НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 17.03.2022 № А58-306/2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

31 марта 2022 года

            Дело № А58-306/2021

Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2022.

Мотивированное решение изготовлено 31.03.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Легион-ГРК» (ИНН 1419007454, ОГРН 11014190000286) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435153396, ОГРН 1041402072216) о признании недействительными решения Управления от 17.12.2020 № 05-17/18310 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) об уплате налога, пени и штрафа № 234 по состоянию на 13.01.2021, с участием представителей: налогового органа – Мухоплевой К.Д. по доверенности от 11.01.2021 № 06-11/05, диплом; заявителя – не явились, извещены, установил:

общество с ограниченной ответственностью «Легион-ГРК» - далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением (с учетом процессуального правопреемства) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) – далее Управление, налоговый орган о признании недействительными решения Управления от 17.12.2020 № 05-17/18310 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера и требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) об уплате налога, пени и штрафа № 234 по состоянию на 13.01.2021.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что оспариваемое решение основано на домыслах и искажении фактических обстоятельств; выводы Управления о наличии искажения данных регистров бухгалтерского и налогового учета сделаны только на основании показаний главного бухгалтера Общества; вывод Управления о том, что в целях получения налогового вычета по НДС Общество фиктивно приняло на учет трубы обсадные диаметром 720 мм, толщиной 12 мм, длиной 4 м и реализовало их для строительства объекта «Дворец культуры в г. Вилюйск» подкреплен свидетельскими  показаниями начальника участка объекта Иванова А.К., который отрицает приемку труб обсадных, между тем, имеются иные пояснения иного лица начальника участка Иванова В.В., что трубы были доставлены транспортом Общества и переданы ему, между тем, налоговый орган принимает только показания Иванова А.К.; является необоснованным довод налогового органа о том, что трубы не перевозились со ссылкой на данные оператора системы взимания платы «Платон» ООО «РТ-Инвест»; подлежит отклонению довод Управления о том, что применение труб на объекте не подтверждено документально в связи с тем, что документы Общества были изъяты Вилюйским МСО СУ СК России по РС (Я); необоснованным является вывод Управления о том, что трубы не приобретались у ООО «Стройком» со ссылкой на показания свидетеля Дьяконова И.П., который, по мнению Управления являлся номинальным руководителем, получавшим вознаграждение за подписание документов; Общество не может отвечать за действия (бездействие) контрагента по поставке труб, не доказаны подконтрольность, взаимозависимость, аффилированность организаций ООО «Легион-ГРК», ООО «Стройком», ООО «Даймонд», ООО «П.Г.С.»; свидетели, вызванные в арбитражный суд, Копырин Д.П., Гаврильев А.И., Николаев А.К., Иванов С.А., Иванов В.В. подтвердили приобретение, перевозку и использование труб обсадных; технический отчет экспертной организации ООО НПО «Техэксперт», на который ссылается налоговый орган, содержит в себе недостоверные сведения, о чем указано в решении Арбитражного суда РС (Я) от 27.03.2019 по делу № А58-900/2019; требование об уплате налога основано на решении МРИ ФНС № 3 по РС (Я) от 10.09.2020 № 1222, которое отменено оспариваемым решением Управления, таким образом, оно является недействительным.

УФНС не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 11.02.2021 № 0714/003845 (том 4, л.д. 5 – 8), отзыве от 16.02.2021 (том 4, л.д. 23 – 34), пояснении от 11.10.2021 (том 24, л.д. 34 – 35), пояснениях на возражения от 15.02.2022 (том 25, л.д. 1 – 5).

Представителем Общества заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине нахождения представителя на больничном, у иного представителя Общества была отозвана доверенность, с учетом указанных обстоятельств, представитель считает, что рассмотрение дела без участия представителя может серьезно нарушить интересы Общества как стороны по настоящему делу.

Представитель налогового органа возражает против отложения судебного заседания, считает, что предыдущее судебное заседание было также отложено по указанной причине, кроме того, представитель, заявивший ходатайство ознакомился с материалами дела, находясь на больничном, более того, Обществом  представлено к судебному заседанию дополнение к возражению на отзыв, в связи с чем, представитель Управления считает, что возможно рассмотрение дела по существу без участия представителя Общества.

Суд, рассмотрев ходатайство Общества об отложении судебного разбирательства, приходит к выводу об его отклонении по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ранее назначенное судебное заседание было отложено определением суда от 22.02.2022, суд удовлетворил ходатайство Общества в связи с невозможностью участия представителя Павловой Т.Г. по причине ее госпитализации в стационар лечебного учреждения, суд указал в определении об обеспечении участия иного представителя в судебном заседании (если, по мнению заявителя, участие представителя является обязательным).

Суд, учитывая то, что представитель Павлова Т.Г. ознакомился с материалами дела в онлайн-режиме (было удовлетворено ходатайство от 10.03.2022) и в канцелярии суда 14.03.2022, что подтверждается ее подписью на ходатайстве об ознакомлении с материалами судебного дела от 09.03.2022, ею представлено дополнение к возражению на отзыв от 16.03.2022 (поступило в суд 17.03.2022) приходит к выводу о том, что заявителем не указано в ходатайстве об отложении о том, какие конкретно действия будут совершены представителем в судебном заседании, либо какие дополнительные пояснения, возражения, доказательства будут представлены Обществом в случае личного участия представителя в судебном заседании приходит к выводу об отклонении ходатайства, о чем вынесено протокольное определение от 17.03.2022.                         

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Саха (Якутия) проведена камеральная налоговая проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах за 4 квартал 2017 года на основании уточненной № 5 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки составлен акт от 25.02.2020 № 229.

На основании данного акта по результатам рассмотрении представленных налогоплательщиком разногласий вынесено решение № 1222 от 10.09.2020 о привлечении ООО «Легион-ГРК» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение МРИ ФНС № 3 по РС (Я) в порядке статьи 138 Налогового Кодекса РФ было обжаловано в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вынесено решение № 05-17/18310 от 17.12.2020, согласно которому решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Саха (Якутия) от 10.09.2020 № 1222 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено полностью; Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислены пени по состоянию на 17.12.2020: недоимка – 3 418 657, 00 рублей, пени – 1 512 052, 94 рублей, штраф – 194 478, 00 рублей.

Управлением установлено в решении нарушение за 4 квартал 2016 года ООО «Легион-ГРК» пункта 1 статьи 54.1 НК РФ, выразившееся в уменьшении суммы НДС к уплате в виде умышленного завышения налогового вычета в размере 3 418 657, 0 рублей по контрагенту ООО «Стройком» на основании 232 счетов-фактур за период с 09.09.2016 по 30.12.2016 на сумму 22 411 200, 0 рублей, в том числе НДС – 3 418 657, 0 рублей путем создания фиктивного документооборота с ООО «Стройком», без реального осуществления операций приобретения товаров (работ, услуг).

13.01.2021 МРИ ФНС № 5 по РС (Я) выставлено Обществу требование № 234 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), в соответствии с которым Инспекция указала об исполнении требования в срок до 10.02.2021, а именно уплатить недоимку по НДС в размере 3 418 657 рублей, пени по НДС в размере 1 192 636, 51 рублей, штрафы в размере 48 619 рублей.

Общество, не согласившись с решением Управления и требованием Инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и налогового органа, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в ходе камеральной налоговой проверки уточненной № 5 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года установлено нарушение ООО «Легион-ГРК» пункта 1 статьи 54.1 НК РФ, выразившееся в уменьшении суммы НДС к уплате в виде умышленного завышения налогового вычета в размере 3 418 657, 0 рублей по контрагенту ООО «Стройком» на основании 232 счетов-фактур за период с 09.09.2016 по 30.12.2016 на сумму 22 411 200, 0 рублей, в том числе НДС – 3 418 657, 0 рублей путем создания фиктивного документооборота с ООО «Стройком», без реального осуществления операций приобретения товаров (работ, услуг).

Из представленных к уточненной налоговой декларации № 5 документов на сумму заявленных вычетов по НДС на сумму 3 418 657 рублей, подписанных директором ООО «Легион-ГРК» Копыриным Д.П. (договоры купли-продажи, счета-фактуры, расходные кассовые ордера), следует, что ООО «Стройком» (ИНН 1435311677) реализовало ООО «Легион-ГРК» имущество, принадлежащее ему на праве собственности, а именно «трубы стальные обсадные диаметром 720 мм толщиной 12 мм длиной 4м» в количестве 194,88 тонны.

Вычеты по контрагенту ООО «Стройком» в размере 3 418 657, 00 рублей заявлены на основании 232 счетов-фактур в виде универсальных передаточных документов с №№ 0008 – 0417, датированных с 09.09.2016 по 30.12.2016, на сумму 22 411 200, 0 рублей, в том числе НДС – 3 418 657, 0 рублей; 232 договоров купли-продажи (№№ 0008 – 0417), датированных с 09.09.2016 по 30.09.2016, на сумму 22 411 200, 0 рублей, в том числе НДС– 3 418 657, 00 рублей; расходных кассовых ордеров.

Согласно указанным 232 договорам купли-продажи ООО «Стройком» (Продавец) реализованы ООО «Легион-ГРК» (Покупатель) трубы обсадные в общем весе 194,88 тонн на сумму 22 411 200, 0 рублей, в том числе НДС. Все договоры купли-продажи идентичны между собой за исключением дат, номеров и сроков передачи товара. Стоимость реализуемого имущества в каждом договоре составляет 96 600, 0 рублей, в том числе НДС (18%) – 14 735, 59 рублей.

Указанные договоры купли-продажи подписаны со стороны Покупателя – руководителем ООО «Легион-ГРК» Копыриным Д.П., со стороны Продавца – руководителем ООО «Стройком» Дьяконовым И.П.

Реализация оформлена в промежутке времени с 09.09.2016 по 31.12.2016, оплата в сумме 22 411 200 рублей за приобретение обсадных труб оформлена наличными денежными средствами из кассы заявителя по расходно-кассовым ордерам с 09.09.2016 по 30.12.2016, по выписке банка движение денежных средств по расчетному счету между Продавцом и Покупателем отсутствует.

Все 232 счетов-фактур от ООО «Стройком», оформленных в виде универсальных передаточных документов, составлены по форме согласно Приложению № 1 к письму ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ и Приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (в редакции постановления Правительства от 19.08.2017 № 981, вступившего в силу с 01.10.2017).

Счета-фактуры составлены датами от 09.09.2016 по 30.12.2016, то есть до вступления в силу постановления Правительства России от 19.08.2017 № 981, и соответственно, оформлены спустя год после факта осуществления хозяйственных операций, спорные счета-фактуры представлены заявителем по недействующей на даты их составления форме.

Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки установил, что по представленным заявителем в ходе выездной налоговой проверки бухгалтерским документам приобретение труб обсадных по объекту «Дворец культуры в городе Вилюйске» первоначально отражено налогоплательщиком в 1-4 кварталах 2017 года от контрагента ИП Егоровой Н.Н. на сумму 18 900 000, 0 рублей.

В ходе допроса ИП Егорова Н.Н. опровергла факт совершения операции купли-продажи, ООО «Легион-ГРК» данные расходы из регистров бухгалтерского и налогового учета были исключены и не участвовали в формировании налоговой базы. Контрагент заявителем был изменен с ИП Егоровой Н.Н. на ООО «Стройком».

В представленных в ходе камеральной проверки карточках счетов 10, 60, 50 отражено приобретение обсадных труб по объекту «Дворец культуры в г. Вилюйске» с принятием на учет в 3, 4 кварталах 2016 года от контрагента ООО «Стройком» на сумму 22 411 200, 00 рублей, в том числе НДС.

Согласно анализу счета 50 «Касса» ООО «Легион-ГРК», представленного в ходе камеральной проверки, установлено следующее: 22 411 200 рублей оплата за трубы стальные обсадные диаметром 720мм ООО «Стройком» отражена в период времени от 09.09.2016 по 30.12.2016; 13 230 500 рублей выданы руководству ООО «Легион-ГРК» в подотчет (Копырину Д.П. - 2 470 000 рублей, Гаврильеву А.И. - 10 760 500 рублей), все суммы отражены в период времени от 15.01.2016 по 26.08.2016; 12 160 000 рублей возврат подотчетных сумм от руководства ООО «Легион-ГРК» (Копырин Д.П. – 850 000 рублей Гаврильев А.И. - 11 310 000 рублей), все суммы отражены в период времени от 09.09.2016 по 23.12.2016.

При этом в ходе выездной проверки представлен счет 71, согласно анализу счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» установлено следующее: возвращенные подотчетные суммы на сч. 50 «Касса» от Копырина Д.П. и Гаврильева А.И. отсутствуют; получены в подотчет суммы из сч.50 «Касса» 23 680 500 рублей руководством ООО «Легион-ГРК» (Копырин Д.П. – 2 650 000 рублей, Гаврильев А.И. - 21 030 500 рублей); сальдо на конец 2016 года по не возвращенной подотчетной сумме составляет 54 653 892, 61 рублей.

Данный анализ показывает, что при отсутствии возвратов подотчетных сумм по карточке счета 50 «Касса» организации невозможно было оформить передачу наличных денежных средств ООО «Стройком».

Также проверкой установлено нарушение хронологии номеров приходных и расходных кассовых ордеров за 2016 год.

Так, согласно кассовой книге номер последнего приходного кассового ордера от 30.12.2016 записан за № 135, а номера 20 (двадцати) приходных кассовых ордеров на возврат в кассу подотчетных сумм от Гаврильева А.И. с 09.09.2016 по 20.12.2016 записаны за № 136-155; от Копырина Д.П. 2 (два) приходных кассовых ордера от 21.12.2016 и 23.12.2016 записаны соответственно за №№ 156-157.

Согласно кассовой книге номер последнего расходного кассового ордера от 30.12.2016 записан за № 827, а номера 6 (шести) расходных кассовых ордеров на выданные из кассы подотчетные суммы Копырину Д.П. с 15.01.2016 по 26.02.2016 записаны за № 838-843; на выданные суммы Гаврильеву А.И. 14 (четырнадцати) расходных кассовых ордеров за период с 01.03.2016 по 26.08.2016 записаны за номерами № 844-859, соответственно расходные кассовые ордера, по которым выданы ООО «Стройком» денежные средства Дьяконову И.П. с 09.09.2016 по 31.12.2016 начинаются с № 860 заканчиваются № 1097.

Данные нарушения указывают на составление заявителем приходных и расходных кассовых ордеров по сделке с ООО «Стройком» «задним числом» (после 30.12.2016), внесение в кассовую книгу искаженных сведений о наличных расчетах в нарушение пункта 4.6 указаний Центрального Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в целях отражения в бухгалтерском и налоговом учете фиктивной сделки.

Записи в бухгалтерском учете произведены не в момент осуществления факта хозяйственной жизни, а в более поздний период – в момент предъявления к вычету НДС по счетам-фактурам спорного контрагента ООО «Стройком», так как без фиктивной записи о возврате денежных средств от должностных лиц ООО «Легион-ГРК» Гаврильева А.И. и Копырина Д.П. невозможно было оформить передачу денежных средств в размере 22 411 200 рублей руководителю ООО «Стройком» Дьяконову И.П.

Показания главного бухгалтера ООО «Легион-ГРК» Дмитриевой А.В. также подтверждают факты оформления первичных бухгалтерских документов «задним числом», в том числе: подписание документа, датированного в период её нахождения в отпуске (за границей Российской Федерации); создание расходных кассовых документов позже дат, на которые они оформлены; выдачу денежных средств представителю ООО «Стройком» по доверенности, в то время как в расходных кассовых ордерах доверенность не указана, а указаны паспортные данные руководителя Дьяконова И.П., которого главный бухгалтер Дмитриева А.В. фактически видела только один раз.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами проверки подтверждается умышленное искажение ООО «Легион-ГРК» данных бухгалтерского учета; составление бухгалтерских документов «задним числом», то есть создание формального документооборота, целью которого являлось занижение подлежащего уплате в бюджет налога.

Налоговым органом доказано отсутствие ведения спорным контрагентом ООО «Стройком» финансово-хозяйственной деятельности, а именно ООО «Стройком» (ИНН 1435311677) состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) с 30.08.2016, адрес регистрации организации – 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Крупской, дом 13, офис 17. Основной вид деятельности по ОКВЭД 41.20 – «Строительство жилых и нежилых зданий». Дополнительные виды деятельности по реализации строительных товаров отсутствуют. В отношении ООО «Стройком» установлено отсутствие объективных условий для ведения предпринимательской деятельности ввиду отсутствия его по адресу государственной регистрации; отсутствия основных средств, персонала и производственных активов, необходимых для реализации товаров, предусмотренных 232 (двухсот тридцати двумя) договорами купли-продажи от 09.09.2016 по 30.12.2016, заключенными с ООО «Легион-ГРК». Справки о доходах по форме 2-НДФЛ за 2016 ООО «Стройком» не представлены. МРИ ФНС России № 5 по РС (Я) внесена запись от 26.09.2019 о недостоверности адреса местонахождения ООО «Стройком». По данным выписки банка расходы на оплату труда с даты открытия счета отсутствуют, что дополнительно подтверждает отсутствие работников. Также по расчетному счету отсутствуют расходы по аренде имущества, за электричество, коммунальные услуги, что подтверждает факт отсутствия офисного помещения. Установлен «транзитный» характер движения денежных средств по расчетному счету без реального осуществления финансово-хозяйственных операций, с выводом денежных средств на счета физических лиц по основаниям платежа, не соответствующим данным бухгалтерского учета и сведениям по движениям денежных средств по расчетным счетам (возврат займа физическим лицам при отсутствии получения заемных средств). ООО «Стройком» представлены налоговые декларации по НДС за 3, 4 кварталы 2016 года со следующими показателями: за 3 квартал 2016 года - первоначально 19.10.2016 представлена первичная декларация с нулевыми показателями; 03.07.2019 представлена уточненная № 1 налоговая декларация, в которой общая сумма налога от реализации составила 618 895,0 рублей; налоговые вычеты – 0,0 рублей; сумма налога к уплате – в размере 618 895,0 рублей; добавлены 42 счета-фактуры по контрагенту ООО «Легион-ГРК»; в книге покупок отсутствуют данные, в книге продаж указан единственный контрагент – ООО «Легион-ГРК» по 42 счетам-фактурам с НДС – 618 895,0 рублей; за 4 квартал 2016 года - первичная налоговая декларация представлена 25.01.2017 с общей суммой налога от реализации 4 118 901, 0 рублей и налоговыми вычетами в размере 4 080 509, 0 рублей, с суммой налога к уплате в размере 38 392,0 рублей; 13.02.2017 представлена уточненная № 1 налоговая декларация, в которой указанные показатели соответствуют данным первичной декларации; 03.07.2019 представлена уточненная № 2 налоговая декларация, в которой общая сумма налога от реализации составила 6 918 664,0 рублей; налоговые вычеты – в размере 4 080 509,0 рублей; сумма налога к уплате – 2 838 155,0 рублей; в книге покупок отражена одна счет-фактура по контрагенту ООО Строительная компания «Даймонд» на сумму НДС 4 080 508,47 рублей, в книге продаж отражены 190 счетов-фактур по контрагенту ООО «Легион-ГРК» на сумму НДС 2 799 762, 10 рублей, а также 7 счетов-фактур по 5 иным контрагентам, в том числе ООО «Строительная компания «Даймонд».

Общая сумма дополнительно начисленного налога по представленным 03.07.2019 уточненным декларациям за 3 и 4 кварталы 2016 года (за 5 дней до предоставления 08.07.2019 ООО «Легион-ГРК» уточненной № 3 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, в которой впервые были заявлены вычеты по ООО «Стройком») составляет 3 418 657, 0 рублей, которая ООО «Стройком в бюджет не уплачена.

Исходя из уточенных налоговых деклараций (№ 1 – за 3 квартал 2016 и № 2 – за 4 квартал 2016), представленных 03.07.2019, в книге продаж ООО «Стройком» добавлены спорные 232 счета-фактуры на сумму 22 411 200,0 рублей, в том числе НДС – 3 418 657,00 рублей.

При этом, из материалов проверки следует, что Дьяконов И.П. на допросе от 09.12.2019 пояснил, что руководителем ООО «Стройком» является номинально, так как не владеет никакой информацией о деятельности организации, не составляет и не отправляет налоговую и бухгалтерскую отчетность, подтвердил свою неосведомленность, как руководителя, в производственных вопросах; он не знает контрагентов, их руководителей; лиц, в адрес которых происходят перечисления денежных средств; не владеет информацией о составлении и ведении документации, ежемесячно за подписание фиктивных документов получал денежное вознаграждение в размере 10 000,0 –15 000,0 рублей, из свидетельских показаний Дьяконова И.П. следует, что 232 договора купли-продажи, расходных кассовых ордеров, счетов-фактуры на сумму 22 411 200,0 рублей, в том числе НДС 3 418 657,0 рублей, с наименованием товара «трубы стальные обсадные с диаметром 720 мм толщиной 12 мм длиной 4 м» он подписал также за вознаграждение.

Согласно операциям по расчетному счету у ООО «Стройком» отсутствуют какие-либо поставщики строительных материалов, не прослеживается реализация в его адрес спорных стальных труб обсадных.

Таким образом, материалами проверки подтверждается вывод налогового органа о том, что ООО «Стройком» не мог осуществить реализацию строительных материалов в адрес ООО «Легион-ГРК», ввиду отсутствия источника поставки труб обсадных самому ООО «Стройком».

В ходе проведения налоговой проверки Общества Инспекцией установлено, что единственным продавцом товаров (работ, услуг) для ООО «Стройком» по данным налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года является ООО Строительная компания «Даймонд» (ИНН 1435119490/ КПП 143501001).

В отношении ООО «Строительная компания «Даймонд» Инспекцией установлено - организация 20.01.2020 исключена из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в связи с недостоверными сведениями о должностном лице (директоре) и учредителе Жеенбаевой Г.А. по ее заявлению о недостоверности сведений о ней (дата записи сведений о недостоверности от 12.02.2019), а также в связи с недостоверными сведениями о юридическом лице (дата записи сведений о недостоверности – 24.09.2018); основной вид деятельности по ОКВЭД 41.20 – «Строительство жилых и нежилых зданий». Дополнительные виды деятельности по реализации строительных товаров отсутствуют. В собственности отсутствует имущество, транспортные средства, земельные участки; справки о доходах по форме 2-НДФЛ и сведения по форме 6-НДФЛ за 2016-2018 годы не представлены. Сведения о среднесписочной численности: на 01.01.2016 – численность составила 0 человек; на 01.01.2017 – 1 человек, на 01.01.2018 – 1 человек, на 01.01.2019 сведения не представлены; в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года ООО «Строительная компания «Даймонд» отразила следующие показатели: сумма НДС к уплате в бюджет – 46 058,0 рублей; сумма исчисленного налога – 15 283 054,0 рублей; сумма налогового вычета – 15 236 996,0 рублей или 99,7% от исчисленной суммы налога; в разделе 8 (книга покупок) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года ООО «Строительная компания «Даймонд» заявлены налоговые вычеты в размере 13 967 542,38 рублей по контрагенту ООО «П.Г.С.» (ИНН 1435254877/ КПП 143501001), что составляет 91,6% от общей суммы, предъявленной к вычету; по контрагенту ООО «Стройком» сумма вычета составила 1 266 840,0 рублей (общая стоимость покупок с НДС – 8 304 840,00 рублей).

В ходе проверки налоговый орган установил в отношении ООО «П.Г.С.» - 04.06.2012 поставлено на учет в МРИ ФНС России № 5 по РС (Я) и 19.07.2018 снято с учета в налоговом органе в связи с внесением в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ; также 17.02.2017 внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении должностного лица (генерального директора Пилоян Г.С.); основной вид деятельности по ОКВЭД 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий»; по состоянию на 2016 год ООО «П.Г.С.» имело 3 открытых расчетных счета, движение денежных средств по которым в 2016 годы отсутствовало; представлены налоговые декларации за 1– 4 кварталы 2015 года и 1квартал 2016 года с нулевыми показателями; налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2016 года не представлена, мероприятия по установлению реальности поставки от ООО «П.Г.С» не проведены в связи с кончиной 24.07.2015 руководителя (учредителя) Пилояна Г.С.

Таким образом, Инспекцией в ходе проверки установлена и доказана следующая цепь контрагентов-продавцов: ООО «П.Г.С.» (звено без связей, фирма-однодневка) – ООО СК «Даймонд» (транзитер) - ООО «Стройком» (транзитер) – ООО «Легион-ГРК» (выгодоприобретатель).

Из материалов дела следует, что взаимоотношения между ООО «Легион-ГРК» и спорным контрагентом ООО «Стройком» возникли в ходе исполнения Муниципального контракта от 25.12.2015 № 0116300041415000162-ЗП1, заключенного между Администрацией муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республика Саха (Якутия) (Заказчик) и ООО «Легион-ГРК» (Подрядчик) на строительство объекта «Дворец культуры в городе Вилюйске Республики Саха (Якутия)» с обеспечением ввода здания и сдачи объекта «под ключ».

Стоимость работ согласно Муниципальному контракту составила 280 млн. рублей, в т.ч. НДС – 42,7 млн. рублей (18%); срок выполнения работ – до 25.12.2017; работы выполняются в соответствии с проектной документацией ООО «Якутгазпроект».

По условию Муниципального контракта Подрядчику выплачивается аванс в размере 18 % от цены контракта, что составляет 50 400 000,0 рублей, в том числе НДС (18%) –7 688 135,59 рублей. Указанная сумма перечислена Заказчиком платежным поручением от 30.12.2015 № 3398.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу № А58-7256/2015 Муниципальный контракт между Администрацией муниципального района «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия) и ООО «Легион-ГРК» признан недействительным в связи с выявлением нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.04.2017 № А58-7256/2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу № А58-7256/2015 оставлено без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 14.08.2017 № 302-ЭС17-10015 отказано в передаче жалобы ООО «Легион-ГРК» для рассмотрения в заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.

Таким образом, с 30.11.2016 заключение Муниципального контракта признано недействительным, однако часть работ ООО «Легион-ГРК» по Муниципальному контракту была выполнена (согласно данным журнала авторского надзора № 68-ПЗису ООО «Якутгазпроект», являющегося проектировщиком объекта «Дворец культуры города Вилюйска», строительство объекта было приостановлено в 2016 году и возобновлено только в 2019 году иными подрядными организациями – ООО «ИСФ Дирекция на строительстве», ООО «Ярус»).

Согласно Акту выполненных работ от 11.12.2017 № 1 (форма КС-2) за период с 25.12.2015 по 04.03.2016 ООО «Легион-ГРК» выполнены следующие виды работ на общую сумму 47 008 607,97 рублей, в том числе НДС 7 170 804,64 рублей: Раздел 1 «Снос строений»; Раздел 2 «Фундаменты»: бурение скважин вращательным (шнекевым) способом бурения в грунтах 1м-2м группы диаметром 650 мм; установка в скважины железобетонных буроопускных свай объемом до 2м3; сваи железобетонные опускные; приготовление тяжелых отделочных растворов цементных состава 1:3; шлакопортландцемент общестроительного и специального назначения марки 300; песок природный, вода; гидроизоляция свай боковая оклеечная по бетону в 1 слой толя; установка температурных трубок в пробуренные скважины; трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт 2кп-БСт4кп и БСт2пс –БСт4пс наружный диаметр 57 мм, толщина стенки 3,5 мм; сталь листовая толщиной 4,0 мм; окраска металлических огрунтованных поверхностей; ПГС, уплотнение грунта песчано-гравийной смесью; смесь песчано-гравийная; устройство бетонной отмостки из бетона В 7,5 толщ, 80 мм под зданием; приготовление тяжелого бетона на щебне класса В7,5; Раздел 3 «Дополнительные работы»: шнековое бурение скважин станками типа ЛБУ-50 глубиной бурения до 10 м в грунтах группы 2 и 4; трубы стальные обсадные прямошовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр 720 мм, толщина стенки 12 мм, длиной 4 м., количество 199,2 т, цена 8 758,57 на сумму 1 744 706,15 руб., сумма с поправочным коэффициентом без налога составляет 21 803 575, 31 рублей (1 744 706,15х11,33х1,103), то есть, 25 728 218, 87 рублей, в том числе НДС – 3 924 643,56 рублей; долота шнековые диаметром 250мм; погружение агрегатами копровыми железобетонных свай – колонн длиной до 8 м и 10 м на глубину до 6 м в грунты группы 2; сваи железобетонные буронабивные; заполнение бетоном полых свай и свай-оболочек диаметром до 80 см; раствор готовый кладочный цементной марки 200.

Вместе с тем, по факту оплаты Администрацией муниципального района «Вилюйский улус (район)» в пользу ООО «Легион-ГРК» фактически невыполненных работ Вилюйским межрайонным следственным отделом Следственного Управления Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 19.03.2019 возбуждено уголовное дело № 11902980008012005 по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации (Служебный подлог).

Контрольно-счетной палатой муниципального района «Вилюйский улус (район)» в рамках контрольного мероприятия для определения объемов и стоимости фактически выполненных работ, установления качества выполненных работ по объекту привлечены эксперты.

Согласно выводам экспертного заключения ООО «Консультационно-финансовая компания «Профит+» от 22.02.2019 № 07-СЭ-19 стоимость фактически выполненных работ по устройству фундаментов на объекте «Дворец культуры в городе Вилюйске» составляет 17 318 356,60 рублей (с учетом НДС).

По результатам экспертизы размер оплаченной суммы за фактически невыполненные работы по объекту «Дворец культуры в городе Вилюйске» составил 29 690 251,37 рублей = (47 008 607,97 – 17 318 356,60), в связи с чем в действиях должностных лиц Администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Необходимость проведения дополнительных работ обусловлена обнаружением талых вод, что подтверждается перепиской между МКУ «ИСУ Вилюйского улуса», ООО «Якутгазпроект» и ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве РС(Я)». При этом, не подтверждается необходимость в приобретении стальных обсадных труб диаметром 720мм и их монтажа в установленных сваях.

Выводы экспертиз разных независимых друг от друга источников подтверждают, что дополнительные работы, отраженные в разделе 3 акта выполненных работ от 11.12.2017 № 1, не проводились, спорные трубы не использовались в выполнении работ Подрядчиком, необходимость в их приобретении отсутствует, доставка не осуществлялась.

Комиссией по определению объема работ и стоимости объекта незавершенного строительства «Дворец культуры в городе Вилюйске», созданной по Распоряжению от 21.04.2017 № 361 Администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)», по результатам осмотра строительной площадки объекта установлено, что «по строительно-монтажным работам выполнена установка свай полностью. При визуальном осмотре есть некоторые сваи, имеющие отклонения от проектных отметок. Имеющие большее отклонение три сваи под № 8, 9, 10. Начаты устройство опалубки ростверков и балок цокольного перекрытия. Имеются следующие строительные материалы: сваи железобетонные СМ 10-40-50 – 12 штук; сваи железобетонные СМ 8-30 –13 штук; … арматуры и арматурные изделия весом 67 560,51 кг.

Согласно Акту определения объема выполненных работ по объекту «Дворец культуры в городе Вилюйске», составленного Комиссией 12.09.2017, Подрядчиком ООО «Легион-ГРК» предъявлен Заказчику Акт выполненных работ от 25.05.2016 № 1 формы КС-2 на сумму 48 966 117 рублей, а также акт приема-передачи изделий (арматурных каркасов) на сумму 2 174 960,33 рублей, итого на общую сумму 51 141 077,33 рублей.

Согласно протоколу заседания у и.о. главы администрации муниципального района «Вилюйский улус (район) Лобашева А.А. от 13.09.2017 по вопросу рассмотрения объемов выполненных работ по форме КС-2 ООО «Легион ГРК» при строительстве объекта «Дворец культуры в городе Вилюйске» Комиссия не согласна с предъявленным актом КС-2 в связи с наличием разногласий, в том числе по объему и стоимости стальных обсадных труб диаметром 720мм. - в объеме 223,89 тонн, ввиду несоответствия данных по количеству труб, определенных сметой дополнительных работ, согласованного проектной организацией. Комиссией решено направить подрядной организации ООО «Легион-ГРК» претензионное письмо о приведении в соответствие акта выполненных работ формы КС-2 от 25.05.2016 в соответствие с выполненными работами.

В соответствии с протоколом совещания Комиссии от 11.12.2017 Комиссия утвердила стоимость выполненных работ в размере 47 008 607,97 рублей и рекомендовала подписать акт выполненных работ. В результате Акт выполненных работ подписан 11.12.2017 и в разделе 3 «Дополнительные работы» включал, в том числе, стальные обсадные трубы диаметром 720 м в объеме уже 199,2 тонн.

Из Акта проверки от 14.09.2016 № 04-08-1154-16, проведенной Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) по объекту «Дворец культуры в городе Вилюйске», следует, что на момент проверки строительно-монтажные работы не велись, согласно журналу № 68-ПЗ ису авторского надзора за строительством ООО «Якутгазпроект» после 30.08.2016 записи отсутствуют, указано, что строительство приостановлено в 2016 году, а после строительство возобновлено уже в 2019 иными подрядными организациями ООО «ИСФ Дирекция на строительстве», ООО «Ярус».

Таким образом, суд соглашается с выводом налогового органа о том, что первоначально акт выполненных работ составлен 25.05.2016, что говорит об окончании буровых работ и работ по установке свай уже в мае 2016 года, претензии Комиссии к подрядчику предъявлены только по завышению подрядчиком объемов и стоимости выполненных работ и материалов, других разногласий нет.

Таким образом, акт выполненных работ по форме КС-2 от 25.05.2016 не принят Заказчиком ввиду несоответствия объемов, в том числе в сторону завышения количества и стоимости труб обсадных диаметром 720 мм. Соответственно «Трубы стальные обсадные прямошовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр 720 мм, толщина стенки 12 мм, длиной 4 м», указанные в акте выполненных работ от 11.12.2017 и якобы приобретенные по счетам-фактурам за период от 09.09.2016 по 30.12.2016 и доставленные до объекта с сентября по декабрь 2016 года, отражены как полностью использованные материалы в завышенном объеме уже в первоначальном акте от 25.05.2016, что указывает на отсутствие реальности сделки ООО «Легион-ГРК» с ООО «Стройком», т.е. фальсификацию первичных документов по этой сделке.

Также проверкой карточки счета 20 по объекту «Дворец культуры в городе Вилюйске» и на основании имеющихся в налоговом органе документов установлено, что буровые работы на объекте проведены организациями ООО «ГрандГолдСаха» (ИНН 1435267322) и ООО «АртКапитал» (ИНН 1435228644).

Согласно пояснениям свидетеля Лаптева Н.А. (руководитель ООО «ГрандГолдСаха») ООО «ГрандГолдСаха» закончил буровые работы в апреле 2016 года по 53 скважинам с применением обсадной трубы многократно. ООО «Легион-ГРК» в день бурения устанавливал готовые сваи, заливал раствор и вытаскивал обсадную трубу.

ООО «АртКапитал» буровые работы по установке (забивке) готовых свай проведены в июне и августе 2016 года.

Кроме того, Акт выполненных работ формы КС-2 от 25.05.2016 не принят Администрацией муниципального района «Вилюйский улус (район)» (Заказчик) ввиду несоответствия объемов выполненных работ, в том числе в сторону завышения количества и стоимости труб обсадных диаметром 720 мм.

Из материалов проверки следует, что свидетель Иванов Валентин Валентинович (прораб ООО «Легион-ГРК») в ходе допроса (протокол от 20.11.2019 № 44) отрицал приемку труб обсадных, а также сообщил, что на объекте «Дворец культуры в г. Вилюйске» работал с начала устройства свайного поля с февраля по март 2016 года, давал разбивку осевых отметок, показывал, как правильно использовать геодезические измерительные приборы Корякину В.А, который далее был ответственным.

Свидетель мастер ООО «Легион-ГРК» Корякин Василий Алексеевич, ответственный по строительно-монтажным работам по объекту (протокол допроса от 20.11.2019 № 37), подтвердил, что работы были завершены летом 2016 года.

Из материалов дела следует, что работы по устройству термостабилизации грунтов выполнены ООО «Саха-Дом-Строй» на сумму 9 078 076 рублей по акту о приемке выполненных работ (КС-2) от 30.04.2018 № 1 и справке о стоимости выполненных работ (КС-3) от 18.05.2018 № 2 по муниципальному контракту от 26.03.2018 № 908837, заключенному между Администрацией муниципального района «Вилюйский улус (район) по Республике Саха (Якутия)» и ООО «Саха-Дом-Строй», при котором стальные обсадные трубы ими не применялись.

Таким образом, проверкой установлено, что якобы приобретенные Заявителем у ООО «Стройком» с 09.09.2016 по 30.12.2016 трубы стальные обсадные при строительстве объекта «Дворец культуры в городе Вилюйске» не предусмотрены проектно-технической документацией, соглашение на проведение дополнительных работ не заключалось, спорные материалы оформлены после завершения всех работ по установке свай.

Кроме того, отсутствует факт транспортировки спорных труб от ООО «Легион-ГРК» (город Якутск) до объекта строительства (Дворец Культуры в городе Вилюйске).

Согласно товарно-транспортным накладным адрес грузополучателя строительных материалов указан ООО «Легион-ГРК» – г. Вилюйск, т.е. без указания конкретного пункта адреса получателя. Кроме того, в товарно-транспортных накладных отсутствует раздел № 2, а именно: сведения о грузе, адресах пунктов погрузки и разгрузки.

В путевых листах отсутствует название объекта «Дворец Культуры в городе Вилюйске»; не указаны конкретный адрес пункта разгрузки, пункта отгрузки, дата, время; отсутствуют показания одометра по выезду и заезду с парковки, являющиеся обязательными реквизитами путевых листов.

Согласно договору от 06.02.2016 № 16/006 на перевозку грузов автотранспортом ИП Николаев Дмитрий Егорович (Перевозчик) обязуется доставить вверенный ему ООО «ЛЕГИОН-ГРК» (Отправителем) груз – строительные материалы по маршруту город Якутск – город Вилюйск. В указанном договоре также отсутствует название объекта «Дворец Культуры в городе Вилюйске», не конкретизировано наименование строительных материалов, а также не указан адрес пункта разгрузки.

В соответствии с товарно-транспортными накладными и путевыми листами (в количестве 10 шт.) 232 трубы обсадные общим весом 199,52 тонн доставлены 10 рейсами тремя транспортными средствами по федеральной автомобильной дороге «Вилюй»: МАЗ-643019-1420-011 гос.номер С022МА14 с прицепом МС9906, КАМАЗ гос.номер О792КС14 с прицепом АЕ0171, МАЗ 643019-1420-012 гос.номер М991СС14 с прицепом МАЗ МН7256. Следовательно, масса транспортных средств превышает максимально допустимые 12 тонн (199.52/10=19.95 тонн).

Налоговым органом установлено, что оператором системы взимания платы «Платон» является ООО «РТ-Инвест».

Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца): маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту; планируемый маршрут, время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой, оформленной и выданной в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

Согласно информации от 17.06.2020 № ТФО-20-10652 ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (ИНН 7704869777) транспортные средства с государственными регистрационными знаками М991СС14, О792КС14, С022МА14 в реестре системы взимания платы «Платон» не зарегистрированы, бортовые устройства на транспортные средства не закреплены, маршрутные карты для перевозки груза с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн не оформлялись.

Таким образом, информация ООО «РТ-Инвест транспортные системы» не подтверждает доставку обсадных труб на объект строительства «Дворец культуры в городе Вилюйске».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией достоверно выявлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Обществом условий, установленных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса, по следующим фактам: искажение данных регистров бухгалтерского и налогового учета; не подтверждена перевозка труб обсадных диаметром 720 мм, толщиной 12мм, длиной 4м до объекта «Дворец культуры в г. Вилюйске»; не подтверждено документально применение труб на объекте «Дворец культуры в г. Вилюйске»; не подтверждено фактическое применение труб на объекте «Дворец культуры в г. Вилюйске»; не подтверждена покупка 232 труб у ООО «Стройком»; установлено обналичивание денежных средств.

В рамках рассмотрения настоящего дела были вызваны и опрошены в удовлетворение ходатайства заявителя в качестве свидетелей в соответствии со статьей 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ Копырин Д.П. директор Общества, Гаврильев А.И. зам. директора Общества, Николаев А.К. водитель, Николаев Д.Е. водитель, Иванов В.В. начальник участка, которыми даны показания по обстоятельствам приобретения, перевозки и использования спорных труб обсадных на объекте «Дворец культуры в г. Вилюйске».

Между тем, суд приходит к выводу о том, что показания вышеуказанных свидетелей не доказывают достоверно приобретение труб обсадных диаметром 720 мм, толщиной 12мм, длиной 4м у ООО «Стройком» и их перевозку до объекта «Дворец культуры в г. Вилюйске» в 4 квартале 2016 года; применение труб на объекте «Дворец культуры в г. Вилюйске» после их приобретения в 4 квартале 2016 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается нарушение, выявленное налоговым органом в результате камеральной налоговой проверки Общества за 4 квартал 2016 года на основе уточненной № 5 налоговой декларации по НДС, по которой Общество были заявлены вычеты в размере 3 418 657, 00 рублей, доводы Общества судом отклоняются.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным решения Управления от 17.12.2020 № 05-17/18310 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера  части требования следует отказать полностью.

В части требования Общества о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) об уплате налога, пени и штрафа № 234 по состоянию на 13.01.2021 суд приходит к выводу об оставлении указанного требования без рассмотрения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Оспариваемое требование Инспекции было направлено Обществу в соответствии с вышеуказанными положениями НК РФ.

В соответствии со статьей 137 НК РФ кждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктами 10 и 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Пунктом 1 статьи 139 НК РФ предусмотрено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Таким образом, налогоплательщик имеет право обжаловать акт налогового органа ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган и только после получения решения вышестоящего налогового органа – обратиться в суд.

Материалами дела подтверждается, что заявитель не обращался в вышестоящий налоговый орган с жалобой на требования от 13.01.2021 № 234 в порядке, установленном НК РФ.

Поскольку необходимость обязательного досудебного обжалования акта ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд прямо установлена пунктом 2 статьи 138 НК РФ, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об оставлении заявленных требований Общества к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) об уплате налога, пени и штрафа № 234 по состоянию на 13.01.2021 без рассмотрения.  

Определением суда от 25.01.2021 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 17.12.2020 № 05-17/18310 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

С учетом указанной процессуальной нормы закона суд приходит к выводу об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда от 25.01.2021, после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 96, 148, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

                                                       Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Легион-ГРК» к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 17.12.2020 № 05-17/18310 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера отказать.

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Легион-ГРК» к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) об уплате налога, пени и штрафа № 234 по состоянию на 13.01.2021 оставить без рассмотрения.          

Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 25.01.2021, после вступления решения в законную силу.  

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                  А.Н. Устинова