НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 10.09.2019 № А58-6117/19


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

25 сентября 2019 года

         Дело № А58-6117/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2019.

Мотивированное решение изготовлено 25.09.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Наслежной администрации муниципального образования "Октемский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) ( ИНН 1431009313, ОГРН 1061431000850) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании недействительными представления и приказа в части, обязании произвести возврат денежных средств, с участием представителей: Администрации – Теплых Р.П. по доверенности от 10.06.2019 № 1, Минфина – Пермяковой И.В. по доверенности от 05.06.2019 № 17/16-1-33-5/1041 (до перерыва), установил:

Наслежная администрация муниципального образования "Октемский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)Администрация, заявитель обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) – далее Минфин о признании недействительными пункта 3 представления от 12.04.2019 № 17/16-1-19/597 и пунктов 1 и 2 приказа от 16.04.2019 № 01-04/0530 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)». 

В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на то, что средства субсидии использованы в соответствии с целями, указанными в соглашениях; средства субсидии, направленной на оплату работ по объекту «Строительство летней эстрады», использованы в соответствии с решением общественности села Чапаево, которая определила построить указанный объект на территории Октемского лицея, находящегося на территории села Чапаево, хотя земельный участок не принадлежит муниципальному образованию «Октемский наслег»; средства субсидии, использованные на установку уличного светильника по объекту «Благоустройство дворовых территорий», нельзя признать использованными не в соответствии с целями, указанными в Соглашении, т.к. светильник в конечном итоге установлен, но по иному адресу; средства субсидии, направленной на ограждение индивидуальных жилых домов малоимущих граждан, использованы в соответствии с определенными целями, между тем, Администрацией были заключены дополнительные соглашения об установлении более позднего срока для изготовления изгороди гражданам к соглашениям о предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт ограждений, срок строительства гражданами изгороди, установленный до 01.08.2019, на дату проверки не истек; нецелевого использования средств, направленных на ремонт зрительного зала здания Центра культуры «Баргарыы» и обустройство мест захоронения, Администрацией не допущено, т.к. Минфином указанный вывод сделан только на основании визуального осмотра и невозможно на основании только такого осмотра сделать вывод о том, что средства оплачены за невыполненные работы, по мнению заявителя, в данном случае имеется факт неэффективного использования средств.                           

Минфин не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве на заявление от 11.07.2019 № 16-1-33/22-1248 (том 3, л.д. 1 – 7), дополнении к отзыву от 12.08.2019 № 16-1-33/22-1435 (том 4, л.д. 1 – 9).

Судом установлены обстоятельства дела.

На основании приказа от 10.01.2019 № 01-04/0007 Минфином с 14.01.2019 по 11.02.2019 проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджетов муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия), муниципальных образований Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период 2017 - 2018 годы.

По результатам проверки Наслежной администрации муниципального образования "Октемский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)составлен акт выездной проверки от 11.02.2019, из содержания которого следует, что Администрацией допущено нецелевое использование:

- средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, на сумму 477 488, 96 рублей, а именно произведена оплата работ по объекту «Строительство летней эстрады» на земельном участке, не принадлежащем МО «Октемский наслег»;

- средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, на сумму 10 750 рублей, а именно произведена оплата за установку уличного светильника по ул. Советской по объекту «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов», что не было предусмотрено Соглашением;

- средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, на сумму 234 283, 90 рублей, а именно не произведено ограждение по 16 жилым домам малоимущих граждан, которым была оказана материальная помощь в виде предоставления профилированных листов и досок на ремонт ограждений;

- средств субсидии на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на сумму 55 113 рублей, выраженное в виде оплаты фактически невыполненных работ, принятых актом о приемке выполненных работ КС-2 от 08.11.2018, по обустройству мест захоронения в село Чапаево;

- средств субсидии на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на сумму 377 366 рублей, выраженное в виде оплаты фактически невыполненных работ, принятых актом о приемке выполненных работ КС-2 от 25.12.2018, по ремонту зрительного зала здания МУ ЦК «Баргарыы» им. А.С. Даниловой с оборудованием технических помещений. 

Акт вручен главе Администрации ФИО3 11.02.2019.

12.04.2019 Минфином вынесено представление № 17/16-1-19/597, в соответствии с  которым Минфин предложил, в том числе бесспорно взысканные за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет МО «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), суммы нецелевого использования средств субсидий в сумме 1 155 001, 86 рублей отразить как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе субсидии на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, - 432 479 рублей, субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов – 722 522, 86 рублей.     

16.04.2019 Минфином вынесен приказ № 01-04/0530 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)», в соответствии с которым Минфин приказал исполнить бюджетную меру принуждения в отношении муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), применяемую в связи с выявлением фактов нецелевого использования межбюджетных трансфертов, путем бесспорного взыскания средств за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), в сумме 1 155 001, 86 рублей и взысканные с муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) суммы в размере 1 155 001, 86 рублей зачислить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по следующим кодам бюджетной классификайции: 092 218 60010 02 0000 150 – 432 479 рублей, 132 218 60010 02 6257 150 – 722 522, 86 рублей. 

Администрация, не согласившись с представлением и приказом Минфина в части, указанной выше, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, доводы Администрации и возражения Минфина, выслушав представителей Администрации и Минфина, приходит к следующим выводам.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим распоряжением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111 -V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями Министерства финансов Республики Саха (Якутия) являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении данных полномочий Министерством финансов Республики Саха Якутия): проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения оприменении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения.

Аналогичная норма содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 № 315 Министерство финансов РС (Я) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с частью 2 статьи 269.2, частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 24 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)», пунктом 69 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557, пунктом 9 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов РС (Я) от 07.07.2014 № 01-04/0499-Н, заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) выдает представление и (или) предписание, содержащее обязательные для исполнения в указанный срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:

1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 № 984 «О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)» заместителем министра Республики Саха (Якутия) назначена ФИО4, которой выдано оспариваемое предписание.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано в пределах компетенции Минфина.    

В соответствии с частью 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются бюджетные меры принуждения, в том числе бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 4 вышеуказанной статьи БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 306.3 БК РФ финансовые органы принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов Российской Федерации или муниципальных образований), копии соответствующих решений - органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

В соответствии с частью 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Приказом Минфина РС (Я) от 02.06.2014 № 01-04/0365-Н утвержден Порядок исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) решения о применении бюджетных мер принуждения по уведомлениям органов государственного финансового контроля.

С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен в пределах компетенции Минфина.    

По эпизоду нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) - средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, в размере 477 488, 96 рублей (оплата работ по объекту «Строительство летней эстрады» на земельном участке, не принадлежащем МО «Октемский наслег»):

Проверкой Минфина использования средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, установлено, что в нарушение статей 17, 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9 Бюджетного кодекса РФ Администрацией произведены работы по объекту «Строительство летней эстрады» на сумму 477 488, 96рублей на земельном участке, не принадлежащем МО «Октемский наслег», тем самым в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ допущено нецелевое использование средств в вышеуказанном размере.  

Муниципальный контракт № 0116300034517000008-0212525-01 от 15.11.2017 заключен с ООО «СВ-Строй» на выполнение работ по строительству летней эстрады по ул. Школьная с. Октемцы на сумму 477 488, 96 рублей, срок выполнения работ – 30.11.2017.

Выполненные работы приняты Администрацией без замечаний и разногласий всего на сумму 477 488, 96 рублей по следующим документам: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) № 2 от 30.11.2017 на сумму 143 246, 51 рублей, акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) № 1 от 18.12.2017 на сумму 334 242, 45 рублей. За выполненные работы Администрацией перечислено ООО «СВ-Строй» 477 488, 96 рублей, из них: платежным поручением № 2014 от 28.12.2017 - 143 246, 51 рублей, платежным поручением № 91 от 12.02.2018 - 230 000 рублей, платежным поручением № 1316 от 24.12.2018 - 104 242, 45 рублей.

Из материалов дела следует, что строительство объекта «Строительство летней эстрады» произведено на земельном участке с кадастровым номером 14:32:140102:0004, расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, <...>, который находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у муниципального бюджетного нетипичного образовательного учреждения «Октемский научно-образовательный центр». Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Уставу муниципальное бюджетное нетипичное образовательное учреждение «Октемский научно-образовательный центр» является собственностью муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия).

Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов утвержден постановлением Правительства PC (Я) от 03.02.2016 № 23 «Обутверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов».

Целью предоставления субсидий является софинансирование работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов.

Постановлением Правительства PC (Я) от 28.04.2017 № 140 «Об утверждении распределения в 2017 году субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов» утверждено распределение субсидии по муниципальным образованиям, из них МО «Октемский наслег» 4 500 000 рублей.

Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и МО «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) заключено Соглашение от 24.05.2017 № 102 о предоставлении субсидии на софинансирование работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территории населенных пунктов в размере 4 500 000 рублей.

Приложением № 1 к Соглашению от 24.05.2017 № 102 утвержден следующий перечень мероприятий на сумму 4 650 468 рублей, в том числе строительство летней эстрады по ул. Школьная с. Чапаево - 1 ед. на сумму 502 207 рублей.

Дополнительным соглашением № 162/1 от 20.12.2017 внесено изменение в п. 1.1. Соглашения от 24.05.2017 г. № 102 и указанный пункт принят в следующей редакции:

«Предметом настоящего Соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету МО «Октемский наслег» субсидии на софинансирование работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, в соответствии с пунктом 2.1. настоящего Соглашения в сумме 4 500 000 рублей, в том числе: 2017 год - 3 390 986, 14 рублей; 2018 год - 1 109 013, 86 рублей.

Минфин считает, что в связи с тем, что соответствии с постановлением Правительства PC (Я) от 03.02.2016 № 23 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов» средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделяются на благоустройство наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования населенного пункта и объект «Летняя эстрада» построен на земельном участке, не принадлежащем МО «Октемский наслег», который находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у муниципального бюджетного нетипичного образовательного учреждения «Октемский научно-образовательный центр», тем самым Администрацией допущено нецелевое использование средств субсидии.  

Суд считает, что учетом положений статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусмотрено, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии, в том числе со следующими требованиями:в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что средства субсидии в размере 477 488, 96 рублей использованы Администрацией на благоустройство наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования населенного пункта в соответствии с положениями Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 03.02.2016 № 23.

Кроме того, суд учитывает также то, что в соответствии с протоколом собрания общественности села Чапаево Хангаласского улуса от 17.08.2017 принято решение о внесении предложения о строительстве многофункционального сооружения (летней эстрады) в с. Чапаево внутри ограждения Октемского лицея для проведения различных мероприятий села (общественных, культурных, спортивных и др).        

Таким образом, суд считает, что факт нецелевого расходования средств государственного бюджета PC (Я) в данном случае отсутствует.

При таких обстоятельствах, оспариваемые представление и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 477 488, 96 рублей не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат удовлетворению, возражения Минфина подлежат отклонению.  

По эпизоду нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) - средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, в размере 10 750 рублей (оплата за установку уличного светильника по ул. Советской по объекту «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов», что не было предусмотрено Соглашением;

Проверкой Минфина установлено, что средства субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, на сумму 10 750 рублей, использованы не по целевому назначению, а именно произведена оплата за установку уличного светильника по ул. Советской по объекту «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов», что не было предусмотрено Соглашением.

Как следует из материалов дела, Администрацией заключен муниципальный контракт № 1-17 от 02.11.2017 с ООО «СахаСантехМонтаж» на благоустройство дворовых территорий на сумму 189 000 рублей. За выполненные работы платежным поручением № 1077 от 16.11.2017 перечислено ООО «СахаСантехМонтаж» 189 000 рублей.

Согласно перечню мероприятий, приведенных в приложении № 1 к Соглашению № 102 от 24.05.2017, заключенному между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) и МО «Октемский наслег» благоустроены должны быть следующие дворовые территории многоквартирных домов: <...> скамейки, 2 уличных светильника; <...> скамейки, 2 уличных светильника; <...> скамейки, 2 уличных светильника.

Осмотром выполненных работ по адресу: <...>, проведенным в рамках проверки Минфин установил, что по указанному адресу установлен вместо двух светильников один светильник, что отражено в акте осмотра от 28.01.2019, отсутствующий светильник установлен возле Администрации по ул. Советской.

Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что Администрацией в нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса РФ допущено нецелевое использование средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства, выраженное в установке уличного светильника по ул. Советской по объекту «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» на сумму 10 750 рублей.

При таких обстоятельствах, оспариваемые представление и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 10 750 рублей соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат отклонению.

По эпизоду нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) - средств субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, в размере 234 283, 90 рублей (не произведено ограждение по 16 жилым домам малоимущих граждан, которым была оказана материальная помощь в виде предоставления профилированных листов и досок на ремонт ограждений): 

Проверкой Минфина установлено, что средства субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, на сумму 234 283, 90 рублей, использованы не по целевому назначению, а именно по результатам осмотра, проведенного в рамках проверки, установлено, что не произведено ограждение 16 жилых домов малоимущих граждан, которым была оказана материальная помощь в виде предоставления профилированных листов и досок на ремонт ограждений.

Как следует из материалов дела, Администрацией заключен муниципальный контракт № 2-17 от 08.11.2017 с ООО «Металл Торг» на поставку профилированного листа и обрезных досок на сумму 449 333 рублей, ООО «Металл Торг» выставлен счет-фактура № УТ-7231 от 17.11.2017 за 230 штук профилированного листа на сумму 388 700 рублей, 5,011 куб.м. (232 штук) обрезных досок на сумму 60 633, 10 рублей. Платежным поручением № 93 от 12.02.2018 перечислено ООО «Металл Торг» за поставленный товар 449 333 рублей.

Постановлением МО «Октемский наслег» № 16-П от 04.09.2017 утверждено Положение о порядке оказания единовременной адресной материальной помощи малоимущим, одиноко проживающим престарелым гражданам на ремонт ограждений жилых ломов в 2017 году. Данным постановлением также утверждено Положение о комиссии при Администрации МО по рассмотрению заявлений граждан.

Протоколом Комиссии от 29.09.2017 решено выделить строительные материалы 30  малоимущим гражданам наслега.

Актом от 28.01.2019, составленным по результатам осмотра, проведенного в рамках проверки, Минфин установил, что из 30 граждан, которым оказана материальная помощь в виде предоставления профилированных листов и досок на ограждение жилых домов, по 16 жилым домам ограждения не построены на сумму 234 283, 90рублей.

Между тем, материалами дела подтверждается, что между Администрацией и гражданами заключены дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении единовременной адресной материальной помощи на ремонт ограждений, которыми срок строительства гражданами изгороди (ограждения) установлен до 01.08.2019, что было сделано по объективным причинам, а именно в связи с поздним поступлением средств субсидии из бюджета Хангаласского улуса (06.02.2018) и сложной паводковой ситуацией в с. Октемцы в 2018 году.    

Таким образом, суд считает, что факт нецелевого расходования средств государственного бюджета PC (Я) в данном случае отсутствует.

При таких обстоятельствах оспариваемые представление и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 234 283, 90 рублей не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат удовлетворению, возражения Минфина подлежат отклонению.  

По эпизодам нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) – средств субсидии на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на сумму 55 113 рублей и на сумму 377 366 рублей, выраженного в виде оплаты фактически невыполненных работ, принятых актом о приемке выполненных работ КС-2 от 08.11.2018, по обустройству мест захоронения в село Чапаево и, принятых актом о приемке выполненных работ КС-2 от 25.12.2018, по ремонту зрительного зала здания МУ ЦК «Баргарыы» им. А.С. Даниловой с оборудованием технических помещений соответственно:  

Проверкой Минфина установлено, что за счет средств субсидии на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на сумму 55 113 рублей и на сумму 377 366 рублей были оплачены фактически невыполненные работы по обустройству мест захоронения в село Чапаево и по ремонту зрительного зала здания МУ ЦК «Баргарыы» им. А.С. Даниловой с оборудованием технических помещений.  

В целях содействия решению вопросов местного значения, вовлечения населения в процессы местного самоуправления, развития механизмов инициативного бюджетирования, повышения качества предоставления социальных услуг на местном уровне и определения наиболее значимых проблем муниципальных образований Республики Саха (Якутия) Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 170 от 20.05.2017 «О реализации на территории Республики Саха (Якутия) проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах», которым утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.

Целью предоставления субсидий является содействие решению вопросов местного значения, вовлечения населения в процессы местного самоуправления, развития механизмов инициативного бюджетирования, повышения качества предоставления социальных услуг на местном уровне и определение наиболее значимых проблем муниципальных образований.

Постановлением Правительства РС (Я) № 135 от 10.05.2018 «Об утверждении распределения субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в 2018 году» муниципальному району «Хангаласский улус» РС (Я) предусмотрено субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах на 2018 год в размере 27 205 349 рублей, в том числе МО «Октемский наслег» - 2 000 000 рублей. Из бюджета муниципального района «Хангаласский улус» на счет МО «Октемский наслег» поступило субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах на 2018 год в размере 2 000 000 рублей, из них: платежнымпоручением № 2146 от 01.08.2018 - 600 000 рублей; платежным поручением № 3597 от 21.11.2018 - 1 400 000 рублей.

Между Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и Администрацией МО «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) заключено Соглашение от 30.05.2018 № 406 о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету на софинансирование проектов развития общественных инфраструктур, основанных на местных инициативах, в размере 1000000 рублей.

Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0116300034518000004-3 от 09.10.2018 Администрацией заключен муниципальный контракт № 0116300034518000004-0212525-01 от 23.10.2018 с ИП ФИО5 по обустройству мест захоронения в с. Чапаево на сумму 691 051, 47 рублей, срок исполнения контракта - 30.11.2018. Акт приемки выполненных работ формы № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 подписаны главой Администрации 08.11.2018 без разногласий и замечаний на сумму 691 051, 47 рублей, Администрация согласно акту приемки выполненных работ формы № КС-2 перечислила ИП ФИО5 691 051, 47 рублей, из них: платежным поручением № 1220 от 19.11.2018 за счет субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 497 200 рублей, платежным поручением № 1221 от 19.11.2018 за счет местного бюджета - 193 851, 47 рублей.

При проведении проверки Минфином произведен осмотр, по результатам которого составлен акт, в котором установлено, что при визуальном осмотре выявлены следующие не выполненные работы – отсутствуют автостоянка (п.п. 11, 12 акта приемки) - 48 229, 83 рублей, мусоросборник (п.п. 13 - 16 акта приемки) - 36 718, 97 рублей, туалет (п.п. 20 - 24 акта приемки) - 4 665, 87 рублей.

Материалами дела подтверждается, что акт осмотра получен главой Администрации и им представлена объяснительная по факту нецелевого использования от 11.02.2019 № 58. Кроме того, в материалах дела имеется гарантийное письмо от 08.11.2018 ИП ФИО5 о том, что он гарантирует завершение строительных работ, что также доказывает оплату невыполненных работ Администрацией.

Всего по обустройству мест захоронения с. Чапаево Администрацией приняты не выполненные работы и оплачены на сумму 89 614, 67 рублей, в том числе за счет средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 55 113 рублей.

Из материалов дела следует, что Администрацией заключен муниципальный контракт № 0116300034518000006-0212525-01 от 29.10.2018 с ИП ФИО5 на ремонт зрительного зала МУ ЦК «Бар5арыы» им. А.С. Даниловой с оборудованием технических помещений на сумму 1 422 850 рублей, срок исполнения контракта – 10.12.2018.

Сторонами подписаны акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) № 3 от 25.12.2018, справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) на сумму 1422850 рублей, акт выполненных работ подписан главой Администрации без разногласий и замечаний, за выполненные работы Администрация перечислила ИП ФИО5 1 422 850 рублей, из них платежным поручением № 1431 от 25.12.2018 - 995 000 рублей (средства государственного бюджета РС (Я)); платежным поручением № 1432 от 25.12.2018 - 427 850 рублей (средства местного бюджета).

При проведении проверки Минфином произведен осмотр, по результатам которого составлен акт, в котором установлено, что при визуальном осмотре выявлены не выполненные работы на сумму 662 046, 66 рублей, из них доля софинансирования из государственного бюджета РС (Я) - 377 366 рублей.

Материалами дела подтверждается, что акт осмотра получен главой Администрации и им представлена объяснительная по факту нецелевого использования от 11.02.2019 № 58. Кроме того, в материалах дела имеется гарантийное письмо от 25.12.2018 ИП ФИО5 о том, что он гарантирует завершение ремонтных работ и поставку театральных кресел, что также доказывает оплату невыполненных работ Администрацией.  МО «Октемский наслег».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела достоверно подтверждается, что Администрацией в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ допущено нецелевое использование средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету на софинансирование проектов развития общественных инфраструктур, основанных на местных инициативах на сумму 377 366 рублей и 55 113 рублей, связанное с оплатой за невыполненные работы.

При таких обстоятельствах, оспариваемые представление и приказ Минфина в части нецелевого расходования средств государственного бюджета РС (Я) в размере 377 366 рублей и 55 113 рублей соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Администрации, требования Администрации подлежат отклонению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований Администрации – о признании пункта 3 представления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 12.04.2019 № 17/16-1-19/597 в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, в размере 711 772, 86 рублей и пунктов 1 и 2 приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 16.04.2019 № 01-04/0530 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» в части бесспорного взыскания субсидии на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства, в размере 711 772, 86 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

При этом, поскольку судом установлено, что средства в размере 711 772, 86 рублей на момент обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением фактически взысканы, суд в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов Администрации, считает необходимым возложить обязанность на Минфин обязанность произвести возврат в бюджет муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» денежных средств в размере 711 772, 86 рублей.    

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                            РЕШИЛ:

пункт 3 представления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 12.04.2019 № 17/16-1-19/597, проверенный на соответствие положениям Бюджетного кодекса РФ, признать недействительным в части отражения как возврат остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникших в результате реализации работ, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, в размере 711 772, 86 рублей. 

Пункты 1 и 2 приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 16.04.2019 № 01-04/0530 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)», проверенные на соответствие положениям Бюджетного кодекса РФ, признать недействительными в части бесспорного взыскания субсидии на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства, в размере 711 772, 86 рублей. 

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.  

Обязать Министерство финансов Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Наслежной администрации муниципального образования "Октемский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) путем возврата в бюджет муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» денежных средств в размере 711 772, 86 рублей.    

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                                А.Н. Устинова