НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 25.10.2012 № А58-4369/12

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-4369/12

резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2012 года

мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2012 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Центральная аптека 66» (заявитель)   к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Саха (Якутия) (налоговый орган  ) об отмене решения, с участием представителя заявителя ФИО1 (доверенность от 09.07.12, без номера), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Семеновой М.М.,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, налоговый орган и его представители не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие налогового органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлением телеграфа от 19.10.12, отчетом от 18.10.12 об опубликовании 05.10.12 определения от 27.09.12 о назначении дела к судебному разбирательству на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Заявитель 30.07.12 обратился непосредственно в суд с требованием (заявление от 19.07.12, без номера) и просит признать частично незаконным решение налогового органа о привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.12 №13-7.

С учетом изложенного в указанном заявлении, письменных пояснениях уполномоченного представителя от 25.10.12, заявитель просит признать указанное решение налогового органа незаконным в части:

доначисленного налога на добавленную стоимость (НДС), а именно: 4 442.74руб. за 1 квартал 2008 года, 84 834,25руб. за 2 квартал 2008 года, 89 436руб. за 3 квартал 2008 года, 87 654,38руб. за 4 квартал 2008 года, 105 330,99руб. за 1 квартал 2009 года, 70 803руб. за 2 квартал 2009 года, 92 719,99руб. за 3 квартал 2009 года, 69 635,99руб. за 1 квартал 2010 года, 91 137,18руб. за 2 квартал 2010 года, 185 295руб. за 3 квартал 2010 года, 40 076руб. за 4 квартал 2010 года;

связанных с указанным НДС 237 487,72руб. пени, а также 60 349,8руб. санкции за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы.

Мотивом несогласия с оспариваемым в части решением налогового органа является мнение заявителя о его праве не применять положения пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), так как он уложился в пятипроцентный лимит (доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат обложению НДС (освобожденные от обложения НДС) не превысили 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав) и получает право предъявить к вычету всю сумму «входного» НДС за соответствующий налоговый период, включая и ту часть, которая относится к необлагаемым операциям (освобожденным от налогообложения).

Налоговый орган не согласен с требованием заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 24.08.12 №14-33/02759, и просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Налоговым органом с 19.12.11 по 16.02.12 проведена выездная налоговая проверка заявителя, в том числе по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в частности, НДС и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) за период с 01.01.08 по 31.12.10.

По итогам проверки составлен акт от 05.03.12 №13-7, врученный 06.03.12 руководителю заявителя – его директору ФИО2

Уведомлением от 23.11.11 №13-211, полученным в тот же день руководителем заявителя, рассмотрение указанного акта проверки было назначено на 28.12.11 в 10час. 00мин. в налоговом органе по адресу: <...>, этаж 3, кабинет Исполняющего обязанности руководителя налогового органа.

По результатам рассмотрения указанного акта, письменных возражений заявителя на акт, Исполняющим обязанности руководителя налогового органа ФИО3 в присутствии поименованного выше руководителя заявителя вынесено оспариваемое в части решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.03.12 №13-7, которым заявителю доначислен, в частности, НДС – 59 793руб. за 1 квартал 2008 года, 159 180руб. за 2 квартал 2008 года, 183 831руб. за 3 квартал 2008 года, 227 312руб. за 4 квартал 2008 года, 195 248руб. за 1 квартал 2009 года, 177 872руб. за 2 квартал 2009 года, 149 351руб. за 3 квартал 2009 года, 114 786руб. за 1 квартал 2010 года, 132 595руб. за 2 квартал 2010 года, 185 295руб. за 3 квартал 2010 года, 81 488руб. за 4 квартал 2010 года, также доначислены 437 310,2руб. пени и применены 105 356,6руб. санкции по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату НДС за 1-4 кварталы 209 и 2010 годов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Оспариваемое в части решение налогового органа решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера от 15.06.12 №04-22/51/06341 изменено путем отмены, в частности, НДС на суммы – 6 031руб. за 1 квартал 2008 года, 6 191руб. за 2 квартал 2008 года, 26 745руб. за 3 квартал 2008 года, 47 422руб. за 4 квартал 2008 года, 16 492,01руб. за 1 квартал 2009 года, 6 032руб. за 2 квартал 2009 года, 30 112,01руб. за 3 квартал 2009 года, 81 488руб. за 4 квартал 2010 года, а также соответствующих сумм пени и санкции.

Таким образом, с учетом внесенных изменений, нашедших отражение в требовании налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 03.07.12 №1096, подлежит уплате заявителем согласно оспариваемому в части решению налогового органа НДС на суммы – 53 762руб. за 1 квартал 2008 года, 152 989руб. за 2 квартал 2008 года, 157 086руб. за 3 квартал 2008 года, 179 889,99руб. за 4 квартал 2008 года, 178 755,99руб. за 1 квартал 2009 года, 171 840руб. за 2 квартал 2009 года, 119 238,99руб. за 3 квартал 2009 года, 114 786руб. за 1 квартал 2010 года, 132 595руб. за 2 квартал 2010 года, 185 295руб. за 3 квартал 2010 года, 81 488руб. за 4 квартал 2010 года, а также 384 295,72руб. пени и 94 228,7руб. санкции по пункту 1 статьи 122 Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из акта выездной налоговой проверки и оспариваемого решения налоговый орган доначислил заявителю НДС на основании пункта 4 статьи 170 Кодекса в виду:

отсутствия у заявителя раздельного учета расходов и НДС по операциям, в отношении которых заявителем применялись разные режимы налогообложения – специальный налоговый режим (ЕНВД) и общая система налогообложения (предусматривающая исчисление и уплату НДС);

принятия заявителем сумм НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, исходя из стоимости отгруженных товаров ( работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению НДС, освобождены от обложения НДС, в общей стоимости товаров, работ, услуг, отгруженных за налоговый период (включая стоимость по операциям, переведенным на ЕНВД).

В отношении указанного обстоятельства у заявителя возражений не имеется и иное не следует из обоснования заявителем своего требования и из имеющихся в деле доказательств.

В связи с этим суд в силу части 31 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает данное обстоятельство признанным сторонами, достоверным и установленным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм НДС налогоплательщиками, переведенными на уплату ЕНВД. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

Не отрицая и не опровергая установленные налоговой проверкой обстоятельства заявитель, претендуя на применение указанной в предыдущем абзаце нормы права, должен был доказать суду в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

наличие производства и общую величину совокупных расходов на это производство;

производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению;

величины доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, меньше или равна 5 процентам общей величины совокупных расходов на производство.

Производство заявителем товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в частности, реализация услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, усматривается из акта выездной налоговой проверки и оспариваемого в части решения.

Между тем, доказательства общей величины совокупных расходов на производство, величины доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, за 2008-2010 годы, также доказательства того, что величина этой доли меньше или равна 5 процентам общей величины совокупных расходов на производство за указанные годы, заявитель суду не представил.

Следовательно, заявитель документально не подтвердил свое право на вычеты НДС, указываемое в приводимой им норме закона.

Иных доводов, основанных на доказательствах, в обоснование заявленного требования заявитель не привел.

На основании приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд считает:

доводы заявителя являются необоснованными;

доводы налогового органа являются обоснованными;

оспариваемое в части решение налогового органа соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

в удовлетворении заявленного требования следует отказать полностью.

Принятые по определению от 31.07.12 обеспечительные меры следует отменить со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

в заявленном требовании отказать полностью.

Принятые по определению от 31.07.12 обеспечительные меры отменить со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Столбов