АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело №А65-5198/2012
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилялова И.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насыртдиновой И.М.,
рассмотрев 02 апреля 2012 года в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г.Казани к Обществу с ограниченной ответственностью «Юкна-Строй», г. Казань, о взыскании штрафа в сумме 71 260,40 руб.
с участием:
от заявителя – Ганиевой Г.Г. по доверенности от 17.05.2010,
от ответчика – Карповой Е.П. по доверенности от 01.03.2012,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани (заявитель, орган ПФР) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Юкна-Строй», г.Казань, (ответчик, общество, страхователь) о взыскании штрафа в сумме 71 260,40 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, просит снизить размер взыскиваемого штрафа до 1007,11 рублей.
Представитель ответчика также ходатайствовала о приобщении к материалам дела письма оператора связи - ООО «Налоговая консультация» от 28.03.2012 на запрос ответчика от 20.03.2012 с приложениями. Судом в отсутствие возражений заявителя данное письмо приобщено к материалам дела.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как следует из заявления и представленных документов, обществом в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в орган ПФР по каналам электронной связи с электронной цифровой подписью (ЭЦП) 09.08.2011 были представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за полугодие 2011 года. Вместе с тем, данные сведения представлены в орган ПФР с ошибками, что подтверждается протоколом проверки файлов от 13.08.2011.
Так, как следует из данного протокола, индивидуальные сведения содержали ошибки, заключающиеся в отсутствии в отчете сведений о погашении задолженности по уволенным сотрудникам (Малов Р.А., Бекбулатов Р.К.). Указанный протокол проверки файлов с предложением в двухнедельный срок исправить допущенные ошибки органом ПФР отправлен 13.08.2011, а обществом получен 15.08.2011.
Обществом 19.08.2011 представлены в орган ПФР уточненные сведения, в которых указанные ошибки в индивидуальных сведениях исправлены не были. Протоколом проверки файлов от 29.08.2011, полученным обществом 31.08.2011, информация об ошибках в индивидуальных сведениях по Малову Р.А. и Бекбулатову Р.К. повторно доведена органом ПФР до общества.
Уточненные сведения в виде корректирующей формы с исправленными ошибками были направлены обществом в орган ПФР по каналам электронной связи с ЭЦП лишь 22.09.2011.
Поскольку обществом представлены недостоверные индивидуальные сведения при том, что срок исправления ошибок нарушен, должностным лицом органа ПФР составлен акт от 05.10.2011 № 56/11 ГН(2) об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения акта от 05.10.2011 № 56/11 ГН(2) органом ПФР было вынесено решение от 03.11.2011 № 56/11ГН(2) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете), которым общество за совершение правонарушения в виде представления недостоверных индивидуальных сведений на застрахованных лиц за полугодие 2011 года привлечено к ответственности, установленной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 10% причитающихся платежей в Пенсионный фонд РФ за отчетный период в сумме 71 260,40 рублей.
Органом ПФР обществу было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 02.12.2011 № 56/11ГН(2), которое обществом в установленный в требовании срок (23.12.2011) в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем орган ПФР обратился в суд за принудительным взысканием штрафа.
Рассмотрев представленные по делу документы, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с частью 1 ст. 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в орган Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.
В целях реализации Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ) страхователь (начиная с 2011 года) ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, указанные в п. 2 ст. 11 данного закона.
Согласно ст. 1 Закона № 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с частью 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со ст. 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным законом, и обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных указанным законом.
Согласно расчету (форма РСВ-2 ПФР) и описи (форма АДВ-6-2) сумма причитающихся за полугодие 2011 года платежей в Пенсионный фонд РФ составила 712604 руб., в том числе: 593505 руб. на страховую часть, 119099 руб. – на накопительную часть.
Факт представления 09.08.2011 ответчиком в орган ПФР недостоверных индивидуальных сведений в орган ПФР подтверждается материалами дела.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, о неполучении протокола проверки файлов от 13.08.2011 с указанием ошибок по застрахованным уволенным сотрудникам, что свидетельствует о том, что первоначально сведения в отношении застрахованных лиц были представлены в установленный законом срок, и о том, что о наличии данных ошибок общество узнало лишь из протокола проверки файлов от 29.08.2011, вследствие чего требование о взыскании штрафных санкций неправомерно, судом отклоняются.
Из представленного ответчиком в судебное заседание письма ООО «Налоговая консультация» от 28.03.2012 № 40-П, адресованного ответчику, во взаимосвязи с приложенными к письму документами (пакет поступивших из органа ПФР документов), следует, что пакет документов, полученный из органа ПФР, в том числе: протокол проверки РСВ-1 от 13.08.2011 и протокол проверки файлов от этой же даты (с приложением, содержащим описание ошибок в индивидуальных сведениях), был передан представителю общества 18.08.2011, что подтверждается записью в журнале. Как следует из сопроводительной надписи к этим протоколам, описание ошибок следует смотреть в файлах – приложениях, не погашена задолженность по уволенным сотрудникам, список работников прилагается.
Тем самым, судом установлено, что с получением у оператора связи поступившего из органа ПФР пакета документов обществом был получен и протокол проверки файлов от 13.08.2011 с указанием ошибок по застрахованным уволенным сотрудникам, тем самым о наличии вышеуказанных ошибок общество было извещено. Данное обстоятельство в судебном заседании со ссылкой на письмо оператора связи подтвердил и представитель ответчика.
Суд признает ошибочным довод ответчика о том, что сумма штрафа подлежит расчету исходя из суммы скорректированных страховых взносов по уволенным сотрудникам, то есть из 10 071,08 руб., поскольку действующим законодательством такой расчет штрафных санкций за представление недостоверных индивидуальных сведений на застрахованных лиц не предусмотрен.
Материалами проверки подтверждается и ответчиком не оспаривается, что страхователем в орган ПФР представлены индивидуальные сведения в полном объеме, в отношении всех застрахованных лиц, то есть они не являются неполными. Вместе с тем, представленные индивидуальные сведения являлись недостоверными ввиду содержащихся в них ошибок, соответственно, исчисление размера штрафа в данном случае исходя из корректировки недостоверных сведений является неправомерным.
Отклоняет суд и ссылку ответчика на судебные акты ФАС Дальневосточного округа и Арбитражного суда Республики Татарстан как вынесенные по спорам с иными обстоятельствами и не подтверждающие доводы ответчика.
Таким образом, общество правомерно привлечено заявителем к ответственности, установленной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 71 260,40 руб. (712604 * 10%).
Процедура привлечения общества к ответственности и досудебный порядок урегулирования спора, установленный законодательством, соблюдены.
Вместе с тем, суд считает необходимым применить принцип соразмерности привлечения страхователя к ответственности, выражающий требования справедливости в сфере публично-правовых отношений.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П, от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Поскольку к правоотношениям по контролю за правильностью представления страхователями сведений, определенных Законом № 27-ФЗ, применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ, определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 ст. 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 ст. 114 НК РФ), при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.
Как разъяснено в п. 19 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», если при рассмотрении дела о взыскании санкций за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 данного кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что обязанность страхователя по представлению в орган ПФР индивидуальных сведений, по исправлению ошибок ответчиком исполнена.
Доводы ответчика о том, что в предыдущие периоды он не имел несвоевременно уплаченных взносов, не привлекался к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования, что данный факт является единственным нарушением, заявителем не опровергнуты.
Учитывая изложенное, принимая во внимание степень вины правонарушителя, характер совершенного деяния, отсутствие ущерба, связанного с неправомерными действиями ответчика, незначительность срока, в течение которого нарушения были устранены, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, расценивает данные обстоятельства в соответствии со ст. 112 НК РФ смягчающими вину и считает возможным в силу ст. 114 НК РФ уменьшить размер подлежащих взысканию с ответчика штрафных санкций за представление им недостоверных индивидуальных сведений на застрахованных лиц за полугодие 2011 года, до 5 000 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в сумме 200 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Юкна-Строй» (ОГРН 1091690053971, ИНН 1655183406), расположенного по адресу: г. Казань, ул. Островского, д.79, зарегистрированного в ЕГРЮЛ 29.10.2009г., в доход Пенсионного фонда Российской Федерации 5000 (Пять тысяч) рублей штрафа и в доход федерального бюджета 200 (Двести) рублей государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья И.Т. Гилялов