Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск
Дело № А58-1512/11
10 мая 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2011 года.
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2010 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» (ОГРН 1051403915793, ИНН 1406004343) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) налогов, пени и штрафов и обязании возвратить излишне уплаченные налоги, пени и штрафы,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стручковой Т.И.,
с использованием в порядке части 2 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации видеоконференц-связи, осуществленной Арбитражным судом Красноярского края
с участием в судебном заседании: от Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» – Кочерженко Ю.Г. по доверенности от 28.12.2010 (паспорт серии 0404 №129746), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) – Монгуш А.А. по доверенности от 14.01.2011
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 28.02.2011 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) (налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 93 609 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 555 911 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты в размере 444 689 руб., по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107,91 руб., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 руб., недоимке, пени и штрафам по взносам в пенсионный фонд Российской Федерации в размере 17 019,69 руб. и недоимке, пени и штрафам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553,96 руб.
В судебном заседании представитель общества уточнил заявленные требования и просит в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать налоговый орган возвратить налоги, пени и штрафы, в возврате которых отказано обжалуемыми действиями.
Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает уточнение заявления.
В обоснование заявленных требований общество указывает: согласно справки № 5121 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 09.11.2010 у общества имеется переплата по указанным в заявлении налогам, общество узнало о наличии переплаты непосредственно из справки, то есть 09.11.2010, до этого времени общество не получало от налогового органа сообщений о факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного налога, следовательно общество не пропустило трехгодичный срок исковой давности для возврата излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм налогов.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 07.04.2011 № 02-10, ссылаясь на то, что отказано в возврате излишне уплаченных налогов, пени и штрафов в связи с истечением трехгодичного срока подачи заявления о возврате, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлены обстоятельства дела.
Согласно справке № 5121 о состоянии расчетом по налогам, сборам, взносам по состоянию на 09.11.2010, выданной налоговым органом 11.11.2010, общество имеет переплату: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 93 609 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 555 911 руб., по транспортному налогу в размере 4 062 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в размере 444 689 руб., по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107,91 руб., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 руб., по страховым взносам, пени и штрафам в пенсионный фонд Российской Федерации в размере 17 019,69 руб. по взносам, пени и штрафам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553,96 руб., (л.д. 11-14).
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 06.12.2010 № 13 о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога, сбора, которым просило вернуть излишне уплаченные (взысканные) суммы, в том числе по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 93 609 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 555 911 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, в размере 444 689 руб., по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107,91 руб., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 руб., недоимке, пени и штрафам по взносам в пенсионный фонд Российской Федерации в размере 17 019,69 руб. и недоимке, пени и штрафам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553,96 руб., по транспортному налогу в размере 4 062 руб. (л.д. 8-9).
Из отзыва от 07.04.2011 № 02-10 следует, что указанное заявление общества от 06.12.2010 № 13 получено налоговым органом 29.12.2010.
18.01.2011 налоговый орган письмом № 481 сообщил обществу о том, что истек срок возврата со дня уплаты налога, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете и возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Общество, не согласившись с действиями налогового органа по отказу в возврате, обратилось в арбитражный суд с заявлением от 28.02.2011 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм налогов, взносов и обязании налоговый орган возвратить излишне (ошибочно) уплаченные (взысканные) суммы налогов, взносов.
Как следует из материалов дела, налоговый орган и общество произвели совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2008 по 31.07.2008 по состоянию расчетов на 01.08.2008, составили акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 155, подписанный налоговым органом 22.08.2008 и обществом 24.09.2008.
Согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 155:
переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 93 609 руб., задолженность по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 794 159,80 руб., в том числе 708 500,92 руб. по реструктуризированной задолженности, задолженность по штрафам по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 835 879,79 руб., в том числе 825 461,46 руб. по реструктуризированной задолженности (страница акта 3, л.д. 88).
переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, составила 555 911 руб., задолженность по пеням – 15 560,37 руб. (реструктуризированная задолженность), задолженность по штрафам – 35 418,33 руб. (страница 4 акта, л.д. 87).
переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, составила 444 689 руб., задолженность по пеням – 24 876,43 руб., задолженность по штрафам – 5 263,34 руб. (страница акта 18, л.д. 86).
переплата по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств составила 2 107,91 руб. (страница 19, л.д. 85).
переплата по налогу на пользователей автомобильных дорог составила 10 180 руб., задолженность по пеням – 1 973 406,92 руб., в том числе 1 646 125 руб. реструктуризированная задолженность (страница 20, л.д. 84).
переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 17 019,69 руб., задолженность по пеням – 576 485,42 руб. (страница 26, л.д. 83).
Согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 155 (страница 30) переплата по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации составила 31 553,96 руб. (л.д. 82).
По установленным актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 155 суммам излишне уплаченных (взысканных) налогов, пени и штрафов разногласий между лицами, участвующим в деле, нет.
Как следует из пояснений налогового органа и не оспаривается обществом, указанные суммы являются излишне уплаченными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Исходя из пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статьям 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации право на возврат налогоплательщики имеют только в случае своевременной подачи заявления в налоговый орган, а именно - в течение трех лет со дня уплаты соответствующих сумм налога.
Материалами дела (данными налогового обязательства) подтверждается:
по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, последние платежи по указанному налогу обществом произведены 11.08.2005 платежными поручениями: № 71 на сумму 194 011 руб., № 72 на сумму 503 009 руб. (л.д. 74-77).
по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, последние платежи по указанному налогу обществом произведены: 06.05.2006 платежным поручением № 389 на сумму 733 656 руб., 18.05.2006 платежным поручением № 532 на сумму 183 414 руб., 01.06.2006 платежным поручением № 587 на сумму 183 414 руб. (л.д. 63-65);
по налогу на прибыль, зачисляемому в местные бюджеты, последние платежи по указанному налогу обществом произведены: 25.03.2005 платежным поручением № 481 на сумму 240 000 руб., 20.06.2005 платежным поручением № 30 на сумму 133 339 руб., 22.06.2006 платежным поручением № 31 на сумму 106 661 руб. (л.д. 72-73);
по налогу на пользователей автомобильных дорог последние платежи произведены обществом 26.06.2007 на общую сумму 1 000 450 руб., в том числе платежными поручениями: № 486 на сумму 200 090 руб., № 29 на сумму 200 090 руб., № 292 на сумму 200 090 руб., № 749 на сумму 200 090 руб., № 155 на сумму 200 090 руб.;
по взносам в пенсионный фонд Российской Федерации последние платежи по указанным взносам обществом произведены 25.12.2007 платежным поручением № 124349 на сумму 17 019,69 руб. (л.д. 70);
по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств переплата обществом указанного налога в размере 2 107,91 руб. образовалась до 01.01.2005 (л.д. 71);
по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ переплата обществом указанных взносов в размере 31 553,96 руб. образовалась до 01.01.2005 (л.д. 62).
Как следует из пояснений налогового органа от 04.05.2011 заявление общества от 06.12.2010 № 13 о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога, сбора поступило в налоговый орган 29.12.2010 (входящий № 6251).
В судебном заседании представитель налогового органа пояснил, что заявление получено почтовой связью, но конверт с датой сдачи заявителем письма с заявлением на почту для отправки налоговый орган представить не может.
Таким образом, отказывая в возврате обществу излишне уплаченных сумм по мотиву пропуска обращения с заявлением, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не установил точную дату обращения общества с указанным заявлением в налоговый орган.
Исходя из даты поступления заявления о возврате в налоговый орган 29.12.2010, даты заявления 06.12.2010, время почтового пробега, и даты оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (25.12.2010), суд критически оценивает довод налогового органа о пропуске обществом трехгодичного срока обращения с заявлением о возврате в части возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обществом:
трехгодичный срок подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 019,69 руб. не пропущен;
трехгодичный срок подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченных налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 93 609 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 555 911 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты, в размере 444 689 руб., налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение транспортных средств в размере 2 107,91 руб., взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в размере 31 553,96 руб. пропущен.
Таким образом, действие налогового органа, выразившееся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 019,69 руб. противоречит действующему законодательству и нарушает права общества как налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Заявление общества о признании незаконными действий налогового органа принимается и рассматривается судом в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявление о возврате налогов по правилам искового производства с учетом положений главы 22 Кодекса и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности: со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.05.2007 N 16367/06.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 N 173-О из содержания положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик вправе в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время указанные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Согласно нормам части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Общество в обоснование довода о соблюдении срока исковой давности ссылается на то, что о факте переплаты обществу стало известно из справки № 5121 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 09.11.2010, полученной по запросу конкурсного управляющего.
Налоговый орган считает, что срок исковой давности пропущен обществом, поскольку о факте излишней уплаты общество узнало в момент перечисления соответствующих сумм, кроме того, о факте переплаты общество также могло узнать из акта сверки с 01.01.2005 по 31.12.2005, 01.01.2006 по 30.09.2006.
Налоговым органом в материалы дела представлено письмо Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» от 04.12.2006 № 28, согласно которому общество, рассмотрев акт сверки по налогам, сборам и взносам за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, 01.01.2006 по 30.09.2006 обнаружены неточности в начислениях, а именно по налогу на прибыль, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Между тем, указанный в письме акт сверки по налогам, сборам и взносам за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, 01.01.2006 по 30.09.2006, позволяющий установить факт осведомленности общества об имеющихся у него суммах переплаты по обязательным платежам, налоговым органом в материалы не представлен.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.09.2010 по делу № А58-2102/09 открытое акционерное общество «Судоходная компания Арктическое морское пароходство» признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.10.2010 по делу № А58-2102/09 конкурсным управляющим открытого акционерного общества «Судоходная компания Арктическое морское пароходство» утвержден Сафарянов Рамиль Ягафарович.
Довод общества о том, что о переплате стало известно конкурсному управляющему из справки № 5121 от 09.11.2010, подлежит отклонению, поскольку банкротство заявителя и назначение конкурсного управляющего не означает перерыва срока для подачи заявления о возврате налога либо перерыва срока исковой давности, так как при банкротстве замены стороны в налоговом правоотношении не происходит.
Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 45, 78) взаимная сверка расчетов по налогам рассматривается как инструмент возможного урегулирования вопросов, связанных с переплатой налогов, и акт сверки как двусторонний документ в случае не подписания его одной из сторон не имеет юридических последствий.
Праву налогоплательщика о подаче заявления о возврате/зачете излишне уплаченных сумм налога корреспондирует обязанность налогового органа извещать налогоплательщика об имеющих место фактах переплаты. В данном случае общество не имело информации о наличии у него переплаты, а налоговый орган не исполнил свою обязанность и не информировал его об этом факте (нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что во исполнение указанной обязанности налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Налоговым органом не представлено доказательств о надлежащем исполнении возложенной на него обязанности по извещению налогоплательщика о переплате.
С учетом указанного акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 155, подписанный налоговым органом 22.08.2008 и обществом 24.09.2008, является документом, позволяющим установить дату, когда общество узнало об излишней уплате налога в суммах, указанных в заявлении.
Заявление Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные налоги, пени и штрафы поступило в суд 10.03.2010.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 3972/10, в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете или возврате указанных сумм.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок исковой давности не пропущен и заявление общества о возврате излишне уплаченных сумм по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 93 609 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 555 911 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты в размере 444 689 руб., по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107,91 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 руб., по взносам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553,96 руб. подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина.
При обращении в суд обществом платежным поручением № 42 от 18.02.2011 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
С учетом указанного уплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа пользу общества.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточнение заявления принять.
Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия), выразившиеся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) налогов, пени и штрафов, проведенные на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать незаконными в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17 019,69 руб.
и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» в указанной части – возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 17 019,69 руб.
В остальной части заявленного требования о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия), выразившиеся в отказе осуществить возврат излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) налогов, пени и штрафов отказать.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) возвратить Открытому акционерному обществу «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» излишне уплаченные суммы: по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 93 609 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 555 911 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты, в размере 444 689 руб., по налогу на владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в размере 2 107,91 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 10 180 руб., по взносам в Государственный фонд занятости населения в размере 31 553,96 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) в пользу Открытого акционерного общества «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство» судебные расходы по уплаченной государственной пошлине 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья Е.Б. Бадлуева