НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 19.06.2015 № А58-510/15


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А58-510/2015

город Якутск

Резолютивная часть оглашена       19 июня 2015 года

Полный текст изготовлен              26 июня 2015 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Собардаховой В.Э.,

при участии в деле Акционерной компании «АЛРОСА» (открытое акционерное общество) (ИНН <***>, ОГРН <***>), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РС(Я)

в присутствии представителя Акционерной компании «АЛРОСА» (открытое акционерное общество) ФИО1, представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РС(Я) ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,

рассмотрев при ведении протокола заседания секретарем Жирковой Л.В. дело по заявлению Акционерной компании «АЛРОСА» (открытое акционерное общество) с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РС(Я) о признании частично недействительным решения от 11 сентября 2014 года №08-08/5-Р (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы России по РС(Я) от 30 января 2015 года №05-22/-1031),

УСТАНОВИЛ:

акционерная компания «АЛРОСА» (открытое акционерное общество)  (далее – Общество, заявитель) обратилось с требованием (с дополнениями от 14.04.2015, 04.06.2015) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РС(Я) (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании частично недействительным решения от 11 сентября 2014 года №08-08/5-Р (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы России по РС(Я) от 30 января 2015 года №05-22/-1031) в следующей части: подпункт 1 пункта 1 резолютивной части на сумму 313 452 106 рублей, в том числе по подпункту 1.1. 156 156 424 рубля, по подпункту 1.2. 157 295 682 рубля; подпункт 1 пункта 2 резолютивной части полностью; пункт 3 резолютивной части пени за несвоевременную уплату НДС на сумму 57 414 056,21 рубля по следующим основаниям:

расходы, связанные с выбытием объекта основных средств в результате его безвозмездной передачи, а также проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, являются прочими расходами организации, не учитываемыми при в составе расходов, связанных с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров;

при расчете пятипроцентного ограничения необходимо учитывать только те расходы, по которым входящий НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг), подлежит раздельному учету в соответствии с п.4 ст.170 НК России;

расходы в отношении операций, не признаваемых в силу налогового законодательства реализацией, не должны учитываться при определении пятипроцентного ограничения;

при исчислении налога Обществом руководствовалось разъяснениями Минфина России;

ежегодно Общество представляло учетную политику, в которой закреплен порядок определения расходов, учитываемых при расчете пятипроцентного ограничения;

в 2011-2012 годах при предоставлении заявителем налоговых деклараций по НДС и подтверждающих документов при проведении камеральных проверок у налогового органа отсутствовали замечания;

суммы НДС, ранее принятые к вычету, уменьшили налог соответственно в следующем налоговом периоде;

снижение штрафных санкций несоразмерно количеству обстоятельств, смягчающих ответственность и допущенному нарушению.

Налоговый орган с заявленным требованием не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 02.03.2015 (с дополнениями от 12.05.2015).

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК России).

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим:

02 сентября 2013 года налоговым органом вынесено решение №08-08/5 о проведении выездной налоговой проверки Общества. С решением представитель Общества ознакомлен под роспись в тот же день.

31 июля  2014 года инспекцией составлен акт №08-08/5-А выездной налоговой проверки (далее – Акт проверки), в соответствии с которым в ходе проверки, в частности, установлено:

Общество в 2011, 2012 годах осуществляло как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции (пункты  2.2.1.5.4., 2.2.2.5.4. акта проверки);

методика расчета размера расходов, приходящихся на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению в общей величине совокупных расходов на производство установлена пунктом 4.3.4.1. учетной политики Общества на 2011 год и пунктом 4.6.4.1. учетной политики Общества на 2012 год;

в 2011 году для расчета 5%-го ограничения, предусмотренного абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК России, не включены расходы: расходы при выбытии основных средств по договорам безвозмездной передачи жилищного фонда (3 265 180 189 рублей), расходы в виде процентов, уплаченных Обществом по полученным денежным займам, по кредитным договорам, договорам облигационного займа (7 107 875 217 рублей);

3 265 180 189 рублей – остаточная стоимость недвижимого имущества, переданного муниципальным образованиям, по договорам безвозмездной передачи от 11.11.2011 (1 512 358 914 рублей МО «Город Мирный», 70 214 763 рубля МО «Поселок «Алмазный», 77 249 410 рублей МО «Чуининский наслег», 1 167 387 227 рублей МО «Поселок Айхал», 437 969 875 рублей МО «Город Удачный»). Остаточная стоимость на 31.12.2011 по объектам приведена в таблице на стр. 141-199 акта проверки (литера «А» подпункта 1 пункта 2.2.1.5.4. акта проверки);

7 107 875 217 рублей – расходы в виде  в виде процентов по договорам займа, заключенных для осуществления уставной деятельности (литера «Б» подпункта 1 пункта 2.2.1.5.4. акта проверки);

в 2012 году для расчета 5%-го ограничения, предусмотренного абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК России, не включены расходы: расходы при выбытии основных средств по договорам безвозмездной передачи жилищного фонда (35 855 486 рублей), расходы в виде процентов, уплаченных Обществом по полученным денежным займам, по кредитным договорам, договорам облигационного займа (8 030 689 173 рубля); расходы, понесенные Обществом при выбытии основных средств по договорам дарения недвижимого и движимого имущества (711 972 189 рублей);

35 855 486 рублей – остаточная стоимость жилого фонда, переданного муниципальным образованиям, по договорам безвозмездной передачи от 12.12.2011 (32 405 656 рублей МО «Город Мирный», 3 449 830 рублей МО «Чуининский наслег»). Остаточная стоимость на 31.12.2011 по объектам приведена в таблице на стр. 234-236 акта проверки (литера «А» подпункта 1 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки);

8 030 689 173 рубля – расходы в виде  в виде процентов по договорам займа, в том числе 6 913 024 491 руб. - проценты по договорам займа, заключенным для осуществления уставной деятельности, 1 117 664 682 руб – проценты по договорам займа от 21 марта 2012 года с «АЛРОСА ФАЙНАНС С.А.» в отношении облигаций серии 18 и 19, направленных на выдачу займов по договору от 01.03.2012 №85 компании «Маретиом Инвестментс Лимитед» и по договору от 01.03.2012 №86 с компанией «Валерион Инвестментс Лимитед». За 1 квартал 2012 года – 37 643 582,02 руб., за 2 квартал 2012 год – 335 043 647,28 руб., за 3 квартал 2012 года – 410 733 402,47 руб., за 4 квартал 2012 года – 334 244 050,61 руб. (литера «Б» подпункта 1 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки);

711 972 189 рублей – остаточная стоимость недвижимого и движимого имущества переданного Обществом по договорам дарения от 03.12.2012, заключенным с местной религиозной организацией Православный Приход Свято-Троицкий г. Мирный Якутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) (литера «В» подпункта 1 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки);

порядок расчета единой пропорции в целях применения пункта 4 статьи 170 НК России закреплен в пунктах 4.3.4.3. Учетной политики на 2011 год (подпункт 2 пункта 2.2.1.5.4. акта проверки) и Учетной политики на 2012 год (подпункт 2 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки);

согласно таблице на стр. 203 акта проверки подпункта 2 пункта 2.2.1.5.4. акта проверки по данным инспекции за 4 квартал 2011 года подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 18%,  28,48% (по данным заявителя 39.05%, расхождение 10.57%), подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 0%,  60.75% (по данным заявителя 60.95%, расхождение 0.20%), подлежит включению в стоимость товаров (работ, услуг) НДС, приходящийся на операции, необлагаемые налогом, 10,77% (по данным заявителя 0,00%, расхождение 10.77%);

согласно таблице на стр. 253 акта проверки подпункта 2 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки

- по данным инспекции за 2 квартал 2012 года подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 18%,  36,18% (по данным заявителя 39.65%, расхождение 0.47%), подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 0%,  62.31% (по данным заявителя 63.35%, расхождение 1.04%), подлежит включению в стоимость товаров (работ, услуг) НДС, приходящийся на операции, необлагаемые налогом, 1,51% (по данным заявителя 0,00%, расхождение 1.51%);

- по данным инспекции за 3 квартал 2012 года подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 18%,  41,72% (по данным заявителя 41.04%, расхождение 0.68%), подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 0%, 56.03% (по данным заявителя 58.96%, расхождение 2.93%), подлежит включению в стоимость товаров (работ, услуг) НДС, приходящийся на операции, необлагаемые налогом, 2,25% (по данным заявителя 0,00%, расхождение 2.25%);

- по данным инспекции за 4 квартал 2012 года подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 18%,  32,17% (по данным заявителя 32.57%, расхождение 0.40%), подлежит возмещению НДС, приходящийся на операции, облагаемые по ставке 0%,  64.18% (по данным заявителя 67.43%, расхождение 3.25%), подлежит включению в стоимость товаров (работ, услуг) НДС, приходящийся на операции, необлагаемые налогом, 3,65% (по данным заявителя 0,00%, расхождение 3.65%);

по данным проверки за 4 квартал 2011 года в результате применения единой пропорции, рассчитанной проверкой, произошло следующее распределение: налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставкам 10% и 18% - 450 549 149 руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставке 0% - 885 279 124 руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий учету в стоимости таких товаров – 156 156 424 руб (подпункт 3 пункта 2.2.1.5.4. акта проверки);

по данным проверки за 2 квартал 2012 года в результате применения единой пропорции, рассчитанной проверкой, произошло следующее распределение: налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставкам 10% и 18% - 705 032 062 руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставке 0% - 1 133 978 932  руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий учету в стоимости таких товаров – 26 407 283 руб. (подпункт 3 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки);

по данным проверки за 3 квартал 2012 года в результате применения единой пропорции, рассчитанной проверкой, произошло следующее распределение: налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставкам 10% и 18% - 1 171 852 823 руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставке 0% - 1 487 162 394 руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий учету в стоимости таких товаров – 59 035 902 руб. (подпункт 3 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки);

по данным проверки за 4 квартал 2012 года в результате применения единой пропорции, рассчитанной проверкой, произошло следующее распределение: налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставкам 10% и 18% - 846 609 396 руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий вычету по операциям, облагаемым налогом на ставке 0% - 1 286 068 265 руб.; налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), подлежащий учету в стоимости таких товаров – 71 852 492 руб. (подпункт 3 пункта 2.2.2.5.4. акта проверки);

по данным Общества за 2011 год, налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемым НДС по ставкам 10% и 18% составил 8 867 022 597 руб., по данным инспекции – 8 713 766 014 руб., расхождение в сторону завышения – 153 256 583 руб. (подпункт 1 пункта 2.2.1.5.5. акта проверки);

по данным Общества за 2012 год, налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемым НДС по ставкам 10% и 18% составил 10 347 219 955 руб., по данным инспекции – 10 348 968 184  руб., расхождение в сторону завышения – 1 748 229  руб. (подпункт 1 пункта 2.2.2.5.5. акта проверки);

порядок расчета единой пропорции распределения «входного» НДС предусмотрен пунктами 4.3.4.3. Учетной политики на 2011 год и Учетной политики на 2012 год. Исходя, из порядка, предусмотренного Учетной политикой  для расчета единой пропорции Обществом учитывается, в том числе, сумма выручки, облагаемая НДС по ставке 0% (литера «Б» подпункта 2 пункта 2.2.1.5.5. акта проверки);

налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемым НДС по ставке 0% в 2011 году по данным инспекции составил 3 556 026 521 руб., по данным Общества – 3 558 926 362 руб. (таблица 2.9. литера «В» подпункта 2 пункта 2.2.1.5.5. акта проверки);

налог, предъявленный продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемым НДС по ставке 0% в 2012 году по данным инспекции составил 4 598 567 015 руб., по данным Общества – 4 806 529 622 руб. (таблица 2.9. литера «В» подпункта 2 пункта 2.2.2.5.5. акта проверки);

суммы налога, предъявленные продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), за IV квартал 2011 года по данным Общества составили 77 527 547 руб., по данным проверки – 233 683 971 руб., расхождение в сторону занижения – 156 156 424 руб. (таблица 2.10. подпункта 3 пункта 2.2.1.5.5. акта проверки);

суммы налога, предъявленные продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), за 2 квартал 2012 года по данным Общества составили 14 492 567 руб., по данным проверки – 40 899 850 руб., расхождение в сторону занижения – 26 407 283 руб. (таблица 2.23. подпункта 3 пункта 2.2.2.5.5. акта проверки);

суммы налога, предъявленные продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), за 3 квартал 2012 года по данным Общества составили 6 278 994 руб., по данным проверки – 65 314 896 руб., расхождение в сторону занижения – 59 035 902 руб. (таблица 2.10. подпункта 3 пункта 2.2.2.5.5. акта проверки);

суммы налога, предъявленные продавцами по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), за 4 квартал 2012 года по данным Общества составили 6 801 036 руб., по данным проверки – 78 653 528 руб., расхождение в сторону занижения – 71 852 492 руб. (таблица 2.10. подпункта 3 пункта 2.2.2.5.5. акта проверки);

суммы НДС, исчисленные к уплате в бюджет в  2011 году,  по данным Общества, по данным проверки, расхождение по суммам приведены в пункте 2.2.1.6 акта проверки;

расчет налога, подлежащего уплате в бюджет (возмещению из бюджета) в разрезе налоговых периодов 2011 года приведен в таблице №2.12. пункта 2.2.1.6 акта проверки);

расчет налога, подлежащего уплате в бюджет (возмещению из бюджета) в разрезе налоговых периодов 2011 года приведен в таблице №2.12. пункта 2.2.2.6 акта проверки);

На акт проверки Обществом представлены возражения от 29.08.2014 с дополнениями от 09.09.2014.

05 сентября 2014 года представителю Общества вручено под роспись уведомление о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов проверки и возражений на акт проверки

11 сентября 2014 года с участием представителей Общества состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения принято решение, в соответствии с которым

доначислен НДС на сумму 409 650 760 рублей (пункт 1 резолютивной части), в том числе в соответствии с подпунктом 1.1. резолютивной части за 2011 год 203 436 382 рубля (за 1 квартал 867 223 рубля, за 2 квартал 85 434 234 рубля, за 4 квартал 117 134 925 рублей), в соответствии с подпунктом 1.2. за 2012 год 206 214 378 рублей (за 1 квартал 20 085 059 рублей, за 2 квартал 6 322 225 рублей, за 3 квартал 73 532 464 рубля, за 4 квартал 106 274 630 рублей);

за неуплату (неполную уплату) НДС наложены штрафные санкции на сумму 50 883 237 рублей

начислены за несвоевременную уплату НДС пени на сумму 59 904 609 рублей

28 ноября 2014 года инспекцией принято решение №08-08/5-1 об исправлении описок и опечаток в решении от 11.09.2014 №0/08/5-Р, в соответствии с которым штраф по пункту 1 статьи 122 НК России за неуплату НДС составляет 38 157 415 рублей.

На решение налогового органа заявителем подана апелляционная жалоба от 20.10.2014 №А01-1900-1901Ъ73 с дополнениями от 09.12.2014 №А01-1900-1901/77 на решение Инспекции в Управление ФНС России по РС(Я).

30 января 2015 года Управлением вынесено решение №05-22/01031 по апелляционной жалобе заявителя, которым решение инспекции по НДС отменено в части начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК России на сумму 19 078 707,50 рублей.

Не согласившись с законностью и обоснованностью решения, Общество обратилось в Арбитражный суда РС(Я) с заявлением о признании решения частично недействительным.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России) Общество признается плательщиком налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Пунктом 1 статьи 146 НК России объектом обложения НДС признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Пунктом 2 статьи 146 НК России установлен перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС, предусматривающий, наряду с прочим, операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК России, статьей 149 НК России предусмотрены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

В 2011 году Общество осуществляло как облагаемые, так и необлагаемые налогом на добавленную стоимость операции по реализации товаров (работ, услуг).

На основании пункта 1 статьи 171 НК России плательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК России, на установленные статьей налоговые вычеты. В соответствии с пунктом 2 статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК России;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 4 статьи 170 НК России предусмотрено, что суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 4.3.4.3. Учетной политики Общества на 2011, 2012 годы для  расчета единой пропорции используются данные, полученные от обособленных подразделений Общества и сгруппированные следующим образом:

сумма выручки, облагаемая НДС по ставке 0%;

сумма выручки, облагаемая НДС по ставке 18%;

сумма выручки, не подлежащая налогообложению (освобожденная от налогообложения);

сумма сводной выручки.

В сумму сводной выручки Общества включаются:

выручка от реализации товаров (работ, услуг), отраженная по строке 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» формы №2 «Отчет о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Общества;

отдельные доходы, учитываемые Обществом на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в частности, поступления связанные с предоставление за плату во временное пользование активов и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления от продажи, а также по договорам мены основных средств и иных активов (за исключением денежных средств);

передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе;

стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих ФИСС в налоговом периоде;

сумма чистого дохода, полученного по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде

Абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК России предусмотрено право плательщика НДС не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

В ходе выездной налоговой проверки заявителя налоговым органом установлено завышение  вычетов по налогу на добавленную стоимость в связи с нарушением положений абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса.

По данным Общества доля расходов, приходящаяся на операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС, составляла  по итогам отчетных периодов 2011, 2012 годов менее 5%.

Как установлено проверкой, Обществом в расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, не подлежащих обложению НДС, не были включены следующие суммы:

расходы, понесенные Обществом при выбытии основных средств по договорам безвозмездной передачи жилищного фонда (32 651 180 189 рублей в 2011 году, 35 855 486 рублей в 2012 году);

расходы, понесенные Обществом при выбытии основных средств по договорам дарения недвижимого и движимого имущества местной религиозной организации Православный Приход Свято-Троицкий г. Мирный Якутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (711 972 189 рублей за 2012 год);

расходы в виде процентов, уплаченных Обществом по договорам займам, направленным на предоставление займа третьим лицам (1 117 664 682 рубля в 2012 году). Маретиом Инвестментс Лимитед от 01 марта 2012 года №85 с Валерион Инвестментс Лимитед от 01 марта 2012 года №86

С учетом указанных расходов, по данным Инспекции доля расходов, приходящаяся на операции по реализации, не подлежащих налогообложению, составила более 5% по итогам следующих налоговых периодов: 4 квартал 2011 года, 2,3,4 кварталы 2012 года.

Общество, оспаривая решение Инспекции, со ссылкой на утвержденное Приказом Минфина России  от 06 мая 1999 года №33н Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (далее – ПБУ 10/99) считает, что расходы, связанные с выбытием объекта основных средств в результате его безвозмездной передачи, а также проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, являясь прочими расходами организации, не подлежат учету в составе расходов, связанных с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

Пунктом 5 ПБУ 10/99 установлено, что расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. При этом в соответствии с пунктом 4 ПБУ 10/99 для целей настоящего Положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Пунктом 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в частности, отнесены расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Между тем, в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 на базе расходов по обычным видам деятельности формируется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности. Величина себестоимости подлежит отражению в отчете о финансовых результатах за год по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н, в годовой бухгалтерской отчетности организации, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти с кодом 2120.

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» не уточняет понятия предусмотренных абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК России расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Как следует из акта проверки, расходы по безвозмездной передаче основных средств при проверке правильности применения Обществом положений абзаца 9 пункта 4 статьи 170 НК России определены по остаточной стоимости переданного имущества.

В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н  (далее – ПБУ 6/01) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом в соответствии с пунктом 8 ПБУЗ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Пунктом 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н, к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств отнесены суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств; государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

В дальнейшем стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (пункт 17 ПБУ 6/01).

В пункте 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, прямо оговорено, что остаточная стоимость основного средства есть фактические затраты его приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

В соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, - далее План счетов по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией, - в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов в течение отчетного периода отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы"

Таким образом, при безвозмездной передаче имущества у налогоплательщика образуются расходы на приобретение (сооружение, изготовление) этого имущества на сумму в размере остаточной стоимости передаваемого объекта. Данные расходы относительно операции по передаче имущества, будучи прямыми расходами на приобретение (сооружение, изготовление), прочими не являются.

Пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 N 126н, предоставленные другим организациям займы отнесены к финансовым вложениям организации. В соответствии с пунктом 9 ПБУ 19/02 при приобретении финансовых вложений за счет заемных средств затраты по полученным кредитам и займам учитываются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный N 1790), и Положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 60н.

Пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 107н, проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), отнесены к расходам, связанным с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам.

В соответствии с Планом счетов проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) в течение отчетного периода отражаются в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Поскольку заемные средства по договорам с «АЛРОСА ФАЙНАНС С.А.» явились источником средств для осуществления направленной на получение дохода деятельности по виду «предоставление займов третьим лицам», то расходы по выплате процентов по договорам с «АЛРОСА ФАЙНАНС С.А.», являясь прочими по отношению к обычным видам деятельности Общества (напр. «добыча алмазов»), по отношению к операциям предоставления займов прочими также не являются.

В письме от 12 февраля 2013 года №03-07-11/3574 Минфин России, в частности, разъяснил, что в целях применения абз. 9 п. 4 ст. 170 НК России при определении совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, учитываются все расходы, относящиеся к операциям, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе суммы процентов по полученным займам и кредитам в случае последующего предоставления их третьим лицам, а также иные расходы, связанные с получением займов и кредитов. Кроме того, в составе расходов следует учитывать часть общехозяйственных расходов, относящихся к данным операциям.

Расходы в виде процентов по договорам займа, заключенных для осуществления уставной деятельности, по итогам проверки отнесены налоговым органом к совокупным расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Такое отнесение к совокупным расходам процентов по договорам займа имущественных прав Общества не нарушает.

В соответствии с пунктом 31  ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.

На основании пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Собственник, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам (п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса России).

Безвозмездная передача вещи или имущественного права в собственность совершается по договору дарения, который не может содержать условие встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства (п. 1 ст. 572, п. 2 ст. 423 Гражданского кодекса России).

Пунктом 1 статьи 146 НК России в целях главы 21 НК России передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

По договорам безвозмездной передачи жилищного фонда Общества в собственность муниципальных образований Общество безвозмездно передает муниципальному образованию в собственность принадлежащие ей на праве собственности жилые помещения.

На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 146 НК России в целях главы 21 НК России передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам местного самоуправления не признается объектом обложения НДС.

По договорам дарения недвижимого имущества от 03 декабря 2012 года, в соответствии с пунктами 2.2. являющимися также передаточными актами, Общество безвозмездно передало в собственность местной религиозной организацией Православный Приход Свято-Троицкий г. Мирный Якутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) объекты недвижимого и движимого имущества.

Письмом от 31 августа 2012 года Православный Приход Свято-Троицкий г. Мирный Якутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) подтвердил, что имущество переданное по договорам дарения будет использоваться исключения для ведения некоммерческой деятельности в сфере образования, благотворительной деятельности и деятельности, не связанной с предпринимательством.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 НК России для целей главы 21 НК России не признаваемая пунктом 3 статьи 39 НК реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается объектом обложения НДС.

Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, в силу подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК России не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

В абзаце 9 пункта 4 статьи 170 НК России указаны операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащие налогообложению, без уточнения об отнесении к данным операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признанной объектом обложения НДС.

Вместе с тем в той же статье 170 НК России при определении порядка расчета пропорции, а также установлении обязанности налогоплательщика вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), также указаны операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения) без уточнения об отнесении к данным операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признанной объектом обложения НДС.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.07.2011 №1407/11 по делу №А40-167992/09-13-1421 указал, что правило ведения раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), предусмотренное пунктом 4 статьи 170 НК России, касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции, по любым основаниям, предусмотренным главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Иное толкование пункта 4 статьи 170 НК России не согласуется с изложенным в пункте 2 этой статьи общим порядком отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда России, изложенной в  определении от 04 июня 2013 года №966-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Лаборатория Касперского» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 149, 170 и 171 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статей 304 и 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в силу прямого указания подпункта 2 пункта 2 статьи 170 НК России суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, учитываются в их стоимости в случае приобретения товаров, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации. Исполнение налогоплательщиком указанного законодательного предписания возможно лишь в случае соблюдения правил ведения раздельного учета сумм налога, предусмотренного для ситуации осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абзац седьмой пункта 4). Если налогоплательщик осуществляет как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, он вправе принять к вычету либо учесть в стоимости товаров суммы "входного" налога в той пропорции, в какой приобретаемые им товары используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) (абзац четвертый пункта 4). Таким образом, действуя в рамках своей дискреции, федеральный законодатель прямо предусмотрел, что суммы "входного" налога по операциям, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, подлежат отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), и, соответственно, они уменьшают другой налог - налог на прибыль организаций. Поскольку применение данного компенсаторного механизма предполагает ведение налогоплательщиком раздельного учета сумм налога, такой учет становится обязательным, в том числе в связи с осуществлением названных операций. Следовательно, оспариваемые заявителем положения Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте. При этом федеральный законодатель вправе принимать меры к совершенствованию правового регулирования в сфере налогообложения, в частности для исключения случаев различного понимания правоприменительными органами и налогоплательщиками положений налогового законодательства, с тем чтобы такое регулирование в полной мере отвечало требованию правовой определенности, вытекающему из статей 2, 19 и 57 Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2015 года по делу N А58-341/14, исходя из положений пункта 4.1 статьи 170 НК России, налогоплательщик обязан включить стоимость объектов, переданных безвозмездно в государственную собственность, в расчет пропорции, предусмотренной пунктом 4 статьи 170 НК России, поскольку имеет значение стоимость всех переданных товаров.

Таким образом, исходя из сложившейся судебной практики по применению положений статьи 170 НК России, под указанными в абзаце 9 пункта 4 статьи 170 НК операциями по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащими налогообложению, следует понимать и операции по реализации товаров (работ, услуг), освобожденные от обложения НДС (исключенные из налогообложения), в том числе, и по основанию того, что операции не являются объектами обложения НДС.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о правомерности отнесения налоговым органом к расходам на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, остаточной стоимости переданного Обществом безвозмездно имущества и процентов по займам, направленным на выдачу займов третьим лицам.

Доводы Общества о неправомерности выводов налогового органа о неуплате (неполной уплате) НДС в результате завышения налоговых вычетов подлежат отклонению.

Пунктом 1 статьи 75 НК России пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК России).

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, на основании пункта 1 статьи 122 НК России влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК России в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК России в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признано  выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

По мнению Общества, издание Министерством финансов России писем от 1 апреля 2009 г. N 03-07-07/26, от 22 апреля 2011 г. N 03-07-11/106, от 30 мая 2011 г. N 03-07-11/149, от 28 июня 2011 г. N 03-07-11/174 исключает вину Общества, поскольку в данных письмах Минфин России разъяснял, что под совокупными расходами в абзаце 9 пункта 4 статьи 170 НК России поднимаются расходы по обычным видам деятельности.

Между тем, в указанных письмах Минфина России не содержится вывод о том, что расходы, не отнесенные в ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности и определенные как прочие, не подлежат включению в состав расходов, предусмотренных абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК России.

Общество также не представило доказательств, что в указанных письмах Минфином России даны разъяснения на вопросы Общества о расходах, связанных с приобретением, производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

В указанных письмах Минфин России со ссылкой на письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 сообщает, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Согласно правовой позиции ВАС России, изложенной в постановлении Президиума от 21 марта 2006 г. N 13815/05, акт выездной налоговой проверки, проведенной инспекцией, и решение по нему не являются разъяснением по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, поэтому отсутствуют основания для привлечения общества к налоговой ответственности.

Таким образом, Общество не доказало наличие обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения пункта 8 статьи 75 и пункта 1 статьи 11 НК России.

Вместе с тем, на основании пункта 3 статьи 112 НК России обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 114 НК России).

При вынесении оспариваемого решения Инспекция, учитывая совершение  правонарушения впервые и частичное признание вины, размер штрафных санкций уменьшила в 2 раза.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы Общества на решение Инспекции вышестоящим налоговым органом размер штрафных санкций дополнительно уменьшен в 2 раза. Согласно решению Управлением ФНС России по РС(Я) в качестве обстоятельства смягчающего ответственность учтено участие Общества в соответствии с договором с Правительством РС(Я) от 05.03.2011 о социально-экономическом развитии республики в реализации целевых программ: для сохранения жизнеобеспечения населения в условиях Крайнего Севера (финансирование расходов, связанных с содержанием и обслуживанием объектов муниципального жилищного фонда в п. Айхал, п.Удачный, г.Мирный); для развития научного потенциала и повышения качества образования (оказание финансовой поддержки учреждениям образования, укрепление материально-технической базы учебных заведений, оказания материальной помощи в проведении научно-технических конференций для молодых ученых и специалистов), оказание материальной и спонсорской помощи алмазным провинциям.

По мнению суда, уменьшение размеров санкций всего в 4 раза несоразмерно указанным выше обстоятельствам.

Кроме того, суд считает необходимым учесть социальную направленность произведенных Обществом спорных расходов (безвозмездная передача жилого фонда в собственность муниципальных образований и безвозмездная передача недвижимого и движимого имущества с местной религиозной организации).

Размер налоговых санкций в оспариваемой части подлежит уменьшению в 5 раз.

Заявленное требование подлежит удовлетворению в части.

В связи с частичным удовлетворением требования о признании недействительным ненормативного правового акта, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, подлежат взысканию со стороны налогового органа.

В связи с частичным удовлетворением требования обеспечительные меры, принятые определением суда от 11 февраля 2015 года, о приостановлении действия решения от 11.09.2014 № 08-08/5-Р (в редакции решения Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия) от 30.01.2015 № 05-22/01031) с даты вступления решения в законную силу подлежат отмене в соответствующей  части.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным подпункт 1 пункта 2 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года №08-08/5-Р (в редакции решения Управления ФНС России по РС(Я) от 30.01.2015 №05-22/0131) на сумму 15 262 966 рублей, в том числе за 2 квартал 2011 года на сумму 2 207 963,20 рублей, за 4 квартал 2011 год на сумму 9 370 794 рубля, за 1 квартал 2012 года на сумму 803 402,40 рублей, за 2 квартал 2012 года на сумму 505 778 рублей, за 4 квартал 2012 года на сумму 2 375 028,40 рублей.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерной компании «АЛРОСА» (открытое акционерное общество).

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Акционерной компании "АЛРОСА" (открытое акционерное общество) (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 11 февраля 2015 года, о приостановлении действия решения от 11.09.2014 № 08-08/5-Р (в редакции решения Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия) от 30.01.2015 № 05-22/01031) отменить в части:

подпункт 1.1 пункта 1 резолютивной части решения на сумму 156 156 424,0 руб.,

подпункт 1.2 пункта 1 резолютивной части решения на сумму  157 295 682,0 руб.;

подпункт 1 пункта 2 резолютивной части решения на сумму 3 815 741,50 рублей;

пункт 3 резолютивной части решения на сумму размере 57 414 056,21 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Собардахова В. Э.