НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 26.01.2021 № А58-8504/20

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

01 февраля 2021 года

Дело № А58-8504/2020

Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2021.

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мечта миров" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 18.11.2020 №1 к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики (Саха) Якутия (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 №146, о прекращении производство по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Мечта миров" (далее – ООО «Мечта миров», общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением от 18.11.2020 №1 к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики (Саха) Якутия (далее – министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 №146 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о прекращении производство по делу об административном правонарушении.

Общество не согласно с оспариваемым постановлением по основанию недоказанности события вменяемого правонарушения.

Административный орган возражает на заявление, просит отказать в удовлетворении требований заявителя, что отражено в отзыве от 22.12.2020 №04/305.

Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует.

22.09.2020 по результатам патрулирования, проведенной рейдовой группой на основании соглашения о взаимодействии и плана проведения рейдов по охране лесов от лесонарушений и соблюдению Привил пожарной безопасности в лесах, составлена патрульная путевка, в которой указано: во время патрулирования в квартале 69, выдела 9, 13 Бестяхского участкового лесничества, установлен факт выхода за границу выделенного лесного участка, совершенный ООО «Мечта миров», арендуемый лесной участок по договору аренды лесного участка №936 от 30.12.2016, площадь выхода за пределы своего участка составил 1,07 га. На данном участке снят плодородный слой и произведена выемка песка.

23.10.2020 представителю Общества ФИО2 по доверенности от 16.10.2020 вручено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 26.10.2020 в 10-00 часов (л.д. 117-120).

26.10.2020 и.о. инженера по лесопользованию ГКУ РС(Я) «Мегино-Кангаласское лесничество» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 8А в отношении ООО «мечта миров», в котором зафиксировано: во время проведения патрульно-рейдовового мероприятия 22.09.2020 в квартале 69, выдела 9, 13 Бестяхского участкового лесничества, установлен факт самовольного занятия лесного участка без специальных разрешений на использование указанного участка, а именно в квартале 69, выдела 9 и в квартале 68 выдела 12 Бестяхского участкового лесничества, лесной участко арендует ООО «Мечта миров» по договору аренды лесного участка от 30.12.2016 №936, кадастровый номера 14:15:140004:332, площадью 12,89 га, цель использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Загатовка древесины (733 м3). ООО «мечта миров» вышло за пределы арендуемого участка в квартале 69. выдела 9, 13 Бестяхского участоквого лесничества, площадью 1,07 га. На этом участке снят плодородный слой земли и произведена выемка полезных ископаемых (песка). В связи с выше изложенными установлен факт самовольного занятия лесного участка, выявленное деяние квалифицировано административным органом по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствии представителя общества ФИО2 по доверенности от 16.10.2020 (л.д. -121-122).

26.10.2020 лесничим ГКУ РС (Я) «Мегино-Кангаласское лесничество» вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности в отношении ООО «Мечта миров» в Департамент лесного надзора и охраны лесов Республики Саха (Якутия) Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 110).

27.10.2020 и.о. руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Республики Саха (Якутия) Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела на 03.11.2020 в 11-00 часов в отношении ООО «Мечта миров» по признаками правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 125-126). Определение вручено 28.10.2020 представителю общества ФИО2 по доверенности от 16.10.2020, о чем свидетельствует его подпись на постановлении (л.д. -127-128).

03.11.2020 заместителем руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Республики Саха (Якутия) Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) рассмотрение дела по ходатайству ООО «Мечта миров» отложено на 10.11.2020 в 11-00 часов. Определение вручено 03.11.2020 представителю общества ФИО1 по доверенности от 30.10.2020, о чем свидетельствует ее подпись на постановлении (л.д. -134-135).

10.11.2020 заместителем руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Республики Саха (Якутия) Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) вынесено постановление №146 о назначении административного наказания, которым ООО «Мечта миров» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей. Постановление вручено 10.11.2020 ФИО1, о чем свидетельствует ее подпись на постановлении (л.д. 138-139).

19.11.2020 не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), о чем свидетельствует штамп почтовой организации (л.д. 36).

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Оспариваемое постановление вынесено 10.11.2020, вручено представителю общества в то же день по роспись (л.д. 138-139), с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось 19.11.2020, что подтверждается штампом почтовой организации на конверте. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен, правовых оснований для рассмотрения ходатайства о восстановлении срока на обжалования у суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 7.9, 7.10 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.24 - 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.32.3, 8.45.1 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) настоящего Кодекса.

Частью 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83 названного Кодекса Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Кодекса

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и его коллегии, утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 03.10.2018 № 39, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

В соответствии с Положением, в полномочия Министерства входит осуществление отдельных переданных полномочий Российской Федерации:

осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 3.11.20.5);

установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (п. 3.11.20.6).

осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 3.11.20.12).

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.11.2018 N 1192-р утвержден состав коллегии Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым руководитель Департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) включен в состав коллегии Министерства.

В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

С учетом изложенного, суд считает, что протокол об административном правонарушении составлен, оспариваемое постановление вынесено полномочными должностными лицами в пределах их компетенции.

Статья 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Правонарушение, предусмотренное статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к нарушениям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, поскольку статья 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесена к разделу "Административные правонарушения в области охраны собственности".

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 N 10393/13 по делу N А40-133106/12-33-211.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения при использовании лесных участков, в том числе права пользования ими.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является любое лицо, которое осуществило самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, наличие события административного правонарушения.

В постановлении по делу об административном правонарушении, как предусмотрено в пунктах 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть изложены, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

Из анализа положений статей 1.6, 24.1, 26.1, 28.2, 29.7 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что каждое дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено всесторонне, объективно и полно, что предполагает установление всех имеющих значение для дела обстоятельств.

Правильное установление события административного правонарушения и правильное же определение всех элементов его состава (включая объективную сторону) является первостепенной задачей производства по любому административному делу.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что в ходе патрульно-рейдовых мероприятий 22.09.2020 в квартале 69 выделы 9, 13 обнаружен факт самовольного занятия ООО «Мечта миров» лесного участка площадью 1,07 га Бестяхского участкового лесничества, на этом участке снят плодородный слой земли и произведена выемка полезных ископаемых (песка), в связи с чем Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Суд считает, что в рассматриваемом случае административным органом нарушены требования статей 24.1, 26.1, 29.7, 29.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно дело об административном правонарушении рассмотрено не полно, не всесторонне и не объективно, без исследования всех имеющих значение обстоятельств.

Доказательствами по делу об административном правонарушении на основании частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В качестве доказательств совершения заявителем вменяемого правонарушения административным органом представлены: постановление о назначении административного наказания от 10.11.2020 №146, протокол об административном правонарушении от 26.10.2020 №8А, патрульная путевка, фотоматериалами.

Суд считает, что административным органом не составлены документы, достоверно подтверждающие событие вменяемого обществу административного правонарушения, из представленных в материалы дела патрульной путевки, протокола о нарушении лесного законодательства Российской Федерации от 26.10.2020 №8А невозможно установить факт незаконного занятия лесного участка площадью 1,07 га ООО «Мечта миров», что является существенным нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Патрульная путевка, маршрутный лист от 22.09.2020, скриншот публичной кадастровой карты, фотофиксация не могут подтверждать факт наличия объективной стороны правонарушения.

Из указанных документов невозможно достоверно определить каким образом устанавливались самовольное занятие спорного лесного участка заявителем, факт снятия плодородного слоя земли и произведения выемки полезных ископаемых (песка) именно заявителем – ООО «мечта миров», фототаблица, также достоверно не подтверждает факт использования спорного лесного участка заявителем, кроме того невозможно достоверно определить площадь спорного участка, место сьемки, а также период (время и дату). Выкопировка публичной карты также не содержит сведений об арендуемом лесном участке, не указан его кадастровый номер, отсутствуют сведения о координатах самозанятого участка, и каким образом были определены границы и площадь спорного участка.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих использование спорного лесного участка заявителем, административным органом суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.

Привлекая общество к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, надзорный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).

Однако в постановлении надзорного органа о назначении административного наказания за самовольное занятие лесных участков не содержится характеристики элементов состава вменяемого Обществу административного правонарушения, то есть постановление не отвечает приведенным выше требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что событие вменяемого Обществу административного правонарушения не подтверждено представленными в материалы дела административным органом доказательствами.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, заявление общества с ограниченной ответственностью "Мечта миров" подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление Общества с ограниченной ответственностью "Мечта миров" от 18.11.2020 №1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики (Саха) Якутия (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 10.11.2020 №146 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Мечта миров" (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев