Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело № А58-8084/09
13 января 2010 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Ленском улусе Республики Саха (Якутия) (орган) к Открытого акционерного общества «Ленанефтегаз» (ответчик ) о взыскании 964.183,65 руб. штрафных санкций, недоимки и пени по страховым взносам, составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
в судебное заседание представители органа и ответчик не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства согласно расписке в получении 30.12.09 органом копии определения суда от 30.11.09 и уведомлениям №88976, №88977 о вручении ответчику 11.01.10 заказных писем с указанной копией определения суда.
Орган обратился с заявлением к Открытому акционерному обществу «Ленанефтегаз» о взыскании 964.183,65 руб. штрафных санкций.
Ответчик отзыв на заявление органа не представил.
Открытое акционерное общество «Ленанефтегаз» является юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве 20.12.99Администрацией Ленского улуса Республики Саха (Якутия) согласно свидетельству о государственной регистрации №07-03-000399/9, присвоен основной государственный регистрационный номер 1031400598877.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ответчика, в том числе по вопросам полноты включения выплат и иных вознаграждений в налоговую базу для исчисления ЕСН и в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006-2007 года.
По результатам проведенной проверки налоговым органом составлен Акт проверки от 26.09.08 №08/11-7.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01 №167-ФЗ, раздела 2 «Соглашения по информационному взаимодействию между МНС России и ПФР» от 02.12.03 №БГ-16-05/189, ПФ РФ №МЗ-08-32/2-С, налоговым органом в адрес Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Ленском улусе Республики Саха (Якутия) направлена выписка из Акта выездной налоговой проверки от 26.09.08 №08-11/7, относящейся к контролю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для принятия решения в соответствии с полномочиями, предоставленным органам Пенсионного фонда РФ.
Органом в ходе проведения проверки установлено представление неполных и недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. По результатам составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 16.03.09 №1.
В ходе выездной налоговой проверки ответчика установлено, что ответчиком в налоговую базу по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не включены выплаты компенсаций, за неиспользованный отпуск, превышающий 28 календарных дней, в размере 1.862.775,69 руб. по 52 физическим лицам за 2006 год, в размере 1.176.606,37 руб. по 37 физическим лицам за 2007 год.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, а также по авторским договорам.
Подпунктом 2 пункта 1 статья 238 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе, с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, а также выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Исходя из положений абзаца 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) в натуральной формах, стимулирующие начисления, надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективным договором.
Согласно пункту 8 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся, в частности, денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков- лиц производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
При этом пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что данные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, компенсация за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, не связанная с увольнением работника и включаемая в состав расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль согласно п.8 ст.255 НК РФ, подлежит налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке.
Ответчиком компенсация за неиспользованный отпуск, превышающий 28 календарных дней, в сумме 1.862.775,69 руб., отнесенная в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль, в нарушение п.1, п.3 ст.236, ст.237, пп.2 п.1 ст.238 НК РФ не включена в налоговую базу по единому социальному налогу.
Таким образом, ответчиком не исчислен единый социальный налог по ставкам, установленным с.241 НК РФ, в размере 519 837 руб., в том числе: в ФБ -204.381 руб., ФСС – 26.327 руб., в ФФОМС – 11.382 руб., в ТФОМС – 16.958 руб., страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии – 228.842 руб., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии – 31.947 руб.
За 2007 год ответчиком компенсация за неиспользованный отпуск, превышающий 28 календарных дней, в сумме 1.176.606,37 руб., отнесенная в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль, в нарушение п.1. п.З ст.236, ст.237. пп.2 п.1 ст.238 НК РФ не включена в налоговую базу по единому социальному налогу.
Таким образом, сумма к доначислению составит 424 207 руб., в том числе: в ФБ -204.021 руб., в ФСС – 26.626 руб., в ФФОМС – 12.760 руб., в ТФОМС – 16.075 руб., страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии –страховая часть -143 903 руб. страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 20 822 руб.
Проверкой также установлено, что за проверяемый период ответчиком заключены срочные трудовые договоры.
Согласно ст.58 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.
Исходя из положений статьей 58, 59 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение граждан для выполнения временных работ длительностью свыше двух месяцев оформляются либо обычным трудовым договором, заключаемым на неопределенный срок, либо в зависимости от характера работ срочным договором с учетом дополнительных оснований для заключения такого договора. В частности, это проведение работ, связанных с сезонным характером производства.
В соответствии с частью 5 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
В соответствии с требованиями статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
В силу абзаца 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в переделах норм установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
В ходе проверки установлено, что ответчик при увольнении выплачивало работникам компенсацию за неиспользованный отпуск. Проверкой заключенных срочных трудовых договоров с работниками установлено, что произведенные выплаты не связаны с увольнением, так как фактически трудовые отношения данных лиц с ответчиком не прекращались ввиду того, что после увольнения с ними вновь были заключены срочные трудовые договоры на тех же условиях - трудовые функции и должность работников не изменялась, Заключение договоров непосредственно после прекращения действия предыдущего трудового договора свидетельствует о заключении трудового договора на неопределенный срок.
Статьей 293 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что перечень сезонных работ, в том числе отдельных их видов, где продолжительность сезона может превышать шесть месяцев, и максимальная продолжительность отдельных сезонных работ устанавливается отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключенными на федеральном уровне.
Таким образом, действия работодателя по заключению контракта на определенный срок являются необоснованными, так как у работодателя не было достаточных оснований, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации для заключения срочного трудового договора.
Согласно ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если срочный трудовой договор заключен при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, то он считается заключенным на неопределенный срок.
Материалами проведенной выездной налоговой проверки установлено, что ответчик за период 2006-2007 годов не включал в налогооблагаемую базу для исчисления ЕСН компенсации за неиспользованный отпуск выплаченных ответчиком работникам, которые фактически не прекращали трудовые отношения с работодателем, поскольку в 2005-2007 годах ответчиком были заключены срочные трудовые договора с теми же работниками и их трудовые функции не изменялись.
Таким образом, при отсутствии оснований для заключения срочного трудового договора ответчиком применена схема уклонения от налогообложения по единому социальному налогу.
В связи с этим, компенсации за неиспользованный отпуск в силу п.8 ст.255 Налогового Кодекса РФ должным быть отнесены к расходам на оплату труда и подлежат налогообложению ЕСН.
За 2006 год ответчиком по заключенным срочным трудовым договорам при увольнении выплачено 607.065 рублей, исчисленный единый социальный налог, подлежащий уплате, занижен в размере 242.826 руб., в том числе: в ФБ - 121 413 руб., в ФСС – 17.605 руб., в ФФОМС – 6.678 руб., в ТФОМС - 12 141 руб., страховые Страховые взносы страховую часть трудовой пенсии – 72.120 руб., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии – 12.869 руб.
Ответчиком по заключенным срочным трудовым договорам при увольнении выплачено в 2007 году 971.945 руб. На основании изложенного, исчисленный единый социальный налог, подлежащий уплате, занижен в размере 388.779 руб., в том числе: ЕСН в ФБ – 194.389 руб., в ФСС – 28.186 руб., в ФФОМС – 10.691 руб., в ТФОМС – 19.439 руб., страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии –115 468 руб., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 20 604 руб.
Таким образом, ответчиком не исчислен единый социальный налог по ставкам, установленным ст.241 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 646 575 руб., в том числе: за 2006 год - 345.778 руб. (страховая часть – 300.962 руб., накопительная часть- 44.816 руб.); за 2007 год – 300.797 руб. (страховая часть – 259.371 руб., накопительная часть – 41.426 руб.
По данным налоговой проверки установлено, что общая сумма облагаемого дохода составила 68965,52 руб.. В соответствии с п.п.1 п.2 ст.22 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ сумма начисленных платежей по страховым взносам на ОПС для лиц ДД.ММ.ГГГГ г.р. и старше - 9655,17 руб.
Акт проверки от 16.03.09 №1 с извещением о рассмотрении материалов проверки 30.03.09 вручен ответчику 16.03.09 под роспись.
Руководитель органа, рассмотрев акт проверки от 16.03.09 №1, принял на основе статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации решение от 10.04.09 №1 о привлечении ответчика за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования)» к ответственности в виде штрафа в размере 64.657,50 руб.
Указанным решением ответчику предложено уплатить штраф в размере 64.657,50 руб.
Органом ответчику направлено по почте требование от 10.04.09 №1 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией - страхователем с предложением уплатить 64.657,50 руб. до 18.05.09. (л.д.20). указанное требование вручено ответчику 16.04.09 (уведомление – л.д. 21).
Доказательства уплаты штрафной санкции ответчик суду не представил.
Проверкой также установлено занижение базы для начисления страховых взносов, не исчислены страховые взносы в сумме 646.575 руб., что отражено в Акте проверки от 20.03.09 №2.
Руководителем органа на основе статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 15.04.09 №2 о привлечении ответчика за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченных страховых взносов в размере 129.315 руб. (л.д.24-25).
Указанным решением ответчику предложено уплатить штраф в размере 129.315 руб.
Органом ответчику направлено по почте требование от 15.04.09 №2 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией - страхователем с предложением уплатить 129.315 руб. до 18.05.09. (л.д.26). Указанное требование вручено ответчику 16.04.09 (уведомление – л.д. 27).
В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 11 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлен срок представления сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету в орган Пенсионного фонда по месту учета один раз год не позднее 1 марта.
Статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрена ответственность в виде наложения санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона «Об основах обязательного социального страхования» Учреждение как страховщик вправе взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе, налагать штрафы.
Суд считает установленным факт нарушения ответчиком требований законодательства о государственном пенсионном страховании, выразившегося в представлении недостоверных сведений; доказанными обстоятельства совершения данного правонарушения (виновность), что подтверждается документами контроля, декларациями по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006, 2007 годы, имеющимися в материалах дела и обладающими признаками допустимых и относимых доказательств, и не отрицается ответчиком.
Расчет суммы санкции проверен судом в заседании, в результате чего установлена правомерность исчисления органом ее размера.
Обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, определяемые согласно статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не установил.
Шестимесячный срок со дня обнаружения правонарушения, предусмотренный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с иском о взыскании штрафной санкции органом не пропущен.
Изложенные выше обстоятельства дела и нормы права дают суду основания считать правильным квалификацию органом правонарушения, совершенного ответчиком, порядок производства органа по делу о правонарушении, применение санкции и ее размер, а заявленное требование о взыскании штрафных санкций обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью.
Согласно заявлению орган просил взыскать с ответчика сумму недоимки и пени по страховым взносам за 2006-2007 годы.
Согласно требованию органа от 15.04.09 №4010, направленному ответчику 16.04.09 орган предложил уплатить задолженность по страховым взносам в размере 646.575 руб. и пени в сумме 123.636,15 руб.
Доказательств исполнения требования органа в части уплаты сумм пени ответчик суду не представил.
У лиц, участвующих в деле, споров по размеру требований не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
В соответствии с пунктами 2,6 статьи 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы по итогам отчетного периода (года) подлежат уплате не позднее 15 апреля.
Следовательно, страховые взносы за 2006, 2007 год подлежали уплате не позднее 15.04.07, 15.04.08 соответственно.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.06.08по делу №А58-3470/08 возбуждено дело о признании Открытого акционерного общества «Ленанефтегаз» несостоятельным (банкротом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Следовательно, неуплаченные обязательные платежи – страховые взносы за 2008 год и авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникшие за первый квартал 2009 года, то есть до принятия судом заявления о признании должника банкротом (01.09.09), текущими платежами, взыскиваемыми в порядке искового производства, не являются и подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.
Согласно пункту 1 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.
При таких обстоятельствах, требование об уплате страховых взносов и пеней, начисленных на задолженность за 2006-2007 годов, не является текущим платежом и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим. Требование об уплате пеней, начисленных на указанную задолженность, также не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотренов деле о банкротстве.
При таких обстоятельствах заявление органа в части взыскания с ответчика 770.211,15 руб. недоимки и пени по страховым взносам подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании вышеизложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования органа в части взыскания штрафной санкции в размере 193.972,50 руб.
В соответствии со статьями 103,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину следует отнести на ответчика.
Руководствуясь абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», статьями 103,110, 148, 167-170,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ленанефтегаз» (Республика Саха (Якутия), Ленский улус, <...>; зарегистрировано 20.12.99Администрацией Ленского улуса Республики Саха (Якутия) согласно свидетельству о государственной регистрации №07-03-000399/9, присвоен основной государственный регистрационный номер 1031400598877) в доход государства с зачислением в Пенсионный фонд Российской Федерации 193.972,25 руб. штрафной санкции и 1.075,88 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Оставить заявление Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе Республики Саха (Якутия) о взыскании с Открытого акционерного общества «Ленанефтегаз» 770.211,15 руб. недоимки и пени по страховым взносам без рассмотрения.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Судья В.В. Столбов