АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-133/2014
24 марта года
Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2014
Полный текст решения изготовлен 24.03.2014
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Белоновской Г. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пихтиной М.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) к Благотворительному фонду Георгия Балакшина (ИНН 1435210090, ОГРН 1081400001540) об отзыве разрешения на проведение лотереи,
при участии представителя истца по доверенности Герасимова А.З.,
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Благотворительному фонду Георгия Балакшина (ИНН 1435210090, ОГРН 1081400001540) об отзыве разрешения на проведение лотереи.
Суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, провел судебное заседание в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддерживает исковые требования в полном объеме.
Ответчик отзыв на иск не представил.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Министерство финансов Республики Саха (Якутия) 30.09.2009 выдало Благотворительному фонду Георгия Балакшина разрешение на проведение республиканской негосударственной тиражной лотереи «Национальная благотворительная лотерея «Тускул» №2-2009 сроком на 5 лет, с 13.01.2010 до 13.01.2015 (государственный регистрационный номер лотереи: Н314Т/000004-МФ).
Во исполнение приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 08.11.2013 №01-04/1142 была проведена плановая документарная проверка организатора республиканской негосударственной тиражной лотереи «Национальная благотворительная лотерея «Тускул» некоммерческой организации «Благотворительный Фонд Георгия Балакшина», на основании которой составлен акт проверки от 12.12.2013 №2.
Как указано в акте, в ходе проверки были выявлены нарушения требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также требований Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях».
Нарушения выразились в частности в непредставлении перечня следующих документов:
- сумма и количество невостребованных выигрышей по истечении установленного срока для их выдачи, а также по истечении срока исковой давности для их получения;
- копии бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа по итогам за истекший финансовый год;
- информация о тиражной комиссии (ее состав, фамилия, имя и отчество членов комиссии, место работы, занимаемая должность, место жительства, паспортные данные);
- акты о нереализованных и уничтоженных билетах.
Не в полном объеме представлены документы:
- перечень договоров (соглашений), заключенных с организатором лотереи «Благотворительный фонд Георгия Балакшина» в целях проведения лотереи, с приложением копий этих договоров (соглашений);
- документы, подтверждающие направление средств на цели лотереи и расходы, связанные с ее проведением.
Также, не соблюдены требования п.4 ст. 17 Федерального закона от 11.11.2003 №138-ФЗ "О лотереях" в части порядка учета и хранения призового фонда лотереи, предусмотренных условиями проведения лотереи; призовой фонд лотереи «Тускул» не был обеспечен раздельным учетом и хранением призового фонда на специальном расчетном счете.
16.12.2013 Министерством финансов Республики Саха (Якутия) принято решение №1 об обращении в суд с заявлением об отзыве разрешения на проведение негосударственной тиражной лотереи «Национальная благотворительная лотерея «Тускул» на территории Республики Саха (Якутия) от 30.09.2009 №2-2009 (государственный регистрационный номер: Н14Т/000004-МФ).
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях» установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 настоящего Постановления).
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусматривает, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 08.11.2013 № 01-04/1142 Министерством финансов РС(Я) проведена проверка ответчика по выполнению Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» на предмет соответствия проведения лотереи законодательству Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 12.12.2013 в ходе которой установлено, что ответчиком в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не представлен ряд документов, в нарушение п. 4 ст. 17 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» не соблюдены требования в части порядка учета и хранения призового фонда лотереи, призовой фонд не был обеспечен раздельным учетом и хранением призового фонда на специальном расчетном счете.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (действовавшего в спорный период) предусмотрено, что отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
2) нарушение организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком на основании приказа от 08.11.2013 № 01-04/1142 предоставлена информация относительно негосударственной тиражной лотереи «Национальная благотворительная лотерея «Тускул».
Так, согласно письма ответчика от 26.11.2013 по итогам проведения лотереи реализованы цели и задачи, такие как: оказание материальной помощи жителям каждого муниципального образования Республики Саха (Якутия) относящихся к социально-незащищенной категории и оказавшимся в трудной жизненной ситуации; оказание материальной помощи Едейской средней школе Намского улуса, МДОУ Россолодинский детский сад «Кучээн» Мегино-Кангаласского улуса, пострадавших от наводнения; оказание материальной помощи детям-инвалидам школы-интернат III-IV вида г. Якутска; оказание материальной помощи Чурапчинской улусной общественной организации родителей детей-инвалидов; оказание спонсорской помощи ГУ «Нюрбинское Управление социальной защиты населения и труда при МТ и СР РС(Я)»», приуроченной к Международному дню защиты детей; оказание материальной помощи для Республиканского детского туберкулезного санатория им. Т.П. Дмитриевой; по 34 заявлениям оказана адресная материальная помощь детям инвалидам на 408 тысяч рублей и т.д.
В качестве приложений к письму значатся договоры с организациями, договоры с улусами, акты выплат, аудиторское заключение и выписки из газеты «Наше время» и «Якутия». Также представлена выписка из лицевого счета благотворительного фонда за период с 01.03.2009 по 31.12.2010.
Письмом от 07.12.2013 ответчик представил дополнительную информацию по негосударственной тиражной лотереи «Национальная благотворительная лотерея «Тускул» из которого следует о наличии дополнительного счета в филиале «Якутский» ОАО «СОБИНБАНК» для осуществления денежных операций по перечислению вырученных средств от продажи лотерейных билетов от ОАО АК «Якутскэнерго», а также на отсутствие бывшего главного бухгалтера фонда Неустроевой (Сивцевой) Е.Ю., не сдавшей ряда отчетных документов, в связи с чем фондом было подано заявление в правоохранительные органы.
В подтверждение обращения в правоохранительные органы по указанному факту ответчиком представлены истцу заявление ответчика в правоохранительные органы, Постановление инспектора ГЭП ОБПСПРиИАЗ УВД г. Якутска майора милиции Н.Ю. Сибирякова от 03.05.2011, Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела инспектора ГЭП ОБПСПРиИАЗ УВД г. Якутска майора милиции Н.Ю. Сибирякова от 16.06.2011, уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела от 04.05.2011 №10726.
Статьей 24 Федерального закона «О лотереях» предусмотрено такое основание для отзыва разрешения на проведение лотереи, как нарушение требований закона и условий проведения лотереи, однако, для этого закон предусматривает соблюдение установленной процедуры.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления выдает организатору лотереи предписание в случае нарушения организатором лотереи следующих условий: представление организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации; неисполнение организатором лотереи решения указанного уполномоченного органа об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в установленный срок.
Согласно пункту 74 Приложения к Приказу Министерства финансов РС(Я) от 24.09.2013 № 01-04/1002-н «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей на территории Республики Саха (Якутия)» в случае выявления в ходе проверки нарушений обязательных требований в течение пятнадцати дней с даты составления акта проверки должностное лицо Министерства готовит проект решения об устранении организатором (оператором) лотереи выявленных нарушений в срок, не превышающий тридцати календарных дней (приложение № 2 к настоящему Административному регламенту).
Проект решения с приложенным к нему актом проведенной проверки направляется на подпись Министру.
Должностное лицо Министерства в течение пяти дней после подписания Министром решения об устранении организатором (оператором) лотереи выявленных нарушений информирует организатора (оператора) лотереи о принятом решении.
Организатор (оператор) лотереи обязан в срок, установленный в решении для устранения выявленных нарушений, представить в Министерство информацию об устранении нарушений и подтверждающие документы с указанием мероприятий, проведенных для устранения нарушений, по каждому пункту решения.
Пунктом 75 Приложения к Приказу Министерства финансов РС(Я) от 24.09.2013 № 01-04/1002-н Министерство выдает организатору (оператору) лотереи предписание в случае нарушения им следующих условий:
1) представление организатором (оператором) лотереи в Министерство неполной или недостоверной информации;
2) неисполнение организатором (оператором) лотереи решения Министерства об устранении выявленного нарушения в установленный срок.
В предписании указывается срок устранения организатором (оператором) лотереи нарушений, повлекших за собой выдачу предписания. Указанный срок не может превышать тридцати календарных дней.
Проект предписания (приложение № 3 к настоящему Административному регламенту) готовится должностным лицом Министерства в течение пяти дней со дня выявления нарушений, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, в двух экземплярах и направляется на подпись Министру.
Один экземпляр предписания направляется организатору (оператору) лотереи в течение пяти дней с даты вынесения данного предписания. Организатор (оператор) лотереи обязан в срок, установленный в предписании для устранения нарушений, уведомить Министерство об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу предписания.
Из приведенных выше норм следует, что одним из оснований для обращения в суд с заявлением об отзыве разрешения на проведение лотереи является неисполнение организатором лотереи требований уполномоченного органа.
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 24 Федерального закона «О лотереях» истец ни решения, ни предписания ответчику о необходимости устранения выявленных нарушений не выдал, возможности устранить нарушение не предоставил.
Суд приходит к выводу о том, что установленная федеральным законом процедура отзыва разрешений на проведение негосударственной тиражной лотереи «Национальная благотворительная лотерея «Тускул» истцом не соблюдена.
Согласно пункту 76 Приложения к Приказу Министерства финансов РС(Я) от 24.09.2013 № 01-04/1002-н Министерство вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве разрешения на проведение лотереи (отзыве действия стимулирующей лотереи), а также принять решение о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи (действия стимулирующей лотереи) до вступления в законную силу решения суда в случае неоднократного или грубого нарушения организатором (оператором) лотереи условий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 75 настоящего Административного регламента, а также при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи;
2) нарушение организатором (оператором) лотереи требований Федерального закона № 138-ФЗ и условий лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 Федерального закона № 138-ФЗ.
Как следует из акта проверки № 2 от 12.12.2013, ответчиком нарушены пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
Между тем, истцом в материалы дела не представлено доказательств, что описываемые нарушения совершены ответчиком неоднократно, либо лотерея проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства и носят неустранимый характер.
Также, при оценке нарушений, допущенных ответчиком, суд учитывает то обстоятельство, что целевые отчисления на благотворительные цели ответчиком были перечислены, что подтверждается материалами дела и истцом не оспаривается.
Как следует из статьи 4 части 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Иском в арбитражном процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для разрешения в строго определенном процессуальном порядке. При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права или законные интересы.
Судом установлено и подтверждено письмами ответчика, материалами дела, что ответчик виновным себя не считает, ссылается на недобросовестность ответственного лица – бывшего бухгалтера, в отношении которой правоохранительными органами были проведены соответствующие мероприятия.
Таким образом, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств нарушения именно ответчиком прав и законных интересов истца, не представил доказательств наличия вины ответчика.
При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, так как на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
Г.И. Белоновская