НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 22.09.2022 № А58-5030/2022

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

26 сентября 2022 года

          Дело № А58-5030/2022

Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2022.

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола помощником судьи Николаевой К.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюфедерального казенного учреждения "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, с участием представителей: ФКУ – ФИО1 по доверенности от 22.04.2022, диплом (до перерыва); Пенсионного фонда – ФИО2 по доверенности от 23.11.2021 № 102, диплом, установил:  

федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" – далее ФКУ, Учреждение, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) – далее Пенсионный фонд, ОПФ о признании недействительным решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (с учетом уточнения от 21.09.2022, принятого судом протокольным определением от 22.09.2022).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что по результатам сверки, проведенной с Пенсионным фондом, установлено наличие переплаты страховых взносов за период до 1 января 2017 года и за период с 2002 – 2009 годы; Учреждение обратилось в ОПФ с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, между тем, Пенсионный фонд вынес решение об отказе в возврате сумм в связи с истечением срока для осуществления возврата; Учреждение считает, что о наличии переплаты заявитель узнал только в 2021 году в результате сверки.               

Пенсионный фонд не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 21.07.2022 № 5566/24666 (поступил в суд 22.07.2022).    

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Между Учреждением и налоговым органом в лице Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) произведена сверка по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.09.2021, составлен акт № 2021-36527, в соответствии с которым установлено наличие переплаты по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей.    

07.12.2021 Учреждение обратилось в Управление ФНС по РС (Я) с заявлением № 15/ТО/33-б/н о возврате указанных выше сумм страховых взносов.

08.12.2021 Управление ФНС по РС (Я) направило ответ на заявление Учреждения № 34-35/28939@ о том, что обращение направлено на рассмотрение в Отделение ПФР по РС (Я)  со ссылкой на письмо ПФ РФ и ФНС России от 04.10.2017 № НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@.

17.03.2022 ОПФ принято решение № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

21.03.2022 ОПФ направило в Учреждение уведомление № ТВ-4270/8386 о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с уплатой платежей более трех лет назад и истечением срока для осуществления возврата.    

26.05.2022 Учреждение обратилось в ОПФ с письмом № 15/ТО/33-1-1420 о направлении решения ОПФ от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в адрес заявителя.

31.05.2022 ОПФ направило в адрес Учреждения решение от 17.03.2022 №  016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

Учреждение, не согласившись с вышеуказанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным данного  решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и Пенсионного фонда, приходит к  следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель оспаривает решение ОПФ от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, которое получено им 02.06.2022. Из материалов дела следует, что заявление Учреждения поступило в арбитражный суд 24.06.2022.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из заявления, Учреждение просило признать недействительным решение от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов путем возврата на расчетный счет переплаты по страховым взносам в размере 621 258, 77 рублей, в том числе по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей. 

Суд с учетом указания заявителем требования об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов плательщика страховых взносов путем возврата на расчетный счет переплаты по страховым взносам в размере 621 258, 77 рублей, в том числе по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей в судебном заседании 19.09.2022 (до объявленного перерыва) предложил уточнить требование – заявителем оспаривается ли решение ОПФ в порядке главы 24 АПК РФ, либо в исковом порядке заявитель просит обязать возвратить переплату по страховым взносам в размере 621 258, 77 рублей, в том числе по страховым взносам в ПФР (до 1 января 2017 года) в размере 82 822, 77 рублей, по страховым взносам в ПФР (2002 – 2009 годы) в размере 422 827 рублей, по страховым взносам в ПФР (накопительная часть пенсии 2002 – 2009 годы) в размере 115 609 рублей.    

Заявлением от 21.09.2022 без номера Учреждение уточнило заявленные требования – просит признать недействительным в порядке главы 24 АПК РФ решение от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.     

Уточнение заявленных требований судом принято в порядке статьи 49 АПК РФ протокольным определением от 22.09.2022.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), который с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

При этом, согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Учреждение обратилось в Пенсионный фонд с заявлением о возврате страховых взносов, переплата по которым образовалась до 01.01.2017.

Таким образом, в данном случае применяются нормы Федерального закона № 212-ФЗ.   

В соответствии с частью 1 статьи 18, пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).

Аналогичный срок, подлежащий применению и к страховым взносам с 01.01.2017, установлен пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О разъяснено, что норма пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что пропуск срока на подачу заявления в налоговый орган не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение 3 лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемых налоговых периодов, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела достоверно установлено и не оспаривается ни заявителем, ни Пенсионным фондом, что переплата по страховым взносам образовалась за период до 01.01.2017, при этом страховые взносы были самостоятельно исчислены и уплачены Учреждением в установленный законом срок, иного не доказано ни заявителем, ни Пенсионным фондом, а с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм заявитель первоначально обратился 07.12.2021 в Управление ФНС по РС (Я), которое перенаправило в ОПФ по РС (Я), то есть с пропуском установленного федеральным законом трехлетнего срока (с даты уплаты взноса и с даты, когда учреждение об этом должно было узнать).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение с учетом уведомления от 21.03.2022 № ТВ-4270/8386, мотивированное истечением срока давности, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Довод заявителя о том, что Учреждение узнало о наличии излишней уплаты страховых взносов (до 01.01.2017) только в сентябре 2021 года, когда был составлен акт сверки по состоянию на 01.09.2021, отклоняется судом, т.к. отчетность в Пенсионный фонд предоставлялась непосредственно Учреждением, страховые взносы исчислены и уплачены им самостоятельно, следовательно, оно должно было знать об излишне уплаченных суммах страховых взносов в момент их уплаты (до 2017 года), в то время как незнание порядка расчета сумм, подлежащих уплате, не продлевает течение срока и не свидетельствует о том, что Учреждение узнало об излишней уплате страховых взносов только в момент представления ему сверки расчетов с бюджетом.

Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченных платежей, в том числе, в судебном порядке в установленный срок, заявителем не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Учреждения полностью.

При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, которая подлежит возврату Учреждению в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ по следующим основаниям.  

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, служба осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания.

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" реализует указанные публичные полномочия, относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру службы, является заявителем по арбитражному делу, а следовательно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  

                                                         Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 17.03.2022 № 016F07220000254 об отказе в проведении возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов отказать. 

Возвратить федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 17.06.2022 № 289926, выдать справку. 

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                            А.Н. Устинова