АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело № А58-3843/2012
29 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2012 года.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи
Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Праздник жизни+" (ИНН 1435218237, ОГРН 1091435006761) к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435073969, ОГРН 1021401052243) с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Общества Тымыровой Татьяны Александровны, о признании незаконными решений, с участием представителей: Общества – Петрова С.М. по доверенности от 01.09.2012, ФСС – Беляевой О.А. по доверенности от 10.01.2012 № 05/2012-43, Люфиминой Ю.В. по доверенности от 04.10.2012, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Праздник жизни+" – далее Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) – далее ФСС с учетом уточнения общества от 09.10.2012 о признании незаконными решения ФСС от 02.04.2012 № 12003 (расходы) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения ФСС от 02.04.2012 № 12003 (расходы) о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и обязании ФСС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выделения средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в размере 159 178, 08 рублей.
Определением суда от 20.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Общества привлечена Тымырова Татьяна Александровна.
Общество не согласно с решениями ФСС по следующим основаниям – трудовые отношения между работодателем и работником оформлены трудовым договором, факт наступления страхового случая и факт выплаты пособия застрахованному лицу ФСС не оспаривается; на акт выездной проверки обществом было подано письменное возражение с приложением документов, которое ФСС не было рассмотрено; ФСС существенно нарушена процедура принятия решения в связи с тем, что не была обеспечена возможность представления возражений, материалы проверки рассмотрены тремя представителями ФСС Дедюкиным С.Н., Люфиминой Ю.В., Охлопковым А.И., между тем протокол рассмотрения материалов проверки подписан Мироновской М.Е., которая при рассмотрении материалов проверки не участвовала, оспариваемые решения вынесены зам. управляющего ФСС Саввиновым Э.Я., который не участвовал при рассмотрении материалов дела; оспариваемые решения приняты до истечения 15-дневного срока для предоставления возражений.
ФСС не согласен с заявлением общества по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 41 – 45) и дополнении к отзыву от 08.10.2012 № юр-390 (поступило в суд 09.10.2012).
Третьим лицом представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица (поступило в суд 16.10.2012), в котором указано о том, что Тымырова Т.А. доводы общества подтверждает, и поддерживает в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
09.02.2012 зам. управляющего ФСС Саввиновым Э.Я. вынесено решение (расходы) о проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 12003 страхователя – ООО «Праздник жизни+» за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
ФСС выставлено Обществу требование от 09.02.2012 № 12003 о представлении документов, которое получено Обществом 01.03.2012.
20.02.2012 ФСС составлена справка № 12003 (расходы) о проведенной выездной проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
12.03.2012 ФСС составлен акт № 12003 выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в котором указано о выявлении нарушений статей 129, 135 Трудового кодекса РФ, статьи 10 Гражданского кодекса РФ, выразившихся в злоупотреблении со стороны страхователя правом самостоятельно определять размер заработка, в умышленном и необоснованном назначении высокой заработной платы при работе по совместительству специалисту Тымыровой Т.А. непосредственно перед наступлением страхового случая в целях получения материальной выгоды за счет государственных средств, страхователем – Обществом произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов в размере 159 178, 08 рублей и по результатам проверки предложено отказать Обществу в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 159 178, 08 рублей и не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в размере 159 178, 08 рублей, в том числе за январь 2012 года в размере 159 178, 08 рублей. Акт получен Обществом 12.03.2012.
27.03.2012 Обществом получено уведомление (расходы) от 12.03.2012 № 12003 о вызове плательщика страховых взносов на рассмотрение материалов выездной проверки на 02.04.2012 в 15 час. 00 мин.
02.04.2012 в ФСС состоялось рассмотрение материалов документальной выездной проверки страхователя, о чем составлен протокол № 12003. Из протокола следует, что от ФСС при рассмотрении материалов проверки участвовали Дедюкин С.Н. – зам. начальника отдела проверок, Люфимина Ю.В. – ведущий специалист отдела проверок, Охлопков А.И. – зам. начальника правового отдела, от Общества: Третьякова Т.С. – главный бухгалтер Общества. Материалы проверки рассмотрены зам. управляющего ФСС Мироновской М.Е., по результатам которого приняты решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 159 178, 08 рублей, о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
02.04.2012 зам. управляющего ФСС Саввиновым Э.Я. вынесены решение № 12003 (расходы) о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым Обществу отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 159 178, 08 рублей и решение (расходы) № 12003 (расходы) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Обществом с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 159 178, 08 рублей, в том числе за январь 2012 года в размере 159 178, 08 рублей, Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 159 178, 08 рублей в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2012 по 31.03.2012.
02.04.2012 Обществу вручено требование от 02.04.2012 № 12003 (расходы) о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету, в соответствии с которым Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 159 178, 08 рублей в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2012 по 31.03.2012.
02.04.2012 Обществом представлены в ФСС возражения (исх. № 47 от 29.03.2012) по решению о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения № 12003 от 02.04.2012.
Общество, не согласившись с решениями ФСС, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы Общества и возражения ФСС, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы являются органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона о страховых взносах органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
В статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрен порядок вынесения органами контроля за уплатой страховых взносов решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона о страховых взносах установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 38 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 39 Федерального закона о страховых взносах при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, а также выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Из пункта 8 статьи 39 Федерального закона о страховых взносах следует, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Рассмотрение материалов проверки, возражений страхователя (в случае их представления) и принятие по ним решения органа контроля за уплатой страховых взносов представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) органа по результатам рассмотрения материалов проверки решения в соответствии с пунктом 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что решение должно быть принято должностным лицом фонда - руководителем или заместителем руководителя, который непосредственно участвовал в рассмотрении материалов проверки.
Материалами дела подтверждается, что акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 12.03.2012 № 12003 рассмотрен зам. управляющего ФСС Мироновской М.Е. (л.д. 55 – 57), оспариваемые решения ФСС вынесены иным должностным лицом – зам. управляющего ФСС Саввиновым Э.Я. (л.д. 58 – 61).
Таким образом, суд считает, что у зам. управляющего ФСС Саввинова Э.Я. отсутствовали полномочия на вынесение оспариваемых решений по результатам проведенной выездной проверки в связи с тем, что указанное должностное лицо непосредственно не участвовало в рассмотрении материалов проверки.
Законом не предусмотрено вынесение решения должностным лицом государственного органа, не рассматривавшим материалы проверки.
Суд считает, что нарушение ФСС процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решений повлекло нарушение прав страхователя – Общества, выразившееся в необеспечении последнему возможности дать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов проверки непосредственно лицу, которое вынесло решения. Данный факт является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, и, как следствие, безусловным основанием для признания таких решений недействительными полностью. Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 № 4903/10.
С учетом изложенного суд считает, что иные доводы Общества и возражения ФСС не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Общества полностью.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным для юридических лиц установлена в размере 2 000 рублей.
Из материалов дела следует, что Обществом уплачена государственная пошлина в размере 7 775, 34 рублей. С учетом того, что Обществом оспаривается два ненормативных правовых акта, им излишне уплачено государственной пошлины за рассмотрение заявления в размере 3 775, 34 рублей.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 775, 34 рублей, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.06.2012 № 60.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу, которых принять судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей с ФСС в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
решение Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 02.04.2012 № 12003 (расходы) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признать недействительным.
Решение Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 02.04.2012 № 12003 (расходы) о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения признать недействительным.
Обязать Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Праздник жизни+» (ИНН 1435218237, ОГРН 1091435006761) путем выделения средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в размере 159 178, 08 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435073969, ОГРН 1021401052243) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Праздник жизни+» (ИНН 1435218237, ОГРН 1091435006761) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Праздник жизни+» (ИНН 1435218237, ОГРН 1091435006761) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 775, 34 рублей, выдать справку.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
А.Н. Устинова