Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
05 апреля 2021 года
Дело № А58-9177/2020
Резолютивная часть решения вынесена 16.03.2021
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2021
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Артамоновой Л. И.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по исковому заявлению Нерюнгринской районной администрации (ИНН 1434027046, ОГРН 1031401720129) к Чульманскому станичному казачьему обществу (ИНН 1434050327, ОГРН 1171447012450) о взыскании 89 089 рублей суммы субсидии, использованной по нецелевому назначению,
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
Нерюнгринская районная администрация (ИНН 1434027046, ОГРН 1031401720129) обратилась в арбитражный суд с иском к Чульманскому станичному казачьему обществу (ИНН 1434050327, ОГРН 1171447012450) о взыскании 89 089 рублей суммы субсидии, использованной по нецелевому назначению.
Определением суда от 25.01.2021 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле (сторон), в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 16.02.2021 выполнить следующие действия:
истцу направить ответчику копию иска с приложенными к нему документами, которые у ответчика отсутствуют, по адресу 678981, РС(Я), г. Нерюнгри, п. Чульман, ул. Советская, д. 22, доказательство вручения представить в суд (почтовое уведомление с отметкой о вручении ответчику);
ответчику представить письменный отзыв с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, доказательство направления (вручения) отзыва истцу заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания, копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
Лицам, участвующим в деле (сторонам), установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу исковых требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 11.03.2021.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10), лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются получившими копии определения о принятии искового заявления (заявления) к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, если ко дню принятия решения суд располагает доказательствами вручения им соответствующих копий, направленных заказным письмом с уведомлением о вручении (часть 1 статьи 122 АПК РФ), а также в случаях, указанных в частях второй - четвертой статьи 116 ГПК РФ, в частях 2 - 5 статьи 123 АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе
Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://yakutsk.arbitr.ru).
Копия определения суда от 25.01.2021, направленная истцу по юридическому адресу: г.Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, д. 21, вручена адресату 01.02.2021.
Копия определения суда от 25.01.2021, направленная ответчику по юридическому адресу: г. Нерюнгри, п. Чульман, ул. Советская, д. 22 вручена адресату 02.02.2021 согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений (РПО № 67799955038903); по адресу, указанному в исковом заявлении: г. Нерюнгри, п. Чульман, ул. Циолковского, д. 12, кв. 88 вручена адресату 08.02.2021 согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений (РПО № 67799955038897).
При указанных обстоятельствах, стороны считаются надлежащим образом извещенными о начавшемся судебном процессе.
Установив надлежащее извещение сторон о начавшемся судебном процессе, в целях эффективного правосудия суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного производства, поскольку оценить все доказательства возможно, не переходя к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем материалам.
Через канцелярию суда поступил отзыв ответчика.
Поступившие документы в порядке ст.66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом в материалы дела.
Резолютивная часть решения принята 16.03.2021, размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.03.2021.
31.03.2021 в суд поступило заявление ответчика о составлении мотивированного решения.
01.04.2021 в суд поступила апелляционная жалоба ответчика на решение арбитражного суда по делу №А58-9177/2020.
Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
В связи с поступлением заявления об изготовлении мотивированного решения и апелляционной жалобы суд составляет мотивированное решение.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании постановления Нерюнгринской районной администрации от 21.08.2018 № 1222 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Нерюнгринский район» некоммерческим организациям, не являющимся государственным (муниципальными) учреждениями, осуществляющим деятельность на территории Нерюнгринского района, Чульманскому Станичному казачьему обществу предоставлена субсидия в размере 146 273 руб., в том числе 24 590, 16 руб. из средств местного бюджета и 121 682, 84 руб. из средств субсидии Республика Саха (Якутия), на реализацию проектов по патриотическому воспитанию молодежи.
16.10.2018 между истцом и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении субсидии, целью предоставления субсидии является осуществление финансовой поддержки некоммерческих организаций, реализующих проект патриотической направленности в рамках осуществления деятельности, предусмотренной п. 1 ст. 31.1 №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».
Финансирование расходов осуществляется в соответствии с паспортом проекта, содержащим план мероприятий и смету расходов по использованию субсидий с финансово-экономическим обоснованием необходимых для их реализации финансовых средств.
Согласно пп. 2.1 и 2.2 соглашения сумма расходов на проведение заявленных мероприятий определяется на основании финансово-экономического обоснования проведения работ и составляет 146 273 руб. Субсидия предоставляется на срок одного финансового года.
Пунктом 3.4 соглашения стороны установили, что некоммерческая организация обязана обеспечить достижение следующих значений показателей результативности субсидии:
- Количество реализованных мероприятий (доля от общего числа утвержденных мероприятий) - 100%
- Численность молодых людей, принявших участие в реализации мероприятий 110 человек.
- Вовлечение в мероприятия ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов и участников трудового фронта (от общей численности ветеранов Нерюнгринского района) 3 человека.
- Количество материалов о мероприятиях в средствах массовой информации (пресса, телевидение, радио, сеть Интернет) - не менее 1 по каждому из реализованных мероприятий (определяется в соответствии с предоставленным материалом - копии печатных изданий, фото и ссылки на электронные издания, запись на электронном носителе теле- и радиосюжетов о деятельности некоммерческой организации).
Некоммерческая организация обязана обеспечить формирование комплекта оригиналов документов (договоры, счета, акты выполненных. работ, товарные накладные, товарные и кассовые чеки, иные платежные документы), подтверждающих расходование средств, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 3.5).
Согласно пункту 3.6 соглашения в срок до "16" декабря 2018 г. предоставить в Отдел социальной и молодежной политики Нерюнгринской районной администрации отчет об использовании средств субсидии на реализацию проектов патриотической направленности по форме согласно приложению №1 к настоящему Соглашению; аналитический отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме согласно приложению №2 к настоящему Соглашению.
По пункту 6.1 соглашение вступает в действие с момента его подписания и действует до 31.12.2018.
В соответствии с календарным планом мероприятий (приложение № 3 к соглашению) срок проведения:
- организации и оснащения на территории ГП «поселок Чульман» специализированного казачьего класса в размере субсидии 54 449 руб. – октябрь-декабрь 2018 г.;
- проведение спортивно-патриотических мероприятий (оснащение полигона «Казачья тропа») в размере субсидии 91 824 руб. – сентябрь-ноябрь 2018 г.
Во исполнение соглашения истец перечислил на расчетный счет ответчика денежные средства в размере 146 273 руб. платежными поручениями № 10051 от 02.11.2018, № 10052 от 02.11.2018,
Проверкой законности и эффективности использования средств бюджета, выделенных на реализацию муниципальной программы «Реализация муниципальной молодежной политики в Нерюнгринским районе на 2017-2022 год» - 9 месяцев 2019 года (акт проверки от 27.03.2020), проведенной Контрольно - счетной палатой МО «Нерюнгринский район», установлено нецелевое использование бюджетных средств, предоставленных Ответчику в 2018 году в виде субсидии из бюджета муниципального образования «Нерюнгринский район» на реализацию проекта по патриотическому воспитанию молодежи (мероприятие по оснащению полигона «Казачья тропа»).
Контрольно - счетной палатой муниципального образования «Нерюнгринский район» в адрес Нерюнгринской районной администрации выдано предписание №91 от 30.06.2020 года об обеспечении возврата субсидии в сумме 89 089,00 рублей, предоставленной Ответчику из бюджета Нерюнгринского района на реализацию проектов по патриотическому воспитанию молодежи проведение спортивно - патриотических мероприятий (оснащение полигона «Казачья тропа») в 2018 году и неправомерно использованной по нецелевому назначению.
В целях обеспечения возврата субсидии в размере 89 089,00 рублей в адрес ответчика направлены письма от 15.06.2020 года №12-14/249, а также от 27.07.2020 года №4-12-14/3853.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.
Ответчик отзывом в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 названного Кодекса).
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пп. 7.7.3, 7.7.4 акта проверки законности и эффективности использования средств бюджета, выделенных на реализацию муниципальной программы «Реализация муниципальной молодежной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 года» за 2018 год – 9 месяцев 2019 года, спортивно-патриотическое мероприятие «Казачья тропа» и организация на территории ГП «поселок Чульман» специализированного казачьего класса фактически в 2018 году не проводились.
При этом в соответствии с предоставленным аналитическим отчетом о достижении значений показателей результативности в 2018 году, исполнение показателей составило 100% и более.
Данный факт свидетельствует о недостоверности данных, отраженных в аналитическом отчете, предоставленном Чульманским станичным казачьим обществом.
Так же проверкой установлен факт несоответствия между плановыми показателями: в приложенном комплекте документов, предоставленных для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, указанной в соглашении, указано количество граждан, принявших участие в реализации в количестве 50 человек, в соглашении предусмотрен данный показатель в количестве 110 человек, в аналитическом отчете о достижении значении показателей результативности указан плановый показатель 40 человек.
Согласно пояснений начальника штаба Чульманского станичного казачьего общества Казанцева М.И. спортивно-патриотическое мероприятие на полигоне «Казачья тропа» приурочено ко дню знаний и проводится один раз в год перед 1 сентября, то есть в теплое время года. Установка полосы препятствий на полигоне, а также проведения мероприятия в 2018 году, в связи с погодными условиями не представлялось возможным, в связи с чем, проведение указанного мероприятия состоялось в сентябре 2019 года.
В соответствии с календарным планом мероприятий срок проведения спортивно-патриотических мероприятий (оснащение полигона «Казачья тропа») сентябрь-ноябрь 2018 г., при том, что соглашение о предоставлении субсидии заключено 16.10.2018 г.
Учитывая вышеизложенное, в том числе сезонность проведения указанного мероприятия, Контрольно-счетной палатой МО «Нерюнгринский район» сделан вывод о заведомо недостоверной информации, предоставленной получателем субсидии в части срок проведения мероприятия при предоставлении документов для участия в конкурсе на получение субсидии.
Согласно пункту 3.7 соглашения некоммерческая организация обязана обеспечить сохранность документов, касающихся исполнения соглашения, в течение трех лет после его исполнения.
Однако ответчиком в нарушение указанного пункта в рамках реализации мероприятия «Организация и оснащение на территории ГП «поселок Чульман» специализированного казачьего класса» было приобретено оснащение на сумму 54, 5 тыс. руб. В отчете о расходах субсидии приложены первичные документы о приобретении оснащения, документы, подтверждающие организацию специализированного казачьего класса, отсутствуют.
Таким образом, ответчик представил недостоверные данные, отраженные в аналитическом отчете, недостоверную информацию в части срока проведения мероприятия при предоставлении документов для участия в конкурсе на получение субсидии, не представил документы, подтверждающие организацию специализированного казачьего класса и наличие помещения для проведения занятий, получив при этом на организацию указанного субсидию из бюджетной системы Российской Федерации, что является не целевым использованием бюджетных средств.
Из содержания ст. 309 и ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт существенного нарушения ответчиком условий соглашения о предоставлении субсидии подтверждается представленными в дело доказательствами.
Истец в силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом результатов рассмотрения дела, в связи с удовлетворением иска в полном объеме, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 564 руб.
Руководствуясь статьями 110, 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Чульманского станичного казачьего общества (ИНН 1434050327, ОГРН 1171447012450) в пользу Нерюнгринской районной администрации (ИНН 1434027046, ОГРН 1031401720129) 89 089 рублей суммы субсидии, использованной по нецелевому назначению.
Взыскать с Чульманского станичного казачьего общества (ИНН 1434050327, ОГРН 1171447012450) в доход федерального бюджета 3 564 рублей государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья
Артамонова Л. И.