Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ивашина Д.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) к Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (ИНН 1431007771, ОГРН 1031401420258) о взыскании 4 639 105,87 руб.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Администрации муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик) с требованием о взыскании задолженности по договору от 24.12.2018 № 215/278-18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в размере 4 639 105,87 руб., в том числе основной долг в размере 208 499,15 руб., неустойка в размере 4 430 606,72 руб. за период с 31.03.2020 по 16.09.2020; расходов по уплате государственной пошлины 46 196 руб.
От ответчика в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление от 06.10.2020 № 10077, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя от 15.10.2020, дополнение от 07.10.2020.
От истца в материалы дела представлено возражение на отзыв от 23.10.2020 № 1194539, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя от 26.10.2020
№ 1119/4572.
Представленные документы приобщаются к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны не явились, надлежаще извещены о времени и месте предварительного судебного заседания в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, с учетом отсутствия возражений сторон относительно перехода к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции и рассмотрения дела по существу, руководствуясь ст. 136, ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в арбитражном суде первой инстанции.
Исковое заявление содержит требование о взыскании основного долга и неустойки по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в виде разницы между ставкой НДС 20 %, применяемой в момент исполнения договора и 18 %, существовавшей в момент заключения договора, требования обоснованы ссылками на положения гражданского законодательства в сфере исполнения обязательств и налогового законодательства об НДС.
В возражениях (отзыве на исковое заявление) ответчику просит отказать в удовлетворении иска, указывает, что действия истца следует признать изменением цены контракта, что возможно только по соглашению сторон и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Истец в возражениях на отзыв на исковое заявление указал, что иск подлежит удовлетворению, поскольку пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018
№ 303-ФЗ предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.
Суд в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное заседание в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания сторон, удовлетворяет их ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав объяснения представителей истца, изучив и исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
Между истцом (сетевой организацией) и ответчиком (заявителем) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
№ 215/278-18 от 24.12.2018 (далее - договор), в соответствии с которым сетевая организация обязалась оказать услуги по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя объекта «Детский сад на 240
мест», расположенного по адресу РС(Я), Хангаласский улус, г. Покровск,
ул. Строительная, д. 3, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 260,00 кВт; категория надежности II (вторая), класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 кВ. Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 1 договора).
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 4 договора, технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 3 года со дня заключения настоящего договора.
В силу пункта 8 договора ответчик обязался надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые электропринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях (приложение 1); после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий и представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной).
Размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с решением Постановления Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) от 26.12.2017 № 740 «Об установлении платы за технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям
на территории Республики Саха (Якутия) на 2018 год» и составляет 10 424 957,40 руб. (без учета НДС, исчисленного согласно действующему законодательству, на момент оплаты по договору НДС составлял 18% - 1 876 492,34 руб.).
Техническое присоединение к электрическим сетям объекта: «Детский сад на 240 мест» осуществлено 16.03.2020, о чем составлен акт об осуществлении технического присоединения от 16.03.2020.
Поскольку Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотрено повышение с 01.01.2019 размера ставки НДС с 18 до 20 %, пунктом 4 статьи 5 указанного Федерального закона установлено, что ставка НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019, мероприятия по технологическому присоединению ответчиком выполнены после 01.01.2019, ответчик посчитал, что применению подлежит ставка НДС в размере 20 %, в связи с указанными обстоятельствами возникла недоплата по договору в сумме 208 499,15 руб.
Ответчику письмом от 20.03.2020 № 215/11359 истцом направлен акт об осуществлении технического присоединения от 16.03.2020.
В связи с нарушением обязательства по оплате в адрес ответчика заказным письмом направлена претензия от 23.07.2020 № 215/3505 с требованием произвести оплату задолженности в размере 208 499,15 руб. Однако до настоящего времени задолженность перед истцом не погашена.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Между сторонами сложились специфические правоотношения в сфере осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к системам энергоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Нормы, регламентирующие договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих (теплопринимающих) устройств, не включены в раздел IV «Отдельные виды обязательств» Гражданского кодекса Российской Федерации, однако эти нормы содержатся в специальных нормативных актах, закрепляющих правила подключения к системам тепло - и энергоснабжения.
Применительно к энергоснабжению такие нормы содержатся в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35- ФЗ) и Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее - Правила № 861).
Пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила № 861 регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (технологическое присоединение) и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (договор технологического присоединения).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В свою очередь заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (пункт 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ и пункты 16, 17 Правил № 861).
Из характера обязательств сторон по договору технологического присоединения следует, что к правоотношениям по такому договору применимы как нормы главы 39 ГК РФ, так и общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).
Кром того, с учетом правового статуса ответчика, выступающего по данному договору в качестве муниципального заказчика, на стороны распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Названными нормами предусмотрена оплата стоимости услуг по факту их оказания.
Ответчик не признал исковые требования истца, указывая на то, что повышение ставки НДС не влечет за собой изменение цены договора.
Согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 303-ФЗ с 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость установлена в размере 20 %.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.
Вместе с тем статья 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была дополнена частью 54, согласно которой до 1 октября 2019 г. в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 г. контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019г., если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
В связи с принятием указанных положений законодательства Министерство финансов РФ опубликовало Информационное письмо от 14.03.2019 N 24-04-02/16837 "По вопросу внесения изменений в контракт связанным с изменением ставки налога на добавленную стоимость".
В данном письме указано, что Министерство финансов РФ уточняет свою позицию, изложенную в Информационном письме Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость" о том, что цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.
В Информационном письме от 14.03.2019 N 24-04-02/16837 указано, что часть 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусматривает наличие следующей совокупности условий для изменения цены контракта:
Проанализировав положения договора от 24.12.2018 № 215/278-18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, суд приходит к выводу об отсутствии оснований изменения данного договора, поскольку отсутствует необходимое условие изменения цены договора, а именно: отсутствует соглашение сторон об изменении договора до 01.10.2019.
В ст. 167 НК РФ указано, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
Согласно материалам дела ответчик произвел предварительную оплату по договору 25.12.2018, т.е. до 1 января 2019 года (момента повышения ставки НДС).
В указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании основного долга в размере 208 499,15 руб.
Поскольку судом отказано во взыскании основного долга также не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании неустойки в размере 4 430 606,72 руб. за период с 31.03.2020 по 16.09.2020.
Истцом при обращении в суд с исковым заявлением по платежному поручению от 17.09.2020 № 47732 произведена уплата государственной пошлины в размере 46 196 руб.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Д.И. Ивашин
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).