Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-5094/13
резолютивная часть решения объявлена 27 января 2014 года
мотивированное решение изготовлено 30 января 2014 года
Дело №А58-3913/13
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» (заявитель) к Главному управлению МЧС по Республике Саха (Якутия) (административный орган) о признании незаконным и отмене постановления, с участием представителя заявителя Ефимова В.А. (доверенность от 12.12.13 №1463), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Семеновой М.М.,
установил:
на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, административный орган и его представители, не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается ходатайством данного лица от 27.01.14 №150-2-3.
Заявитель обратился в суд 06.09.13 с требованием (заявление от 05.09.13 №10/2953) о признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания от 30.08.13, без номера.
Как следует из приведенных заявителем доводов, в частности, административным органом не доказано событие вмененного правонарушения, при возбуждении дела не разъяснены права и обязанности.
Административный орган представил в суд отзыв от 13.12.13 №2380-2-3, в котором приводит доводы своего несогласия с заявленным требованием, указывая о законности оспариваемого постановления, и просит в его удовлетворении отказать.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Постановлением Заместителя прокурора Нюрбинского района Маякулова П.В. от 05.08.13, без номера, возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование по факту возможного совершения заявителем административного правонарушения по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
Как следует из данного постановления:
по информации ГКУ РС (Я) Нюрбинское лесничество на электролиниях заявителя порубочные остатки разбросаны и не убраны;
в действиях заявителя усматривается состав административного правонарушения по части 3 статьи 8.32 Кодекса, то есть нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима;
для разрешения данного дела необходимо установить точное время и место совершения правонарушения, которые не усматриваются из представленной информации, для чего требуется опросить очевидцев и собрать дополнительные документы.
Судя по подписи на данном постановлении и других документах т.1, л.д.104, 107, 111, 112, 118, 121—125 оно получено Яковлевым П.С. – главным инженером Нюрбинского РЭС Западных электрических сетей заявителя.
При этом в материалах дела не имеется каких-либо доказательств (доверенностей), подтверждающих полномочия Яковлева П.С. на представление заявителя в качестве защитника на 05.08.13 – дату возбуждения прокурором дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Полномочия Яковлева П.С. на представление заявителя в качестве защитника в Прокуратуре Нюрбинского района по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 8.32 Кодекса возникли с 08.08.13, что подтверждается доверенностью №797.
Следовательно, законный представитель заявителя – на 08.08.13 Исполняющий обязанности руководителя заявителя Гаврилов С.Ю. (приказ от 06.08.13 №363-к, т.1, л.д.119) знал о возбужденном в отношении заявителя прокурором деле об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса.
Постановлением Заместителя прокурора Нюрбинского района Маякулова П.В. от 22.08.13, без номера, возбуждено дело об административном правонарушении заявителя по части 3 статьи 8.32 Кодекса.
Как следует из данного постановления:
во исполнение решения межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям законодательства о пожарной безопасности в лесах от 12.07.13 прокуратурой 13.08.13 с привлечением специалистов ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» и с участием представителя заявителя проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности на лесных участках, на которых расположены объекты заявителя:
на момент проверки установлено, что на объектах ВЛ-35 КВ «Нюрба – Хампах», ВЛ-10 КВ «Нюрба – ТВ», ВЛ-10 КВ «Совхоз – отпайка – ТВ» после расчистки трассы линий от древесной и кустарниковой растительности срубленные деревья не собраны, порубочные остатки не очищены;
указанные действия заявителя противоречат правилам пожарной безопасности в лесах – статье 12 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктам 34, 35 части 9 (так в постановлении) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.07 №417, при том, что в Нюрбинском районе постановлением его Главы от 24.05.13 №71 с 25.05.13 введен особый противопожарный режим;
днем обнаружения правонарушения является день проверки, то есть 13.08.13, правонарушение является длящимся;
в действиях заявителя усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса, то есть нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима;
материалы проверки подлежат направлению на рассмотрение в административный орган.
Судя по подписи на данном постановлении и других документах т.1, л.д.101, 104, 107, 112, 118, 121—125, вынесено оно в присутствии защитника заявителя Яковлева П.С. – главного инженера Нюрбинского РЭС Западных электрических сетей заявителя, действующего по доверенности от 21.08.13 №864, выданной для представления заявителя в Прокуратуре Нюрбинского района по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса.
Следовательно, законный представитель заявителя – на 21.08.13 Исполняющий обязанности руководителя заявителя Слоик А.С. (приказ от 16.08.13 №382к) знал о предстоящем 22.08.13 возбуждении в отношении заявителя прокурором дела об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса.
Данное постановление содержит отметки и подпись защитника заявителя Яковлева П.С. о разъяснении ему прав и обязанностей, получении копии этого постановления.
Главным государственным инспектором Нюрбинского района по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности по Нюрбинскому району Управления надзорной деятельности административного органа Ноевым А.Р., рассмотревшим материалы административного дела в присутствии защитника заявителя Яковлева П.С. (доверенность от 27.08.13 №830, выданная за подписью Исполняющего обязанности руководителя заявителя Слоик А.С. на представление заявителя в ОНД Нюрбинского района УНД административного органа по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса), вынесено оспариваемое постановление о назначении заявителю административного наказания от 30.08.13, без номера, по части 3 статье 8.32 Кодекса в виде 100 000руб. штрафа за совершение правонарушения, обстоятельства которого отражены в постановлении Заместителя прокурора Нюрбинского района Маякулова П.В. от 22.08.13, без номера.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела;
не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
В соответствии со статьей 97 Лесного кодекса Российской Федерации:
федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса;
Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «в» пункта 3, пунктам 7—11 Положение о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.13 №476:
государственный надзор осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также подведомственные указанным органам государственные учреждения;
перечень уполномоченных на осуществление государственного надзора должностных лиц органов государственного надзора, указанных в подпункте «в» пункта 3 настоящего Положения, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок пользуются правами, установленными статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Закона №294-ФЗ, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федеральных законов №294-ФЗ, «О пожарной безопасности» и Лесного кодекса Российской Федерации;
предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение ими обязательных требований;
государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Закона №294-ФЗ, мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах (далее - мероприятия по контролю), а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно указу Президента Республики Саха (Якутия) от 29.12.06 №3131 в целях реализации Федерального закона от 04.12.06 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в связи со вступлением в действие с 01.01.07 года Лесного кодекса Российской Федерации и передачей осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской федерации:
организован Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия);
в связи с передачей федеральных государственных учреждений из федеральной собственности в собственность Республики Саха (Якутия) включены в состав Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) 19 государственных учреждений Республики Саха (Якутия) «Лесничеств», государственное учреждение «Якутская база авиационной охраны лесов», государственное автономное учреждение «Центр инвентаризации, воспроизводства, охраны и защиты лесов Республики Саха (Якутия)».
Согласно пунктам 1.1, 2.7, 4.13 Положения о Департаменте по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) – приложения к указу Президента Республики Саха (Якутия) от 15.03.11 №522:
Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (далее – Департамент) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений Республики Саха (Якутия), лесной и лесоперерабатывающей промышленности, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
основными задачами Департамента являются, в частности, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах;
Департамент выполняет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации;
должностные лица Департамента, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах (государственные лесные инспектора), имеют право, в частности, осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, для чего, в пределах установленных законом полномочий, беспрепятственно посещать в целях проверки организации объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного контроля материалами, составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение.
В соответствии с частью 2, пунктом 3 части 3, пунктом 17 части 4 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ):
настоящим Федеральным законом устанавливаются – порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов;
положения Закон №294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закон №294-ФЗ по результатам проверки составляется акт. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части 1, частями 2, 3, пунктом 4 части 4 Кодекса:
поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 28.4 Кодекса при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1—3, 6 статьи 28.7 Кодекса:
в случаях, если после выявления административного правонарушения в области пожарной безопасности осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование;
решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения;
в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении;
по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Требованием Заместителя прокурора Нюрбинского района Маякулова П.В. от 30.07.13 №10-16-2013 Лесничему ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» Алексееву Ю.Н. поручено выделить специалистов и в срок до 05.08.13 провести проверку соблюдения законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности на лесных участках, на которых расположены объекты заявителя.
Мотивом данного поручения является то, что:
Прокуратурой Нюрбинского района проводится проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от пожаров в связи с продолжающимися лесными пожарами на территории Нюрбинского района;
одной из причин возникновения пожара в течение пожароопасного периода было короткое замыкание электропроводки при падении столба электропередач;
пунктом 4 решения межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям законодательства о пожарной безопасности в лесах от 12.07.13 запланирована совместная проверка исполнения со стороны заявителя законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.
Согласно пункту 4 решения межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям законодательства о пожарной безопасности в лесах от 12.07.13 «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и защиты лесов от пожаров» предусмотрено совместное проведение в срок до 30.07.13 лесничеством и прокуратурой района проверки исполнения заявителем законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.
Лесничий (руководитель) ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» Алексеев Ю.Н. письмом от 03.08.13 №759 сообщил Прокурору Нюрбинского района в ответ на требование от 30.07.13 №10-16-2013:
о проведении проверки соблюдения законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности лесных участков, на которых расположены объекты заявителя;
на линиях электропередачи, на которых велась рубка леса, порубочные остатки не очищены, разбросаны по всему периметру лесных участков. Фотографии прилагаются.
Между тем, ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» проверку заявителя по требованию прокуратуры Нюрбинского района от 30.07.13 №10-16-2013 как это предусмотрено нормами указанных выше нормативных правовых актов не проводило, поскольку, отсутствуют доказательства проведения проверки, в частности, распоряжение о проверке, извещение о проверке, акт проверки.
Следовательно, информация ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» (письмо от 03.08.13 №759), послужившая причиной вынесения Заместителем прокурора Нюрбинского района Маякуловым П.В. постановления от 05.08.13, без номера, о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении и назначении административного расследования, является доказательством, полученным с нарушением Закона №294-ФЗ, то есть не допускаемым к использованию, не является актом проверки, а значит не является материалом, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом, как следует из объяснительной Заместителя лесничего Федорова А.П. от 09.08.13, по требованию прокуратуры Нюрбинского района от 30.07.13 №10-16-2013 проверка заявителя не проводилась, представленные фотографии сделаны осенью 2012 года и весной 2013 года.
Следовательно, у Заместителя прокурора Нюрбинского района Маякулова П.В. не имелось правовых оснований для вынесения постановления от 05.08.13, без номера, о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении и назначении административного расследования.
Также в данном постановлении отсутствует запись о разъясняемых законному представителю заявителя правах и обязанностях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Следовательно, указанными правами законный представитель заявителя – его Генеральный директор Тарасов О.В. или лицо его замещающее вправе был пользоваться с момента возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении, то есть с 05.08.13 – даты вынесения прокурором постановления о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении и назначении административного расследования.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих, что прокурор обеспечил законному представителю заявителя возможность реализации гарантированных Кодексом прав при вынесении 05.08.13 постановления о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении и назначении административного расследования.
Между тем, получив указанную выше объяснительную Заместителя лесничего Федорова А.П. от 09.08.13, свидетельствующую об отсутствии установленного события административного правонарушения, то есть равно и о наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса обстоятельства, исключающего начатое производство, прокурор не прекратил производство в порядке части 6 статьи 28.7 Кодекса, а продолжил его вопреки закону.
В материалах дела не имеется доказательств, что 13.08.13 именно прокуратурой, но с привлечением специалистов ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» и с участием представителя заявителя, проведена проверка соблюдения законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности на лесных участках, на которых расположены объекты заявителя.
Напротив, из требования Заместителя прокурора Нюрбинского района Маякулова П.В. от 09.08.13 №10-15-2013 следует, что не сам прокурор намерен провести проверку заявителя в рамках прокурорского надзора или административного расследования, а поручает это Лесничему ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» Алексееву Ю.Н.
Так, Лесничему ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» Алексееву Ю.Н. поручено выделить специалистов и в срок до 13.08.13 провести проверку соблюдения законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности на лесных участках, на которых расположены объекты заявителя, с привлечением представителей заявителя.
Мотивом данного поручения является то, что:
Прокуратурой Нюрбинского района проводится проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от пожаров в связи с продолжающимися лесными пожарами на территории Нюрбинского района;
одной из причин возникновения пожара в течение пожароопасного периода было короткое замыкание электропроводки при падении столба электропередач;
пунктом 4 решения межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям законодательства о пожарной безопасности в лесах от 12.07.13 запланирована совместная проверка исполнения со стороны заявителя законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.
То есть мотивы в данном требовании те же, что и в требовании от 30.07.13 №10-16-2013.
Между тем, в силу части 4 статьи 28.7 Кодекса административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Следовательно, по производству, возбужденному 05.08.13 в отношении заявителя и подлежащему прекращению, но не прекращенному, административное расследование подлежало проведению самим Заместителем прокурора Нюрбинского района Маякуловым П.В. или иным должностным лицом этой прокуратуры по решению ее руководителя, заместителя, но не должностными лицами ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» в виде проведения новой проверки заявителя при том, что это учреждение не возбуждало в отношение заявителя дело об административном правонарушении и не назначало административное расследование.
Лесничий (руководитель) ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» Алексеев Ю.Н. письмом от 13.08.13 №825 сообщил в прокуратуру Нюрбинского района в ответ на требование от 09.08.13 №10-15-2013 следующее:
мною заместителем лесничего Федоровым А.П., мастером леса Иудиным Ю.Н. совместно с представителем заявителя – главным инженером Нюрбинской РЭС Яковлевым П.С. проведена 13.08.13 проверка за соблюдением законодательства по обеспечению мер пожарной безопасности лесных участков, на которых расположены объекты заявителя;
объект ВЛ-35 КВ «Нюрба – Хампах», объект ВЛ-10 КВ «Нюрба – ТВ», объект ВЛ-10 КВ «Совхоз – отпайка – ТВ» – где произведена расчистка трассы линий от древесной и кустарниковой растительности срубленные деревья не собраны, порубочные остатки не очищены. Фотографии прилагаются.
Данное письмо от 03.08.13 №759 не подписано Федоровым А.П., Иудиным Ю.Н., Яковлевым П.С., указанных в нем в качестве лиц, проводивших проверку, а подписано лесничим Алексеевым Ю.Н., утверждающим, что он – это Федоров А.П., проведший проверку.
Исходя из указанных выше норм Закона №294-ФЗ и других норм права, данное письмо не является:
ни доказательством проведения проверки вообще, Федоровым А.П. и (или) Иудиным Ю.Н. и с участием Яковлева П.С. в частности;
ни актом проверки.
Следовательно, ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» проверку заявителя по требованию прокуратуры Нюрбинского района от 09.08.13 №10-15-2013 как это предусмотрено нормами указанных выше нормативных правовых актов не проводило, поскольку, отсутствуют доказательства проведения проверки, в частности, распоряжение о проверке, извещение о проверке, акт проверки.
Таким образом, обстоятельства, послужившие причиной вынесения Заместителем прокурора Нюрбинского района Маякуловым П.В. постановления от 22.08.13, без номера, о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, изложены в письме Лесничего (руководитель) ГКУ РС(Я) «Нюрбинское лесничество» Алексеева Ю.Н. от 13.08.13 №825, которое является доказательством, полученным с нарушением Закона №294-ФЗ, то есть не допускаемым к использованию, не является актом проверки, а значит, не является материалом, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление как основанное на недопустимых доказательствах, то есть на доказательствах, полученных с нарушением закона, подвергает заявителя административному наказанию иначе, чем на основаниях и в порядке, установленных законом, то есть вопреки прямому запрету, установленному статьей 1.6 Кодекса.
В отсутствие допустимых доказательств о вмененном заявителю административном правонарушении невозможно установить достоверность события этого правонарушения.
Иными словами, следует констатировать отсутствие события вмененного заявителю административного правонарушения.
Кроме того, из постановлений прокурора и оспариваемого постановления административного органа не усматривается каких-либо сведений и доказательств, подтверждающих, что в совершении правонарушения, которое прокурор и административный орган считали установленным и доказанным, имеется вина заявителя.
В случае если событие административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, установлено и доказано, требуется установление и доказывание вины такого лица в этом правонарушении, а именно, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с этим суд считает, что административным органом не доказаны событие вмененного заявителю административного правонарушения, его вина в совершении этого правонарушения.
Таким образом, суд считает, что событие и состав вмененного заявителю административного правонарушения отсутствуют.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, состава административного правонарушения.
Следовательно, у административного органа отсутствовали и отсутствуют основания для привлечения заявителя к административной ответственности, оспариваемое постановление не соответствует закону, как основанное на доказательствах, полученных с нарушением закона, то есть на недопустимых доказательствах.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Кодекса в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводам о том, что:
оспариваемое постановление вынесено в отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, а именно в виду отсутствия доказанных события и состава административного правонарушения;
оспариваемое постановление не соответствует закону;
заявленное требование подлежит удовлетворению полностью, оспариваемое постановление – признанию незаконным и отмене полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
признать незаконным и отменить полностью постановление Главного государственного инспектора Нюрбинского района по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности по Нюрбинскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС по Республике Саха (Якутия) Ноева А.Р. о назначении административного наказания от 30.08.13, без номера, которым открытому акционерному обществу Акционерная компания «Якутскэнерго» назначено административное наказание в виде 100 000руб. штрафа по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
В.В. Столбов