 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее - Правила).

Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Отделения Фонда пенсионного и социального страхования.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил).

Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.

Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года представлены ответчиком, в том числе на Чистякову Н.Н., 15 апреля 2019 года, следовательно, с указанной даты пенсионному фонду стало известно о факте работы Чистяковой Н.Н.

Таким образом, пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года, полученных 15 апреля 2019 года, уже в апреле 2019 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии.

Фактически прекратить выплату индексации пенсионный фонд имел возможность с 01 мая 2019 года, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил.

На основании изложенного и установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что ответчиком причинен ущерб пенсионному фонду только в связи с выплатой одному сотруднику пенсии в повышенном размере в январе, феврале, марте и апреле 2019 года, исходя из несвоевременно представленных им сведений по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года.

Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков за май 2019 года, Отделением не доказана.

Таким образом, суд приходит к выводу том, что ответчиком причинен ущерб пенсионному фонду только в связи с выплатой пенсии в повышенном размере в январе, феврале, марте, апреле 2019 года.

Вместе с тем, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.

В силу пункта 1 статьи 200 указанного Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (абзац 1 пункта 2 статьи 200 Кодекса).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из материалов дела, индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за январь и февраль 2019 года на Чистякову Н.Н. представлены ответчиком 15.04.2019.

Протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии №790/03/2019 составлен 28.05.2019, следовательно, уже 28.05.2019 заявителем однозначно установлен факт излишней выплаты пенсии Чистяковой Н.Н.

Таким образом, с момента установления факта излишней выплаты страховой пенсии по старости, то есть уже 28.05.2019 Пенсионному фонду было известно о нарушении его права, в то время как заявление поступило в суд 27.10.2023, то есть за пределами трехгодичного срока исковой давности.

Суд отмечает, что в данном случае направление ответчику претензии не продлевает срок исковой давности, поскольку не требуется обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Так в соответствии с правовыми позициями, изложенными в пунктах 43 и 44 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", в тех случаях, когда сторона хочет взыскать убытки, претензионный порядок нужно соблюдать только тогда, когда убытки связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. При подаче иска в суд о взыскании внедоговорных убытков соблюдать досудебный порядок не обязательно.

Взыскание убытков из внедоговорных отношений не входит в перечень случаев, в отношении которых требуется соблюдение претензионного и обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Исходя из буквального толкования содержания части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение досудебного порядка урегулирования споров при подаче искового заявления о взыскании убытков, возникших из внедоговорных обязательств, не предусмотрено. Не установлен такой порядок и иными нормами действующего законодательства.

В данном случае законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем направление ответчику претензии не продлевает срок исковой давности.

Таким образом, к моменту предъявления рассматриваемого заявления, срок исковой давности по данному требованию истек.

В силу части 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске; применение судом срока исковой давности исключает необходимость исследования доказательств по делу (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданской кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Учитывая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу № А19-6809/2023.

Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании части 3 статьи 110 АПК РФ суд не усматривает оснований для распределения государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 228 и 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Судья Ф.С. Шайдуллин