НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 17.06.2016 № А58-2835/16


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

20 июня 2016 года

Дело № А58-2835/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17.06.2016.

Полный текст решения изготовлен 20.06.2016.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117091, ОГРН 1021401059261) от 13.05.2016 № 22/10375 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435236701, ОГРН 1111435000160) о взыскании 103 355,70 рублей пени,

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика – Пестерева А.И. по доверенности от 25.01.2016 № 02-18,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 13.05.2016 № 22/10375 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – ответчик, комитет) о взыскании 103 355,70 рублей пени.

16.06.2016 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление о согласии с требованиями; о том, что задолженность по страховым взносам в размере 4 538 520,94 рублей, в том числе в Пенсионный фонд – 107 292,17 рублей, в ФФОМС – 4 431 228,77 рублей, образовалась в результате задержки финансирования из федерального бюджета (письмо СК России от 03.08.2015 № Исхск-239/1-20378-15 в приложении № 1). Задолженность погашена 03.12.2015 после доведения лимитов бюджетных обязательств Следственным комитетом Российской Федерации. В предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов было отказано решениями от 10.09.2015 № 3, от 07.12.2015 № 5.

17.06.2016 в суд от заявителя поступило ходатайство о проведении предварительного судебного заседания в его отсутствие, также требование поддержано полностью.

Представленные в суд документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены обстоятельства дела.

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) является юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 15.01.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ОГРН 1111435000160, статус юридического лица действующий.

Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам департаментом начислено страховых взносов:

за 3 квартал 2015 года: за периоды, начиная с 2014 г. – 266 886,04 руб. (за 1 месяц –119 554,23 руб., за 2 месяц – 59 785,78 руб., за 3 месяц – 87 546,03 руб.), на ОМС – 4 530 650,33 руб. (за 1 месяц – 1 706 609,19 руб., за 2 месяц – 1 246 321,55 руб., за 3 месяц – 1 577 719,59 руб.);

за 4 квартал 2015 года: за периоды, начиная с 2014 г. – 448 450,44 руб. (за 1 месяц –72 736,16 руб., за 2 месяц – 150 220,50 руб., за 3 месяц – 225 853,78 руб.), на ОМС – 4 573 513,96 руб. (за 1 месяц – 1 303 901,23 руб., за 2 месяц – 1 311 646 руб., за 3 месяц –1 957 966,73 руб.).

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов управлением начислены пени и в установленный срок в адрес ответчика направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:

от 07.12.2015 № 016S01150040191 на сумму 96 924,59 руб., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии – 954 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 95 970,59 руб.;

от 14.03.2016 № 016S01160018296 на сумму 6 431,11 руб., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии – 335,93 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование –6 095,18 руб.

Соответствующие таблицы начисления пени к требованиям прилагаются.

Требования направлены в адрес ответчика по почте 14.12.2015 и 18.03.2016, что подтверждаются реестрами заказных писем со штампами отделения почтовой связи.

Неуплата ответчиком пени в размере 103 355,70 рублей явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основным документом, регулирующим порядок исчисления и уплаты страховых взносов, является Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В силу статьи 10 указанного Закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ установлены следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Порядок начисления пеней предусмотрен статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, порядок взыскания пеней - статьями 19, 20, 21 названного Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В соответствии с частью 3 статьи 25  Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому управление вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Проверка соблюдения управлением срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.

Проверив расчет пени, суд находит его правильным и соответствующим нормам статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, у ответчика имеется открытый лицевой счет.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что требование Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 указанной статьи по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд (пункт 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ) Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ).

Поскольку Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) является территориальным подразделением государственного органа Российской Федерации, то есть относится к системе государственных органов, следовательно, от уплаты государственной пошлины освобождено.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (место нахождения: 677008, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Петровского, дом 19, корпус 2, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.01.2011, основной государственный регистрационный номер 1111435000160, идентификационный номер налогоплательщика 1435236701) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 103 355,70 рублей, в том числе пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 954 рублей за 3 квартал 2015 года, пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 95 970,59 рублей за 3 квартал 2015 года, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 335,93 рублей за 4 квартал 2015 года, пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 6 095,18 рублей за 4 квартал 2015 года.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова