АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело № А58-8288/2008
21 мая 2009г.
Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2009г., мотивированное решение изготовлено 21 мая 2009г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПромБМ ЛЛТ» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) о возврате излишне уплаченных налогов в размере 116 255, 90 рублей, составив протокол в соответствии с ч. 3 ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителей ООО и МРИ, извещенных о времени и месте судебного заседания соответственно уведомлениями №№ 15005, 15003, установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ПромБМ ЛЛТ» - далее Общество обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) – далее Инспекция о возврате излишне уплаченных налогов в размере 116 255, 90 рублей.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 10-30 часов 06.05.2009г. до 16-30 часов 14.05.2009г., информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в Интернете и на стенде объявлений Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), после перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей лиц, участвующих в деле.
В обоснование заявления Общество ссылается на то, что согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам между Инспекцией и Обществом за период с 01.01.2008г. по 31.07.2008г. по состоянию расчетов на 01.08.2008г. общая сумма переплаты по налогам и пени составляет 119 586, 96 рублей, 26.08.2008г., Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов и пени в размере 119 586, 96 рублей, в том числе НДС в размере 91 097, 81 рублей, пени по НДС в размере 24 089, 30 рублей, налог на имущество в размере 61 рубль, пени по налогу на имущество в размере 1, 76 рублей, налог на пользователей автодорог в размере 240, 09 рублей, налог с продаж в размере 3 927 рублей, целевой сбор в размере 170 рублей, Инспекцией произведен зачет решением № 1502 от 28.08.2008г. на сумму 3 331, 06 рублей с НДС на страховые взносы в ПФР (страховая часть), переплата по НДС составила 87 766, 75 рублей, по остальным налогам решениями Инспекции было отказано в осуществлении возврата по причине подачи заявления налогоплательщиком по истечении 3-х лет со дня уплаты, Инспекция в нарушение пункта 3 статьи 78 НК РФ надлежащим образом не уведомила Общество о факте излишней уплаты налогов, чем лишила Общество права произвести возврат суммы излишне уплаченных налогов, о факте излишней уплаты налогов Обществу стало известно на основании акта сверки от 19.08.2008г., в связи с чем Общество считает, что отказ Инспекции в осуществлении возврата по причине подачи заявления по истечении 3-х лет необоснован.
Инспекцией представлен отзыв от 27.03.2009г. № 14-750/П-2447 на заявление общества, в котором Инспекция возражает против заявленного требования, считает, что довод Общества является необоснованным, т.к. им пропущен 3-хгодичный срок для проведения зачета (возврата) заявленных сумм, Общество с 01.01.2005г. перешло на упрощенную систему налогообложения, что предусматривает для организаций освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, ЕСН, организации, применяющие УСН не признаются плательщиками НДС, таким образом, с 01.01.2005г. у Общества прекратилась обязанность по уплате НДС и налога на имущество, налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 01.01.2003г., налог с продаж – с 01.01.2002г., целевой сбор – с 01.01.2004г., таким образом, Инспекция считает, что Обществу должно было быть известно о наличии переплаты с 01.01.2005г. (НДС, налог на имущество), с 01.01.2003г. (налог на пользователей автодорог), с 01.01.2002г. (налог с продаж), с 01.01.2004г. (целевой сбор), указанные даты Инспекция считает началом течения срока исковой давности, при этом не обращение Общества с заявлением в Инспекцию не влияет на оценку начала течения срока исковой давности, кроме того, представленный акт сверки сам по себе не свидетельствует о наличии переплаты Обществом сумм налогов в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства и не является единственным доказательством факта возникновения переплаты по налогам, несообщение Инспекцией Обществу информации об имеющейся переплате не свидетельствует о том, что налогоплательщик не знал или не должен был знать о названном обстоятельстве.
Судом установлено.
ООО «ПромБМ ЛЛТ» является юридическим лицом, зарегистрировано в этом качестве администрацией Мирнинского района Республики Саха (Якутия) 15.12.1997г., регистрационный номер 766 ТО-Ю-451, имеет свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, от 29.12.2002г. № 000724493.
Общество 18.08.2008г. обратилось в Инспекцию с письмом (исх. № 03) о выдаче акта сверки по налогам – единый (минимальный) налог по УСН, НДФЛ, НДС, транспортный налог, налог на имущество, налог на пользователей автодорог, налог с продаж, целевой сбор, налог на прибыль (л.д. 22).
Инспекция 19.08.2008г. информационный письмом № 128 направила в адрес Общества акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 19.08.2008г. № 423 за период с 01.01.2008г. по 31.07.2008г. по состоянию на 01.08.2008г. (л.д. 9 – 21).
Из акта сверки следует, что Общество имеет переплату по НДС в размере 180 849, 81 рублей, переплату по пени по данному налогу – 24 089, 30 рублей (л.д. 12), недоимку по НДС (налоговый агент) в размере 45 164 рублей, задолженность по пени – 390, 12 рублей (л.д. 13), недоимку по единому налогу, зачисляемому в бюджет государства в размере 30 320 рублей, задолженность по пени – 328, 97 рублей (л.д. 14), переплату по налогу на имущество в размере 61 рубль и переплату по пени по данному налогу – 1, 76 рублей (л.д. 15), задолженность по транспортному налогу с организаций в размере 18 690 рублей, задолженность по пени – 2 301, 49 рублей (л.д. 16), задолженность по пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет в размере 207, 45 рублей (л.д. 17), переплату по налогу на пользователей автодорог в размере 240, 09 рублей (л.д. 18), переплату по налогу с продаж в размере 3 927 рублей (л.д. 19), переплату по целевому сбору в размере 170 рублей (л.д. 20).
Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями от 26.08.2008г. исх. №№ 04 - 05 о возврате переплаты по НДС в размере 91 097, 81 рублей и пени по данному налогу в размере 24 089, 30 рублей, переплаты по налогу на имущество в размере 61 рубль и пени по данному налогу в размере 1, 76 рублей, переплаты по налогу пользователей автодорог в размере 240, 09 рублей, переплаты по налогу с продаж в размере 3 927 рублей, переплаты по целевому сбору в размере 170 рублей (л.д. 23, 24).
28.08.2008г. Инспекцией направлено Обществу извещение № 3505 о принятом налоговым органом решении о зачете – Инспекцией проведен зачет № 1502 от 28.08.2008г. на сумму 3 331, 06 рублей с КБК 18210301000011000110 НДС на КБК 18210202010061000160 страховые взносы в ПФ (страховая часть) (л.д. 25).
28.08.2008г. и.о. начальника Инспекции приняты решения №№ 402 – 408 об отказе в осуществлении возврата с КБК 18210301000011000110 НДС в размере 87 766, 75 рублей, с КБК 18210301000012000110 пени по НДС в размере 24 089, 30 рублей, с КБК 18210302010021000110 налог на имущество в размере 61 рубль, с КБК 18210602010022000110 пени по налогу на имущество в размере 1, 76 рублей, с КБК 18210904030011000110 налог на пользователей автодорог в размере 240, 09 рублей, с КБК 18210906010021000110 налог с продаж в размере 3 927 рублей, с КБК 18210907030051000110 целевой сбор в размере 170 рублей с указанием причины: заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога (п. 8 ст. 78 НК РФ) (л.д. 26 – 32).
Из представленных Инспекцией выписок из лицевого счета по НДС за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. следует, что Общество по состоянию на 31.12.2006г. имело переплату по налогу в размере 177 518, 75 рублей, по пени по данному налогу переплату в размере 27 420, 36 рублей; за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. Общество имело по состоянию на 31.12.2007г. переплату по налогу и по пени в вышеуказанных размерах; за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. Общество имело по состоянию на 31.12.2008г. переплату по налогу в размере 87 559, 30 рублей, по пени в размере 24 089, 30 рублей; за период с 01.01.2009г. по 18.02.2009г. Общество имело по состоянию на 18.02.2009г. переплату по налогу и по пени в вышеуказанных размерах; по налогу на имущество за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. следует, что Общество имело по состоянию на 31.12.2004г. переплату по налогу в размере 61 рубль, по пени по налогу в размере 1, 76 рублей; по налогу на пользователей автодорог за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. следует, что Общество имело по состоянию на 31.12.2003г. переплату по налогу в размере 240, 09 рублей, недоимку по пени по налогу в размере 74, 23 рублей; за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. по состоянию на 31.12.2004г. Общество имело переплату по налогу и недоимку по пени в вышеуказанных размерах; за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. Общество по состоянию на 31.12.2007г. имело переплату по налогу в вышеуказанном размере; по налогу с продаж за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. Общество имело по состоянию на 31.12.2003г. переплату в размере 3 927 рублей; по целевому сбору за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. по состоянию на 31.12.2003г. Общество имело переплату в размере 179 рублей; за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. по состоянию на 31.12.2004г. Общество имело переплату по налогу в размере 170 рублей.
Материалами дела подтверждается, что причиной отказа в возврате излишне уплаченных налогов и пени всего в размере 116 255, 90 рублей явилось то, что заявление подано Обществом в нарушение пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В силу пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны, в том числе, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок реализации права налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007г.) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В силу пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007г.) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007г.) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке искового производства о возврате излишне уплаченных налогов и пени всего в размере 116 255, 90 рублей.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
При этом вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001г. № 173-О налогоплательщик в случае пропуска срока вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года.
Общество считает, что оно узнало о наличии переплаты по налогам и пени в размере 116 255, 90 рублей на основании акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 19.08.2008г. № 423, в связи с чем отказ в осуществлении возврата по причине подачи заявлений по истечении 3-х лет является неправомерным.
Из материалов дела следует, что Общество применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2005г. с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (Обществом было представлено заявление о переходе на УСН от 19.10.2004г., Инспекцией было направлено Обществу уведомление от 25.10.2004г. № 7553 о возможности применения УСН с 01.01.2005г.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Таким образом, с 01.01.2005г. Общество перешло на упрощенную систему налогообложения, с указанной даты оно освобождается от обязанности по уплате налога на имущество и не признается плательщиком НДС. Суд считает, что с указанной даты Общество должно было знать о наличии переплаты (излишней уплаты) НДС и налога на имущество и с указанной даты начинается течение срока исковой давности (три года).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2002г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации» с 01.01.2003г. отменен налог на пользователей автомобильных дорог, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001г. № 148-ФЗ с 01.01.2002г. отменен налог с продаж, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 07.07.2003г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2004г. отменен целевой сбор.
Таким образом, суд считает, что с 01.01.2003г., с 01.01.2002г. и с 01.01.2004г. Общество должно было знать о наличии переплаты (излишней уплаты) соответственно налога на пользователей автомобильных дорог, налога с продаж и целевого сбора и с указанных дат начинается течение срока исковой давности (три года).
Кроме того, суд считает, что Обществом не представлены доказательства излишней уплаты налогов и пени всего в размере 116 255, 90 рублей.
Акт сверки расчетов сам по себе не свидетельствует о наличии переплаты у Общества сумм налогов в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства.
Доказательства начисления налогов в соответствующей сумме по различным налоговым периодам (копии налоговых деклараций, расчетов и т.д.) Обществом не представлены.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Указанные доказательства Обществом в суд не представлены.
Судом также отклоняется довод Общества о том, что налоговая инспекция в нарушение пункта 3 статьи 78 НК РФ не уведомила Общество о факте излишней уплаты налогов, тем самым лишила последнего права произвести возврат суммы излишне уплаченных налогов и пени.
Положениями статьи 78 НК РФ не предусмотрено, что несообщение налоговой инспекцией налогоплательщику информации об имеющейся переплате является основанием для возврата излишне уплаченной суммы налога без представления документов, доказывающих факт излишней уплаты налога.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Общества о возврате излишне уплаченных налогов в размере 116 255, 90 рублей.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества подлежит взысканию государственная пошлина, по уплате которой определением суда от 12.02.2009г. была предоставлена отсрочка.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ПромБМ ЛЛТ», находящегося по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией Мирнинского района 15.12.1997г. № 766 ТО-Ю-451, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 14 № 000724493 от 29.12.2002г., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 825, 12 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Судья А.Н. Устинова