АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57 =============================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-22216/2010-СА3-32
10 ноября 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2010 г. Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Латыповым И.И.,
от заявителя – ФИО1, доверенность от 03.11.2010;
ответчика – ФИО2, доверенность от 12.07.10г.;
от лица, ведущего протокол судебного заседания – секретарь судебного заседания Зинкевич И.В.,
рассмотрев 09.11.2010 г. по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «КАМАЗжилбыт» г.Набережные Челны к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстано признании незаконным постановления №29 от 14.09.2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, о назначении административного наказания ЗАО «КАМАЗжилбыт» в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей и его отмене,
У С Т А Н О В И Л :
Закрытое акционерное общество «КАМАЗжилбыт», г.Набережные Челны (далее заявитель, ЗАО «КАМАЗжилбыт») обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее ответчик) о признании незаконным постановления №29 от 14.09.2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, о назначении административного наказания ЗАО «КАМАЗжилбыт» в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей и его отмене.
Представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и материалов административного производства.
Судом заявленное ходатайство удовлетворено в порядке ст.159 АПК РФ.
Представители заявителя требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требования не признал по мотивам указанным в отзыве, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснил, что проверка проведена в полном соответствии с требованиями КоАП РФ, а вина общества в совершении административного правонарушения доказана материалами дела.
Как усматривается из представленных по делу документов, налоговым органом на основании поручения № 487 от 02 августа 2010 была проведена проверка ЗАО «КАМАЗжилбыт» по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), порядка работы с денежной наличностью, полноты учета выручки, полученной с применением ККТ за период с 01.06.2010г. по 01.08.2010г.
В ходе проверки установлен факт неоприходования в кассу ЗАО «КАМАЗжилбыт»денежных средств, полученных с применением ККТ модели Штрих 950 К заводской номер 3678 в сумме: 36360 руб. за 09.07.2010 г., 20824 руб. за 10.07.2010 г., 39531 руб. за 16.07.2010 г., 6085 руб. за 17.07.2010 г, 19475,80 руб. за 23.07.2010 г., 30374 руб. за 24.07.2010 г. Неоприходована денежная наличность полученная с применением ККТ модели ЭКР 2102к заводской номер 149945 в сумме: 1103,20 руб. за 09.07.2010 г., 1138,50 руб. за 16.07.2010 г., 2101,40 руб. за 23.07.2010 г. Неоприходована денежная наличность полученная с применением ККТ модели Меркурий 130 Ф заводской номер 59547 в сумме: 4505 руб. за 10.07.2010 г., 16475 руб. за 17.07.2010 г., 13165 руб. за 24.07.2010 г. Неоприходована денежная наличность полученная с применением ККТ модели Меркурий 130к заводской номер 9302319 в сумме: 13460 руб. за 10.07.2010 г, 10925 руб. за 17.07.2010 г., 6465 руб. за 24.07.2010 г.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении № 000416 от 31.08.2010 г., в котором указано, что на день проверки выявлено нарушение ЗАО «КАМАЗжилбыт» установленного порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся следующем:
- по данным фискальных отчетов и кассовой книги (приходный кассовых ордеров) установлен факт неоприходования денежных средств в день их получения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении налоговым органом вынесено постановление № 29 от 14.09.2010 г., в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлениемо признании незаконным постановления №29 от 14.09.2010г. начальника ИФНС России по г.Наб.Челны РТ, Советника государственной гражданской службы РФ 1 класса ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, о назначении административного наказания ЗАО «КАМАЗжилбыт» в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей и его отмене.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40)
(с изменениями от 26 февраля 1996 г.) (далее Порядка) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Согласно пункту 22 вышеуказанного Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Суд принимает довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в том числе в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается часть наличных денежных средств, не учтенных и не поступивших в кассу, то есть сокрытых от налогообложения.
Инспекцией выявлен факт несвоевременного оприходования обществом в кассу денежной наличности.
Как указывается в акте проверки от 25.08.2010г. №200, нарушения заявителем допущены в результате неоприходования выручки, полученной в праздничные и выходные дни. Выручка, полученная предприятием в пятницу, субботу, воскресенье, оприходывалась в кассу предприятия в понедельник с утра. Выручка, полученная в праздничные, дни оприходывалась в первый послепраздничный рабочий день.
Однако доводы заявителя основываются на том, что оприходование наличных денежных средства в кассу организации, в день их получения и пробития чека ККМ не представлялось возможным, в данном случае имело место лишь несвоевременное оформление кассовых операций. Это связано с тем, что режим работы центральной кассы ЗАО «КАМАЗжилбыт» соответствует требованиям законодательства и равен 40-часовой рабочей недели (с понедельника по пятницу, с 8 часов до 17 часов, с перерывом на обед- 1 час), а кассовые аппараты в гостинице «КАМАЗ», Клинике-санатории «Набережные Челны» и Санатории профилактории «КАМАЗ» могут осуществлять круглосуточный прием денежных средств от клиентов – потребителей услуг. Данные структурные подразделения находятся на значительном удалении от центральной кассы, что свидетельствует об отсутствии у предприятия возможности своевременного и полного оприходования денежной наличности, сдачи ее в центральную кассу в день получения. Выходные дни (суббота, воскресенье и праздничные дни) центральная касса предприятия не работает, что делает невозможным оприходование наличности и внесение записей в главную кассовую книгу в день получения наличности от клиентов и отбития фискального чека.
Заявитель указывает на то, что несвоевременное оприходование денежной наличности не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ.
Суд, согласившись с доводами заявителя, удовлетворяет требования по следующим основаниям.
Положением Центрального банка Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" предусмотрено, что порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
- для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
В данном Положении также предусмотрено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений (пункт 2.5).
Согласно п. 2 Приказа ЗАО «КАМАЗжилбыт» №109 от 01.03.2010г. установлено, что руководителям подразделений, служб необходимо обеспечить прием наличных денег при осуществлении расчетов с контрагентами с обязательным применением контрольно-кассовых машин и организовать ежедневную сдачу выручки до 12-00 в центральную кассу. Руководителям подразделений, имеющим круглосуточный режим работы, в связи с территориальной отдаленностью от центральной кассы, в нерабочие дни банка (выходные дни) и с учетом режима работы центральной кассы, отсутствием возможности осуществления сбора выручки в конце рабочего дня, с учетом пунктов 2.4 и 2.5 «Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации ЦБ РФ от 05.01.1998г. №14-П необходимо обеспечить сдачу выручки за пятницу (вторая половина дня), субботу и воскресенье в понедельник с утра в центральную кассу предприятия.
Факт неоприходования ЗАО «КАМАЗжилбыт» в кассу 282 036 руб. 70 коп. по состоянию на 24.07.2009, а также накопление в кассе 02.07.2010г, 03.07.2010г., 09.07.2010г., 10.07.2010г., 16.07.2010г, 17.07.2010г., 23.07.2010г. и 24.07.2010г. наличных денег установлен судом и подтверждается материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии вины в действиях заявителя, установив, что работа центральной кассы ЗАО «КАМАЗжилбыт» заканчивается в 17.00, а торговые точки имеют круглосуточный режим работы, отсутствует возможность осуществлять сбор выручки в этих торговых точках в конце рабочего дня в связи с их удаленностью от центральной кассы, остаток в кассе образовался в нерабочие дни (выходные дни).
Денежные суммы в последующем были оприходованы, выписаны кассовые ордера и в данном случае имело место несвоевременное оформление кассовых операций, а не неоприходование (неполном оприходование).
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Такое нарушение указанного порядка (несвоевременное оприходование) не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, при отсутствии сведений о расхождении между выручкой и фактическим наличием денежных средств. Данная правовая позиция изложена также в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2010г. по делу №А56-66333/2009, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.06.2008г. по делу А44-454/2008, в Постановлении Западно - Сибирского округа от 04.03.2010г. по делу №А03-13992/2009.
Таким образом, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ не доказан материалами дела.
Согласно ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заявителя следует удовлетворить, постановление административного органа признать незаконным и отменить.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан от 14.09.2010г. №29 о привлечении Закрытого акционерного общества «КАМАЗжилбыт» г.Набережные Челны к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья И.И. Латыпов