НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 20.05.2009 № А58-1789/09

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А58-1789/09

20.05.2009

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)  в лице судьи  Григорьевой В.Э

при участии в деле индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Чертовой Антонины Александровны - предприниматель, Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) – налоговый орган,

рассмотрев в открытом судебном заседании (протокол вела судья Григорьева) дело по заявлению предпринимателя к налоговому органу о признании незаконным действия,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к налоговому органу о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в зачете излишне уплаченных 7.202 рублей 00 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии, полагая, что полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы и снятии начисленных на вышеуказанную сумму пени в размере 452 рублей 00 копеек.

Налоговый орган заявленное требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе, по мнению налогового органа, на момент подачи заявления в действующем законодательстве отсутствовали правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; в связи с истечением срока давности для подачи заявления о зачете (возврате).

Дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства предпринимателя и налогового органа (почтовые уведомления №№ 15419, 15418).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 13мая 2009 года до 15 час. 00 мин. 20 мая 2009 года.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:

29 января 2008 года между предпринимателем и территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации составлен протокол к Ведомости уплаты страховых взносов №706, согласно которому предприниматель имеет переплату на накопительную часть 8.642 рубля 00 копеек, задолженность на страховую часть трудовой пенсии отсутствует.

26 февраля 2008 года предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением, которым просило зачесть имеющуюся переплату по накопительной части трудовой пенсии в счет оплаты авансовых платежей по страховой части трудовой пенсии за 1 квартал 2008 года.

Налоговый орган решением от 7 марта 2008 года №1896 в удовлетворении заявления предпринимателя отказал, мотивируя тем, что зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не предусмотрен налоговым законодательством.

Решение налогового органа вернулось с отметкой органа связи о выбытии адресата.

Управлением по состоянию на 12.11.08 года вынесено требование №1440, в соответствии с которым предпринимателю надлежало добровольно уплатить за 1 квартал 2008 года 7.202 рубля 00 копеек недоимки по страховым взносам на страховую часть, 452 рубля 29 копеек пени по страховым взносам на страховую часть.

По результатам сверки между органом Пенсионного фонда и предпринимателем поступивших платежей на обязательное пенсионное страхование за 2007 год установлена переплата страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 7.202 рублей 00 копеек, подлежащих зачету (возврату), о чем составлен акт от 11.02.09 №141 и направлен Управлением в налоговый орган.

Согласно протоколу к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 26.02.09 №002384 предпринимателем начислены страховые взносы по страховой части трудовой пенсии в размере 8.460 рублей 00 копеек, по накопительной части – 1.440 рублей 00 копеек. Предпринимателем произведена уплата по страховой части в сумме 1.438 рублей 00 копеек. С учетом произведенной уплаты и имеющейся переплаты задолженность на страховую часть за 2008 год составила 7.202 рубля 00 копеек, переплата по накопительной части составила 7.202 рубля 00 копеек.

12 февраля 2009 года предприниматель вновь обратился в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии в размере 7.202 рубля 00 копеек в счет уплаты страховых взносов по страховой части трудовой пенсии и снятии начисленных на вышеуказанную сумму пеней в размере 452 рубля 29 копеек.

Налоговый орган решением от 20 февраля 2009 года №3154 в удовлетворении заявления предпринимателя отказал, мотивируя тем, что предприниматель указал недостоверные учетные данные (адрес) в заявлении о зачете, в связи с чем решение налогового органа от 7.03.08 №1896 вернулось 20.03.08 с отметкой органа связи «выбытие адресата», в также в связи с истечением трехлетнего срока истребования переплаты.

10 марта 2009 года предприниматель обратился в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением о признании действия налогового органа незаконным.

Письмом от 4.05.09 предприниматель уточнил заявленное требование, просит признать незаконным действие налогового органа, выразившего в отказе в 2008 году произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов, к заявлению приложено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления.

На основании статьи 24 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 №116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение №11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 №174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей.

Согласно пункту 2 статьи зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

На основании пункта 4 статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

На основании пункта 6 статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Предпринимателем представлены протоколы к ведомости уплаты страховых взносов, акт о наличии переплаты. Налоговый орган наличие переплаты не опроверг.

При таких обстоятельствах, отказ налогового органа в проведении зачета (возврата) следует признать несоответствующим законодательству и нарушающим имущественные права и законные интересы предпринимателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку спорные денежные средства зачислены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то предприниматель исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В данном случае переплата страховых взносов предпринимателем произошла в 2006 году, то есть до наступления обязанности по уплате страховых взносов в 2008 году, таким образом, отсутствуют основания для начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Требование о снятии суммы пеней налоговым органом не оспаривается.

Предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления в связи с тем, что решение налогового органа от 7.03.08 №1896 об отказе в осуществлении зачета (возврата) не было получено предпринимателем, решение об отказе в зачете стало известно предпринимателю при осуществлении сверки с органом Пенсионного фонда РФ 11.02.09.

В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов и пеней.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением (иском) о возврате или зачете указанным сумм (пункт 22 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.01 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Предприниматель требует обязать налоговый орган зачесть имеющуюся переплату по страховым взносам по накопительной части трудовой пенсии в размере 7.202 рубля 00 копеек в счет уплаты страховых взносов по страховой части трудовой пенсии. Как следует из протокола к Ведомости уплаты страховых взносов от 29.01.08 №706, переплата образовалась до 2007 года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

То есть этот срок установлен для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных обязательных платежей.

Согласно пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Следовательно, если налогоплательщик пропустил установленный в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса срок обращения в налоговый орган, он вправе обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства.

В этом случае действуют общие правила исчисления срока искового давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

Конституционный Суд РФ в определении от 21.06.01 №173-О признал, что норма, изложенная в статье 78 Налогового кодекса, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных прав.

При этом Конституционный Суд РФ указал, что статья 78 Налогового кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска трехлетнего срока подачи заявления в налоговый органа обратиться в суд с иском о возврате (зачете) из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Заявителем срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса, не пропущен, поскольку предприниматель о нарушении своих прав узнал в феврале 2009 года, а с заявлением в арбитражный суд обратился в марте 2009 года.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

Заявитель в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя просит обязать налоговый орган провести зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию со стороны.

Руководствуясь статьями 101, 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным действие Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия), выразившееся в отказе решением от 7 марта 2008 года №1896 индивидуальному предпринимателю Чертовой Антонине Александровне в удовлетворении заявления от 26 февраля 2008 года о проведении зачета излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 7.202 рублей 00 копеек в счет погашения недоимки на страховую часть трудовой пенсии.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 7.202 рубля 00 копеек в счет погашения недоимки по страховой части трудовой пенсии, снять начисленные на вышеуказанную сумму пени в размере 452 рубля 29 копеек.

Взыскать с Инспекции Федеральной налогового службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) расходы заявителя по уплате платежным поручением от 5 марта 2009 года №1 государственной пошлины на сумму 100 рублей в пользу индивидуального предпринимателя Чертовой Антонины Александровны (3 октября 1953 года рождения, уроженки г.Степняк Кокчетавской обл. Казахской ССР, проживающей по адресу: 423831, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д.68 (42-27), кВ.31, зарегистрирована в качестве предпринимателя Администрацией Алданского улуса Республики Саха (Якутия) 28.04.97 №2291)

Решение может быть обжаловано в месячный срок после принятия решения арбитражным судом первой инстанции в апелляционную инстанцию – Четвертый Апелляционный Арбитражный Суд.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья Григорьева В. Э.