НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 18.03.2021 № А58-9455/20

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

18 марта 2021 года

Дело № А58-9455/2020

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 25.12.2020 без номера, поданному через систему «Мой арбитр», к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/303, без вызова сторон,

                                                       УСТАНОВИЛ:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)" – далее Учреждение, МБОУ, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 25.12.2020 без номера к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) – далее Минфин, Министерство, административный орган о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/303, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением арбитражного суда от 11.01.2021 заявление от 25.12.2020 без номера принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Административному органу предложено в срок не позднее 03.02.2021 представить мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно предъявленных требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении; пояснение о полномочиях лица, составившего протокол об административном правонарушении, и лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, с приложением соответствующих документов; доказательства направления или вручения копии отзыва заявителю; материалы административного дела с доказательствами надлежащего извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела; документы по правовому положению. Сторонам разъяснено о возможности представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 28.02.2021.

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики  Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

12.01.2021 от заявителя поступило уточнение заявленных требований – о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/303, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

02-03.02.2021 от Минфина поступили отзыв с приложением материалов административного дела, пояснение о полномочиях лиц, составившего протокол и рассмотревшего дело об административном правонарушении.

09.03.2021 судом принято решение путем подписания резолютивной части решения в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.03.2021.

12.03.2021 от Минфина поступило заявление от 11.03.2021 № 17/16-1-33/23-446 о составлении мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Учитывая поступление заявления от 11.03.2021 № 17/16-1-33/23-446 о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Заявитель не согласен с постановлением по следующим основаниям – является неправомерным вывод Минфина о том, что в нарушение п. 7 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МР «Томпонский район», утвержденного решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132 и п. 6 Положения об оплате труда МОБУ «Хандыгская средняя школа», утвержденного приказом директора школы от 24.04.2019 № 01-31/137-д Учреждением в период с 19.09.2019 по 19.12.2019 допущено нецелевое использование средств госбюджета РС (Я) на сумму 39 674, 45 рублей, а именно директору школы и его заместителям установлена доплата за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия; Минфин, привлекая Учреждение к административной ответственности, был обязан установить все элементы административного правонарушения, чего не было сделано им; материалы административного дела не содержат доказательства официального опубликования Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МР «Томпонский район», утвержденного решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132; административным органом не принято во внимание, что разделом 6 Положения об оплате труда МОБУ «Хандыгская средняя школа», утвержденного приказом директора школы от 24.04.2019 № 01-31/137-д, установлено из каких элементов состоит зарплата руководителя организации, а не заместителей руководителя; пункт 7 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МР «Томпонский район», утвержденного решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132, нарушение которого вменено Учреждению, не содержит каких-либо описания зарплаты руководителя/заместителей руководителя; деятельность заместителей директора связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, кроме того, они работают по совместительству учителями, то установление доплат за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия является правомерным; наказание назначено без учета характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность; в случае отклонения доводов по существу Учреждение просит заменить административный штраф на предупреждение.

Минфин с требованием Учреждения не согласен по основаниям, указанным в отзыве от 02.02.2021 № 17/16-1-33/23-204. 

Из материалов дела следует.

В рамках встречной проверки Учреждения по вопросам соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (в том числе при реализации национальных проектов), проведенной на основании приказа Минфина от 07.09.2020 № 01-04/1345 «О назначении камеральной проверки в муниципальном образовании «Томпонский район» Республики Саха (Якутия) за период 2018 – 2019 годы» составлен акт проверки от 20.10.2020, в котором установлен факт нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 39 674, 45 рублей, а именно произведена выплата руководителю, заместителям руководителя за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия в нарушение п. 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152, пункта 7 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МР «Томпонский район», утвержденного решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132.

10.11.2020 главным контролером-ревизором Минфина в отсутствие законного представителя Учреждения (директором МОБУ предоставлено письмо от 10.11.2020 № 01-43/398 о составлении протокола без участия) составлен протокол № 1/15.14-2020/303 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, по факту нарушения п. 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152, пункта 7 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МР «Томпонский район», утвержденного решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132.

По мнению административного органа, учреждением допущено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 39 674, 45 рублей, выраженное в выплате руководителю и заместителям руководителя Учреждения за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия, не предусмотренной 7 Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений МР «Томпонский район».

11.11.2020 административным органом вынесено определение № 1/15.14-2020/303 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 1/15.14-2020/303 от 10.11.2020 на 19.11.2020 в 16-15 час. посредством видеоконференцсвязи по ссылке, указанной в определении.

20.11.2020 зам. министра финансов РС (Я) в присутствии уполномоченного представителя МОБУ ФИО1 по доверенности вынесено постановление № 1/15.14-2020/303 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, Учреждению назначено  наказание в виде административного штрафа в размере 1 984 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В силу статьи 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2013 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом РФ и настоящим Законом.

Судом проверены соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности и полномочия лица вынесшего постановление о назначении административного наказания, нарушений не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Минфин Республики Саха (Якутия) осуществляет полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) (пункт 3.48); проводит проверки, ревизии, обследования (пункт 3.50); направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 3.51); принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, решение об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решение об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения и применяет их в соответствии с главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3.52).

В силу пунктов 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Как следует из статьи 9.2 указанного закона, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии е федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2). Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6). Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 152 субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно пункту 2.4 Порядка № 152 субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка № 152 субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:

а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях;

б)   расходы на приобретение учебников, учебных пособий;

в)   игры, игрушки;

г)   расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное
оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные
пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-
программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные
и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности, в том числе для проведения государственной итоговой аттестации;

д)   на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

е)   на дополнительное профессиональное образование педагогических работников
по профилю их деятельности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.2 Порядка № 152 средства субвенции направляются на финансирование расходов на оплату труда работников, рассчитываемых в соответствии с пунктом 7 Методики расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 153 (приложение № 3), согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно подпункту 1 пункта 7 Методики расчета объема субвенций, расчет фонда оплаты труда производится исходя из условий и порядка оплаты труда, установленных для работников общеобразовательных организаций Положениями об оплате труда и законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников муниципальных учреждений Томпонского района, Решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Муниципального района «Томпонский район» (с изменениями на основании решений Районного совета депутатов Томпонского района от 18.09.2019 № 170, от 03.12.2019 № 186).

Таким образом, средства субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направляются на финансирование расходов на оплату труда работников, рассчитываемых, в том числе и в соответствии с Положением об оплате труда от 11.04.2019 № 132.

Из материалов дела следует, что между районной администрацией MP «Томпонский район» PC (Я) и Учреждением заключено Соглашение от 09.01.2019 б/н и дополнительное соглашение к данному соглашению, предметом которого является предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), сумма предоставляемой субсидии за счет средств государственного бюджета PC (Я) составила 91 894 241,90 рублей согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, справкам об изменении сводной росписи расходов Учреждения.

Решение Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132 «Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Муниципального района «Томпонский район» вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01 апреля 2019 года.

Согласно п. 7.1 Положения об оплате труда работников от 11.04.2019 № 132 (с изменениями и дополнениями) заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера, районного коэффициента, северных надбавок и премии.

Согласно п. 6.1 Положения об оплате труда работников МБОУ «Хандыгская средняя школа», утвержденного приказом директора школы от 24.04.2019 № 01-31/137заработная плата руководителя организации состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера, районного коэффициента, северных надбавок и премии.

Таким образом, Положением об оплате труда от 11.04.2019 № 132, а также Положением об оплате труда работников МБОУ «Хандыгская средняя школа», утвержденным приказом директора школы от 24.04.2019 № 01-31/137-д, регулирующими условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителя, главного бухгалтера Учреждения, выплата руководителю учреждения, заместителей руководителя за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия не предусмотрена.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договора с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

Статья 57 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательные для включения в трудовой договор условия, которыми являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, устанавливаются: размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу на условиях, отклоняющихся от нормальных, стимулирование и премирование.

Следовательно, оплата труда заместителей руководителя Учреждения, оговоренная в трудовом договоре, должна соответствовать действующему на момент начисления заработной платы системе оплаты труда - Положению об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Муниципального района «Томпонский район», утвержденному Решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132, а также Положению об оплате труда работников МБОУ «Хандыгская средняя школа», утвержденному приказом директора школы от 24.04.2019 № 01-31/137-д.

В соответствии с п. 1.1 Положения об оплате труда работников МБОУ «Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)», утвержденного Приказом директора от 24.04.2019 № 01-31/137-д, данное Положение разработано в соответствии с Решением сессии Районного совета № 132 от 11.04.2019.

При этом Учреждением, в лице руководителя Учреждения ФИО2, заключены трудовые договора и дополнительные соглашения к ним с заместителями руководителя (ФИО3, ФИО4), в которых установлены выплаты за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия, предусмотренные Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Томпонского района PC (Я), утвержденным решением Районного совета Томпонского района (II сессия) от 28.11.2017 № 18 (утратило силу 01.04.2019 в связи с утверждением нового Положения об оплате труда) и Положением об оплате труда работников МБОУ «Хандыгская средняя школа», утвержденным приказом директора школы от 14.02.2018 № 01-31/40-д (утратило силу 01.04.2019 в связи с утверждением нового Положения об оплате труда).

Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Муниципального района «Томпонский район», утвержденное Решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132 не предусматривает выплаты за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия.

Из материалов проверки следует, что в связи с введением в действие Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Муниципального района «Томпонский район», утвержденного Решением Районного совета депутатов Томпонского района (XIII сессия) от 11.04.2019 № 132, которое вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2019 года, завышение ФОТ по руководителям за 2019 год рассчитано на 4 месяца (в период с 01.09.2019 по 31.12.2019).

При утверждении штатного расписания на 2019-2020 учебный год руководителю и 2 заместителям руководителя Учреждения установлены не положенные доплаты, а именно за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия, не предусмотренные Положением об оплате труда, что привело в 2019 году к фактической переплате средств на оплату труда директору школы, его заместителям по КОСГУ 211 «Заработная плата» на сумму 39 674, 45 рублей.

Штатное расписание на 2019-2020 учебный год утверждено директором школы ФИО2

Материалами дела подтверждается, что вследствие неправильного утверждения директором Учреждения штатного расписания на 2019-2020 учебный год (с сентября по декабрь включительно), проверкой фактического начисления заработной платы установлено, что Учреждением произведена не положенная выплата руководителю учреждения и 2 заместителям руководителя Учреждения за наличие почетных званий, профессиональных знаков отличия, отраслевого (ведомственного) знака отличия.

Таким образом, руководителю Учреждения, заместителям руководителя Учреждения установлена не положенная выплата, не предусмотренные системой платы труда.

Учреждением, в период с 01.09.2019 по 31.12.2019, по данным лицевых карточек по начислению заработной платы руководителю Учреждения, заместителям руководителя Учреждения направлено средств субвенций, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), всего на сумму 39 674, 45 рублей.

При таких обстоятельствах, заявителем допущено нецелевое использование средств субвенций, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), всего на сумму 39 674, 45 рублей.

Обратного заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

Вышеуказанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, допустившее нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году, которым является заявитель.

Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел соблюден.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о признании незаконным и изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 1 984 рублей и назначении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказания в виде предупреждения на основании следующего.

Законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).

Следовательно, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 306-КГ17-22270).

Указанные правила основаны на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, от 14 июля 2015 года N 20-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 2017-О и др.).

Применительно к административной ответственности упомянутые конституционные положения находят законодательное воплощение в статье 1.7 КоАП Российской Федерации, определяющей, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1); закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2); в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 2.1).

Федеральным законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 19.12.2020) в часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях внесены изменения следующего содержания - некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В части 2 статьи 4.1.1 Кодекса предусмотрен перечень административных правонарушений, в случае совершения которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение, в который статья 15.14 не включена. 

С учетом приведенных выше положений части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации  суд считает, что возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение для некоммерческих организаций, к которым относится Учреждение, имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.

В пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обращено внимание на необходимость учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

С учетом изложенного суд считает, что заявленные требования Учреждения подлежат удовлетворению частично – оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 1 984 рублей и назначении наказания в виде предупреждения.  

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                         РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично. 

Признать незаконным и изменить постановление Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 20.11.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/303, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>), в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 1 984 рублей. 

Назначить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хандыгская средняя общеобразовательная школа Томпонского района Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) (место нахождения: 678720, Республика Саха (Якутия), <...>) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде предупреждения. 

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                      А.Н. Устинова