НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 26.04.2021 № А58-741/2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

13 мая 2021 года

Дело № А58-741/2021

Резолютивная часть решения вынесена 26.04.2021

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Артамоновой Л.И.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по исковому заявлению Министерства финансов Республики Саха (Якутия)(ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) «Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова(ИНН 1435067637, ОГРН 1021401071317) о взыскании 262 731,98 рублей,

без вызова сторон.

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Республики Саха (Якутия)(ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) «Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова(ИНН 1435067637, ОГРН 1021401071317) о взыскании 262 731,98 рублей ущерба, причиненного бюджету Республики Саха (Якутия).

Исковое заявление подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем  определением суда от 11.02.2021 оставлено без движения по правилам статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 04.03.2021 продлен срок оставления иска без движения до 15.03.2021.

В установленный определением суда срок истец устранил обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Определением суда от 12.03.2021 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле (сторон), в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 05.04.2021 выполнить следующие действия:

истцу представить доказательство получения ответчиком искового заявления;

ответчику представить мотивированный нормами права отзыв на исковое заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов,  доказательства направления отзыва истцу.

Лицам, участвующим в деле (сторонам), установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу исковых требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 26.04.2021.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10), лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются получившими копии определения о принятии искового заявления (заявления) к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, если ко дню принятия решения суд располагает доказательствами вручения им соответствующих копий, направленных заказным письмом с уведомлением о вручении (часть 1 статьи 122 АПК РФ), а также в случаях, указанных в частях второй - четвертой статьи 116 ГПК РФ, в частях 2 - 5 статьи 123 АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе

Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://yakutsk.arbitr.ru).

Копия определения суда от 12.03.2021, направленная истцу по юридическому адресу: г. Якутск, улица Кирова, д. 12, согласно почтового уведомления, вручена адресату 17.03.2021.

Копия определения суда от 12.03.2021, направленная ответчику по юридическому адресу: г. Якутск, улица Кирова, д.23А, вернулась в арбитражный суд, в связи с истечением срока хранения.

При указанных обстоятельствах, стороны считаются надлежащим образом извещенными о начавшемся судебном процессе.

Установив надлежащее извещение сторон о начавшемся судебном процессе, в целях эффективного правосудия суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного производства, поскольку оценить все доказательства возможно, не переходя к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем материалам.

Через канцелярию суда 08.04.2021 поступил отзыв ответчика с заявлением о пропуске срока исковой давности; от истца 23.04.2021 посредством электронной системы «Мой арбитр» поступили возражения на отзыв ответчика.

Поступившие документы в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом в материалы дела.

Резолютивная часть решения принята 26.04.2021, размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.04.2021.

12.05.2021 в суд поступила апелляционная жалоба ответчика на решение арбитражного суда по делу №А58-741/2021.

Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

В связи с поступлением апелляционной жалобы суд составляет мотивированное решение.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

С 27 сентября по 13 октября 2017 года в Государственном бюджетном профессиональном учреждении Республики Саха (Якутия) «Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова» (далее по тексту Учреждение)   Министерством финансов РС (Я) проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, целевого и эффективного использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и иные цели, за период 2015-2016 годы.

В ходе проверки установлены нарушения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на сумму 5 762 063,84 руб., в том числе:

- своевременно не взыскана просроченная дебиторская задолженность на сумму 193 839,88 рублей;

- нарушение пунктов 2 и 8 ст. 2 Закона РС (Я) от 09.12.2004 187-З № 381-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» работникам, которые лично не выезжали в отпуск, произведена компенсация расходов стоимости проезда детей, работнику произведена компенсации расходов к нескольким местам отдыха. Вследствие этого Учреждением допущена переплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на сумму 98 892,10 рублей.

По итогам проверки в адрес директора Учреждения А.А. Щербакова направлено предписание Министерства финансов РС (Я) от 06.12.2017 №16-1-19/1855, в соответствии с которым объекту контроля предписано устранить нарушения на общую сумму 425 191,78 рублей.

Письмом от 28.06.2018 №240 Учреждение направило информацию о ходе исполнения предписания от 06.12.2017 №16-1-19/1855. В соответствии с информацией Учреждением устранены нарушения на общую сумму 132 459,8 рублей, кроме того, Учреждением платежным поручением №756 от 14.12.2018 в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) перечислены 30 000,0 рублей во исполнение пункта 9 предписания.

Учреждением не исполнены пункты 6 и 9 предписания от 06.12.2017 №16-1-19/1855:

- не перечислена в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) просроченная дебиторская задолженность на сумму 193 839,88 руб.;

- не перечислена в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) переплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на сумму 68 892,10 рублей из подлежащих перечислению 98 892,10 рублей (стр. 21-22 акта выездной проверки в Учреждении от 13.10.2017). Сумма нарушений 68 892,10 рублей подтверждается приказом Учреждения от 01.06.2015 №104 о предоставлении очередного отпуска Слепцову Н.М., авансовым отчетом Слепцова Н.М. с приложением подтверждающих расходы документов на сумму 53 007,10 рублей, платежными поручениями от 21.03.2017 №85 и от 28.08.2017 №307 с реестрами, авансовым отчетом Вдовенко С.В. с приложением подтверждающих расходы документов на сумму 74 795,0 рублей, часть которых на сумму 15 885,0 рублей компенсированы Учреждением в нарушение законодательства.

Таким образом, в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) Учреждением не были перечислены средства на сумму 262 731,98 рублей, тем самым, по мнению истца, Республике Саха (Якутия) нанесен ущерб на соответствующую сумму.

19 ноября 2020 года через систему Единой системы электронного документооборота в адрес Учреждения Министерством финансов РС (Я) направлено письмо №17/16-1-33/25-1942 об исполнении предписания до 19 декабря 2020 года. 02 февраля текущего года в адрес Учреждения Министерством финансов РС (Я) направлено письмо №17/16-1-33/25-205 об исполнении предписания до 04 февраля 2021 года, которое вручено директору Учреждения 02.02.2021 в 11 часов 10 минут.

02 февраля 2021 года в Министерство финансов РС (Я) поступило письмо Учреждения от 02.02.2021 №36 о невозможности исполнения предписания от 06.12.2017 №16-1-19/1855 и истечении сроков исковой давности.

В целях обеспечения возврата, понесенного бюджетом Республики Саха (Якутия) ущерба, в размере 262 731,98 рублей  истец обратился  в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно представленного отзыва от 30.03.2021 ответчик просит применить правила о сроках исковой давности, предусмотренных статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и отказать в удовлетворении исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Положениями статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 265 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (часть 1).

В соответствии с частью 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, входит в полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

 Как следует из содержания статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.  

Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 4).

 Согласно Положению о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) истец, являясь органом внутреннего государственного финансового контроля, вправе осуществлять контроль за использованием средств республиканского бюджета, проверять соблюдение объектами контроля требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункты 1.1, 3.48, 4.2 Положения).

Судом установлено и следует из материалов дела, что сумма предъявленная ко взысканию с ответчика, определена истцом по результатам проверки, оформленной актом от 13.10.2017, на основании которого вынесено предписание от 06.12.2017 №16-1-19/1855 об устранении ответчиком, выявленных нарушений, а именно ущерба на общую сумму 262 731,98 рублей, в связи с неисполнением пунктов 6 и 9 предписания.

Между тем, ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в пункте 15 постановления, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года № 18 "О некоторых вопросах, 8 связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу пунктов и 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Согласно отзыва на исковое заявление, ответчик исчисляет срок с момента вынесения истцом предписания - с 06.12.2017, однако поводом для обращения истца в суд с исковыми требованиями явилось неисполнение ответчиком в срок до 05.02.2018 предписания.

Течение срока давности для обращения в суд в порядке части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации начинается на следующий день после наступления соответствующего события, а именно истечения срока для добровольного исполнения предписания.

Предписанием от 06.12.2017 №16-1-19/1855 был установлен срок для устранения ответчиком нарушений до 05.02.2018.

Иск заявлен в арбитражный суд 04.02.2021, таким образом, трехлетний срок исковой давности в рассматриваемом случае не пропущен.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истец в силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

С учетом результатов рассмотрения дела, в связи с удовлетворением иска в полном объеме, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 8 255 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                      Р Е Ш И Л :          

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) «Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова(ИНН 1435067637, ОГРН 1021401071317) в доход бюджета Республики Саха (Якутия) 262 731,98 рублей.

Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) «Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова(ИНН 1435067637, ОГРН 1021401071317) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 255 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

Артамонова Л. И.