Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-9320/09
город Якутск 12.04.2010
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества старательской артели «Золото Ыныкчана» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Майскому району по Республики Саха (Якутия) о взыскании 90 516,92 руб. процентов,
при ведении протокола судебного заседания в порядке части 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судьей, в отсутствие лиц, участвующих в деле: ООО СА «Золото Ыныкчана» - извещены телеграммой, ИФНС по Усть-Майскому улусу (району) РС(Я) – извещены факсовой связью,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество старательская артель «Золото Ыныкчана», далее заявитель, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 07.10.2009 №06-416 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Майскому району по Республики Саха (Якутия), далее налоговый орган, о взыскании 90 516,92 руб. процентов за несвоевременный возврат из бюджета налога на добавленную стоимость.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на следующее: акт по камеральным проверкам оформлены налоговым органом 18 марта июня 2008 года, решение по акту камеральной проверки ввиду отсутствия нарушений со стороны Общества должно быть вынесено также 18 марта 2008 года, соответственно налоговый орган обязан был возместить налог из бюджета 04 апреля 2008 года, налог из бюджета налоговым органом возмещен частями 23.04.2008, 29.04.2008, 21.05.2009.
Налоговым органом представлен отзыв на заявление от 23.11.2009 без номера, которым налоговый орган просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку возмещение из бюджета произведено своевременно (заключение №60 от 20.05.2008) – по поступлению в налоговый орган Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу №А58-4840/2008, которым изменено решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 в результате чего определена сумма налога к возмещению.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судом установлено следующие обстоятельства.
Обществом 06.12.2007 представлена в налоговый орган декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года с суммой налога к возмещению из бюджета 2 456 647 руб.
Решением о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость от 22.04.2008 №22 налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки возместил Обществу 2 001 710 руб. налога и отказал в возмещении в сумме 454 937 руб.
Налоговым органом 23.04.2008 вынесены решения о зачете № 148, 149, 150, 151, 152, 153 на сумму 935 211,72 руб. (л.д. 16-19).
Заявитель, полагая, что зачет НДС в сумме 935 211,72 руб. произведен налоговым органом несвоевременно, просит суд взыскать проценты, начисленные им за период с 04.04.2008 по 23.04.2008.
Налоговым органом 25.04.2008 вынесено решение о возврате №30 на сумму 1 066 298,28 руб., согласно выписке ОАО АКБ «Росбанк» указанная сумма зачислена на счет Общества 29.04.2008 по платежному поручению УФК по РС(Я) от 25.04.2008.
Заявитель, полагая, что возврат НДС в сумме 1 066 298,28 руб. произведен несвоевременно, просит суд взыскать проценты, начисленные им за период с 04.04.2008 по 29.04.2008.
Не согласившись с решением налогового органа о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость от 22.04.2008 №22 в части отказа в возмещении 454 937 руб. Общество обратилось с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 по делу №А58-4840/08 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу №А58-4840/2008 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 по делу №А58-4840/08 отменено, принято новое решение: решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Майскому улусу Республики Саха (Якутия) от 22.04.2008 №22 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 454 937 руб. признано недействительным.
Налоговым органом 20.05.2009 вынесено решение о возврате №60 на сумму 454 937 руб., согласно выписке Филиала ОАО Банка ВТБ в г.Якутске указанная сумма зачислена на счет Общества 21.05.2009.
Заявитель, полагая, что возврат НДС в сумме 454 937 руб. произведен несвоевременно, просит суд взыскать проценты, начисленные им за период с 04.04.2008 по 21.05.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 30.06.2008) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
В соответствии пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент представления уточненных деклараций, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Согласно пункту 8 указанной статьи поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В соответствии с пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Из анализа статьи 176 Кодекса следует, что проценты на суммы налога, подлежащие возмещению, начисляются только в случае нарушения налоговым органом сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 N 9355/06 по делу N А73-7639/2005-18 указал, что до получения заявления налогоплательщика, в котором содержится явно выраженная им воля на возврат ему сумм налога, у налогового органа нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.
В постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 N 7528/05 по делу N А19-20572/04-43 указано следующее:
По смыслу пункта 4 статьи 176 Кодекса заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате налога на добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, пунктом 4 статьи 176 Кодекса не предусмотрен. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен пункт 3 статьи 176 Кодекса, обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
Таким образом, период просрочки возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям формируется следующим образом.
Если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 Кодекса, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).
Если же заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления).
И в том, и в другом случае период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
Налог на добавленную стоимость в размере 935 211,72 руб. возмещен заявителю налоговым органом путем зачета 23.04.2008 (решения о зачете № 148, 149, 150, 151, 152, 153).
Исходя из положений пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налога на добавленную стоимость по экспортной продукции осуществляется налоговым органом на основании соответствующего заявления налогоплательщика при отсутствии оснований для зачета, который производится налоговым органом самостоятельно.
При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК Российской Федерации, проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату. Возмещение налога произведено в форме зачета, поэтому требование начисления процентов на сумму, которая зачтена в счет уплаты недоимки по другому налогу, не основано на законе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу к выводу об отсутствии оснований для взыскания процентов в порядке п. 4 ст. 176 НК РФ на сумму налога на добавленную стоимость 935 211,72 руб., возмещенного налоговым органом путем зачета.
Декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года с суммой налога к возмещению из бюджета 2 456 647 руб. представлена в налоговый орган 06.12.2007.
Налоговый орган в своем письме от 07.04.2010 №01-45/280 указывает, что заявления возврате налога на добавленную стоимость в размере 1 066 498,28 руб., подлежащего возмещению за ноябрь 2007 года, с указанием расчетного счете и кредитного учреждения поступило в налоговый орган 25.04.2008 (вх.№1555) по телекоммуникационному каналу связи через специализированного оператора связи на территории РС(Я) ООО «Эсотел-РусТелКом» (исх.№06-400 от 23.04.2008). Почтовой связью это же письмо получено 06.05.2008 (вх.№1657).
В этом же письме налоговый орган указывает, что заявления возврате налога на добавленную стоимость в размере 454 937 руб. (исх. 06-353 от 19.05.2009), подлежащего возмещению за ноябрь 2007 года, поступило в налоговый орган 20.05.2009 (вх.№199).
Заявитель, не отрицая факт обращения в налоговый орган с указанными заявлениями о возврате от 23.04.2008 №06-400, от 19.05.2009 №06-353, указывает, что обратился в налоговый орган с первоначальным заявлением о возврате 14.01.2008.
Заявителем, в подтверждение обращения в налоговый орган с заявлением о возврате, в суд представлены следующие документы:
письмо от 14.01.2008 (в письме указана вторая дата 06.12.2007, которая перечеркнута) №06-1515, которым просит произвести налоговый орган возврат по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 456 647 руб. за ноябрь 2007 года;
таблица с описью к налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 год с отметкой почтового отделения связи от 14.01.2008 и квитанцией почтового отделения связи (дата не читается), в которой под номером 37 от руки указано письмо (пояснение) от 06.12.2007 на 1 листе.
Налоговый орган отрицает факт получения письмо заявителя от 14.01.2008 №06-1515.
Само письмо от 14.01.2008 №06-1515 без отметки налогового органа о принятии, а также опись к декларации, в котором от руки дописано наличие указанного письма, не могут доказывать направление заявления о возврате налоговому органу.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что заявителем не доказан факт обращения в налоговый орган с заявление о возврате налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению за ноябрь 2007 года, 14.01.2008. Соответственно датами обращения в налоговый орган с заявлениями о возврате следует считать 25.04.2008, 20.05.2009, то есть, заявления о возврате налога поданы по истечении указанного трехмесячного срока и п ериод просрочки следует исчислять со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления).
25.04.2008 налоговым органом вынесено решение о возврате №30 на сумму 1 066 298,28 руб., согласно выписке ОАО АКБ «Росбанк» указанная сумма зачислена на счет Общества 29.04.2008 по платежному поручению УФК по РС(Я) от 25.04.2008.
20.05.2009 налоговым органом вынесено решение о возврате №60 на сумму 454 937 руб., согласно выписке Филиала ОАО Банка ВТБ в г.Якутске указанная сумма зачислена на счет Общества 21.05.2009.
Таким образом, налоговым органом срок возврата налога не пропущен.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований о взыскании с налогового органа 90 516,92 руб. процентов за несвоевременный возврат из бюджета налога на добавленную стоимость следует отказать.
Заявитель также просил возместить судебные расходы в размере 8 215,51 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом указанного, во взыскании судебных расходов со стороны также следует отказать.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28.10.2009 по настоящему делу Открытому акционерному обществу Старательская артель «Золото Ыныкчана» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 3 215,51 руб. до рассмотрения дела по существу.
С заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 215,51 руб.
Руководствуясь статьями 101, 104, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного Открытым акционерным обществом Старательская артель «Золото Ыныкчана» требования о взыскании процентов отказать.
В удовлетворении требования о взыскании судебных расходов отказать.
Взыскать с Открытому акционерному обществу Старательская артель «Золото Ыныкчана», зарегистрированного в качестве юридического лица 24.12.1998 Администрацией Усть-Майского улуса, основной государственный номер 1021400894470, находящегося по адресу: 678635, Республика Саха (Якутия) Усть-Майский улус, поселок Солнечный, улица Строителей, дом 147, в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 215,51 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Е.Б. Бадлуева