НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 20.04.2021 № А58-1543/2021


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

27 апреля 2021 года

Дело № А58-1543/2021

Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2021

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ю.Ю. Клишиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435152480, ОГРН 1041402057960)

к обществу с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя ФИО1 по доверенности от 27.09.2020,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – представителя ФИО2 по доверенности от 08.05.2020;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор) по Республике Саха (Якутия) (далее Управление Росприроднадзора, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (далее – ООО «Якутсэкосети», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Определением суда от 16.03.2021 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

В судебном заседании заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, указав, что собранным административным материалом доказан факт (событие) совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, а также доказана вина в его совершении.

В судебном заседании представитель ООО «Якутсэкосети» требования не признал, ссылаясь на отсутствие события и состава вменяемого правонарушения.

 Заслушав сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует их материалов дела, на основании приказа от 14.01.2021 №2 Управлением Росприроднадзора по PC (Я) с 19.01.2021 по 15.02.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Якутсэкосети», по результатам которой составлен акт от 15.02.2021 №1.

В ходе проверки установлено, что  ООО «Якутскэкосети» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в центральной зоне Республики Саха (Якутия), включающей в себя территории ГО «город Якутск», ГО «Жатай», Хангаласский, Намский и Горный районы. ООО «Якутскэкосети» осуществляет свою деятельность согласно лицензии на деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности 14 № 00219 от 06.05.2016.

Транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Хангаласского и Намского районов РС(Я) осуществляется ООО «Якутскэкосети» с привлечением водителей согласно договорам аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Экологические сети Хангалас» от 19.01.2021 № б/н и договора аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Эйгэ» № Т-57 от 28.01.2021.

Установив, отсутствие трудового договора между ООО «Якутскэкосети» и указанными водителями, административный орган пришел к выводу о нарушении региональным оператором пп. «а» п. 4 Положения   о   лицензировании   деятельности   по   сбору,   транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290  и статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По данному факту 25.02.2021 Управлением Росприроднадзора, было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, выразившемся в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), о чем составлен протокол об административном правонарушении №05-025/2021.

На основании статьи 202 АПК РФ Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с заявлениями о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в том числе для юридических лиц в виде штрафа от ста до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии). Объективная сторона состоит в осуществлении лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и ответственное за соблюдение лицензионных требований, может быть субъектом ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Субъективная сторона, исходя из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Анализируя данное правонарушение, следует учитывать, что под лицензионными требованиями и условиями понимается, как правило, совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Частью 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

В силу части 3 данной статьи к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12  Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Постановление № 2290).

Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению № 2290.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются в том числе, для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно подпункта «а» пункта 4 Положения № 2290 грубым нарушением лицензионных требований является отсутствие у лицензиата - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I -IV классов опасности.

Из протокола об административном правонарушении от 25.02.2021 следует, что Обществу вменяется нарушение названного подпункта.

По мнению Управления, Обществом нарушен пп. «а» п. 4 Положения №2990, а именно нарушение обязанности лицензиата по заключению трудовых договоров с водителями, осуществляющими транспортирование твердых бытовых отходов и не представление документов, подтверждающих их профессиональное обучение необходимое для работы с отходами I -IV классов опасности.

Событие административного правонарушения, которое состоит из указанного выше нарушения, и обстоятельства совершения административного правонарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении №05-025/2021 от 25.02.2021, по утверждению Управления, подтверждены материалами дела и образуют в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Из материалов дела следует и нашло свое подтверждение в судебном заседании, что19.01.2021 Обществом был заключен договор аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Экологические сети Хангалас» на транспортирование ТКО в Ханаласском улусе, 28.01.2021 заключен договор аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Эйгэ» на транспортирование ТКО в Намеком улусе.

По условиям указанных Договоров, ООО «Экологические сети Хангалас», ООО «Эйгэ» предоставляют для управления транспортными средствами и их технической эксплуатации квалифицированный экипаж, обладающий соответствующей квалификацией, необходимой для работы с отходами соответствующего класса опасности и обеспечивают соответствие составов экипажей и их квалификаций обычной практикой эксплуатации транспортных средств данного вида и условиям Договоров.

В ООО «Экологические сети Хангалас» для работы но транспортированию отходов IV класса опасности отходов привлечен водитель ФИО3 на основании трудового договора от 01.11.2019 года№ 4. ФИО3 имеет удостоверение № ЭБ-1 -1303 от 2018 года о повышении квалификации по курсу: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами. Обеспечение экологической безопасности при работах с отходами производства и потребления I-IV классов опасности» (количество часов -112 часов) выданного ООО «Научно-исследовательский центр Обеспечения Безопасности Строительного комплекса».

В ООО «Эйгэ» для работы по транспортированию отходов IV класса опасности отходов привлечен водитель ФИО4 на основании трудового договора от 01.01.2019 № 02. ФИО4 имеет удостоверение № 183 от 23.11.2018 о повышении квалификации по курсу: «Право работы с отходами I-IV классов опасности» (количество часов -112 часов) выданного Негосударственным частным образовательным учреждением Дополнительного профессионального образования «Якутский центр технической информации».

Указанные документы были представлены Обществом при составлении протокола об административном правонарушении, что следует из объяснений представителя от 25.02.2021 и по существу не отрицается административным органом.

 Таким образом, лицензионные требования при осуществлении деятельности, предусмотренные пп. «а» п. 4 Положения ООО «Якутскэкосети» были соблюдены.

Ссылка Управления на то, что необходимым условием соблюдения лицензионных требований, предусмотренных пп. «а» п. 4 Положения, является наличие заключенного непосредственно между лицензиатом и водителями трудового договора, несостоятельна.

Арбитражный суд приходит к выводу о том, что с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Управлением дано расширительное толкование пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290, в той части, что Общество допустило нарушение обязанности лицензиата по заключению трудовых договоров непосредственно с водителями, поскольку указанное требование не следует из пп. «а» п. 4 Положения №2290, и не образует нарушение лицензионных требований,повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Вместе с тем из материалов дела об административном правонарушении следует, что административный орган не установил существенных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении обществом грубых лицензионных требований.

Следовательно, событие вменяемого администрации правонарушения, надлежащим образом не описано в процессуальном документе по делу об административном правонарушении и не нашло свое подтверждении при рассмотрении дела.

Таким образом, событие вмененного обществу административного правонарушения административным органом не доказано.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что наличие в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения является недоказанным.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ недоказанность наличия состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявления Управления о привлечении ООО «Якутскэкосети» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы административного органа со ссылкой на иную судебную практику подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, установленные в рамках названного заявителем дела, не являются тождественными обстоятельствам, установленным в рамках настоящего дела. Результаты рассмотрения иных дел, по каждому из которых устанавливаются фактические обстоятельства на основании конкретных доказательств, представленных сторонами, сами по себе не свидетельствуют о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального права.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

                    Клишина Ю. Ю.