Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
22 мая 2014 года
Дело № А58-796/2014
Резолютивная часть оглашена 16 мая 2014 года
Полный текст изготовлен 22 мая 2014 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Собардаховой В.Э.,
рассмотрев дело по заявлению открытого акционерного общества «Якутское аэрогеодезическое предприятие» (ИНН 1435259770, ОГРН 1121435014348) с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РС(Я) (ИНН 1435155241, ОГРН 1041402197781) о признании частично недействительным решения от 22 ноября 2013 года №04-22/2421 с изменениями, внесенными решением Управления ФНС России от 22.11.2013 №04-22/2421
в присутствии представителя открытого акционерного общества «Якутское аэрогеодезическое предприятие» Тишиной И.А., представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РС(Я) Анисимовой Л.В., Сидоровой М.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Якутское аэрогеодезическое предприятие» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд РС(Я) с заявлением (с уточнениями предмета и обоснования требования от 05.05.2014 б/н) с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РС(Я) (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании частично недействительным решения Инспекции от 22 ноября 2013 года №04-22/2421 с изменениями, внесенными решением Управления ФНС России от 22.11.2013 №04-22/2421 (далее – Решение) в связи с несостоятельностью выводов налогового органа о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды. Решение Инспекции оспаривается в части доначисления сумм НДС, соответствующих сумм пени и штрафов, уменьшения убытков по налогу на прибыль по расходным операциям Общества с ООО «Волна». Заявитель также полагает, что наложенные оспариваемым решением с изменениями, внесенными вышестоящим налоговым органом, штрафы подлежат уменьшению в связи с тяжелым финансовым положением Общества.
Налоговый орган с заявленным требованием не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 07 апреля 2014 года 302-15/001713.
На определение суда от 15 мая 2014 года представители сторон правильность расчета оспариваемых сумм по налогу на прибыль (сумма уменьшения убытка по налогу на прибыль за 2011 год) подтвердили. Уточнение предмета требования от 05.05.2014 года принято судом.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.
Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим
23 мая 2012 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6 о проведении выездной налоговой проверки Общества. С решением законный представитель Общества ознакомлен под роспись 24 мая 2012 года.
24 мая 2012 года законный представитель Общества ознакомлен с уведомлением о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
18 июля 2012 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-П о приостановлении проведения выездной проверки в связи с необходимостью истребования документов (информации). С решением законный представитель Общества ознакомлен под роспись 18 июля 2012 года.
03 октября 2012 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-В о возобновлении проведения проверки. С решением законный представитель Общества ознакомлен под роспись 03 октября 2012 года.
03 октября 2012 года налоговым органом вынесено решение №16/178 о приостановлении проведения налоговой проверки в связи с необходимостью истребования документов (информации). С решением законный представитель Общества ознакомлен под роспись 04 октября 2012 года.
16 октября 2012 года налоговым органом вынесено решение о возобновлении проведения проверки. С решением законный представитель Общества ознакомлен под роспись 16 октября 2012 года.
17 октября 2012 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-П-3 о приостановлении проведения налоговой проверки в связи с необходимостью истребования документов (информации). С решением законный представитель Общества ознакомлен под роспись 17 октября 2012 года
12 февраля 2013 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-В-3 о возобновлении проведения проверки. С решением законный представитель Общества ознакомлен под роспись 12 февраля 2013 года.
12 февраля 2013 года налоговым органом составлена справка о проведенной выездной налоговой проверке. Справка вручена законному представителю Общества 12 февраля 2013 года.
12 апреля 2013 года налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки, в соответствии с которым, в ходе проверки в частности, установлено, что Обществом неправомерно произведен налоговый вычет по НДС по договору №20-01/11 от 20.01.2011 с ООО «Волна» на сумму 604 067 рублей за 2 квартал 2011 года, на сумму 5 536 657 рублей за 4 квартал 2011 года.
Акт проверки вручен законному представителю Общества под роспись 19 апреля 2013 года.
17 мая 2013 года Обществом представлены возражения по Акту проверки.
23 мая 2013 года законному представителю Общества вручено уведомление о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов проверки.
27 мая 2013 года состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, о чем составлен протокол №38. В рассмотрении материалов проверки принял участие представители Общества по доверенности.
27 мая 2013 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-Дп о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Копия решения вручена законному представителю Общества под роспись.
27 мая 2013 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-пр1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. С решением законный представитель ознакомлен под роспись 27 мая 2013 года.
27 июня 2013 года налоговым органом составлена справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. Справка вручена представителю Общества по доверенности 27.06.2014
27 июня 2013 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-пр2 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. С решением законный представитель ознакомлен под роспись 28 июня 2013 года.
27 июня 2013 года представителю Общества по доверенности вручено уведомление о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
17 июля 2013 года Обществом представлены возражения на справку о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
17 июля 2013 года законному представителю Общества вручено под роспись уведомление о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов проверки.
18 июля 2013 года налоговым органом составлено дополнение к справке о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. Дополнение в тот же день вручено законному представителю Общества под роспись
18 июля 2013 года налоговым органом вынесено решение №07-13/6-пр3 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. С решением законный представитель ознакомлен под роспись 22 июля 2013 года.
30 июля 2013 года законному представителю Общества вручено под роспись уведомление о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов проверки.
31 июля 2013 года Обществом представлены возражения на справку от 18.07.2013 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
01 августа 2013 года с участием законного представителя и представителя Общества по доверенности состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, налоговым органом вынесено решение, в соответствии с которым доначислен НДС на сумму 2 430 569 рублей, наложен штраф за неуплату НДС на сумму 360 747 рублей, начислены пени по НДС на сумму 339 841,19 рублей; уменьшен убыток по налогу на прибыль за 2011 год на 3 339 465 рублей; наложен штраф за неудержание и неперечисление НДФЛ за сумму 5 986 рублей; наложен штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
03 августа 2013 года заявителем подана апелляционная жалоба на решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
22 ноября 2013 года Управлением ФНС России вынесено решение №04-22/2421 по апелляционной жалобе заявителя, которым решение Инспекции отменено в связи наличием обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, в том числе штрафные санкции за неуплату НДС отменены на 60 406,70 рублей за 2 квартал 2011 года, на 119 966,80 рублей за 4 квартал 2011 года, по статье 123 НК России за неправомерное неудержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, на сумму 1 285 303,80 рублей, по статье 126 НК России за непредставление сведений по НДФЛ на сумму 200 рублей.
24 февраля 2014 года не согласившись с законностью и обоснованностью решения, Общество обратилось в Арбитражный суда РС(Я) с заявлением о признании решения частично недействительным.
Заявителем оспаривается решение налогового органа в части исключения из состава расходов по налогу на прибыль за 2011 год и налоговых вычетов по НДС за 2 квартал 2011 года 3 960 000 рублей произведенных расходов, в том числе НДС 18% в размере 604 067,80 рублей, перечисленных Федеральным государственным унитарным предприятием «Якутское аэрогеодезическое предприятие» (далее- ФГУП «ЯАГП») , правопреемником которого является Общество, в оплату выполненных ООО «Волна» работ по договору от 20.01.2011 №12.2-2001/11.
Как следует из обстоятельств дела, договор от 20.01.2011 №12.2-2001/11 заключен ФГУП «ЯАГП» для исполнения контракта от 11 января 2011 года №11-37/11-РТИС с ОАО «Технологический центр «Геоинформатика». В свою очередь ОАО «Технологический центр «Геоинформатика» привлекло ФГУП «ЯАГП» для исполнения контракта от 11.01.2011 №11-37/11-РТИС, заключенного с ОАО «Концерн «РТИС», обязавшегося по государственному контракту от 13.09.2010 №113-Д с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Контракт от 11.01.2011 №11-37/11-РТИС заключен в рамках исполнения Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», подпрограмма 4, мероприятие №50.
Письмом от 11.09.2012 №ТЦГ-0911-1 ОАО «Технологический центр - Геоинформатика» пояснило, что причиной подписания субподрядного договора с ФГУП «ЯАГП» в рамках исполнения контракта между ОАО «Концерн «РТИС» и ОАО «Технологический центр «Геоинформатика» является выполнение исполнителем работ но по сбору адресной информации для открытых цифровых навигационных карг открытого пользования (ЦТК ОП) (масштаб 1:50 000. а также 1:25 000) на территорию северной части и Дальневосточного федерального округа». Одним из слоев информации при создании ОЦНК является слой адресной информации (АИ). Поскольку ФГУП «ЯАГП» находится непосредственно на территории на которой создавались ОЦНК совершенно естественно и экономически целесообразно было поручить этой организации выполнение данных работ.
Согласно данным Единого государственного реестра ООО «Волна» зарегистрировано и поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 16.11.2010г. Размер уставного капитала 10 000,00 руб. Учредитель: Паршуков Виктор Валерьевич. 19.10.1981 г.р., размер доли – 100%. Руководитель ООО «Волна – Паршуков Виктор Валерьевич в период с 16.11.2010. по настоящее время. Юридический адрес организации: Иркутская область. г.Иркутск, ул. Станция Горка, 30 - в период с 16.11.2010г. по настоящее время. Основной вид деятельности - деятельность внутреннего водного транспорта.
Среднесписочная численность работников ООО «Волна» – 1 человек, транспортные средства и имущество отсутствуют.
Согласно пункту 1 договора от 20.01.2011 №20-01/11 ФГУП «ЯАГП» поручает, а ООО «Волна» (подрядчик) принимает на себя обязательство выполнить следующие работы: сбор адресной информации для открытых цифровых карт (ОЦНК) на основе обновленных государственных цифровых топографических карт открытого пользования (ЦТК ОН) (масштаб 1:50 000, а также 1:25 000) на территории северной части Дальневосточного федерального округа». Требования к работам, являющимся предметом договора, их цене, содержанию и срокам выполнения определяются в техническом задании (приложение №1), протоколе согласования договорной цены (приложение №2) и календарном плане (приложение №3). Работы по договору считаются выполненными с момента их принятия заказчиком и подписания уполномоченными представителями сторон оформленного надлежащим акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно представленному к проверке акту сдачи-приемки работ от 20.04.2011г. ООО «Волна» сдал, а ФГУП «ЯАГП» принял работы по договору от 20.04.2011г. №20-01/11 по теме «Сбор адресной информации для открытых цифровых навигационных карт (ОЦНК) (Масштаб 1:50 000, а также 1:25 000) на территорию северной части Дальневосточного федерального округа» на общую сумму 3 960 000,00 руб., в том числе НДС 18% 604 067,80 руб.
Полученные от ООО «Волна» работы по теме: «Сбор адресной информации для открытых цифровых карт (ОЦНК) (масштаб 1:50 000. а также 1:25 000) на территорию Дальневосточного федерального округа» ФГУП «ЯАГП» сдал ОАО «'ТЦ Геоинформатика» по договору от 20.01.2011 актом сдачи-приемки выполненных работ от 20.04.2011 на общую стоимость 4 400 000 руб., в том числе НДС 18% по 671 186 руб.
Как следует из материалов дела, договор от 20.01.2011 №12.2 -2001/11 подписан со стороны Общества генеральным директором Федоренко Николаем Николаевичем, со стороны ООО «Волна» (подрядчика) Паршуковым Виктором Валерьевичем.
На требование явиться для дачи показаний, направленное по месту прописки руководителя ООО «Волна», Паршуков В.В. не явился. ИФНС России по г. Ангарску направлен налоговому органу протокол допроса от 14.03.2013 №25 свидетеля Паршукова В.В., согласно которому Паршуков В.В. учредительство ООО «Волна», а также участие в деятельности общества, наряду с прочими организациями по прилагаемому к протоколу перечню, не подтвердил.
На запросы налогового органа от 04.10.2012г. и 25.10.2012г. (исх.№07-23/004003@, 07-23/1018дсп) УФСБ России по Республике Саха направило протокол от 20.03.2013 опроса Паршукова В.В.. В ходе опроса, проведенного в помещении исполнительной колонии, Паршуков В.В. 19.10.1981 г.р., уроженец г.Ангарска Иркутской области факт учредительства и руководства ООО «Волна», факт подписания им договора от 20.01.2011 №20-01/11, акта выполненных работ, счета-фактуры от имени руководителя ООО «Волна», факт подписания им от лица ООО «Волна» договора от 20.01.2011 №20-01/11, факт выдачи им доверенности на право подписи по ООО «Волна» не подтвердил. В ходе опроса Паршуков В.В. на вопросы о деятельности ООО «Волна» не ответил в связи с тем, что по поставленным вопросам ему ничего не известно.
Из представленных банками на запросы налогового органа выписок по операциям на счетах ООО «Волна», установлено, что за оказанные услуги по договору №20-01/11 ФГУП «ЯАГП» перечислило 28.04.2011 на расчетный счет ООО «Волна» 3 960 000 руб. 03.05.2011г. ООО «Волна» из полученных денежных средств оплатил за электродвигатели по счету от 28.04.2011 ООО «М-Ком» (ИНН/КПП 0701001, р/сч. 40702810200000077338) в размере 3 909 443 руб.
Из выписки по банковскому счету ООО «М-Ком» установлено, что 03.05.2011г. поступили средства от ООО «Волна» в размере 3 909 443 руб. и от ООО «Аккорд» по накладной №236 от 15.04.2011г. за продукты питания в размере 33 048 руб. 04.05.2011 ООО «М-Ком» перечислило Московскому филиалу ООО КБ «Смоленский банк» г.Москва р/сч.№52301810900003006011 в наименование получателя - вексель №006011 (ИНН 6731001900) как оплату по договору №040511СБ-03 от 04.05.2011г. за простой вексель сумму в размере 3 977 000 руб. Из базы данных ЕГРЮЛ следует, что ИНН 6731001900 принадлежал ООО Коммерческий банк «Смоленский банк», прекратившим свою деятельность 07.08.2012 в результате реорганизации в форме преобразования в ООО «Рост Эстейт» (ИНН 7707747093).
На поручение налогового органа ИФНС России №7 по г. Москве сообщило, что основной вид деятельности ООО «М-Ком» 51.65.5 «Оптовая торговля производ. электрич. и электронным оборуд., вкл. обор.электросвязи», в отношении организации проводятся розыскные мероприятия органами внутренних дел. Проведенный анализ выписок с расчетных счетов контрагента показал, что характер операций с денежными средствами свидетельствует о наличии признаков, направленных на проведение операций с денежными средствами с целью транзита и обналичивания денежных средств и не свидетельствует об осуществлении деятельности предприятия, ведущего реальную финансово-хозяйственную деятельность (в том числе отсутствуют платежи по коммунальным услугам, арендные платежи).
По сведениям налогового органам ООО «Волна» по налогу на прибыль за 12 месяцев 2011 года задекларировало сумму налога к уплате в размере 4 147 рублей, по НДС за 4 квартал 2011 года – в размере 12 434 рубля.
Направленные ООО «Волна» по поручению налогового органа требования о представлении документов почтовой службой не вручены в связи с отсутствием адресата.
В ходе проведенного по поручению налогового органа осмотра помещения по юридическому адресу ООО «Волна» установлено что расположенное по адресу здание принадлежит на праве собственности двум физическим лицам. Собственник части помещений сообщил, что ООО «Волна», проработав несколько дней, исчезло с арендованного им помещения, не вернув подлинник договора аренды и не заплатив арендной платы, настоящее местонахождение ООО «Волна» ему не известно.
При визуальном сличении налоговым органом установлено, что подписи Паршукова В.В. в договоре №20-01/11 от 20.01.2011, в акте сдачи-приемки выполненных работ от 20.04.2011, счете-фактуре от 20.04.2011г. №1, в протоколе допроса свидетеля и копии листа Н заявления формы №Р11001, копии нотариальной доверенности Паршукова В.В. имеют различия.
Согласно акту экспертного исследования №1242/1.1 от 28.08.2012, проведенному по постановлению от 27.08.2012 №07-13/6Э подписи от имени Паршукова В.В. изображения, которых воспроизведены в данных документах, выполнены не одним и тем же лицом, а разными лицами.
Согласно акту экспертного исследования от 17.10.2012 №1486/1.1, проведенного на основании постановления от 16.10.2012 №07-13/6-Э2 подписи от имени Паршукова В.В. изображения которых воспроизведены в следующих документах: договор от 20.01.2011 №20-01/11, приложение №1 к договору от 20.01.2011 №20-01/11 «Техническое задание», приложение №2 к договору от 20.01.2011 №20-01/11 «Протокол согласования договорной цены», приложение №3 к договору от 20.01.2011 №20-01/1 1 «Календарный план», акт сдачи-приемки выполненных работ от 20.04.2011, счет-фактура №1 от 20.04.2011 выполнены одним и тем же лицом.
Допрошенные в ходе проверки должностные лица Общества личных контактов с представителями ООО «Волна» не подтвердили, каких-либо доказательств реальности отношений с ООО «Волна» по поводу выполнения ООО «Волна» спорных работ не представили.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Волна» было создано исключительно для создания видимости осуществления деятельности и проведения платежей, уменьшающих налоговую базу по налогам.
Представленная заявителем копия выписки из журнала учета входящих документов по ЯкутАГП за 2011 год (канцелярия) с отметкой о регистрации 28.04.2011 поступившего по электронной почте счета б/н ООО «Волна» на работы по договору №20-01/11 от 20.01.2011 выводов налогового органа о нереальности операций не опровергает.
Вывод налогового органа о фиктивности представленных Обществом для проверки обоснованности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и налога на добавленную стоимость документов по операциям оплаты выполненных ООО «Волна» работ следует признать обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, указанных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно приложению №1 «Техническое задание на выполнение работ» к договору №20-01/111 от 20.01.2011 с ООО «Волна» содержание работ включает сбор адресной информации (АИ) для создания открытых цифровых навигационных карг на территории северной части Дальневосточного федерального округа (Мирнинский, Сунтарский, Олекминский, Нюрбинский, Всрхнсвилюйский, Горный, Вилюйский, Намский, Мегино-Капгаласский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Амгинский, Томпонский, Таттинский, Оймяконский, Момский, Абыйский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Алданский, Нерюнгринский).
Адресная информация (АИ) создается в номенклатурных листах, в государственной системе координат 1995 года (СК-95), в Балтийской системе высот 1997 года.
Оформленные как выполненные ООО «Волна» для ФГУП «ЯАГП» работы по теме: «Сбор адресной информации для открытых цифровых карт (ОЦНК) (масштаб 1:50 000. а также 1:25 000) на территорию Дальневосточного федерального округа» ФГУП «ЯАГП» сдал ОАО «'ТЦ Геоинформатика» актом сдачи-приемки выполненных работ от 20.04.2011 на общую стоимость 4 400 000 руб., в том числе НДС 18% по 671 186 руб по контракту №11-37/11-РТИС от 11.01.2011г.
По п. 1 договора от 20.01.2011г. №12.2-2001/11 между ФГУП «ЯАГП» (1 подрядчик) и ОАО ТЦ «Геоинформатика» (заказчик) заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить следующие работ: сбop адресной информации для открытых цифровых навигационных карт (ОЦНК) на основе обновленных государственных цифровых топографических карт открытого пользования (ЦТК ОП) (масштаю 1:50 000 , а также 1:25 000) на территорию северной части Дальневосточного федерального округа». Требования к работам, являющимся предметом договора, их цене, и срокам выполнения, определяются в техническом задании (приложение №1), протоколе согласования договорной цены (приложение №2) и календарном плане (приложение №3).
По пункту 2 договора от 20.01.2011г. №12.2-2001/11 основанием для заключения договора послужил контракт между ОАО «Концерн РТИС» и ОАО ТЦ «Геоинформатика» от 11.01.2011 №11-37/11-РТИС на выполнение работ по созданию открытых цифровых навигационных карт (ОЦНК) на основе обновленных государственных цифровых топографических карт открытого пользования (ЦТКОП) (масштаб 1:50 000, а также 1:25 000) на территории северной части Дальневосточного федерального округа.
В соответствии с пунктом 5 договора от 20.01.2011г. №12.2-2001/11 общая стоимость выполняемых по договору работ, определяется протоколом согласования договорной цены и составляет 4 400 000,00 руб., в т.ч. НДС 18% 671 186 руб. Стоимость выполняемых по договору работ указана с учетом всех затрат на выполнение работ в том числе планируемую прибыль, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Согласно приложению №1 «Техническое задание на выполнение работ» к договору №12.2-2001/11 содержание работ включает сбор адресной информации (АИ) для создания открытых цифровых навигационных карг на территории северной части Дальневосточного федерального округа (Мирнинский, Сунтарский, Олекминский, Нюрбинский, Всрхнсвилюйский, Горный, Вилюйский, Намский, Мегино-Капгаласский, Усть-Алданский, Чурапчинский, Амгинский, Томпонский, Таттинский, Оймяконский, Момский, Абыйский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Алданский, Нерюнгринский).
В соответствии с п.3.3.1 технического задания, адресная информация (АИ) создается в номенклатурных листах, в государственной системе координат 1995 года (СК-95), в Балтийской системе высот 1997 года.
Согласно техническому заданию (приложение №1 к договору от 20.01.2011 312-2-2001/11) адресная информация должна соответствовать следующим требованиям:
1) адресный слой представляет собой множество точек, с каждой из которых связана информация о конкретном адресе объекта местности. Местоположение указанных точек определяется таким образом, чтобы каждая из них принадлежала (находилась в пределах контура) какому-либо объекту, содержащемуся в цифровой картографической основе государственной цифровой навигационной карты для автомобильного транспорта;
2) адресные точки создаются в отношении всех объектов местности, имеющих официально присвоенный адрес;
3) с каждой точкой адресного слоя должна быть связана следующая информация: название населенного пункта или наименование географического объекта; почтовый индекс, название улицы, тип улицы (проспект, проезд, шоссе и т.д.); номер дома; номер корпуса; номер строения; номер владения. В случае отсутствия указанных компонентов адреса допускается использование ориентиров.
При изучении штатного расписания ФГУП (ОАО) «ЯАГП» за 2011 год налоговым органом установлено, что численность сотрудников составляет 202 человека, из них 136 – специалисты, занимающиеся геодезическими, топографическими и картографическими работами.
Налоговый орган также считает необходимым учесть, Общество (ФГУП «ЯАГП») ежегодно издает адресные планы, карты, атласы Республики Саха (Якутия) и, соответственно, имеет информацию, в том числе и адресную, для осуществления указанных работ. Так, по данным, полученным в ходе проверки, за 2011 год:
согласно оборотно-сальдовой ведомости счета 43 за 2011г. получено готовой продукции на сумму 125 129 руб., из них выполнены: адресный план г.Якутска по трем позициям на общую сумму 10 385 руб. и атлас «Река Лена» на сумму 114 744 руб.;
за 2010г. по оборотно-сальдовой ведомости счета 43 «Готовая продукция» произведены следующие виды готовой продукции: адресный план г.Якутска на сумму 24 239,60 руб., карта двусторонняя складная «Мегино-Кангаласский» р-н на сумму 54 680 руб., карта настенная «минерально-сырьевые ресурсы РС(Я)» на сумму 159 120 руб., карта складная «Усть-Алданский улус» на сумму 43 075.25 руб., комплексный атлас РС(Я) на сумму 680 500 руб., комплексный атлас РС(Я) в твердом переплете на сумму 320 650 руб., комплексный атлас РС(Я) в мягком переплете на сумму 2 097 450 руб. Всего на сумму 3 379 715 руб.;
В силу п. 5.7.3 Стандарта отрасли "Издания в системе Роскартографии. Термины и определения" ОСТ 68-17-03, утвержденного Приказом Роскартографии от 08.04.2003 N 63-пр. атлас представляет собой издание, являющееся картографическим произведением, состоящим из многих карт, объединенных общей программой (ГОСТ 21667).
Согласно п. 5.7.1. стандарта карта - картографическое издание, содержащее построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определенной системе условных знаков (ГОСТ 21667).
В части произведенных ФГУП «ЯАГП» расходов в период произведения спорных затрат налоговый орган также дополнительно пояснил суду, что за 2011 г. ФГУП «ЯАГП» в декларации по налогу на прибыль организаций отразило расходы всего в сумме 154 678 558 руб.. в том числе прямые расходы 38 305 727 руб.. косвенные расходы 104 916 266 руб., также прямые расходы налогоплательщика, осуществляющего оптовую и мелкооптовую торговлю составили 11 412 648 руб., цена приобретения реализованного прочего имущества и расходы, связанные с его реализацией 43 917 руб.
Прямые расходы в размере 38 305 727 руб. состоят из оплаты труда 33 183 397,00 руб., страховых взносов в размере 2 198 026.55 руб., амортизации 245.04 руб., материальных расходов 2 919 058.41руб.
Косвенные расходы в размере 104 916 266 руб. состоят из оплаты труда 27 449 731 руб., амортизации 10 061 604 руб., страховых взносов 157 205 руб., материальных расходов 4 739 755 руб., расходов на командировки 702 455 руб., аудиторских услуг 422 720 руб.. расходов на создание ЦТК ОП 36 686 322 руб. и других расходов, принимаемых для налогообложения 24 696 474 руб.
В ходе допроса главный инженер ОАО «ЯАГП» от 26.10.2012 на вопрос «Для создания карт того или иного масштаба на территории РС(Я) какие специалисты (отделы) непосредственно привлекаются?» получен ответ: «Если работа связана с выездом на поле, то привлекается ТГБ, если только камеральные работы - ЦКР ПТО. Работы с выездом на поле - в техническом задании должно быть прописано по пунктам, какие работы следует выполнить (состав работы), входят такие работы, как, например, обследование пунктов ГГС, сбор навигационной адресной информации».
Согласно оборотно-сальдовой ведомости счета 20 за 2011г. затраты цеха камеральных работ составили 27 927 968 руб., в том числе амортизация 151 315.58 руб., зарплата 21 554 940.37 руб., страховые взносы 6 221 712.14 руб. (приложение №1).
Согласно оборотно-сальдовой ведомости счета 20 за 2011г. затраты ТГБ (топографо-геодезическое бюро) составили 8 816 483 руб., в том числе амортизация 212 375 руб., зарплата 7 023 492 руб., страховые взносы 784 893 руб., проезд (полевики) 591 778. проживание (полевики) 203 945 руб.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости счета 20 за 2011г. затраты ПТО (производственно-технологический отдел) составили 475 933 руб., которая состоит из амортизации основных средств.
Таким образом, по данным, представленным Обществом к проверке, затраты работников, которые непосредственно связаны с созданием карт составили 37 220 384 руб.
С учетом изложенного вывод налогового органа о том, что спорные работы выполнены ФГУП «ЯАГП» собственными силами следует признать обоснованным.
Произведенные Обществом затраты на выполнение работ учтены налоговым органом при проверке в составе затрат по налогу на прибыль за 2010 и 2011 годы. Доказательств того, что какие-либо фактически произведенные затраты ФГУП «ЯАГП» не учтены при исчислении убытков по налогу на прибыль Общество не представило.
Требование Общества о признании недействительным решения в части доначисления НДС, начисления соответствующих сумм пени, уменьшения убытка по налогу на прибыль подлежит отказу в удовлетворении.
При рассмотрении апелляционной жалобы Общества вышестоящим налоговым органом внесены изменения в решение Инспекции в связи с наличием следующих обстоятельств, смягчающих ответственность: обеспечение высокоточной геодезической основой, топографическими картами и осуществление деятельности в интересов органов государственной власти России в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Размер штрафных санкций уменьшен в 2 раза.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что 100% уставного капитала Общества, созданного в порядке приватизации ФГУП «ЯАЭП», закреплено в собственности государства, осуществляемые Обществом виды деятельности, тяжелое финансовое положение Общества, суд считает возможным на основании статьи 112 Налогового кодекса России дополнительно уменьшить размер штрафных санкций.
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 22 ноября 2013 года №04-22/2421 (с изменениями, внесенными решением Управления Федеральной налоговой службы по РС(Я) от 22 ноября 2013 года №04-22/2421) в следующей части:
пункт 1.1. резолютивной части на 48 325,36 рублей;
пункт 1.2. резолютивной части на 95 973,44 рубля;
пункт 2.1. резолютивной части на 1 706,04 рубля;
пункт 2.2. резолютивной части на 688,40 рублей;
пункт 3 резолютивной части на 1 028 243,04 рубля.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
Собардахова В. Э.