НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 20.10.2022 № А58-4785/2022

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

31 октября 2022 года

Дело № А58-4785/2022

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2022.

Мотивированное решение изготовлено 31.10.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435133551, ОГРН 1031402044134) от 20.04.2022 к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435078879, ОГРН 1021401075167) о признании недействительным представления от 09.02.2022 № 16-20-06/1142,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435037181, ОГРН 1021401067907),

при участии представителей: заявителя – Оконешниковой С.П. по доверенности от 04.08.2022 № б/н, диплом; УФК – Варламовой С.Д. по доверенности от 10.01.2020 № 16-17-21/33, диплом; третьего лица - Владимирова Д.Г. по доверенности от 18.10.2022 № 9, диплом, установил:

государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)" – далее Учреждение, ГКУ, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) – далее Управление, УФК, Казначейство о признании недействительным представления от 09.02.2022 № 16-20-06/1142.

Первоначально Учреждение обратилось 20.04.2022 с заявлением в Якутский городской суд, который определением от 19.05.2022 передал административное дело по административному исковому заявлению Учреждения к УФК о признании незаконным представления от 09.02.2022 № 16-20-06/1142 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), дело поступило в арбитражный суд 14.06.2022, что подтверждается входящим штампом Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).

Определением от 17.06.2022 заявление Учреждения принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 12.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

В обоснование заявленных требований Учреждение ссылается на то, что является неправомерным вывод УФК о том, что заявитель произвел начисление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям в фиксированных размерах, что не соответствует мерам социальной поддержки, установленным нормами федерального законодательства, а именно, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактических расходов (в пределах норм потребления); постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 583 «О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)» не противоречит пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральными законами от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в виде субвенций, при этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; в соответствии с Порядком № 583 до редакции, действовавшей до ноября 2019 года, отдельные категории граждан, состоящие в федеральном регистре, имели право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в фиксированном размере с правом на перерасчет, если размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов, в ноябре 2019 года в связи с изменением федерального законодательства (в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в Порядок № 583 были внесены изменения в части установления права на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, состоящих в федеральном регистре, обратившихся начиная с 1 декабря 2019 года, в связи с этим были внесены изменения в Порядок № 583, в соответствии с которыми отдельные категории граждан, состоящие в федеральном регистре, обратившиеся начиная с 1 декабря 2019 года, имеют право на предоставление компенсации расходов по оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; в связи с тем, что фиксированные размеры ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг у части ее получателей превышали размер компенсации по фактически понесенным расходам в целях недопущения ухудшения условий предоставления указанной выплаты было принято решение сохранить предоставление ежемесячной денежной выплаты (компенсации) для отдельных категорий граждан, состоящих в федеральном регистре, обратившихся до 1 декабря 2019 года; отмена предоставления ежемесячной денежной компенсации в фиксированном размере с правом на перерасчет повлечет снижение достигнутого уровня предоставления мер поддержки в Республике Саха (Якутия) для части отдельных категорий граждан, что противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П; оспариваемое представление нарушает права Учреждения, поскольку содержит необоснованное требование о приведении постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 583 в соответствие с федеральным законодательством, невыполнение которого влечёт административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

УФК не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве на заявление от 17.05.2022 № 16-17-06/2616 (том 1, л.д. 25 – 33).

Третье лицо считает требования Учреждения обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 12.09.2022 (том 2, л.д. 23 – 27).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Управлением в соответствии с приказом УФК по Республике Саха (Якутия) от 18.11.2021 № 514 «О назначении внеплановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении Республики Саха (Якутия) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» проведена проверка использования средств субвенции, предоставленной из бюджета Российской Федерации, на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за период 2019 – 2020 годы.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 20.12.2021, в котором установлены нарушения, а именно в нарушение части 4 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, абзаца 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», подпункта 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» произведено начисление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в фиксированных размерах, что не соответствует мерам социальной поддержки, установленным нормами федерального законодательства, а именно компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактических расходов (в пределах норм потребления); общий объем начисленной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг из средств федерального бюджета за 2019 и 2020 годы отдельным категориям граждан составил – не соответствующим требованиям Закона № 181-ФЗ на общую сумму 592 060 392, 18 рублей, из них в 2019 году – на сумму 302 399 577, 39 рублей, в 2020 году – на сумму 289 660 814, 79 рублей; не соответствующим требованиям Закона № 5-ФЗ на общую сумму 20 064 678, 65 рублей, из них в 2019 году – на сумму 10 592 428, 71 рублей, в 2020 году – на сумму 9 472 249, 94 рублей; не соответствующим требованиям Закона № 1244-1 на общую сумму 1 048 856, 60 рублей, из них в 2019 году – на сумму 530 028, 30 рублей, в 2020 году – на сумму 518 828, 30 рублей; Положения Порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 583 «О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)», не соответствуют положениям пункта 10.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», части 12 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Копия акта вручена Учреждению 20.12.2021.

Учреждением представлены возражения от 13.01.2022 без номера на вышеуказанный акт проверки.

Казначейством рассмотрены указанные возражения и заключением от 01.02.2022 возражения не приняты.

09.02.2022 Управлением вынесено в отношении Учреждения представление № 16-20-06/1142, в соответствии с которым УФК потребовало от Учреждения принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения путем приведения постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 583 «О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)» в соответствие с положениями части 4 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, абзаца 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», подпункта 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в срок до 31.08.2022; информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление не позднее 31.08.2022; срок исполнения настоящего представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19 – 22 Федерального стандарта № 1095; невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учреждение, не согласившись с представлением, обратилось первоначально в Якутский городской суд с административным исковым заявлением в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ.

С учетом обращения в Якутский городской суд 20.04.2022, суд считает, что заявитель обратился с настоящим заявлением в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Учреждения и третьего лица и возражения представителя УФК, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

На основании части 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с частью 3.1. статьи 270.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с пунктом 5.14 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 6.7 постановления Правительства № 703 Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

В соответствии с пунктом 5.15 (1) постановления Правительства № 703 Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» утверждены «Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

На оснований пункта 29 постановления Правительства № 1092 контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.

Реализация результатов осуществления деятельности по контролю производится в соответствии с пунктом 70 постановления Правительства № 1092, т.е. при осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Под представлением в целях настоящих Правил понимается документ Федерального казначейства (его территориального органа), направляемый региональному оператору и содержащий информацию о выявленных в деятельности регионального оператора нарушениях законодательства Российской Федерации и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно пункту 9.21 приложения № 14 к приказу Федерального казначейства «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства» № 316 от 27.12.2013 Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет следующие функции в установленной сфере деятельности: применяет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации меры принуждения к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства.

Оспариваемое представление составлено согласно форме и требованиям приложений к приказу Казначейства России от 28.05.2019 № 17н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано УФК в пределах полномочий, предусмотренных положениями Бюджетного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, УФК по результатам проведенной проверки Учреждения потребовало от Учреждения принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения путем приведения постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 583 «О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)» в соответствие с положениями части 4 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, абзаца 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подпункта 8 части 1 статьи 14, подпункта 5 части 1 статьи 15, подпункта 5 части 1 статьи 16, подпункта 2 части 2 статьи 18, подпункта 9 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», подпункта 3 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в срок до 31.08.2022 и указанное требование основано на выводе о том, что Учреждение в проверяемом периоде произвело начисление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям в фиксированных размерах, что не соответствует мерам социальной поддержки, установленным нормами федерального законодательства, а именно, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактических расходов (в пределах норм потребления).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым, в частности, установлены меры социальной защиты названной категории граждан.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой регулируются Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Объем субвенций из федерального бюджета, предусмотренный бюджету Республики Саха (Якутия) на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям определяется по методике распределения субвенции из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации и г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861.

Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 26.12.2008 № 583 «О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)».

В приложении № 1 к указанному постановлению установлен порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия).

Как следует из заявления Учреждения и не оспаривается УФК, что при реализации постановления Правительства РС (Я) № 583 в 2018 - 2021 годах фактический размер субвенции, предоставляемый бюджету Республики Саха (Якутия), не превышал расчетный размер субвенции, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства РС (Я) от 26.12.2008 № 583 не противоречит пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацам 1, 2 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с абзацем 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 указанного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацам 8, 9, 13 пункта 3 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных указанным пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что Федеральными законами № 181-ФЗ, № 5-ФЗ и Законом РФ № 1244-1 Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в виде субвенций. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с абзацем 13 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ, подпунктом 8 части 1 статьи 14, подпунктом 5 части 1 статьи 15, подпунктом 2 части 2 статьи 18, подпунктом 9 части 1 статьи 21 Федерального закона № 5-ФЗ, подпунктом 3 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 отдельным категориям граждан предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с пунктом 1 Порядка № 583 указанный порядок устанавливает правила предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, проживающим на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральными законами № 5-ФЗ, № 181-ФЗ, от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом РФ № 1244-1, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

В соответствии с Порядком № 583 (в редакции, действовавшей до ноября 2019 года) отдельные категории граждан, состоящие в федеральном регистре, имели право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в фиксированном размере с правом на перерасчет, если размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов.

В ноябре 2019 года в связи с изменением федерального законодательства (в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в Порядок № 583 были внесены изменения в части установления права на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для граждан, состоящих в федеральном регистре, обратившихся начиная с 1 декабря 2019 года.

Согласно пункту 19 Порядка № 583 отдельные категории граждан, состоящие в федеральном регистре, обратившиеся начиная с 1 декабря 2019 года, имеют право на предоставление компенсации расходов по оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 22 Порядка № 583 расчет компенсации определяется исходя из фактически понесенных расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с учетом размера компенсации, установленного законодательством, указанным в пункте 1 Порядка.

В связи с тем, что фиксированные размеры ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг у части ее получателей превышали размер компенсации по фактически понесенным расходам в целях недопущения ухудшения условий предоставления указанной выплаты РС (Я) было принято решение сохранить предоставление ежемесячной денежной выплаты (компенсации) для отдельных категорий граждан, состоящих в федеральном регистре, обратившиеся до 1 декабря 2019 года.

Суд считает, что с учетом статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты, позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11.01.2012 № 12-Г11-9 «Об отмене решения Верховного суда Республики Марий Эл от 25.10.2011 и признании недействующими абзацев 4-6 пункта 4 и пункта 17 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24.07.2008 № 157», о том, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который будет обеспечивать социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в котором указано о том, что развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, отмена предоставления ежемесячной денежной компенсации в фиксированном размере с правом на перерасчет повлечет снижение достигнутого уровня предоставления мер поддержки в Республике Саха (Якутия) для части отдельных категорий граждан, что является недопустимым.

Согласно пункту 10 Порядка № 583 меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилого помещения в виде ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, согласно приложению к Порядку.

Приложением установлен Перечень отдельных категорий граждан, состоящих в федеральном регистре и имеющих право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которым предусмотрен фиксированный размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по каждой категории граждан, состоящих в федеральном регистре.

В соответствии с пунктом 8 Порядка № 583 в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов, то гражданин имеет право обратиться в Управление социальной защиты населения и труда по месту жительства (пребывания) за перерасчетом. Перерасчет производится с учетом представленных фактических расходов на жилищно-коммунальные услуги и суммы полученных ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг всеми членами семьи, имеющими основание на получение выплат в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Перерасчет ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с месяца, в котором возникло право на перерасчет, но не более чем за 6 месяцев от месяца, в котором подано заявление на перерасчет.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Порядка № 583 получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере не препятствует получению перерасчета в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ниже предусмотренного законодательством размера компенсации расходов.

С учетом права на перерасчет лица, получающие ежемесячную денежную компенсацию в фиксированном размере, имеют право получать компенсацию в размере, не меньшем, чем предусмотренный федеральным законом размер компенсации расходов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 583 не противоречит федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах оспариваемое представление нарушает права и законные интересы Учреждения, т.к. содержит необоснованное требование о приведении постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 № 583 в соответствие с федеральным законодательством, невыполнение которого влечёт административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Учреждения полностью, доводы УФК подлежат отклонению.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

представление Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 09.02.2022 № 16-20-06/1142, проверенное на соответствие Бюджетному кодексу РФ, признать недействительным.

Обязать Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)".

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья А.Н. Устинова