Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
07 мая 2014года
Дело № А58-1044/2014
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2014 года
Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2014 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
Шевелева В. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721170838, ОГРН 1097746136124) от 17.02.2014 № У7-728/03 к Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ВИСТ" (ИНН 1434007931, ОГРН 1021401007121) об аннулировании лицензии от 08.08.2011 № 143АП0002764 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А647939,
с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края, при выполнении судебного поручения Арбитражным судом Хабаровского края в составе судьи Никитиной Т.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Ульяновой А.А.,
с участием в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителя ООО ПКФ «ВИСТ» – Веретельников А.Н. по доверенности от 30.08.2013,
с участием в Арбитражном суде Хабаровского края представителя административного органа – Ин В.М. по доверенности от 29.03.2012 № 27АА 0303915,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулирования алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – заявитель, Росалкогольрегулирование, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии от 08.08.2011 № 143АП0002764 (номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на бланке А647939, выданной обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "ВИСТ" (далее – общество).
Общество представило отзыв о несогласии с заявленным требованием.
Судом установлено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.
Лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в силу пункта 5.3.2 Положения «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 154, осуществляет данная федеральная служба - Росалкогольрегулирование, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Таким образом, в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии вправе обратиться Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Данная федеральная служба, как следует из названного выше Положения, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, Положение о котором утверждено приказом Федеральной службы по регулированию алкогольными рынками от 02.10.2009 № 73, является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что заявление подано уполномоченным лицом.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного Закона № 171-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 "О представлении декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации обязаны представлять декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим периодом, а также в случае, если действие лицензии организации было приостановлено, а затем возобновлено, декларации представляются в течение 3-х месяцев ежемесячно (за отчетный месяц) в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца, в котором было возобновление лицензии.
В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
21.01.2013 общество представило в МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 5, 23.01.2013 представило декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6, 21.01.2013 представило декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 за 4 квартал 2012 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. В ходе проверки деклараций административным органом установлено, что Обществом несвоевременно представлена декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6; представлены недостоверные сведения в декларации № 5 и № 6. По данному факту заявителем вынесено постановление от 05.03.2014 № 243-06/2013, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за представление недостоверных сведений в декларациях за 4 квартал 2012 года в виде штрафа в размере 30 000 руб. Штраф оплачен обществом 06.03.2013 платежным поручением № 181.
09.07.2013 общество представило в МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 5, , декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 на бумажном носителе за 2 квартал 2013. В ходе проверки деклараций административным органом установлено, что ООО «Ремикс» представлены недостоверные сведения в декларации № 5 и № 7. Данный факт установлен постановлением Росалкогольрегулирования от 09.08.2013 № 615-10/2013, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.10.2013 по деду № А58-4668/2013 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 09.08.2013 № 615-10/2013 о назначении административного наказания Обществу отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу №А58-4668/2013, постановление от 09.08.2013 № 615-10/2013 и решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.10.2013 по делу № А58-4668/2013 отменены.
Согласно данного постановления судом установлена вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ за внесение искаженных сведений в декларации за 2 квартал 2013 года, однако сделан вывод о возможности признания совершённого Обществом правонарушения малозначительным, в связи с чем постановление Управления от 09.08.2013 № 615-10/2013, а также решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.10.2013 по делу № А 58-4668/2013 отменены.
Таким образом Постановлением Управления от 05.03.2013 № 243-06/2013, Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу № А58-4668/2013 установлены факты внесения искаженных сведений Обществом в декларации в течении одного года.
В связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях в лицензирующий орган, заместителем руководителя Росалкогольрегулирования 11.02.2014 принято решение № 10/10-опт о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии от 08.08.2011 № 14ЗАП0002764 на бланке А 647939, выданной ООО ПКФ «ВИСТ».
Указанное решение направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением, что подтверждается имеющимся в деле реестром почтовых отправлений от 17.02.2014 № 28.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
В силу девятого абзаца пункта 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в том числе, повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Вступившим в законную силу постановлением Росалкогольрегулирования от 05.03.2013 №243-06/2013, а также Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу № А58-4668/2013 установлен факт повторного в течение одного года сообщения Обществом недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
На основании указанной нормы суд приходит к выводу о том, что один год для определения повторности сообщения недостоверных сведений в декларациях следует исчислять с даты вынесения последнего постановления, которым лицензиат привлечен к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений в декларациях. В данном случае с 05.03.2013.
Следовательно, довод ответчика об отсутствии признака повторности сообщения недостоверных сведений в пределах одного года подлежит отклонению.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт повторного в течение одного года сообщения ответчиком в лицензирующий орган недостоверных сведений в декларациях.
Каких-либо нарушений порядка аннулирования лицензии судом не установлено.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" внесены изменения в Федеральный закон № 171-ФЗ в соответствии с которым исключено судебное усмотрение при принятии решения судом решений по делам об аннулировании лицензий.
При этом перечень оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке определен Федеральным законом № 171-ФЗ, которые являются исчерпывающими и определены законодателем как соразмерные такому виду административно-правовой санкции как аннулирование лицензии в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Государственное принуждение, как один из методов руководства обществом, заключается в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер воздействия, позволяющих посредством системы правовых ограничений, лишений, обременении или ответных действий, заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз.
Обществом не выполнены требования Федерального закона № 171-ФЗ в части запрета на искажение декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим Законом предусмотрено принудительное лишение лицензии за повторное нарушение лицензионных требований.
Но Федеральный закон № 171-ФЗ при этом не устанавливает срока, на который лицо лишается права заниматься соответствующим видом лицензируемой деятельности, и срока, когда лицо может повторно обратиться в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии. Таким образом, повторно с заявлением о выдаче лицензии можно обратиться в любое время после аннулирования лицензии. При этом производится экспертиза документов в общем порядке.
При названных обстоятельствах суд считает, что лицензия подлежит аннулированию.
В соответствии со статьями 102, 103, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину в размере 4 000 рублей следует взыскать с общества.
Руководствуясь статьями 110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
аннулировать лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции от 08 августа 2011 года регистрационный № 13830, на бланке А647939, выданную обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирме «ВИСТ» (место нахождение: город Нерюнгри, улица Карла Маркса, 13, ИНН 1434007931, ОГРН 1021401007121).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмы «ВИСТ» (место нахождение: город Нерюнгри, улица Карла Маркса, 13, ИНН 1434007931, ОГРН 1021401007121) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4.000 (четыре тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
В.В. Шевелев