НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 10.09.2018 № А58-4878/18

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

17 сентября 2018 года

Дело № А58-4878/2018

Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2018.

Полный текст решения изготовлен 17.09.2018.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой М.В., рассмотрев дело по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - Детский сад № 57 "Одуванчик" г. Нерюнгри (ИНН 1434028307, ОГРН 1031401723704) от 05.06.2018 № 111 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2018 № 1/15.14-2018/177 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 26.04.2018 № 1/15.14-2018/177,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен,

от административного органа: представитель Протодьяконова П.В. по доверенности от 25.07.2018 № 16-1-33/5-1306,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад № 57 "Одуванчик" города Нерюнгри (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 05.06.2018 № 111 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2018 № 1/15.14-2018/177 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 26.04.2018 № 1/15.14-2018/177.

Министерство представило отзыв от 16.07.2018 № 16-1-33/5-1224, просит отказать в удовлетворении требования.

Из материалов дела судом установлено.

В рамках выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям ииндикаторам, предусмотренным государственной (муниципальной) программой «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» Муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) проведена встречная проверка в установлено, что нарушение в нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 и раздела II п. 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 № 34, допущено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я), так из средств субвенции Учреждением произведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции на сумму 292 976,86 руб., о чем составлен акт от 26.04.2018.

Соглашением от 09.01.2017 № 34 и дополнительными соглашениями от 30.06.2017 и от 21.11.2017 без номера к Соглашению от 09.01.2016 № 34 на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2017 год, заключенным между администрацией МО «Нерюнгринский район» РС (Я) и Министерством образования РС (Я), бюджету МО «Нерюнгринский район» РС (Я) предоставлена субвенция в размере 471 042 600,00 руб., согласно уведомлениям Министерства образования РС (Я) от 09.01.2017 № 1-19, от 28.06.2017 № 8-19, от 24.11.2017 № 24-19.

Согласно разделу II пункта 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 № 34 администрация МО «Нерюнгринский район» РС (Я) обеспечивает контроль целевого и эффективного использования средств субвенции, недопущением кредиторской задолженности по заработной плате работников общеобразовательных учреждений, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Согласно разделу II пункта 2.2.7 Соглашения от 09.01.2017 № 34 осуществляет возврат в государственный бюджет РС (Я) не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субвенции по казенным общеобразовательным организациям, остаток средств субвенции по бюджетным общеобразовательным организациям, не выполнившим муниципальное задание.

По состоянию на 01.01.2017 не использованный остаток субвенции на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта общего образования составил 2 257 627,55 руб.

При уточненном плане с учетом остатка на начало года на сумму 28 188 227,55 руб., кассовые расходы составили 28 145 583,49 руб. или исполнено на 99,85 %, не использованный остаток составил 42 644,06 руб.

За счет не использованных остатков субвенции на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования с фонда оплаты труда в 2017 году произведены расходы за замену деревянных оконных блоков на ПВХ, замену аккумуляторной батареи, измерение микроклимата, исследование воды, ревизию электрических схем, составление локальных смет, строительный контроль по замене полов, негативное воздействие окружающей среде, трубы профильные, металлические двери, строительные материалы, за посуду, тарелки, ложки.

Вышеперечисленные расходы не входят в перечень учебных расходов, непосредственно связанных с образовательным процессом.

В нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 и раздела II пункта 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 № 34, допущено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я), так из средств субвенции Учреждением произведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции на сумму866 367,36 руб.

К протоколу об административном правонарушении заявителем представлены возражения. Возражения административным органом не приняты так, как вышеперечисленные расходы не входят в перечень учебных расходов, непосредственно связанных с образовательным процессом.

Оспариваемым постановлением заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14. КоАП РФ, а именно в нецелевом использовании бюджетных средств, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 43 318,00 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со ст.15.14. Кодекса РФ об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 15.14. Кодекса РФ об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая, как и большинство статей Кодекса, является бланкетной. В этой связи при производстве по делу об административном правонарушении, связанном с нецелевым использованием бюджетных средств, должностное лицо органа административной юрисдикции должно дать правовую оценку действиям (бездействию) лица, в отношении которого ведется производство по делу, по соблюдению им норм, содержащихся в федеральных законах и подзаконных актах, регламентирующих правоотношения в области бюджетной сферы, а также в иных нормативных правовых актах.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РС (Я) от 26.06.2014 № 179 утверждены нормативы финансирования на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Постановлением Правительства РС (Я) от 29.04.2014 № 117 утвержден Порядок (далее - Порядок) расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и устанавливает порядок предоставления и расходования средств субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Согласно пункту 2.4. Порядка, субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.5. Порядка в случае изменения количества обучающихся, наличия остатков средств на начало календарного года, образования экономии, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, поправочные коэффициенты корректируются, объем субвенции перераспределяется между муниципальными районами и городскими округами Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 3.2 Порядка, субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:

а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях:

б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;

в) игры, игрушки;

г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности;

д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Согласно пункту 3.3 Порядка муниципальные районы, городские округа при распределении, а также перераспределении объема средств между муниципальными общеобразовательными организациями учитывают остатки средств на начало календарного года, образовавшуюся экономию, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, согласно муниципальному нормативному правовому акту. При этом средства могут быть направлены по следующей приоритетности:

а) на достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников;

б) на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

в) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Согласно пункту 4.2. Порядка возврат и использование остатков субвенций после завершения финансового года осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, и их возврат в бюджеты муниципальных образований Республики Саха (Якутия), которым они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов, устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 4.3. Порядка в случае, если неиспользованный остаток средств субвенции не перечислен в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), указанные средства подлежат взысканию в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Заявителем произведены расходы, не соответствующие целям получения субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования за счет средств РС (Я) в сумме 866 367,36 руб.

Согласно пункту 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Реализация государственного стандарта дошкольного образования является основной целью, ради которой созданы муниципальные дошкольные образовательные организации, и направление остатков средств субсидии на реализацию государственного стандарта дошкольного образования на исполнение полномочий РС (Я) в сфере образования не противоречит части 17 статьи 30 Закона № 81-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 266.1 Кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) (далее - объекты контроля) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

В соответствии с частью 2 статьи 266.1 органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Согласно подпункту б) пункта 7 Порядка осуществления Министерством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в РС (Я), утвержденному Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557 финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

Исходя из изложенного, административный орган правомерно установил, что заявитель, как получатель средств бюджета, относится к числу объектов контроля, в отношении которых может быть проведена проверка в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 266.1 БК РФ.

Направление расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования с фонда оплаты труда в 2017 году на замену деревянных оконных блоков на ПВХ, замену аккумуляторной батареи, измерение микроклимата, исследование воды, ревизию электрических схем, составление локальных смет, строительный контроль по замене полов, негативное воздействие окружающей среде, трубы профильные, металлические двери, строительные материалы, за посуду, тарелки, ложки, не входят в перечень учебных расходов, непосредственно связанных с образовательным процессом.

Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, допустившее нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году является заявитель.

Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения суд не усматривает исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляющего 2 года со дня совершения административного правонарушения.

В связи с этим, суд приходит выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ) и признания совершенного учреждением правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, поскольку характер совершенного правонарушения не позволяет сделать вывод о его исключительности. Само нарушение заявителем требований бюджетного законодательства свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности, поскольку в данном случае были приняты обязательства и осуществлены расходы за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности. Правонарушение, допущенное центром занятости, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области бюджетного регулирования.

При таких установленных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Р.И. Эверстова