АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
Тел. (843) 292-07-57
_________________________________________________________________________
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-14964/2012
Резолютивная часть решения объявлена 10.07.2012г. Текст решения в полном объеме изготовлен 16.07.2012г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Хамитова З.Н.,
рассмотрев 10 июля 2012 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «ТГК-16», РТ, г. Казань к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань о признании незаконным и отмене Постановления от 14.05.2012г. № 11-12-248/пн о назначении административного наказания,
от заявителя – ФИО1, доверенность от 27.12.2011г. №142-Д; ФИО2, доверенность от 15.06.2012г. №66-Д; ФИО3, доверенность от 31.12.2011г. №90-Д;
от ответчика –ФИО4, доверенность от 10.01.2012г.; ФИО5, доверенность от 10.01.2012г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сайдашевой Р.Д.,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «ТГК-16», РТ, г. Казань (далее по тексту – заявитель) обратилось с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань, ( далее по тексту – ответчик) о признании незаконным и отмене Постановления от 14.05.2012г. № 11-12-248/пн о назначении административного наказания.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика требования не признали по мотивам, указанным в отзыве.
Как установлено судом, ответчиком в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Порядка проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007г. №07-108/пз-н, Типового Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006г. №06-69/пн-з, проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ОАО «ТГК-16» требований законодательства РФ о ценных бумагах, об акционерных обществах за весь период деятельности Общества.
В ходе проведения проверки ответчиком были выявлены следующие нарушения в отношении ОАО «ТГК-16»:
- первое нарушение: Общество опубликовало текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год на странице в сети Интернет с нарушением установленного п. 8.3.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н и действовавшего в момент совершения административного правонарушения (далее - Положение о раскрытии информации), срока.
Общество должно было опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год на странице в сети Интернет не позднее 15.05.2011.
В то же время, согласно справке, представленной Обществом в ходе проведения проверки (акт приема-передачи от 14.02.2012), а также распечатке с ленты новостей Общество опубликовало текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год на странице в сети Интернет 27.05.2011г. (на 12 дней позднее установленного срока).
- второе нарушение: в нарушение ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ «О бухгалтерском учете») и п. 1.2 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 № 101, Общество не опубликовало текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год в средствах массовой информации.
Согласно отчета об исполнении предписания РО ФСФР России в ВКР от 13.04.2012г. №11-12-СВ-03/689-т (письмо ОАО «ТГК-16» от 05.05.2012г. №139-05/2823) Общество опубликовало годовую бухгалтерскую отчетность в Российской газете, выпуск от 04.05.2012г. №99 (5772).
Указанные нарушения нашли отражение в протоколе об административном правонарушении от 02.05.2012г. № 11-12-207/пр-ап, на основании которого 14.05.2012г. ответчиком было вынесено постановление № 11-12-248/пн о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размер от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона Российской Федерации от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение) (в редакции от 21.01.2011г. действовавшей на момент проведения проверки).
В соответствии с пунктом 1.6 Положения, если иное не установлено настоящим Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
В обосновании привлечения заявителя к административной ответственности ответчик считает, что Общество опубликовало текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год на странице в сети Интернет с нарушением установленного п. 8.3.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н и действовавшего в момент совершения административного правонарушения (далее - Положение о раскрытии информации), срока.
В соответствии с п. 8.3.5 Положения о раскрытии информации, действовавшего в проверяемый период, акционерное общество, на которое не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Общество обязано представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.
Таким образом, Общество должно было опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год на странице в сети Интернет не позднее 15.05.2011.
В то же время, согласно справке, представленной Обществом в ходе проведения проверки (акт приема-передачи от 14.02.2012), а также распечатке с ленты новостей Общество опубликовало текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год на странице в сети Интернет 27.05.2011 (на 12 дней позднее установленного срока).
Факт указанного нарушения вышеперечисленных норм подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 02.05.2012г. №11-12-207/пр-ап и другими материалами дела.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что осуществляя деятельность по производству тепловой и электрической энергии, Общество является субъектом оптового рынка электрической энергии и раскрывает информацию на странице в сети Интернет не только в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, но в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии.
В силу Постановления Правительства РФ от 21.02.2004 г. № 24 «Об утверждении раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии» Общество обязано раскрывать информацию о деятельности общества, в том числе годовую финансовую отчетность, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Общество обязано раскрывать информацию на сайте в сети интернет, официальных печатных изданиях с обязательным уведомлением ФАС и ФСТ.
Учитывая, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а коллизии между нормами актов различных организаций разрешаются в зависимости от их компетенции, при раскрытии годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии ОАО «ТГК-16» руководствовалось Приказом Минфина №101 от 28.11.1996 г. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 1996 г. N 1209) «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами». В соответствии с Приказом Минфина РФ №101 публикация бухгалтерской отчетности производится после проверки и подтверждения ее независимым аудитором, а также утверждения ее общим собранием акционеров.
Годовая бухгалтерская отчетность ОАО «ТГК-16» за 2010 год была утверждена решением акционера 26.05.2011г. Таким образом, с учетом совокупных норм законодательства РФ возможность для соблюдения правил и норм ст. 8.3.5 Положения о раскрытии информации возникла у ОАО «ТГК-16» лишь после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год Общим собранием акционеров.
До проведения общего собрания акционеров ОАО «ТГК-16» были приняты все разумные меры по обеспечению доступности годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год всем заинтересованным лицам - единственному акционеру ОАО «ТАИФ» (Письмо № 107-05/742 от 18.02.2011г.), налоговому органу, органу статистики.
Изложенное свидетельствует о формальном наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения указанного п.1 в постановлении №11-12-248/пн о назначении административного наказания от 14.05.2012г., предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-0, от 5 ноября 2003 г. N 349-О.
В п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При этом, в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь требованиями, содержащимися в ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20.03.1952 г. о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, суд по первому эпизоду выявленного административным органом правонарушению учитывает следующее:
- срок нарушения составил всего 12 календарных дней;
- выявленные нарушения заявителем были устранены;
- годовая бухгалтерская отчетность ОАО «ТГК-16» за 2010 год была получена ОАО «ТАИФ» 18.02.2011г.
- данная информация своевременно размещена на сайте в сети Интернет в полном объеме;
- намерения скрыть информацию в действиях заявителя не установлено;
- единственным акционером ОАО «ТГК-16», является ОАО «ТАИФ», акции которого на свободном рынке не обращаются.
- Общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права; противоправное поведение Общества не сопряжено с систематическим характером нарушения публичного порядка.
Учитывая изложенного, суд пришел к выводу о малозначительности по первому административному правонарушению, указанному в оспариваемом постановлении.
В данном случае, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала по первому эпизоду правонарушения достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ; наложение штрафа в размере 700 000 руб. по одному из нарушений указанных в оспариваемом постановлении будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности. Взыскание такого крупного штрафа в размере 700 000 руб. за нарушение срока в 12 календарных дней является явно несоразмерным характеру допущенного правонарушения, не повлекшего никаких последствий и существенных нарушений охраняемым общественным отношениям.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в этой связи, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, считает возможным освободить заявителя от административной ответственности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности за не опубликования текста годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. на странице в сети Интернет.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении от 15.06.2011г. ФАС Восточно-Сибирского округа по делу №А33-15411/2010, Постановлении от 20.12.2010г. ФАС Поволжского округа по делу №А65-13235/2010, Постановлении от 22.03.2010г. ФАС Уральского округа, Постановлении от 08.11.2011г. по делу №Ф09-7242/11, Постановлении от 08.08.2011г. ФАС Уральского округа №Ф09-4909/11, Постановлении от 21.07.2011г. ФАС Уральского округа по делу №Ф09-4238/11, Постановлении от 20.09.2011г. ФАС Поволжского округа по делу №А65-815/2011.
Пунктом 17 Постановления Пленума от 02.06.2004 N10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
На основании изложенного, суд считает требования заявителя по первому нарушению выявленного административным органом подлежащими удовлетворению, оспариваемое постановление подлежащим отмене.
В обосновании привлечения заявителя к административной ответственности по другому нарушению ответчик считает, что в нарушение ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ «О бухгалтерском учете») и п. 1.2 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 № 101, Общество не опубликовало текст годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год в средствах массовой информации.
Исследовав материалы дела по второму нарушению указанному в оспариваемом постановлении суд пришел к следующему.
Административным органом вменяется обществу факт опубликования в средствах массовой информации годовой бухгалтерской отчетности за 2010 с нарушением срока, предусмотренного статей 16 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона «О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Согласно статей 2, 13, 16 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации, о результатах ее хозяйственной деятельности, составляется на основе данных синтетического и аналитического учета, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения, пояснительной записки и подлежит публикации акционерным обществом (годовая бухгалтерская отчетность).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и изданному в ее развитие приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28.11.1996 № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 01 июня года, следующего за отчетным. При этом публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Статьей 18 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете: руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае несоблюдения сроков ее (бухгалтерской отчетности) представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством четко установлено, что за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете ответственность несут физические лица – руководители организаций и ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета лица.
Привлечение к ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о бухгалтерском учете действующим законодательством не предусмотрено.
Административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности предусмотрена положениями статьи 15.11 КоАП РФ.
Однако, дела об административных правонарушениях, связанных с грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности (предусмотренных статьей 15.11 КоАП РФ) рассматривают судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ), а не ФСФР.
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение указанной категории дел находится исключительно в компетенции судьи, поэтому Федеральная служба по финансовым рынкам не уполномочена привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета.
Следовательно, за нарушение правил ведения бухгалтерского учета ФСФР по ВКР не уполномочена привлекать виновных лиц к административной ответственности.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции от 10.11.2011) в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу №А65-27376/2009 от 16.04.2010г., по делу №А65-33724/2009 от 20.04.2010г., по делу №А65-12898/2010 от 12.11.2010г., по делу №А65-25912/2011 от 13.06.2012г.
На основании изложенного, суд считает требования заявителя по второму нарушению выявленного административным органом подлежащими удовлетворению, оспариваемое постановление подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе об оспаривании постановления №11-12-248/пн от 14.05.2012г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ Открытого акционерного общества "ТГК-16" расположенного по адресу: РТ, <...>, зарегистрированного в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, признать незаконным и отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение десяти дней со дня принятия.
Судья З.Н. Хамитов