НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 11.07.2019 № А58-2677/19

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

11 июля 2019 года

Дело № А58-2677/2019

Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2019

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2019

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шамаевой Т. С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривогорницыной Т. А., рассмотрев дело по исковому заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035723, ОГРН 1021401070349) к Публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) о взыскании 11 257 345 рублей,

с участием представителя истца по доверенности Парникова К. Д., представителя ответчика по доверенности Пилипюк А. Н.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" о возмещении ущерба, причиненного лесным пожаром, в размере 11 257 345 руб., в том числе:

за уничтоженные лесные насаждения в размере 9 355 500 руб.,

стоимость лесовосстановительных работ 1 202 490 руб.,

стоимость работ по очистке территории 47 706 руб.,

расходы по тушению пожара 651 649,38 руб.

В связи с явкой в судебное заседание представителя истца ходатайство истца от 05.07.2019 №04/113 о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя судом не рассматривается.

Представитель истца поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

03.07.2018 в 15 часов 30 минут в лесотаксационных кварталах № 7 (выделы 14, 17, 18, 19, 20), № 15 (выделы 4, 5, 6) Чаринского участкового лесничества Олекминского лесничества обнаружен лесной пожар. Регистрационный номер пожара «11НСС». Общая площадь пожара 180 гектаров земель лесного фонда. Тушение пожара осуществлялось силами ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», привлеченных физических лиц, организаций. Тушение пожара начато 03.07.2018 в 17 час. 40 мин., завершено 08.07.2018 в 18 час. 00 мин.

Постановлением №23/30 от 29.12.2018 по делу об административном правонарушении, вынесенным главным государственным инспектором Олекминского района по пожарному надзору Никитиным П. В., начальник станций Олекминского энергорайона Западных электрических сетей ПАО «Якутскэнерго» Кондратюк И. А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человек), назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д.27-29, л.д.1). Постановление вступило в законную силу, штраф оплачен согласно чеку-ордеру от 18.02.2019 (л.д.30, т.1).

Постановлением №23/30 от 29.12.2018 установлено, что на юго-восточной кромке лесного пожара на линии ЛЭП обнаружены 2 упавшие опоры линии электропередач, под номерами 131, 132, 10 кВ 2002. Упавшие опоры деревянные, основание которых превратились в труху (гниль). Упавшие опоры длиной 9 м., на которых закреплены 3 алюминиевые электропроводы без изоляции, серого цвета. Данные опоры упали на деревья и электропроводы зацепились на ветвях деревьев. На месте соприкосновения электропроводов и ветвей имеются термические воздействия (обугливание, копоть), основание опор термическим воздействием не повреждены. Согласно приказу ПАО «Якутскэнерго» Западные электрические сети от 17.04.2018 №362 о/д на ПС №54 Заречный-35/10 кВ за электрооборудование, сети освещения и электроснабжение ответственным является начальник группы подстанций Кондратюк И. А. Согласно акту №54 расследования причин аварии, произошедшей 03.07.2018, следует, что 03.07.2018 в 14 час. 19 мин. поступило сообщение с сетевого участка п. Заречный об отсутствии напряжения на головной ТП №2 10/0,4. В 15 час. 13 мин. бригадой Заречного сообщено об открытом огне в районе Л-5-3 Заречный 10 кВ и падении опор №131, 132. Причиной возникновения аварии явилось замыкание проводов в результате падения опор при воздействии ветровых нагрузок. Из собранных материалов проверки следует, что причиной возникновения лесного пожара №11НСС явился аварийный режим работы электрооборудования в результате падения опор №131, 132 на лесной массив при воздействии ветровых нагрузок.

Согласно справке от 12.03.2019 №123 ГКУ Республики Саха (Якутия) «Олекминское лесничество» общий ущерб, причиненный лесному фонду в результате лесного пожара №11 НСС, составляет 10 605 696 руб., в том числе, ущерб, причиненный лесным насаждениям – 9 355 500 руб., стоимость восстановительных работ – 1 202 490 руб., стоимость работ по очистке территории пожара – 47 706 руб. (л.д.31-33, т.1).

Затраты ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», непосредственно связанные с тушением лесного пожара, составляют 651 649,38 руб.

Полагая, что указанный пожар возник по вине ответчика, как собственника источника повышенной опасности (электрических сетей) и как вред юридического лица, причиненного его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик иск не признает, в отзыве на исковое заявление с расчетом ущерба не согласен, полагает, истцу подлежит предоставление субвенция из федерального бюджета на осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (л.д.136-138, т.2).

В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя названными элементами, вину причинителя вреда.

Как установлено материалами делами и подтверждено представленными доказательствами, ущерб причинен пожаром, возникшим по вине Олекминской РЭС Западные электрические сети ПАО «Якутскэнерго», следовательно, причиненный ущерб подлежит возмещению ПАО «Якутскэнерго».

Согласно ст.1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В соответствии с пунктами 21-24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 (далее - Правила №160) установлена обязанность ответчика надлежаще содержать охранные зоны принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту а) Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам №160) охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: для линий напряжением 110 киловольт - 20 метров.

Судом установлено, что ответчик не обеспечил надлежащее содержание охранной зоны эксплуатируемой им объектов электросетевого хозяйства, как того требуют Правила №160 объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, что в итоге привело к возникновению пожара в результате замыкания электропроводов в результате падения опор линии электропередач под номерами 131, 132 при воздействии ветровых нагрузок

На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности несоблюдения ответчиком требований, установленных Правилами №160, в связи с чем истцу был причинен вред.

Таким образом, факт причинения убытков по вине ответчика подтверждены материалами дела.

Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 №273 (далее – Методика №273) установлены правила определения размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Пунктом 3 Методики №273 установлено, что при причинении вреда лесам вследствие лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включается расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

Статья 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушение лесного пожара, это обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию лесного пожара, ликвидацию лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.

ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства, являющегося органом государственной власти Республики Саха (Якутия), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 №АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относится расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на горюче-смазочные материалы), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы.

Кроме того, прямые затраты включают в себя стоимость материалов, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов.

По смыслу ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель выплачивает заработную плату как вознаграждение за труд, который совершает работник в процессе своей трудовой деятельности. При этом работодатель, выплачивая заработную плату (расходы), приобретает результаты труда своего работника (доходы). Таким образом, работодатель нес расходы на оплату труда работников, осуществлявших устранение последствий пожара, которые в тот период не исполняли своей основной трудовой функции, определенной в соответствии с уставными целями организации. В данном случае взыскиваемая сумма заработной платы выступает эквивалентом стоимости результата труда.

Размер убытков (расходов) по тушению лесного пожара (вред лесам) в сумме 651 649,38 руб. состоит из следующих расходов:

- расходы по оплате труда работников наземной охраны лесов ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» в количестве 8 человек, составляют 167 809,40 руб. (отражены в справке ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «11НСС» в строке 1.1 «Оплата труда»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: табелем учета рабочего времени, расчетной ведомостью заработной платы и начислений на заработную плату работников СНОЛ, приказом №109 от 29.05.2018;

- расходы на налоги и обязательные платежи, начисляемые на оплату труда работников службы наземной охраны лесов ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» в количестве 8 человек, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 51 853,09 руб. (отражены в справке ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «11НСС» в строке 1.2 «Начисление оплату труда»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: табелем учета рабочего времени, расчетной ведомостью заработной платы и начислений на заработную плату работников СНОЛ, приказом № 109 от 29.05.2018;

- расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» на транспортные расходы, ГСМ, использованные на тушении лесного пожара, составляют 100 920,31 руб. (отражены в справке ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «11НСС» в строке 2.3 «Транспортные услуги»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: реестром автотранспортных средств, счетом от 09.07.2018 №1, справками от 09.07.2018 №5, 1, договорами от 03.07.2018 №14-ТР-1, от 03.07.2018 №14-ТР-2, от 03.07.2018 №24-18осу, калькуляциями стоимости машино-часа автомобилей (без топлива, с топливом), путевыми листами от 03.07.2018, 04.07.2018, 05.07.2018, 03.07.2018-08.07.2018, 04.07.2018-08.07.2018, актом сдачи-приемки работ от 08.07.2018 №58, квитанциями и чеками от 03.07.2018, 04.07.2018, 05.07.2018, 06.07.2018, 08.07.2018, авансовым отчетом от 11.07.2018, актами выдачи ГСМ от 03.07.2018 №1, 2, 3, от 04.07.2018 №3, 4, 5, 6, от 05.07.2018 №7, 8, от 06.07.2018 №9,

- расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» на продукты питания для работников, принимавших участие на тушении лесного пожара, составляют 7 962,72 руб. (отражены в справке ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «11НСС» в строке 4.5 «Продукты питания»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: актом о списании материальных запасов от 30.08.2018, ведомостью на выдачу продуктов питания от 10.07.2018, авансовым отчетом от 30.08.2018; товарным чеком от 07.07.2018, чеками от 03.07.2018, 06.07.2018, 07.07.2018, счетом от 11.09.2018;

- расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по оплате услуг привлеченной организации ГБУ РС (Я) «Государственная противопожарная служба РС (Я)» к тушению лесного пожара составляют 187 196 руб. (отражены в справке ГАУ PC (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «11НСС» в строке 6.1 «Услуги сторонних организаций, привлеченных к тушению лесного пожара»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: счетами от 11.09.2018, счетами-фактурами от 11.09.2018, актами от 11.09.2018, актом от 13.07.2018 №1, договором от 01.01.2018;

- расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по оплате услуг привлеченных лиц к тушению лесного пожара в количестве 28 человек составляют 136 177,86 руб. (отражены в справке ГАУ PC (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушению лесного пожара «11НСС» в строке 6.2 «Услуги физических лиц, привлеченных к тушению лесного пожара»). Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: табелем учета рабочего времени, расчетными ведомостями оплаты услуг привлеченных лиц, приказом № 109 от 29.05.2018, договорами выполнения работ по тушению лесных пожаров в период пожароопасного сезона в лесном фонду РС (Я), актами выполненных работ по тушению лесного пожара.

Предметом исковых требований выступает взыскание с виновного лица вреда лесам, причиненного вследствие лесного пожара, в состав которого также входят затраты по тушению лесного пожара (статьи 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 1064, 1082, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 31, 33, 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»).

Таким образом, расходы, непосредственно связанные с тушением лесного пожара включаются в состав вреда и подлежат взысканию с виновных лиц.

Поскольку доказательства добровольной оплаты стоимости убытков, равно как и расходов по устранению ответчиком пожара не представлено, суд считает иск обоснованным, правомерным и подлежащим удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что выставление затрат по оплате труда штатных работников ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» является неправомерным, не может быть принят судом во внимание, поскольку истец взыскивает эти расходы как вред лесам вследствие нарушения лесного законодательства, а не как лицо имеющее право требовать исполнения каких-либо договорных обязательств, при этом во время тушения лесного пожара работники свою заработную плату по штатному расписанию, начисляемую в обычном режиме рабочего времени, они не получают.

Вступившим в законную силу постановлением от 29.12.2018 №23/30 по делу об административном правонарушении установлены обстоятельства возникновения пожара, установлена его причина - аварийный режим работы электрооборудования в результате падения опор №131, 132 на лесной массив при воздействии ветровых нагрузок, в связи с чем возражения ответчика об отсутствии доказательств о достоверности установления причины возникновения пожара судом отклонены как не соответствующие материалам дела.

В п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет понести.

Таким образом, необязательно понести расходы фактически по оплате работникам тушения лесного пожара, достаточно документов, подтверждающих о размере расходов, тогда как истцом такие доказательства представлены по каждому виду расходов.

Доводы ответчика о том, что федеральным бюджетом предусмотрена субвенция на проведение мероприятий по тушению пожара, судом отклонены, поскольку ответчик как лицо, владеющее источником повышенной опасности, обязан возместить вред, причиненный окружающей среде.

На основании изложенного требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истец в силу ст.105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно ч.3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035723, ОГРН 1021401070349) 11 257 345 руб.

Взыскать с Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) в доход федерального бюджета 79 287 руб. государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru

Судья

Т. С. Шамаева