НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 12.01.2021 № А58-7977/20

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

19 января 2021 года

         Дело № А58-7977/2020

Резолютивная часть решения объявлена 12.01.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" (ИНН 1435162270, ОГРН 1051402190619) к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов и взысканию административных штрафов по г. Якутску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Степанян Каринэ Размиковне о признании недействительным постановления от 05.11.2020 № 14042/20/2142437 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера (в рамках исполнительного производства № 774964/20/14042-ИП от 26.10.2020), при участии в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155072, ОГРН 1041402194657), с участием представителей: ГУП – Ноговицына А.И. по доверенности от 12.01.2021 № 01-11/03, судебного пристава-исполнителя Степанян К.Р. по служебному удостоверению, УФССП – Алексеевой О.И. по доверенности от 31.12.2020 № Д-14097/20/101, установил:

государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" – далее ГУП, Предприятие, заявитель обратилось в Арбитражный суд республики Саха (Якутия) с заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов и взысканию административных штрафов по г. Якутску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Степанян Каринэ Размиковне – далее судебный пристав-исполнитель о признании недействительным постановления от 05.11.2020 № 14042/20/2142437 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера (в рамках исполнительного производства № 774964/20/14042-ИП от 26.10.2020).

Определением суда от 13.11.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) – далее УФССП, Управление.

В обоснование заявленных требований ГУП ссылается на то, что об обстоятельствах, препятствующих добровольному исполнению требований исполнительного документа в пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства (на счет ГУП были направлены инкассовые поручения судебным приставом-исполнителем, налоговым органом, налоговым органом были приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика), заявитель уведомил судебного пристава – исполнителя письмом от 27.10.2020 № 896/01-22/168, заявителем предложено о возможности обращения взыскания на недвижимое имущество предприятия, не участвующее в производственном процессе.

Судебный пристав-исполнитель не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 23.11.2020 № 14042/20/2237312 (л.д. 6 – 11).

УФССП отзыв не представлен, представитель Управления в судебном заседании поддержал отзыв судебного пристава-исполнителя.

Представитель заявителя в судебном заседании указал о том, что поддерживает заявленные требования в полном объеме, считает, что вопрос уменьшения размера исполнительского сбора, возможность которого предусмотрена положениями Закона об исполнительном производстве, в данном судебном заседании Предприятие не ставит.            

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

26.10.2020 судебным приставом-исполнителем на основании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) от 20.10.2020 № 11918 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 774964/20/14042-ИП в отношении ГУП РС (Я) «РЦТИ» с предметом исполнения - взыскание сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа, требовании о возврате в бюджет излишне полученных в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5 213 100, 51 рублей с установленным пятидневным сроком для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. В пункте 4 постановления указано о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы.

Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику 26.10.2020.

ГУП письмом от 27.10.2020 № 896/01-22/1689 уведомило судебного пристава – исполнителя об обстоятельствах препятствующих добровольному исполнению требований в срок, а именно указало о том, что на банковский счет ГУП направлены инкассовые поручения УФССП по РС (Я), налогового органа, а также приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, кроме того в указанном письме ГУП предложило рассмотреть возможность обращения взыскания на недвижимое имущество предприятия – здания контор, находящихся в Усть-Майском, Таттинском и Намском улусах и приложило копии правоустанавливающих документов на указанное имущество.

05.11.2020 в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства № 774964/20/14042-ИП от 26.10.2020 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в размере 364 847, 52 рублей.

11.11.2020 судебным приставом - исполнителем вынесены постановления о поручении Таттинскому РОСП УФССП по РС (Я), Усть-Майскому РОСП УФССП по РС (Я) и Намскому РОСП УФССП по РС (Я) проверить ликвидность зданий (техническое состояние, эксплуатируется или нет, есть коммуникации, отобрать объяснение у лиц, пользующихся зданием, на основания чего пользуются), об обращении взыскания на которые указало ГУП в письме от 27.10.2020 № 896/01-22/1689.

Одновременно с вынесением постановлений о поручении судебным приставом-исполнителем в адрес ГУП направлено письмо № 14042/20/2181755 о том, что после получения ответов по исполнению поручения будет принято соответствующее процессуальное решение.

24.11.2020, 30.11.2020 и 09.12.2020 соответственно Усть-Майским РОСП, Таттинским РОСП и Намским РОСП составлены уведомления об исполнении поручения и акт совершения исполнительных действий, в соответствии с которыми соответственно  здание заброшено, дверь закрыта, следов на снегу не имеется, у кого находятся ключи от здания установить не представилось возможным, здание отключено от тепловых сетей и электроэнергии; проверить здание не удалось, т.к. вход на территорию загорожен металлическим забором, калитка закрыта на ключ, признаков работы, хождения не видно, все покрыто снегом; дверь в здании закрыта на замок, здание не используется, никаких следов пребывания людей не видно.      

Предприятие, не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обратилось в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев доводы ГУП, возражения судебного пристава-исполнителя и заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.   

В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Заявление ГУП поступило в суд 12.11.2020, оспариваемое постановление получено им 06.11.2020, срок для подачи настоящего заявления, установленный статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявителем не пропущен.

Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. 

В соответствии со статьей 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1). В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 2). Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено указанным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным Законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).

Таким образом, из содержания изложенных норм права следует, что судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а на должника возложена обязанность по своевременному и полному исполнению требований судебного акта и выданного на его основании исполнительного листа в установленный срок. В случае неисполнения должником данной обязанности наступают предусмотренные законом последствия, в том числе в виде взыскания исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства получено ГУП 26.10.2020, пунктом 2 постановления ГУП установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (по 02.11.2020 включительно).

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что в установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, срок оплата задолженности по налогам и пени Предприятием не произведена.    

Данное обстоятельство достоверно подтверждается содержанием письма Предприятия от 27.10.2020 № 896/01-22/1689.

Довод Предприятия о том, что им в установленный срок было направлено судебному приставу-исполнителю письмо от 27.10.2020 № 896/01-22/168 о невозможности добровольного исполнения требований исполнительного документа в связи с тем, что на счет ГУП были направлены инкассовые поручения судебным приставом-исполнителем, налоговым органом, налоговым органом были приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, заявителем предложено о возможности обращения взыскания на недвижимое имущество предприятия, не участвующее в производственном процессе и данное письмо является основанием для не вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, подлежит отклонению судом.

Указанные Предприятием обстоятельства не являются доказательством того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ). 

Данные доказательства не представлены также в материалы дела в рамках рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде. 

Более того, из представленных судебным приставом-исполнителем копий уведомлений об исполнении поручения и акта совершения исполнительных действий от 24.11.2020, 30.11.2020 и 09.12.2020, составленных соответственно Усть-Майским РОСП, Таттинским РОСП и Намским РОСП следует, что соответственно здание заброшено, дверь закрыта, следов на снегу не имеется, у кого находятся ключи от здания установить не представилось возможным, здание отключено от тепловых сетей и электроэнергии; проверить здание не удалось, т.к. вход на территорию загорожен металлическим забором, калитка закрыта на ключ, признаков работы, хождения не видно, все покрыто снегом; дверь в здании закрыта на замок, здание не используется, никаких следов пребывания людей не видно.     

Как пояснил судебный пристав-исполнитель, с учетом содержания уведомлений и акта взыскание налогов и пени за счет указанного имущества невозможно.     

При таких обстоятельствах, суд считает, что судебным приставом-исполнителем обоснованно было вынесено 05.11.2020 постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве, соответственно законное постановление судебного пристава-исполнителя права и законные интересы заявителя не нарушает.

Указанные заявителем обстоятельства не могут быть признаны как основание для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в порядке части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

Более того, заявитель в судебном заседании указал, что вопрос уменьшения размера исполнительского сбора (не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ), возможность которого предусмотрена положениями Закона об исполнительном производстве, в данном судебном заседании Предприятие не ставит, в связи с чем судом данный вопрос не может быть рассмотрен, какие-либо доказательства, при наличии которых возможно рассмотрение вопроса уменьшения размера исполнительского сбора, заявителем в материалы дела не представлены.   

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Предприятия о признании недействительным оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд   

                                                      Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов и взысканию административных штрафов по г. Якутску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Степанян Каринэ Размиковне о признании недействительным постановления от 05.11.2020 № 14042/20/2142437 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера (в рамках исполнительного производства № 774964/20/14042-ИП от 26.10.2020) отказать.  

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                          А.Н. Устинова