Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
22 декабря 2023 года | Дело № А58-4146/2023 |
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2023.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2023.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Жатайская судоверфь» (ИНН 1435332934, ОГРН 1181447007180) без даты и номера, поданному по электронной системе подачи документов «Мой арбитр», к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435153396, ОГРН 1041402072216) о признании недействительными решения от 14.11.2022 № 4817 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 14.11.2022 № 85 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, с участием представителей: заявителя - Петраш Е.В. от 13.03.2023 № 08/23, диплом, Смирновой С.В. по доверенности от 13.03.2023 № 09/23, диплом; налогового органа – Заболоцкой М.Н. по доверенности от 28.12.2022 № 01-65/0297, диплом, установил:
акционерное общество «Жатайская судоверфь» - далее Общество, заявитель, АО обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) – далее Управление, УФНС по РС (Я), налоговый орган о признании недействительными решения от 14.11.2022 № 4817 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 14.11.2022 № 85 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что положения п. 2.1 статьи 170 НК РФ предусматривают возможность применения налоговых вычетов при осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных инвестиций; документами о предоставлении налогоплательщику бюджетных инвестиций не предусмотрено, что финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав осуществляется с включением в состав таких затрат НДС; оплата счета-фактуры на спорную сумму вычетов полностью за счет средств федерального бюджета не подтверждает необоснованное применение вычетов в соответствии с абзацем 8 п. 2.1 ст. 170 НК РФ; наличие НДС в составе платежа контрагенту, произведенного с казначейского счета, не доказывает, что бюджетные инвестиции были выделены на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) с включением предъявленных сумм НДС; действия налогового органа не являются последовательными, т.к. за 2 квартал 2021 года налоговым органом было принято решение о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению по приобретенным в 2020 году товарам (работам, услугам), оплаченным за счет бюджетных инвестиций РФ в уставный капитал заказчика; возмещенный из бюджета за 2 квартал 2021 года НДС отражен в отчете о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, как восстановление средств, ранее оплаченных поставщикам; бюджетные инвестиции предоставлены Обществу исходя из предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства; сметная стоимость объекта капитального строительства и предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства – это разные показатели положительное заключение ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» не является документом о предоставлении налогоплательщику бюджетных инвестиций; налогоплательщиком обеспечен раздельный учет затрат, предусмотренный п. 2.1 ст. 170 НК РФ; принятие к вычету сумм НДС не приводит к повторному субсидированию заявителя (получению денежных средств) из федерального бюджета на сумму возмещенного налога и не увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, финансируемых из бюджетов бюджетной системы РФ; полученные Обществом бюджетные инвестиции являются вкладом государства в уставный капитал АО; оспариваемые решения, направленные налогоплательщику по ТКС, не подписаны должностным лицом, принимавшим участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.
Управление не согласно с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 05.06.2023 (том 10, л.д. 120 – 128), дополнении к отзыву от 04.09.2023 (том 11, л.д. 12 – 15), дополнении к отзыву от 25.10.2023 (том 11, л.д. 37 – 38), дополнении к отзыву от 07.11.2023 (том 11, л.д. 52 – 55).
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
25.04.2022 Обществом представлена первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2022 года (per. № 1466454388) с суммой налога к возмещению в размере 22 680 321, 00 рублей.
Управлением в соответствии со статьей 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка на основе данной декларации, в которой заявлен к возмещению НДС в порядке статей 171, 172 НК РФ на основании счетов-фактур и первичных документов в рамках договоров подряда.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 11.07.2022 № 5000, который получен Обществом по ТКС 11.07.2022.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки № 6449 от 19.07.2022 (рассмотрение назначено на 23.08.2022) принято Обществом по ТКС 21.07.2022.
22.08.2022 Обществом представлены возражения на акт налоговой проверки (вх. № 86110 от 22.08.2022).
23.08.2022 Управлением принято решение № 26 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» (получено Обществом по ТКС 25.08.2022).
Решением от 23.08.2022 № 60 срок рассмотрения материалов проверки продлен на 30 дней (принято Обществом по ТКС 25.08.2022).
По итогам дополнительных мероприятий налоговой проверки составлено дополнение от 12.10.2022 № 30 к акту налоговой проверки (получено Обществом по ТКС 19.10.2022).
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки № 11564 от 28.10.2022 (рассмотрение назначено на 14.11.2022) получено Обществом по ТКС 28.10.2022.
14.11.2022 зам. начальника УФНС по РС (Я) в присутствии должностных лиц налогового органа и представителя проверяемого лица Хастаевой С.А. рассмотрены материалы налоговой проверки, о чем составлен протокол от 14.11.2022.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Управлением вынесены решения от 14.11.2022 № 4817 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», № 85 «Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению», которые направлены Обществу по ТКС 21.11.2022, приняты им 21.11.2022 , что подтверждается квитанциями о приеме.
Обществом подана апелляционная жалоба от 21.12.2022 № 51-1178/2022 (вх. № 9183 от 28.12.2022) на решения УФНС по Республике Саха (Якутия) от 14.11.2022 № 4817 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и от 14.11.2022 № 85 «Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу решением от 30.01.2023 № 07-10/0343@ жалобу Общества оставила без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решениями налогового органа, обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы Общества, возражения Управления, выслушав представителей Общества и Управления, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что досудебный порядок урегулирования налогового спора Обществом соблюден.
Как следует из оспариваемого решения УФНС по РС (Я) от 14.11.2022 № 4817 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения заявителю отказано в возмещении НДС в размере 22 134 031 рублей по хозяйственным операциям с контрагентами ООО «ГАРТ» в размере 6 265 551, 02 рублей, ООО «Элтера» в размере 12 486 223, 04 рублей, ООО «Восход» в размере 3 382 256, 47 рублей.
Налоговым органом на основании проведенных мероприятий в ходе камеральной налоговой проверки сделаны выводы, что налогоплательщиком нарушен п. 2.1. ст. 170 НК РФ, поскольку предъявленная к вычету сумма НДС относится к приобретению основных средств за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджета РФ, и что работы, выполненные ООО «ГАРТ», ООО «Элтера» и ООО «Восход» оплачены из бюджетных средств, с казначейского счета № 03215643000000015100 АО «Жатайская судоверфь», открытого в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу.
Пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
При этом абзацем восьмым пункта 2.1 и абзацем десятым подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат сумм НДС, то положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ не применяются.
На основании изложенного, если объекты капитального строительства, создаваемые и (или) реконструируемые (модернизируемые) налогоплательщиком за счет средств бюджетных инвестиций будут использоваться для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, то при применении вычетов налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе создания и (или) реконструкции (модернизации) таких объектов, налогоплательщику следует учитывать вышеуказанные положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
В случае если объекты капитального строительства, создаваемые и (или) реконструируемые (модернизируемые) налогоплательщиком за счет средств бюджетных инвестиций будут использоваться для осуществления операций, не облагаемых НДС, то на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе создания и (или) реконструкции (модернизации) этих объектов, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Судом установлено, что документами о предоставлении Обществу бюджетных инвестиций не предусмотрено, что финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав осуществляется с включением в состав таких затрат НДС.
Согласно письму Минфина России от 23.03.2022 № 03-07-11/22674 для подтверждения включения (невключения) сумм налога на добавленную стоимость в состав финансируемых за счет субсидий затрат на оплату приобретаемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг) могут использоваться, в частности, договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, а также нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление и содержащие соответствующую информацию.
В оспариваемом решении от 14.11.2022 № 4817 (том 8, л.д. 4) указано, что «Из содержания Проектной программы "Развитие внутреннего водного транспорта Республики Саха (Якутия) и внутренних водных путей Ленского бассейна", утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2017 г. № 202-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2017 г. № 812-р) следует, что объем средств на реализацию строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи 5750,7 млн. руб. (с учетом НДС) состоит из:
-субсидии федерального бюджета в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года и на дальнейшую перспективу" в сумме 4106,2 млн. руб.;
-собственных средств (средства от продажи акций Акционерному обществу "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)") в сумме 750,0 млн. руб.;
- заемных средств в сумме 894,5 млн. руб.»
Между тем, текст Проектной программы "Развитие внутреннего водного транспорта Республики Саха (Якутия) и внутренних водных путей Ленского бассейна", утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2017 г. № 202-р (в редакции Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2017 г. № 812-р) не содержит упоминания о том, что объем средств на реализацию строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи в размере 5750,7 млн. руб. учитывает НДС.
В соответствии с п. 6.1. Паспорта Проектной программы "Развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского бассейна" планируемый объем капитальных затрат и структура финансирования Проекта (том 9, л.д. 14 – 15):
Общая стоимость проекта, млн руб. - 5750,7
в том числе, млн руб.:
субсидия федерального бюджета в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года и на дальнейшую перспективу" - 4106,2
средства АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" - 750,0
заемные средства - 894,5
Структура финансирования проекта:
млн руб.
Капитальные вложения | Всего | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Всего: в том числе | 5 750,7 | 1,0 | 286,4 | 1 012,6 | 3 046,3 | 1 404,4 |
федеральный бюджет государственная программа "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года и на дальнейшую перспективу", в т.ч. | 4 106,2 | - | 550,0 | 2 450,0 | 1 106,2 | |
бюджет субъекта РФ | <*> | <*> | <*> | |||
местный бюджет | ||||||
внебюджетные источники, в т.ч. | 1 644,5 | 1,0 | 286,4 | 462,6 | 596,3 | 298,2 |
собственные средства организации | 750,0 | 1,0 | 286,4 | 462,6 | ||
привлекаемые средства иных организаций | 894,5 | 596,3 | 298,2 |
Договор о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиции юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием, от 18 .11.2019 № 020-18-2019-002 (том 6, л.д. 50 – 60) заключен между Министерством промышленности и торговли РФ (Получатель средств федерального бюджета), Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Собственник) и Акционерным обществом «Жатайская судоверфь» (Организация), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, требованиями к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2017 № 190, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2019 № 775 «О предоставлении бюджетных инвестиции акционерному обществу «Жатайская судоверфь».
Предметом указанного Договора является предоставление Организации из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства для реализации инвестиционного проекта (далее - инвестиционный проект) с увеличением в соответствии с условиями настоящего Договора на эквивалентную часть участия Российской Федерации в уставном капитале Организации (далее - бюджетные инвестиции) в целях реализации Организацией инвестиционного объекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей», акционерное общество "Жатайская судоверфь", г. Якутск, Республика Саха (Якутия) (п. 1.1. Договора).
Бюджетные инвестиции предоставляются в соответствии с перечнем объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества (далее - Объекты) согласно приложении к настоящему Договору (п. 1.2 Договора).
Судом установлено, что из содержания вышеуказанного договора не следует, что расходы финансируются с НДС.
Договор о предоставлении бюджетных инвестиций заключен на основании Постановления Правительства РФ от 18.06.2019 № 775 (в ред. постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2321), в котором также отсутствует положение о том, что капитальные вложения финансируются с НДС:
В соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса РФ акционерному обществу «Жатайская судоверфь», г. Якутск, Республика Саха (Якутия) (далее - общество) предоставлены бюджетные инвестиции за счет средств федерального бюджета в размере 4 106 200 тыс. рублей в виде взноса Российской Федерации в уставный капитал общества на осуществление обществом капитальных вложений в объект капитального строительства "Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренне водных путей" (далее - объект), находящийся в собственности общества (мощность, подлежащая вводу в эксплуатацию, - 58356 кв. метров, срок ввода в эксплуатацию - 2023 год), с распределением согласно приложению.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации - главному распорядителю средств федерального бюджета, Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации поручено обеспечить внесение в качестве взноса Российской Федерации в уставный капитал общества денежных средств, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в порядке оплаты размещаемых; обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
(тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)
Всего | В том числе | |||
2021 год | 2022 год | 2023 год | ||
Предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства | 5750700,01 <*> | 1300763,6 | 763100 | 131400 |
Общий объем капитальных вложений | 5750700,01 <*> | 1300763,6 | 763100 | 131400 |
Общий (предельный) объем бюджетных инвестиций | 4106200,01 | 1106200 |
--------------------------------
<*> Включая капитальные вложения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 3000000 тысяч рублей, осуществленных в 2019 - 2020 годах, а также финансирование в 2017 - 2021 годах в размере 750000 тысяч рублей за счет собственных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что договоры о предоставлении инвестиций, а также нормативные правовые акты, регулирующие их предоставление, не содержат информацию о том, что бюджетное финансирование затрат на реализацию инвестиционного проекта производится с НДС.
Суд считает, что факт финансирования без включения в состав затрат на строительство сумм НДС также подтверждается тем, что при изменении ставки НДС с 01.01.2019 с 18 до 20 % объем бюджетных инвестиций не был пересмотрен (при внесении изменений в постановление Правительства РФ от 18.06.2019 № 775 в 2021 году постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2321).
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что документами о предоставлении бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога, что дает право на применение Обществу налогового вычета.
Материалами дела подтверждается, что раздельный учет затрат, предусмотренный п. 2.1. ст. 170 НК РФ Обществом ведется.
Положениями Учетной политики АО «Жатайская судоверфь» на 2022 год, утвержденной Приказом от 23.12.2021, предусмотрено ведение раздельного учета затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников.
Согласно пункту 3.2.2.9 Учетной политики, раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 03 «Строительство объектов основных средств»» путем ведения аналитического учета но следующим субконто:
- «Жатайская судостроительная верфь. Бюджетные инвестиции»;
- «Жатайская судостроительная верфь».
Подрядные работы Обществом оприходованы на счете 08.03 субконто: «Жатайская судостроительная верфь. Бюджетные инвестиции» без НДС, сумма «входного» налога на добавленную стоимость по указанным работам отражена на счете 19.08, что отражено в Решении № 4817 от 14.11.2022 на стр. 15, 19, 21 (том 8, л.д. 16, 20, 22).
Судом отклоняются возражения УФНС по РС (Я) о том, что наличие НДС в составе платежа контрагенту, произведенного с казначейского счета, доказывает, что бюджетные инвестиции были выделены на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) с включением предъявленных сумм НДС, т.к. тот факт, что денежными средствами, полученными в качестве бюджетных инвестиций, налогоплательщиком произведен расчет с поставщиком по задолженности, включающей в себя НДС, сам по себе (без учета содержания соответствующей документации) не может свидетельствовать о том, что бюджетные инвестиции были выделены бюджетным распорядителем на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) с включением предъявленных сумм НДС.
Судом принимаются доводы Общества о том, что ранее по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2021 года с заявлением вычетов по приобретенным в 2020 году товарам (работам, услугам), оплаченным за счет бюджетных инвестиций РФ в уставный капитал Заказчика, Управлением ФНС по Республике Саха (Якутия) было принято решение № 1 от 29.10.2021 о возмещении полностью суммы налога на добавленную, заявленной к возмещению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, применение ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Определения от 03.03.2015 № 417-О, от 02.04.2015 № 583-О).
Налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов (Определение от 12.07.2006 № 267-О).
Соответственно, поскольку за 2 квартал 2021 года налоговым органом был предоставлен налоговый вычет по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет бюджетных инвестиций, то суд считает, что Общество полагало, что имеет право на соответствующий налоговый вычет в отношении других налоговых периодов в соответствии с абзацем 8 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ.
Более того, материалами дела подтверждается, что возмещенный из бюджета НДС за 2 квартал 2021 года отражен в отчете о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, как восстановление средств, ранее оплаченных поставщикам.
Разделом V Договора о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием № 020-18-2019-002 от 18.11.2019 предусмотрена обязанность АО «Жатайская судоверфь» по направлению Министерству промышленности и торговли РФ отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции в соответствии с приложением № 6 к настоящему Договору, которое является его неотъемлемой частью, не позднее 7 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом (п. 5.5.15.1).
Отчеты в типовой форме, утвержденной Приложением 6 «Отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции» Договора о предоставлении из федерального бюджета бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием № 020-18-2019-002 от 18.11.2019 за период с 01.01.2020 по 30.06.2022 имеются в материалах дела (том 10, л.д. 92 – 119).
В отчете за 4 квартал 2021 года по строке 0320 (том 10, л.д. 97) отражено поступление возмещенной из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 23 253 601 рублей.
По строке 01040 «Израсходовано Организацией средств за счет бюджетных инвестиций, в том числе: капитальные вложения» указаны суммы оплаченных расходов на строительство объекта, которые формируют первоначальную стоимость строящегося объекта без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость.
Суммы НДС, оплаченные подрядчикам за счет средств бюджетных инвестиций, в отчете о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, отражаются обособленно от капитальных вложений, и восстанавливаются после возмещения из бюджета.
С учетом изложенного суд считает, что принятие к вычету сумм НДС не приводит к повторному субсидированию заявителя (получению денежных средств) из федерального бюджета на сумму возмещенного налога и не увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положительное заключение № 00226-18/ХГЭ-1.2708/04 Федерального
автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы»,
утвержденное 27.11.2018 Министерством строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации (том 5, л.д. 131 – 150), не является документом о предоставлении налогоплательщику бюджетных инвестиций.
Кроме того, суд считает, что сметная стоимость строительства объекта не идентична сумме предоставленных инвестиций, в документах о предоставлении бюджетных инвестиций отсутствует отсылка к сметной стоимости.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.06.2019
№ 775 предоставление бюджетных инвестиций произведено исходя из предполагаемой
(предельной) стоимости объекта капитального строительства,а не сметной стоимости.
Из правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 № 1692 «О порядке принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета», следует, что сметная стоимость объекта капитального строительства и предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства, это разные показатели.
Указанное обстоятельство подтверждается и Положительным заключением № 00226-18/ХГЭ-1.2708/04 Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы», утвержденным 27.11.2018 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С учетом изложенного суд считает, что Общество имеет право на применение налогового вычета по НДС в соответствии с положениями п. 2.1 статьи 170 НК РФ, т.к. документами о предоставлении налогоплательщику бюджетных инвестиций не предусмотрено, что финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав осуществляется с включением в состав таких затрат НДС; оплата счета-фактуры на спорную сумму вычетов полностью за счет средств федерального бюджета не подтверждает необоснованное применение вычетов в соответствии с абзацем 8 п. 2.1 ст. 170 НК РФ; наличие НДС в составе платежа контрагенту, произведенного с казначейского счета, не доказывает, что бюджетные инвестиции были выделены на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) с включением предъявленных сумм НДС; действия налогового органа не являются последовательными, т.к. за 2 квартал 2021 года налоговым органом было принято решение о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению по приобретенным в 2020 году товарам (работам, услугам), оплаченным за счет бюджетных инвестиций РФ в уставный капитал заказчика; возмещенный из бюджета за 2 квартал 2021 года НДС отражен в отчете о расходах, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, как восстановление средств, ранее оплаченных поставщикам; бюджетные инвестиции предоставлены Обществу исходя из предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства; сметная стоимость объекта капитального строительства и предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства – это разные показатели положительное заключение ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» не является документом о предоставлении налогоплательщику бюджетных инвестиций; налогоплательщиком обеспечен раздельный учет затрат, предусмотренный п. 2.1 ст. 170 НК РФ; принятие к вычету сумм НДС не приводит к повторному субсидированию заявителя (получению денежных средств) из федерального бюджета на сумму возмещенного налога и не увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, финансируемых из бюджетов бюджетной системы РФ; полученные Обществом бюджетные инвестиции являются вкладом государства в уставный капитал АО.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Общества полностью – о признании недействительными решений Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) от 14.11.2022 № 4817 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 14.11.2022 № 85 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
При обращении в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, которая подлежит взысканию в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в пользу Общества с Управления.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
решения Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) от 14.11.2022 № 4817 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 14.11.2022 № 85 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, проверенные на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительными.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Жатайская судоверфь» (ИНН 1435332934, ОГРН 1181447007180).
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435153396, ОГРН 1041402072216) в пользу акционерного общества «Жатайская судоверфь» (ИНН 1435332934, ОГРН 1181447007180) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья А.Н. Устинова