НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 26.04.2018 № А58-858/2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

26 апреля 2018 года

Дело № А58-858/2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В. А.,рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 09.02.2018 №Т798-12-9/1789 к Обществу с ограниченной ответственностью "Национальная страховая группа - "РОСЭНЕРГО" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Национальный банк по РС (Я), административный орган, банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Национальная страховая группа – «РОСЭНЕРГО» (далее – ООО «НСГ – «РОСЭНЕРГО», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее, в том числе – КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 16.02.2018 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

16.04.2018 судом принято решение путем подписания резолютивной части решения в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.04.2018 г. 06:38:45 МСК.

19.04.2018 от заявителя поступило заявление от 18.04.2018 № Т798-12-9/4569 о составлении мотивированного решения по делу.

Учитывая поступление заявления от 18.04.2018 № Т798-12-9/4569 о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает возможным изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

В отзыве на заявление общество указывает на то, что при рассмотрении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учесть, что страховщик не имел намерения затягивать срок рассмотрения заявления гр.ФИО1 о выплате страхового возмещения. Просрочка рассмотрения документов произошла по причине длительного непредставления гр. ФИО1 транспортного средства для осмотра страховщику, лишив тем самым страховщика возможности своевременно исполнить обязательства по установлению размера страховой выплаты путем производства независимой экспертизы. Полный пакет документов с экспертным заключением о стоимости восстановительного ремонта, поступил страховщику 31.05.2017.

Выплата страхового возмещения в сумме 116 667,00 руб. была произведена ФИО1 22.06.2017, что подтверждается платежным поручением № 3531. Следовательно, страховщиком 20-тидневный срок по страховой выплате не нарушен.

По мнению общества, правонарушение является малозначительным, исходя из его характера, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий. В этой связи общество просит признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ либо ограничиться санкцией части 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде предупреждения.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ООО Национальная страховая группа – «РОСЭНЕРГО», находящееся по адресу: 649002, <...>, зарегистрировано 27.05.1999 администрацией города Горно-Алтайска за №II-177 (запись о регистрации внесена в единый государственный реестр юридических лиц 17.12.2002 Инспекцией МНС России по г. Горно-Алтайску). Основным видом деятельности является страхование, кроме страхования жизни.

Общество имеет лицензию на осуществление страхования от 23.10.2015 серии ОС №3295-03 без ограничения срока действия, вид деятельности: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как следует из материалов дела, 27.07.2017 в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе (далее, в том числе – Управление Службы по защите прав потребителей и доступности финансовых услуг, Управление) поступила жалоба гражданина ФИО1 по поводу длительного рассмотрения ООО «НСГ-«Росэнерго» заявления о страховой выплате по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) по факту произошедшего 01.05.2017 дорожно- транспортного происшествия (далее - ДТП) (вх. от 27.07.2017 № О-1686).

В ходе проведения проверки по жалобе установлено, что 01.05.2017 произошло ДТП с участием транспортного средства «Nissan Cedric» (государственный регистрационный знак <***>) под управлением ФИО2 и транспортного средства «Mazda Demio» (государственный регистрационный знак Х503 ХС14) под управлением ФИО3

Согласно справке о ДТП от 01.05.2017 виновником ДТП является ФИО3

На момент ДТП гражданская ответственность ФИО3 при использовании транспортного средства «Mazda Demio» (государственный регистрационный знак Х503 ХС14) застрахована ООО «НСГ - «Росэнерго» по договору ОСАГО (страховой полис серия ЕЕЕ № 0727330514), гражданская ответственность ФИО2 при использовании транспортного средства «Nissan Cedric» (государственный регистрационный знак <***>) не застрахована.

В результате ДТП принадлежащему ФИО2 транспортному средству «Nissan Cedric» (государственный регистрационный знак <***>) причинены повреждения.

17.05.2017 в адрес Нерюнгринского филиала Страховщика посредством почтового отправления поступило заявление ФИО1 о страховом возмещении в связи с причинением вреда транспортному средству «Nissan Cedric» (государственный регистрационный знак <***>) в результате ДТП, а также иные документы, необходимые для осуществления страховой выплаты (далее - Заявление).

Согласно документам и пояснениям, представленным Страховщиком в Управление, после получения Заявления 22.05.2017 ООО «НСГ-Росэнерго» в адрес ФИО1 отправлено направление от 19.05.2017 № 462 на независимую техническую экспертизу транспортного средства «Nissan Cedric» (государственный регистрационный знак <***>) и на осмотр, которое получено ФИО1 25.05.2017.

Транспортное средство «Nissan Cedric» (государственный регистрационный знак <***>) представлено на осмотр 31.05.2017, что подтверждается актом осмотра № 2583/06, составленным ООО «Амурский экспертный центр».

31.05.2017 ООО «Амурский экспертный центр» по результатам проведенного осмотра транспортного средства «Nissan Cedric» (государственный регистрационный знак <***>) составлено экспертное заключение № 2583/06, в соответствии с которым стоимость восстановительного ремонта (с учетом износа) установлена в размере 116 667 рублей.

Таким образом, ООО «НСГ-«Росэнерго» надлежало принять решение по Заявлению в срок до 05.06.2017 включительно.

Вместе с тем, акт о страховом случае № 39408 утвержден ООО «НСГ-«Росэнерго» 21.06.2017, а сумма страхового возмещения в размере 116 667 рублей согласно платежному поручению от 22.06.2017 № 3531 перечислена Страховщиком на предоставленные ФИО1 реквизиты банковского счета - 22.06.2017.

Таким образом, выплата страхового возмещения по Заявлению произведена ООО «НСГ-«Росэнерго» с нарушением срока, установленного пунктом 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ.

Усмотрев в действиях общества признаки нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, административный орган телеграммой от от 15.12.2017 № С59-10-4-5/44203 (дата вручения - 15.12.2017) известил лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

По факту выявленных нарушений начальником отдела по работе с обращениями потребителей страховых услуг, микрофинансовых организаций и потребительских кооперативов Управления Службы по защите прав потребителей и доступности финансовых услуг ФИО4 в отношении общества в отсутствие его законного представителя составлен протокол от 29.01.2018 №СЗ-06-ЮЛ-18-957/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направленный в адрес общества 29.01.2018.

Поскольку привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражных судов, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России) одной из функций Банка России является осуществление защиты прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемыми таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Закона о Банке России Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями признаются, кроме прочих, лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями является, кроме прочего, обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

Пунктом 81 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что должностные лица Банка России уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 13 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 27.02.2017 № 4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрировано Минюстом России 14.04.2017 за № 46375) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 3 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномочены составлять, в том числе начальники отделов.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 29.01.2018 №С3-06-ЮЛ-18-957/1020-1, составленный начальником отдела Управления Службы по защите прав потребителей и доступности финансовых услуг ФИО4, составлен уполномоченным должностным лицом.

О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.

Протокол от 29.01.2018 №С3-06-ЮЛ-18-957/1020-1 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, о дате времени и месте его составления общество извещалось заблаговременно надлежащим образом.

Копия протокола направлена обществу заказным письмом с уведомлением, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела список внутренних почтовых отправлений с оттиском штампа почтового отделения от 30.01.2018 № 91.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка составления протокола об административном правонарушении.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требова­ния, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятель­ности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации стра­хового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела). Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Законом об обязательном страховании и Правилами обязательного страхования гражданской ответ­ственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств)) (далее – Правила страхования).

Согласно Закону Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в каче­стве страхового брокера (далее – лицензия) представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятель­ности.

В тоже время, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение стра­ховщиком страхового законодательства, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Законом об обязательном страховании и Правилами страхования.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона об обязательном страховании потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате.

Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда жизни или здоровью по­терпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 Закона об обязательном страховании страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.

В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Закона об обязательном страховании в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рас­смотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.

В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона об обязательном страховании при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 Закона об обязательном страховании, иное имущество для осмотра и (или) независимой экспертизы (оценки), проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Закона об обязательном страховании.

ООО «НСГ – «Росэнерго» осуществляет страховую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление страхования по виду деятельности обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 23.10.2015 серии ОС №3295-03 и, являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) ООО «НСГ – «Росэнерго» обязано соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Факт нарушения обществом названных выше лицензионных требований подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе жалобой ФИО1 (вх. от 27.07.2017 № О-1686), заявлением ФИО1 о страховой выплате от 11.05.2017, извещением о ДТП от 01.05.2017, справкой о ДТП от 01.05.2017, постановлением по делу об административном правонарушении от 01.05.2017, актом осмотра транспортного средства от 31.05.2017 №2583, экспертным заключением от 01.05.2017 №2583/06, актом о страховом случае от 21.06.2017 №39408, платежными поручениями от 22.06.2017 №3531.

Таким образом, выплата страхового возмещения по Заявлению произведена ООО «НСГ-«Росэнерго» с нарушением срока, установленного пунктом 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 указанной статьи).

Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии. Получая лицензию, юридическое лицо принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований и по смыслу законодательства о лицензировании не может не знать о таких требованиях.

Вина общества выражается в том что, вступая в правоотношения, регулируемые лицензионным законодательством, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение. То есть, в данном случае, использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Поскольку общество имело возможность соблюдения лицензионных условий и обязательных требований при оказании страхования, однако, не предприняло всех зависящих от него мер, вину общества в совершении указанного правонарушения следует признать установленной.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по исполнению требований страхового законодательства к срокам осуществления страховой выплаты, обществом не представлено.

Учитывая вышеизложенное, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Годичный срок давности на момент вынесения решения о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, не истек.

Общество считает допущенное им правонарушение малозначительным и просит применить статью 2.9. КоАП РФ.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из содержания пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. постановлений Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 №60 и от 10.11.2011 №71) следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, а также надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

По смыслу приведенных нормы права и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

При оценке формального состава правонарушения последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание при выборе конкретной меры ответственности. Условия и обстоятельства, сопутствующие пренебрежительному отношению к формальным требованиям публичного порядка, подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным и освободить общество от административной ответственности, судом не установлено, поскольку материалы дела не содержат доказательств исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ.

В данном случае никаких объективных препятствий для соблюдения законодательства о страховании и лицензионных требований у общества не имелось. Совершению правонарушений способствовало пренебрежительное отношение общества к исполнению возложенных на него законом обязанностей.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания подлежат учету характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (часть 2 и часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Таким образом, вопрос о применении конкретной санкции в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретным обстоятельствам спора.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Виды административных наказаний установлены в статье 3.2 КоАП РФ, при этом к юридическому лицу могут быть применены такие наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждением признается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

Таким образом, применение административного наказания в виде предупреждения невозможно при повторном совершении административного правонарушения и при наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также причинении имущественного ущерба.

О наличии данных фактов, а также иных обстоятельств, отягчающих ответственность, административным органом не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено. Сведений о повторности совершении административного правонарушения, с учетом времени совершения вменяемого правонарушения, у суда не имеется.

Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

При указанных обстоятельствах, учитывая наличие смягчающих ответственность обстоятельств в виде признания обществом своей вины в совершении правонарушения, а также то, что данное правонарушение совершено обществом впервые, суд считает, что назначение обществу в данном конкретном случае наказания в виде предупреждения является допустимым и не противоречит положениям статей 3.1 и 3.4 КоАП РФ.

По совокупности изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении заявления административного органа о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении последнему наказания в виде предупреждения.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Национальная страховая группа «РОСЭНЕРГО», зарегистрированное в качестве юридического лица 27.05.1999 администрацией города Горно-Алтайска за № II-177 (запись о регистрации внесена в единый государственный реестр юридических лиц 17.12.2002 Инспекцией МНС России по г. Горно-Алтайску), находящееся по адресу: 649002, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в случае составления по заявлению мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

В. А. Андреев