НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 23.10.2014 № А58-3649/14

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Якутск

Дело № А58-3649/2014

23 октября 2014 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Собардаховой В.Э., при ведении протокола секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Саха (Якутия) (ИНН1414888880, ОГРН 1131414888880) от 19.06.2014 № 01/5-14/3209 к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - Детский сад комбинированного вида №4 "Елочка" г. Олекминска Олекминского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1421006761, ОГРН 1031400993348) о взыскании недоимки и пени,

в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Саха (Якутия), далее - налоговый орган, обратилась в суд с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению - Детский сад комбинированного вида №4 "Елочка" г. Олекминска Олекминского района Республики Саха (Якутия), далее – учреждение, о взыскании 24 601,44 руб., из них авансовые платежи по земельному налогу в размере 21 583,0 руб., пени по земельному налогу в размере 2 332,83 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 685,61 руб.

Учреждением отзыв на заявление не представлен.

Ходатайством от 16.09.2014 налоговый орган уточнил размер заявленного требования и просит взыскать 24 088,57 руб., увеличив размер заявленного требования на сумму недоимки по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года в размере 14 600,0 руб., пени по НДС в размере 1 340,33 руб., пени по земельному налогу в размере 5 129,74 руб., а также уменьшив размер требования в части взыскания авансовых платежей по земельному налогу за 2013 год в размере 21 583,0 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Под увеличением размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении. Увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были истцом заявлены в исковом заявлении.

Налоговым органом заявлены дополнительные требования в части взыскания налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 года в размере 14 600,0 руб., ходатайство об увеличении суммы иска в указанной части судом не принимается.

В остальной части, а именно, уменьшение размера требования на суммы авансовых платежей по земельному налогу за 2013 год и увеличение требования на суммы пени судом приняты в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в настоящем деле рассматривается требование налогового органа о взыскании пени по земельному налогу в размере 7 462,57 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 2 025,94 руб.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела, учреждением допущены случаи несвоевременной уплаты земельного налога и налога на добавленную стоимость. Несвоевременная уплата налога явилась основанием для начисления пени в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требованием № 696 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.07.2012 учреждению предложено уплатить в том числе 280,83 руб. пени по налогу на добавленную стоимость в срок до 09.08.2012.

Требованием № 956 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.11.2012 учреждению предложено уплатить в том числе 1 059,50 руб. пени по налогу на добавленную стоимость в срок до 06.12.2012.

Требованием № 26502 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.02.2014 учреждению предложено уплатить в том числе 685,61 руб. пени по налогу на добавленную стоимость и 2 332,83 руб. пени по земельному налогу в срок до 28.02.2014.

Требование направлено по почте заказным письмом.

Поскольку требования налогового органа учреждением в добровольном порядке не исполнено, налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится: с организации, которой открыт лицевой счет.

Поскольку учреждение имеет открытый лицевой счет, то налоговый орган правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является плательщиком земельного налога.

В соответствии со статьей 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Согласно пункту 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Решением Городского совета муниципального образования «город Олекминск» от 28.11.2011 № 4 «О земельном налоге» определены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, авансового платежа по налогу, порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, а также устанавливающие льготы.

Пунктом 3.2 указанного решения установлено, что налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, налог уплачивается по истечении налогового периода не позднее 01 февраля года следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября текущего налогового периода.

С 1 января 2011 г. налогоплательщики земельного налога по итогам отчетных периодов не представляют налоговые расчеты авансовых платежей по налогу. При этом налогоплательщики земельного налога обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов в порядке, установленном ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, обязанность по своевременной уплате авансовых платежей и земельного налога за 2012 и 2013 годы учреждением исполнена с нарушением сроков, что явилось основанием для начисления пени.

Согласно расчету пени на сумму недоимки по земельному налогу начислены пени за период с 03.05.2012 по 01.07.2014 в сумме 7 462,63 руб.

Согласно расчету пени к требованию № 696 на сумму недоимки по НДС за 1 квартал 2012 года начислены пени за период с 08.06.2012 по 26.07.2012 в сумме 280,83 руб.

Согласно расчету пени к требованию № 956 на сумму недоимки по НДС за 1 квартал 2012 года начислены пени за период с 05.08.2012 по 22.11.2012 в сумме 1 059,50 руб.

Согласно расчету пени к требованию № 26502 на сумму недоимки по НДС за 2 квартал 2012 года начислены пени за период с 17.08.2013 по 10.02.2014 в сумме 685,61 руб.

В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пенями.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Таким образом, пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате налога.

При этом исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем после истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения такой обязанности и не подлежат начислению.

Налог на добавленную стоимость учреждением не уплачен, налоговым органом своевременно не взыскан. Авансовые платежи и земельный налог за 2012 год фактически уплачены 16.05.2013. С заявлением в суд налоговый орган 24.06.2014.

Поскольку пени является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, суд считает, что правовых оснований для взыскания сумм пени, обоснованность начисления которой налоговым органом не подтверждена, не имеется; налоговым органом пропущен совокупный срок взыскания пени, в том числе по требованиям №№ 696,956.

Ходатайство налогового органа не подлежит удовлетворению.

Срок взыскания пени по авансовым платежам по земельному налогу за 2013 год налоговым органом не пропущен, за период с 01.05.2013 по 01.07.2014 подлежат взысканию пени в размере 4 005,90 руб.

Доказательства уплаты пени в размере 4 005,90 руб. не представлены. Срок обращения в суд с заявлением о взыскании пени в судебном порядке налоговым органом не пропущен.

При таких обстоятельствах, требование налогового органа подлежит удовлетворению в части.

В соответствии со статьями 103, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

Суд, учитывая правовой статус учреждения как муниципального учреждения образования и размер взысканной суммы задолженности, на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате учреждением государственной пошлины до 1 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в восстановлении срока отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - Детский сад комбинированного вида №4 "Елочка" г. Олекминска Олекминского района Республики Саха (Якутия) (678103, Республика Саха (Якутия), Олекминский улус, город Олекминск, улица Урицкого, дом 13, зарегистрированного в качестве юридического лица 25.04.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Олекминскому улусу Республики Саха (Якутия), ИНН 1421006761, ОГРН 1031400993348) в доход государства с зачислением в соответствующий бюджет 4 005,9 руб. пени по земельному налогу,

и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000,0 руб.

В остальной части отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья В. Собардахова