НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 11.10.2016 № А58-6526/15

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Якутск

Дело № А58-6526/2015

18 октября 2016 года

Резолютивная часть объявлена      11.10.2016.

Полный текст изготовлен              18.10.2016.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Собардаховой В.Э.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) к Производственному кооперативу Артель старателей "Пламя" о взыскании пени в размере 39 678 237,66 руб. и встречное требование Кооператива признании задолженности безнадежной ко взысканию

в присутствии представителей налогового органа по доверенности Турянской И.Н., в отсутствие представителя Кооператива,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия), далее - налоговый орган, Инспекция, обратилась в суд с заявлением к Производственному кооперативу Артель старателей "Пламя", далее – Кооператив, о взыскании 230 650 687,46 руб., из них налоги в размере 188 100 917,41 руб., пени в размере 42 549 770,05 руб., заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Кооперативом подано встречное заявление о признании Инспекции утратившей возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания и обязании списать указанную задолженность. Определением суда от 11.09.2015 встречное исковое заявление принято судом.

Определением суда от 25.11.2015 требование о взыскании пени в размере 42 549 770,05 руб. и встречное требование Кооператива о признании налогового органа утратившим возможность взыскания задолженности по пеням в размере 42 549 770,05 руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания и обязании списать указанную задолженность выделено в отдельное производство с присвоением делу № А58-6526/2015.

Налоговый орган неоднократно уточнял размер заявленного требования, уточнением от 04.10.2016 просит взыскать 39 678 237,66 руб., в том числе пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 619 698,41 руб.; пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в размере 18 721 139,34 руб.; пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 19 812 963,68 руб.; пени по транспортному налогу в размере 304 473,22 руб.; пени по налогу на имущество организаций в размере 219 963,01 руб.

Уточнение предмета заявленного требования судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ходатайством без даты и номера Кооператив просит отложить судебное заседание на другую дату в связи с невозможностью представителя Кушкириной М.Е. участвовать в судебном заседании, назначенном на 11.10.2016 в связи с командировкой.

Представитель налогового органа возражает против отложения судебного заседания.

Рассмотрев ходатайство Кооператива, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку явка представителя Кооператива не признана судом обязательной. С даты возбуждения производства по делу № А58-3492/2016 (30.06.2015) и выделения требования в отдельное производство (25.11.2015) у Кооператива было достаточно времени для представления письменных возражений в случае невозможности участия в судебном заседании лично. При этом Кооперативом представлены в суд встречное исковое заявление, и уточнение требования.

В судебном заседании представитель налогового органа требование поддержала, просит взыскать задолженность в полном объеме, восстановив срок на обращение в суд с заявлением о взыскании по неисполненному в добровольном порядке требованию № 311653 об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком добровольного исполнения до 04.06.2015.

Судом установлено.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016, с Кооператива в доход государства с зачислением в соответствующий бюджет взысканы налоги в общей сумме 188 100 917,41 руб., из них: налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 3 941 742,0 руб.; налога на прибыль в бюджет субъекта в размере 71 168 991,0 руб.; налог на добычу полезных ископаемых в размере 109 662 829,59 руб.; транспортный налог в размере 1 489 654,82 руб.; налог на имущество организаций в размере 1 837 700,0 руб. и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 000,0 руб. В удовлетворении встречных требований Кооператива полностью отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2015 по делу № А58-3492/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по тому же делу отменены в части удовлетворения требований Инспекции о взыскании с Кооператива налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 208 036 рублей, налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 1 051 187 рублей, налога на добычу полезных ископаемых в сумме 29 509 рублей, транспортного налога в сумме 274 727 рублей 63 копейки, налога на имущество организаций в сумме 678 068 рублей, а также взыскания с производственного кооператива Артель старателей "Пламя" в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2 383 рублей 32 копеек; отказа в удовлетворении встречных требований Кооператива на общую сумму 2 241 527 рублей 63 копейки и обязании списать указанную задолженность. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2015 года по делу N А58-3492/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 года по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.08.2016 с Кооператива в доход государства с зачислением в соответствующий бюджет взыскано 2 066 069,63 руб., из них: налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 208 036,0 руб.; налога на прибыль в бюджет субъекта в размере 1 051 187,0 руб.; налог на добычу полезных ископаемых в размере 29 509,0 руб.; транспортный налог в размере 274 727,63 руб.; налог на имущество организаций в размере 502 610,0 руб. и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 195,03 руб. В удовлетворении встречных требований Кооператива полностью отказано.

На взысканную по вышеуказанным решениям суда задолженность по налогам налоговым органом начислены пени, в том числе: по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 619 698,41 руб. за период с 29.03.2012 по 30.04.2015 (л.д.108); по налогу на прибыль в бюджет субъекта в размере 18 721 139,34 руб. за период 29.10.2010 по 30.04.2015 (л.д.107); по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 19 812 963,68 руб. за период с 26.10.2010 по 30.04.2015 (л.д.103-104); по транспортному налогу в размере 304 473,22 руб. за период с 03.04.2012 по 30.04.2015 (л.д.105); по налогу на имущество организаций в размере 219 963,01 руб. за период с 01.05.2013 по 30.04.2015 (расчет к уточнению от 04.10.2016).

Требованием № 311653 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.05.2015 Кооперативу предложено уплатить 42 549 770,05 руб. пени со сроком добровольного исполнения до 04.06.2015. Требование вручено 22.05.2015 под роспись.

Поскольку требование налогового органа Кооперативом в добровольном порядке не исполнено в полном объеме, 25.06.2015 налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации  в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика налоговым органом не принималось и не направлялось.

В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В связи с выставлением требования с нарушением срока правового смысла в принятии указанного решения не имеется.

При таких обстоятельствах налоговый орган на основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Налоговый орган ходатайствует о восстановлении пропущенного срока.

В ходе служебного расследования комиссией Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) при сверке данных реестра платежных поручений в базе данных СЭОД с файлами, поступившими из органа федерального казначейства, выявлены факты занесения в ручном режиме реквизитов платежных поручений в базе данных СЭОД. Немировская Т.Н. работала в инспекции и являлась начальником отдела учета, отчетности и анализа с 13.02.2006 по 15.04.2011, начальником отдела анализа, отчетности и урегулирования задолженности с 16.04.2011 по 09.01.2012, начальником аналитического отдела с 10.01.2012. В период с 01.01.2011 по 20.02.2015 Немировской Т.Н. посредством программного комплекса СЭОД в карточки расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) вносились заведомо ложные сведения об уплате налогов, суммах излишне уплаченных налогов и пени следующими способами: 1) через режим "Ввод нового документа" в базу данных СЭОД вносились записи о документах разных видов ("платежные документы", "сальдо входящее", "реестр платежных документов", "решение о зачете внутри одного налога или из НДС - 0 в НДС-недоимку", "служебная записка", "расчет налога уточненный", "программный расчет") в отсутствие документов; 2) через режим "Новый документ" в ветке "Реестры ПД" дополнительно вносились в сводный реестр поступлений УФК записи о платежных документах в отсутствие таких документов; 3) через ветку "Технологические операции/операции с лицевыми счетами" через режим "Сторнировать текущую запись" вносилась проводка "сторно" начисленных налогоплательщиком сумм налога по декларации в отсутствие оснований.

Результаты служебной проверки оформлены актом от 08.04.2015, в ходе проверки установлено, что в программном комплексе СЭОД платежные поручения об уплате налога отражались на основании поступивших в электронном виде реестров платежей из Управления федерального казначейства, который редактировался Немировской Т.А. путем включения фиктивных платежей. При отражении указанных данных (платежных поручений) в системе у налогового органа сомнений в подлинности записей не возникало.

Налоговым органом представлен расчет задолженности применительно к налоговым периодам и датам ее возникновения, из которого возможно установить ход внесения фиктивных документов и их влияние на исполнение обязанности по уплате налогов.

В свою очередь Кооперативом начисленные суммы налогов в полном объеме не перечислялись, а кроме того, подавались заявления о зачете или возврате переплат на расчетный счет, без разногласий подписывались акты сверок, подтверждающие переплату по налогам, в отсутствие такой переплаты.

Из представленных карточек счета 68 судами установлено, что по дебету счета с отражением сумм, фактически перечисленных в бюджет, включены суммы в отсутствие первичных учетных документов - платежных поручений. При этом суммы и даты операций соответствуют недостоверным сведениям, внесенным в КРСБ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что налоговый орган объективно не мог своевременно выявить недоимку, а действия Кооператива нельзя признать добросовестными.

О наличии обстоятельств, свидетельствующих о неуплате налога, налоговый орган узнал в апреле 2015 года, в мае 2015 года налоговым органом выставлено требование об уплате налога № 311653 с включением сумм налогов и пени, по которым установлено, что уплата произведена на основании не соответствующим действительности записям в КЛС налогоплательщика, иные платежи в указанное требование не включались. В июне 2015 года налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев ходатайство налогового органа и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приведенные налоговым органом доводы, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска процессуального срока и его восстановлении.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода).

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункт 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

В соответствии со статьей 383 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

Статьей 3.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.03 №48-3 №97-III «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» на территории Республики Саха (Якутия) налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество организаций по итогам отчетного периода не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, уплата налога на имущество организаций по итогам налогового периода производится не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 3, 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.03 №48-3 №97-III «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» на территории Республики Саха (Якутия) уплата авансовых платежей производится по итогам отчетного периода не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода; уплата налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 апреля года, следующего за годом истекшего налогового периода.

Согласно статье 341 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц.

В силу статьи 344 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пенями.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса. Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

При этом исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем после истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения такой обязанности и не подлежат начислению. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.01.2009 N 10707/08.

Кооперативом допущены случаи неполной и несвоевременной уплаты налогов. Так согласно представленным налоговым органом расчетам пени:

пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 619 698,41 руб. начислены на сумму недоимки за 2011 год, 9 месяцев 2012 года, 2012 год и 2013 год за период с 29.03.2012 по 30.04.2015 (л.д.108);

пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в размере 18 721 139,34 руб. начислены на сумму недоимки за 9 месяцев 2010 года, 2010 год, 1 квартал 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 9 месяцев 2012 года, 2012 год и 2013 год за период 29.10.2010 по 30.04.2015 (л.д.107);

пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 19 812 963,68 руб. начислены на сумму недоимки за сентябрь, октябрь 2010 года, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2011 года, июнь, июль, август, сентябрь 2012 года, май, июнь, июль, августа, сентябрь, октябрь 2013 года, июнь, июль, август, сентябрь 2014 года за период с 26.10.2010 по 30.04.2015 (л.д.103-104);

пени по транспортному налогу в размере 304 473,22 руб. начислены на сумму недоимки за 2011 год, 2012 год, авансовые платежи и налог за 2013 год за период с 03.04.2012 по 30.04.2015 (л.д.105);

пени по налогу на имущество организаций в размере 219 963,01 руб. начислены на сумму недоимки за 1 квартал 2013 года в размере 1 459,0 руб., полугодие 2013 года, 2013 год, 1 квартал 2014 года в размере 545 451,0 руб. за период с 01.05.2013 по 30.04.2015 (расчет к уточнению от 04.10.2016).

Недоимка по вышеуказанным периодам взыскана решениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2015 и 04.08.2016 по делу № А58-3492/2015.

Поскольку налоговым органом приняты меры по взысканию недоимки, неисполнение обязанности по уплате налога в срок подлежит обеспечению пенями.

Проверив расчеты пени, суд находит их правильными и соответствующими нормам статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Доказательства уплаты пени (платежные документы) Кооперативом не представлены.

При таких обстоятельствах требование налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

Кооперативом заявлено встречное требование о признании Инспекции утратившей возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания и обязании списать указанную задолженность. В обоснование встречного иска Кооператив ссылается на пропуск налоговым органом сроков взыскания пени и непринятие налоговым органом своевременных мер по принудительному взысканию задолженности, предусмотренных статьями 45-47 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Кооператива, пропуск срока на обращение в суд с заявлением о взыскании влечет прекращение обязанности по уплате пени.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения, согласно которым при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление налогоплательщика подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из взаимосвязанного толкования норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с Кооператива задолженности по пеням. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока судом удовлетворено.

Поскольку требование налогового органа удовлетворено, задолженность по пеням не может быть признана безнадежной ко взысканию.

В соответствии со статьями 103, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) удовлетворить. Восстановить пропущенный процессуальный срок.

Взыскать с Производственного кооператива Артель старателей "Пламя" (678962, Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, улица Новостроевская, дом 9, зарегистрированного в качестве юридического лица 29.10.2002, ИНН 1434017802, ОГРН 1021401006571) в доход государства с зачислением в соответствующий бюджет 39 678 237,66руб., из них: пени налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 619 698,41 руб.; пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в размере 18 721 139,34 руб.; пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 19 812 963,68 руб.; пени по транспортному налогу в размере 304 473,22 руб.; пени по налогу на имущество организаций в размере 219 963,01 руб. и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 000,0 руб.

В удовлетворении встречных требований Производственного кооператива Артель старателей "Пламя" полностью отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                              В. Собардахова