АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail:info@ tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
===================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-23120/2013
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2013 г. Текст решения в полном объеме изготовлен 12.12.2013 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю.,
рассмотрев 03.12.2013 г., 05.12.2013 г. в открытом судебном заседании дело по заявлению Ликвидатора Общества с ограниченной ответственностью «Зодчий» ФИО1, г. Елабуга к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Татарстан от 22.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «Зодчий» в связи с его ликвидацией как не соответствующего Федеральному закону № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
с участием представителей:
от заявителя - представитель ФИО2, доверенность от 01.11.2013 г. ( после перерыва не явился)
от ответчика – представитель ФИО3, доверенность от 13.09.2013 г. ( после перерыва не явился)
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бариевой А.Д.,
У С Т А Н О В И Л:
Ликвидатор Общества с ограниченной ответственностью «Зодчий» ФИО1, г. Елабуга( далее по тексту – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга ( далее по тексту – ответчик, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Татарстан от 22.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «Зодчий» в связи с его ликвидацией как не соответствующего Федеральному закону № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В ходе судебного заседания представитель заявителя заявил об уточнении заявленных требований, изложив их в следующей редакции: « признать незаконным решение МРИ ФНС России № 9 по РТ от 22.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО «Зодчий» в связи с его ликвидацией как не соответствующее Федерального закону № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части требования погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц.
Суд, рассмотрев вопрос о принятии данного уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия такого уточнения, поскольку оспариваемое решение от 22.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации не содержит разбивки на части и указания на какие-либо требования, имеет единое основание для отказа в государственной регистрации, наличие отдельных оснований вытекает только из сути оспариваемого решения, в связи с чем рассматривается и оценивается судом в полном объеме, исходя из первоначально заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что заявитель согласен с наличием недоимки по земельному налогу, однако не может согласиться с неподтвержденной налоговым органом в установленном порядке недоимкой по НДФЛ.
Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 05.12.2013 г. до 14 час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время, в том же составе суда, в отсутствие представителей сторон.
От ответчика после перерыва поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела справок 2-НДФЛ.
Судом заявленное ходатайство о приобщении документов удовлетворено в порядке ст. 159 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью «Зодчий» в лице ликвидатора ФИО1 15.07.2013 г. было подано заявление о прекращении юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей
( участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, с приложением пакета документов.
Решением от 22.07.2013 г. налоговый орган отказал в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица на основании непредставления определенных статьей 23 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон №129-ФЗ, посчитав, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс, как указал налоговый орган, считается непредставленным в связи с тем, что содержит недостоверные сведения.
В обоснование данного решения налоговый орган письмом от 30.07.2013 г. № 2.7-0-49/00629 ( л.д.11) разъяснил заявителю, что представленный заявителем ликвидационный баланс признан содержащим недостоверные сведения по причине того, что в нем не отражена кредиторская задолженность ООО «Зодчий» по налогу на доходы физических лиц, которая по состоянию на 26.07.2013 г. за период с 2011-2012 г.г. составила 1 256 792 руб. Из них: задолженность 2011 г. составила – 1 128 156 руб., расчетная задолженность 2012 г. ( рассчитанная согласно сведениям ПФР) составила 128 636 руб. Кроме того, по состоянию на 26.07.2013 г. ООО «Зодчий» имеет просроченную непогашенную задолженность по обязательным платежам ( денежным обязательства) перед бюджетом в общей сумме 110 778 руб. 07 коп., в том числе недоимка 102737 руб. 00 коп. ( недоимка образовалась по представленной заявителем декларации за 2012 г., дата поступления в ГНИ 19.07.2013 г.), пени 7841 руб. 07 коп., штраф 200 руб. Данная задолженность подтверждается справкой налогового органа от 26.07.2013 г. Кроме того, ООО «Зодчий» была сдана декларация по земельному налогу за 2013 г. к начислению 17 126 руб. 00 коп. по сроку уплаты 10.02.2014 г.
Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации прекращения юридического лица, заявитель оспорил его в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что выводы налогового органа о наличии у Общества задолженности по НДФЛ, являются не соответствующими действующему законодательству, поскольку такая задолженность в установленном законом порядке налоговым органом выявлена не была. Выводы налогового органа по земельному налогу фактически не оспариваются.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Нормами ст. 61 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен главой VII Закона о регистрации.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, в частности, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица (ст. 21 Закона о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае: а) непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим.
Рассмотрев материалы дела, суд находит обоснованными доводы заявителя о неподтвержденности налоговым органом наличия у Общества недоимки по НДФЛ.
Согласно части 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
По истечении срока для предъявления требований кредиторами обществом составлен промежуточный баланс.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
В силу положений ст.ст. 82, 88, 89, 101 НК РФ основанием для возникновения обязанности по уплате соответствующего налога является проведение налоговых проверок и вынесение решения в установленном законом порядке.
Положения пункта 11 статьи 89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Из материалов дела не усматривается, что в указанный период налоговый орган, располагая данными о ликвидации налогоплательщика, воспользовался своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных пунктом 11 статьи 89 НК РФ, путем проведения выездной налоговой проверки общества в связи с его ликвидацией.
При этом, как пояснил заявитель, Общество обращалось в адрес налогового органа с просьбой о проведении такой проверки, однако, налоговый орган таких мероприятий не осуществил.
При этом, результаты предпроверочных мероприятий не предусмотрены в качестве оснований возникновения у организации обязанности по уплате налоговых платежей, соответственно, ссылки налогового органа на данные главной книги и оборотно-сальдовой ведомости по счету № 68, а также представленные справки 2-НДФЛ и выявленную расчетным методом задолженность, являются несостоятельными и не могут служить в качестве доказательства наличия у Общества задолженности по НДФЛ.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 64 ГК РФ погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Судом установлено, что налоговый орган не оформил имеющуюся, по его мнению, у налогоплательщика задолженность, доказательств обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии общества в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьей 64 ГК РФ не представил, более того, принял от общества промежуточный баланс.
Таким образом, наличие задолженности по НДФЛ, не подтвержденной в установленном порядке, как основание для отказа в государственной регистрации прекращения юридического лица является неправомерным.
Вместе с тем, суд находит обоснованным решение налогового органа по другому основанию.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами, среди которых ст. 64 ГК РФ предусматривает и налоговый орган как кредитора по платежам в бюджет. ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В настоящем случае, действуя добросовестно и разумно, как того требует статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общество не должно было утверждать ликвидационный баланс до исполнения обязанности по уплате земельного налога в бюджет.
Как следует из материалов дела, налоговый орган письмом от 12.04.2013 г. направил в адрес Общества требование о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящуюся за ООО «Зодчий», а также о включении в реестр требований кредиторов должника ООО «Зодчий» с указанием в промежуточном ликвидационном балансе непогашенной суммы начислений по налогам за истекшие периоды , по которым еще не наступили сроки уплаты налогов.
Однако, ни в промежуточном ликвидационном балансе, ни в ликвидационном балансе обществом не указана какая-либо сумма задолженности перед бюджетом по земельному налогу, несмотря на совершение сделки, исчисление обществом налога и представление налоговой декларации за 2013 г.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, в частности по земельному налогу, что не оспаривается заявителем, у ответчика отсутствовали основания для принятия решения о государственной регистрации прекращения деятельности общества.
Руководствуясь статьями 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ
Судья Бредихина Н.Ю.