НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 07.08.2018 № А58-71/18

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

14 августа 2018 года

Дело № А58-71/2018

Резолютивная часть решения объявлена 07.08.2018.

Полный текст решения изготовлен 14.08.2018.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Апхановым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Авиакомпания АЛРОСА" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 09.12.2017 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными решений от 22.08.2017 № 09-08/11-Р, от 26.10.2017 № 14, от 26.10.2017 № 07-60 в части,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федерального агентства воздушного транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.05.2017 № ЮР-056/2017, ФИО2 по доверенности от 25.06.2018 № ЮР-043/2018 (до перерыва),

налогового органа – ФИО3 по доверенности от 27.01.2017 № 06-10/607071, ФИО4 по доверенности от 27.12.2017 № 02-16/007070,

УФНС по РС (Я) – ФИО3 по доверенности от 29.01.2018 № 06-10/22, ФИО4 по доверенности от 29.01.2018 № 06-10/16,

от Федерального агентства воздушного транспорта – не явились, извещены.

у с т а н о в и л :

Акционерное общество "Авиакомпания АЛРОСА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением и уточнением требований от 07.08.2018 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.08.2017 № 09-08/11-Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в уменьшении ранее исчисленной суммы налога за добавленную стоимость к уплате в бюджет по уточненной декларации за 4 квартал 2013 года в размере 19 519 097 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.01.2018 заявление общества о признании недействительными решения от 22.08.2017 № 09-08/11-Р принято, возбуждено производство по делу № А58-71/2018.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 29.01.2018 № б/н и уточнением от 07.08.2018 к инспекции о признании недействительными решения от 26.10.2017 № 14 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и решения от 26.10.2017 № 07-60 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6 430 073 руб. Общество просит обязать инспекцию возместить налог на добавленную стоимость в размере 6 430 073 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.02.2018 заявление общества о признании недействительными в части решения от 26.10.2017 № 07-60 и решения от 20.10.2017 № 14 принято, возбуждено производство по делу № А58-512/2018, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление).

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.02.2018 дело № А58-512/2018 с делом № А58-71/2018 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера дела №А58-71/2018, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта.

Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - ФАВТ) представило пояснения от 19.04.2018 № А58-71/2018 о том, что субсидии являются возмещением затрат налогоплательщика, понесенных в связи с участием в программе, исходя из положений, установленных Постановлениями Правительства РФ от 29.12.2009 № 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» в редакции проверяемого периода и 27.03.2013 № 265 (ред. от 11.02.2013) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и дальневосточного федеральных округов», из которого предусмотрено выделение субсидий только «авиаперевозчикам» - которыми являются российские организации воздушного транспорта, осуществляющие воздушные перевозки пассажиров является одним из основных видов деятельности общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Контроль расходования заявителем полученных денежных средств, в зависимости от понесенных с авиаперевозкой пассажиров затрат в полномочия Росавиация не входит (т.34 л.д.90-91, 98-101).

Инспекция представила отзыв от 07.02.2017 (т.1 л.д. 19-32), Управление представило отзыв от 07.02.2017 (т.28 л.д.1), просят в удовлетворении требования отказать.

Инспекция и Управление представили отзывы от 22.03.2018 (т.34 л.д. 73-78, л.д. 80-82), просят отказать в удовлетворении требования.

Заявитель представил письменные объяснения по делу от 22.06.2018 в порядке статьи 81 АПК РФ (т.34 л.д. 128-135), в том числе и о несогласии с расчетом налогового органа.

Инспекция и Управление представили дополнение к отзыву от 11.05.2018 (т.34 л.д.106-109).

Общество представило письменные объяснения по делу в порядке статьи 81 АПК РФ от 22.06.2018 (т.34 л.д.128-135).

Управление представило возражения от 29.06.2018 и пояснения к ходатайству о приобщении дополнительных документов от 13.07.2018 на письменные объяснения по делу в порядке статьи 81 АПК РФ от 22.06.2018 (т.34 л.д. 121).

Из материалов дела установлено.

С 30.06.2016 по 22.02.2017 на основании решения инспекции от 30.06.2016 № 09-08/11 проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты следующих налогов:

- налог на прибыль организаций с 01.01.2013-31.12.2015;

- налог на добавленную стоимость с 01.01.2013-31.12.2015;

-акцизы с 01.01.2015-31.12.2015; -налог на доходы физических лиц с 01.01.2013-31.12.2015;

-транспортный налог с 01.01.2013-31.12.2015;

-налог на имущество организаций с 01.01.2013-31.12.2015;

-земельный налог с 01.01.2013-31.12.2015.

По результатам проверки составлен акт от 21.04.2017 № 09-08/11-А, который был получен обществом по телекоммуникационным каналам связи 26.04.2017.

15.06.2017 заявителю вручено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 13.06.2017 №09-08/11-И на 22.06.2017 в 15 ч.00 мин.

24.05.2017 обществом представлены письменные возражения на акт проверки.

22.06.2017 состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки в присутствии представителей общества, в результате которого вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 09-08/11-доп в срок до 24.07.2017 в связи с необходимостью изучения доводов налогоплательщика в представленных возражениях и решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки №09-08/11-Пр от 22.06.2017.

19.07.2017 обществом получено извещение № 09-08\11-И о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на 21.07.2017.

21.07.2017 инспекцией составлена справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля (далее - справка). Справка, копия протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля вручены 21.07.2017 представителю общества.

28.07.2017 обществом представлены письменные возражения на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Извещение № 09-08/11-и2 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенном на 07.08.2017, получено обществом 01.08.2017 по телекоммуникационным каналам связи.

07.08.2017 представителю общества по доверенности вручены письменные дополнения к справке о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. 07.08.2017 инспекцией вынесено решение о продлении до 23.08.2017 срока рассмотрения материалов проверки № 09-08/11-пр2 и в тот же день вручено представителю общества по доверенности. Извещение № 09-08/11-и3 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенном на 22.08.2017 получено обществом по телекоммуникационным каналам связи.

22.08.2017 состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля и возражений налогоплательщика в отсутствие должным образом извещенного налогоплательщика, по результатам которого принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.08.2017 № 09-08/11-Р (далее-решение), в соответствии с которым обществу отказано в уменьшении ранее исчисленной суммы НДС к уплате в бюджет по уточненной декларации за 4 квартал 2013 года в размере 19 519 097 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

По результатам выездной налоговой проверки инспекцией было вынесено решение № 09-08/11-Р от 22.08.2017 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

25.08.2017 решение инспекции получено представителем общества по доверенности.

Процедура принятия решения, предусмотренная статьей 101 НК РФ, инспекцией соблюдена.

25.09.2017 обществом представлена апелляционная жалоба № А\к-04/2150 от 25.09.2017 на решение инспекции от 22.08.2017 № 09-08/11-Р в Управление.

Решением Управления от 27.11.2017 №05-16/20359 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением от 22.08.2017 № 09-08/11-Р, общество оспорило его в судебном порядке.

25.05.2017 обществом представлена уточненная налоговая декларация № 6 по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 года, с суммой налога исчисленной к возмещению из бюджета в сумме 31 956 393 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.09.2017 № 82 (далее – акт проверки).

Акт проверки получен обществом 14.09.2017 по телекоммуникационным каналам связи, извещение от 15.09.2017 № 104 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенном на 27.10.2017 в 15 ч. 00 мин., получено обществом 17.09.2017 по телекоммуникационным каналам связи.

На акт проверки обществом представлены возражения от 04.10.2017 № А/к-04/2224.

26.10.2017 акт проверки, материалы налоговой проверки и возражения рассмотрены начальником инспекции в присутствии представителей общества по доверенности.

По результатам рассмотрения приняты решение об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 26.10.2017 № 14, согласно которому отказано в возмещении 31 956 393 руб., и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.10.2017 № 07-60, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 18 808 190 руб., и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Процедура принятия решения, предусмотренная статьей 101 НК РФ, инспекцией соблюдена.

22.11.2017 обществом подана апелляционная жалоба на решения инспекции: об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.10.2017 № 07-60 и об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 26.10.2017 №14.

Решением Управления от 27.12.2017 № 05-16/22566 отменено решение инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.10.2017 № 07-60 в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 18 808 190 рублей, отменено решение об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 26.10.2017 №14, возмещен налог на добавленную стоимость в размере 25 526 320 руб., отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6 430 073 руб.

Не согласившись с решениями налогового органа от 22.08.2017 № 09-08/11-Р, от 26.10.2017 № 07-60 и от 26.10.2017 №14, общество оспорило в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным решения налоговой инспекции необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов общества.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.

Общество при реализации услуг, связанных с обеспечением перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов по специальным тарифам в 2013 и в 2015 годах получало компенсацию части своих затрат за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом по определенным территориальным направлениям (далее - Правила), которыми руководствовалось общество и в рамках которых получало соответствующие суммы субсидий, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.06.2018 № 689).

Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров по определенным территориальным направлениям и в обратном направлении воздушными судами в салонах экономического класса по специальным тарифам.

Согласно Правилам, «Авиаперевозчики» - российские организации воздушного транспорта, осуществляющие воздушные перевозки пассажиров регулярными рейсами по установленным территориальным направлениям; пассажир - гражданин Российской Федерации в возрасте до 23 лет, гражданин Российской Федерации-женщина в возрасте свыше 55 лет и мужчина в возрасте свыше 60 лет, гражданин Российской Федерации - инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы - в отношении маршрутов, предусмотренных приложениями № 1, 3 и 4 к настоящим Правилам; гражданин Российской Федерации в возрасте до 18 лет, на имя которого на определенный период текущего года оформлена путевка в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан", - в отношении маршрутов, предусмотренных приложением № 2 к настоящим Правилам; "специальный тариф" - устанавливаемый организацией воздушного транспорта тариф на воздушную перевозку пассажиров воздушным судном в салоне экономического класса по маршрутам, предусмотренным приложениями № 1 - 4 к настоящим Правилам (далее - маршруты), размер которого с учетом налога на добавленную стоимость не превышает предельную величину, предусмотренную приложениями № 1 - 4 к настоящим Правилам.

Пунктом 4 Правил установлено, что право на получение субсидии предоставляется организации воздушного транспорта, заключившей договор о предоставлении субсидии с Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В целях реализации вышеуказанных Правил между обществом и ФАВТ заключены договоры о предоставлении субсидий: от 14.03.2013 № Д-34-14, от 18.04.2013 № Д-94- 14.

Согласно пункту 1.2 указанных договоров следует, что ФАВТ в целях возмещения обществу части затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, а также перевозки пассажиров между городами, расположенными на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Дальневосточного и Приволжского федеральных округов, по специальным тарифам, предоставляет обществу субсидию в порядке, установленном Правилами и данными Договорами.

Предоставление субсидии осуществляется ФАВТ в соответствии с представленными Авиаперевозчиком документами, посредством перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета на расчетный счет Авиаперевозчика в пределах сумм, установленных Правилами и доведенных ФАВТ лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета.

В пункте 1.5 договора право на получение из федерального бюджета субсидии предоставляется Авиаперевозчику в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, доведенных Агентству на цели, предусмотренные пунктом 1.1. договора и при соблюдении требований, установленных пунктом 8 Правил.

В пунктах 2.1.1., 2.1.2. указанных договоров ФАВТ обязано: при исполнении Авиаперевозчиком условий настоящего договора, осуществлять предоставление субсидии на цели, установленные пунктом 1.1. настоящего договора, в порядке, установленном Правилами и договором; предоставлять субсидию Авиаперевозчику посредством перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, в пределах доведенных Агентству лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2.3.1., 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4. договоров Авиаперевозчик обязан: в течение 7 дней со дня заключения настоящего договора зарегистрировать и опубликовать в установленном порядке специальные тарифы, условия их применения, руководствуясь пунктом 8 Правил, по маршрутам, указанным в п.1.1. Договора. Открыть продажу перевозок по специальному тарифу. Перевозочный документ по специальному тарифу (билет) оформляется на основании данных документа, подтверждающих право пассажира на применение специального тарифа; предоставить на каждом рейсе квоту (в количестве согласно подпункту «б» пункта 7 Правил) в салоне экономического класса воздушного судна по каждому маршруту, указанному в пункте 1.1. Договора, для обеспечения воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу; соблюдать условия предоставления субсидий, предусмотренные Правилами и Договором; предоставлять Агентству документы, оформленные согласно Приложениям №1-3 Договора и информацию, необходимую в процессе рассмотрения документов.

Пунктом 3.1. указанных договоров определено, что ФАВТ предоставляет Авиаперевозчику субсидию в целях возмещения ему части затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров исключительно по маршрутам, установленным положениями Договоров, в общей сумме, определяемой соответствующими пунктами Договоров.

Так, к примеру, согласно положениям договора от 14.03.2013 № Д-34-14 о предоставлении субсидии в 2013 году, Авиаперевозчик в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении осуществляет воздушные перевозки пассажиров - граждан Российской Федерации в возрасте до 23 лет, граждан Российской Федерации – женщин в возрасте свыше 55 лет, граждан Российской Федерации - мужчин в возрасте свыше 60 лет, граждан Российской Федерации - инвалидов I группы любого возраста и сопровождающих их лиц, а также лиц, сопровождающих детей - инвалидов, по специальному тарифу на общую сумму 68 409 000 (сумма указана с учетом дополнительного соглашения от 12.11.2013 № 1 к договору о предоставлении субсидий в 2013 году № Д-34-14 от 14.03.2013), по маршруту: Москва-Мирный-Москва, Москва-Полярный-Москва (пункт 1.1 Договора).

Предоставление субсидии осуществляется ФАВТ в соответствии с представленными Авиаперевозчиком документами посредством перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета на расчетный счет Авиаперевозчика в пределах суммы, установленной п. 1.1. договоров, доведенных Агентству лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета (пункт 3.7. Договора).

Как установлено инспекцией в ходе выездной проверки, общество на основании вышеуказанных заключенных с ФАВТ договоров получило в 4 квартале 2013 года субсидии из федерального бюджета в сумме 127 958 528 руб.

При этом предъявленные поставщиками суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованных заявителем при реализации услуг по воздушной перевозке пассажиров по специальным тарифам, принимались к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, и были восстановлены самим обществом в течение 2013 года.

25.01.2017 заявителем представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013, в которой сторнированы суммы ранее восстановленного НДС по субсидиям, полученным из федерального бюджета в 4 квартале 2013 года в размере 20 010 627 руб., что подтверждается книгой продаж с дополнительными листами за 4 квартал 2013 года.

Проверкой установлено, что субсидии были получены из федерального бюджета от Федерального агентства воздушного транспорта на основании договоров № Д-61-14 от 13.03.2015 о предоставлении субсидий в 2015 году, от 26.05.2015 № Д-137-14 о предоставлении субсидий в 2015 году.

В соответствии с пунктом 1.1. договора от 13.03.2015 № Д-61-14 Авиаперевозчик в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении осуществляет воздушные перевозки пассажиров - граждан Российской Федерации в возрасте до 23 лет, граждан Российской Федерации – женщин в возрасте свыше 55 лет, граждан Российской Федерации – мужчин в возрасте свыше 60 лет, граждан Российской Федерации – инвалидов I группы любого возраста и сопровождающих их лиц, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов, граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет, на имя которых на определенный период текущего года оформлена путевка в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан», - в отношении маршрутов указанных в приложении №2 Правил, по специальному тарифу на общую сумму 65 060 000 рублей, по маршрутам: Мирный-Москва-Мирный, Полярный-Москва-Полярный и Хабаровск-Новосибирск-Хабаровск.

В соответствии с пунктом 1.2. договора от 13.03.2015 № Д-61-14 ФАВТ в целях возмещения авиаперевозчику части затрат, связанных с обеспечением воздушной перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении в салонах экономического класса по специальным тарифам, предоставляет Авиаперевозчику субсидию в порядке, установленном Правилами и настоящим Договором.

Пунктом 3.1. договора от 13.03.2015 № Д-61-14 определено, что ФАВТ предоставляет Авиаперевозчику субсидию в целях возмещения ему части затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров исключительно по маршрутам, установленным пунктом 1.1. договора, в общей сумме, определяемой совокупностью ежемесячных размеров субсидий, указываемых Авиаперевозчиком в соответствии с пунктом 3.2.1. настоящего Договора.

ФАВТ обязано: при исполнении Авиаперевозчиком условий настоящего договора, осуществлять предоставление субсидии на цели, установленные пунктом 1.1 настоящего договора, в порядке, установленном Правилами и договором (пункт 2.1.1 договора); предоставлять субсидию Авиаперевозчику посредством перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, в пределах доведенных ФАВТ лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета (пункт 2.1.2 договора).

Авиаперевозчик обязан: в течение 7 дней со дня заключения договора зарегистрировать и опубликовать в установленном порядке специальные тарифы, условия их применения, руководствуясь пунктом 8 Правил, по маршрутам, указанным в пункте 1.1 договора; открыть продажу перевозок по специальному тарифу; перевозочный документ по специальному тарифу (билет) оформляется на основании данных документа, подтверждающих право пассажира на применение специального тарифа (пункт 2.3.1 договора); предоставить на каждом рейсе квоту мест (в количестве согласно подпункту «б» пункта 7 Правил) в салоне экономического класса воздушного судна по каждому маршруту, указанному в пункте 1.1 договора, для обеспечения воздушной перевозки пассажиров по специальному тарифу (пункт 2.3.2 договора); соблюдать условия предоставления субсидий, предусмотренные Правилами и договором (пункт 2.3.3 договора); предоставлять Агентству документы, оформленные согласно Приложениям №1-3 договора, и информацию, необходимую в процессе рассмотрения документов (пункт 2.3.4 договора).

Предоставление субсидии осуществляется ФАВТ в соответствии с представленными Авиаперевозчиком документами посредством перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета на расчетный счет Авиаперевозчика в пределах суммы, установленной п. 1.1. договора, доведенных ФАВТ лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета (пункт 3.7. договора).

Как установлено инспекцией в ходе камеральной проверки, общество на основании вышеуказанного договора от 13.03.2015 № Д-61-14, заключенного с ФАВТ, получило в 3 квартале 2015 года в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением перевозок пассажиров по специальным тарифам, субсидии из федерального бюджета с учетом НДС в сумме 42 152 700 руб.

При этом предъявленные поставщиками суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованных налогоплательщиком при реализации услуг по воздушной перевозке пассажиров по специальным тарифам, принимались к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, и были восстановлены в размере 6 430 072 руб. самим Обществом в уточненной налоговой декларации по НДС № 5 за 3 квартал 2015 года, представленной 19.05.2017 года.

Как установлено инспекцией, средства, полученные в форме субсидии, расходуются обществом на покрытие фактически понесенных затрат, связанных с обеспечением авиаперевозки, в том числе приобретения товаров, работ, услуг, формирующих себестоимость данной услуги, с учетом налога на добавленную стоимость, в том числе: исходя из данных карточки счета 51 «Расчетные счета» за 2013, 2015 годы денежные средства с расчетного счета направлены н приобретение ГСМ, авиационных запчастей, аэропортовое (наземное) обслуживание, проживание экипажей, бортовое питание и т.п., что непосредственно связано с выполнением основного вида деятельности;

- исходя из данных расшифровки расходов счета 20.01 «Затраты по основному производству на приобретение товаров, работ (услуг) по пассажирским перевозкам» за период 3, 4 квартал 2013 года (приложение №№ 9, 15 к апелляционной жалобе исх.№ А/К-04/2150);

- исходя из анализа карточек счета 19 «НДС по приобретенным ценностям по субсчетам 19.01 «НДС, предъявленный при приобретении основных средств», 19.03 «НДС, предъявленный по приобретенным материально-производственным запасам», 19.04 «НДС, предъявленный услуги», 19.06 «НДС, предъявленный по акцизам по оплаченным материальным ценностям»;

- исходя из анализа карточек счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчету 68.02 «НДС», книги покупок и счета-фактуры по приобретению товаров, работ, услуг.

В обоснование своих требований общество ссылается на следующие обстоятельства:

- налоговый орган приходит к неверному выводу о том, что субсидии получены обществом на возмещение затрат связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг). В действительности, субсидии обществом были получены в целях возмещения недополученных доходов при применении государственных регулируемых цен (специальных тарифов на воздушную перевозку на основании Правил);

- Авиаперевозчик, осуществляющий воздушные перевозки на основании Правил, ограничен в возможности свободного установления экономически обоснованного тарифа теми пределами, которые определены приложениями к Правилам. При этом во всех случаях размер устанавливаемого и применяемого обществом на основании Правил, заключенного обществом с ФАВТ договора, ниже размера экономически обоснованных тарифов, применяемых обществом по соответствующим направлениям перевозки. Следовательно, поскольку с одной стороны размер специального тарифа ниже экономически обоснованного тарифа, с другой стороны, правом на получение субсидий на основании Правил обладают исключительно перевозчики, применяющие специальный тариф, и только в части перевозок, осуществляемых по специальному тарифу, целью предоставления субсидий является именно возмещение обществу недополученных доходов в связи с применением специального тарифа, а не возмещение каких-либо затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на перевозку именно этих перевозок. Следовательно, спор касается субсидий, указанных в пункте 2 статьи 154 НК РФ, а не в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ;

- порядок расчета причитающейся обществу субсидии, а также перечень документов, представляемых обществом в ФАВТ в обоснование права на нее, также свидетельствуют о том, что субсидии в данном случае направлены на компенсацию обществу выпадающих доходов всвязи с применением специального тарифа, а не на компенсацию его затрат на приобретение товаров (работ, услуг);

- государство преследует цель установления категорий пассажиров, которые подлежат перевозке по регулируемым ценам (по ценам не выше императивно установленных законодательством РФ в Правилах). А следовательно, целью предоставления субсидий Авиаперевозчикам является именно возмещение обществу недополученных доходов в связи с применением им специального тарифа, а не возмещение ему каких-либо затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на перевозку именно этих пассажиров;

- инспекция не учитывает то, что в положениях договора даже при буквальном прочтении речь идет не о возмещении затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), на которые указывает подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, а о возмещении затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров, таким образом, действительная воля сторон договора направлена не на возмещение обществу каких-либо затрат на приобретение товаров (работ, услуг), что предусмотрено в качестве условия восстановления НДС в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, а на возмещение убытков, связанных с обеспечением перевозок пассажиров по специальным тарифам. А термин «затраты», о которых идет речь в договоре – это затраты общества на покрытие убытков, образовавшихся у него в виде недополученных доходов в связи с применением специального, сниженного тарифа на перевозку, а не затраты общества на приобретение каких либо товаров (работ, услуг), чего требует подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ;

- субсидия не компенсирует затрат на приобретение товаров (работ, услуг), следовательно, в принципе, не может включать в себя затраты на уплату обществом НДС поставщикам товаров (работ, услуг); указание на то что получаемые обществом субсидии из федерального бюджета включают в себя НДС отсутствуют в Правилах, факт расчета и перечисления субсидий без учета НДС подтвержден министерством. Налоговым органом необоснованно в нарушение НК РФ применены пункты 2 Правил имеющий отношение к исходящему НДС, а предметом спора является право общества на вычеты сумм входящих.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

Таким образом, подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ предусматривает восстановление налога на добавленную стоимость при соблюдении следующих условий:

1) субсидии получены из Федерального бюджета;

2) субсидии направлены на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг);

3) в части затрат, возмещаемых за счет субсидий включена соответствующая сумма НДС.

При этом в тексте упомянутых Постановлений (с приложениями), в договоре с ФАВТ не приведены положения о расчете суммы недополученных доходов, не приведены положения о расчете суммы убытков от перевозки пассажиров по субсидируемым маршрутам.

Цель обеспечения доступности воздушных перевозок по отдельным маршрутам, для отдельных категорий пассажиров, предусмотренная вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ, достигается на основе возмещения части затрат, понесенных авиакомпаниями при осуществлении перевозок.

Пунктом 1 стать 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее-ВК РФ) установлено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 64 ВК РФ определено, что плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

На воздушном транспорте тарифное регулирование введено приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации». Так, п.5 Раздела II Правил определено, что денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее-тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

Осуществление перевозок по спецтарифу является правом авиакомпаний, а не их обязанностью, поскольку такие перевозки осуществляются на договорной основе. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что для заключения договора авиаперевозчик представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу, составленное в произвольной форме. При исчерпании квоты мест, реализуемых по спецтарифам, перевозка пассажиров осуществляется по обычным тарифам.

Этот специальный тариф определяется авиаперевозчиком самостоятельно, на основании правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, и его размер с учетом налога на добавленную стоимость не должен превышать установленные Правилами предоставления субсидий предельные значения специальных тарифов (см. пункт 2 Правил предоставления субсидий).

Таким образом, специальный тариф не является государственной регулируемой ценой, либо льготой, предоставляемой отдельным потребителям в соответствии с законодательством, указанными в пункте 2 статьи 154 НК РФ.

Исходя из текста Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, реализация услуги по специальному тарифу включает в себя стоимость услуги и налог на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом по определенным территориальным направлениям, субсидия предоставляется ежемесячно и рассчитывается как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на одного пассажира, указанного в приложениях к данным Правилам.

Из приведенных в Правилах предоставления субсидий таблиц, а также заявок на получение субсидий, видно, что размер субсидий полностью соответствует размеру тарифа (см. Приложение № 1 к Правилам предоставления субсидий с учетом НДС).

Таким образом, исходя из системного толкования статей 154, 157, 168, 170 НК РФ, а также анализа: договоров, заключенных Обществом с ФАВТ, и представленных первичных документов, положений постановлений Правительства РФ и Правил предоставления субсидий, утвержденных указанными постановлениями Правительства РФ, получаемые Обществом субсидии на покрытие затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по специальным тарифам, включают в себя, в том числе, и налог на добавленную стоимость, который является составной частью такого специального тарифа, соответственно суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по услугам перевозки по спецтарифу, подлежат восстановлению в порядке, определенном подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Материалами проверки подтверждено, что средства, полученные в форме субсидии, расходовались авиаперевозчиком на покрытие фактически понесенных затрат, связанных с обеспечением авиаперевозки, в том числе в случае приобретения товаров, работ и услуг, формирующих себестоимость данной услуги, с учетом налога на добавленную стоимость.

При этом, понятие затраты включает в себя различные издержки авиаперевозчика, в том числе уплаченные суммы НДС.

Ссылка Общества на то, что в платежных поручениях прямо указано, что субсидия предоставляется «без НДС» не должна приниматься во внимание на основании следующего.

Согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В свою очередь хозяйственная операция по предоставлению субсидий не является объектом налогообложения НДС, так как не является реализацией товаров (работ, услуг) в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ.

Таким образом, фраза «без НДС», указанная в платежном поручении на перечисление субсидий, означает, что сама операция по предоставлению субсидии НДС не облагается.

Таким образом, налоговый орган правомерно считает, что обществу предоставлялись субсидии в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров, в состав которых включен НДС, получаемый заявителем из федерального бюджета, в том числе за счет установленного специального тарифа.

В связи с чем, на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ заявитель обязан был восстановить НДС по ранее заявленным вычетам.

Общество в заявлении указывает на то, что ссылаясь на необходимость восстановления НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, налоговый орган обязан указать конкретные счета-фактуры на приобретение товаров (работ, услуг), по которым обществом был заявлен налоговый вычет, период заявления вычетов в суммы заявления вычетов и суммы заявленного вычета, которые, по мнению инспекции, подлежат восстановлению.

Исходя из положений указанного подпункта, налоговый орган, по мнению общества, был обязан:

- выявить все расходы общества, относящиеся к перевозке пассажиров по специальным тарифам;

- установить, включают ли в себя указанные расходы, понесенные обществом, НДС;

- установить был ли этот НДС предъявлен обществу поставщиками товаров (работ, услуг);

- установить был ли заявлен обществом уплаченный поставщиками НДС к вычету и на основании каких конкретно счетов-фактур;

- и если был, то, в какой сумме и в каком налоговом периоде;

- установить в каком периоде была получена субсидия, компенсирующая данные расходы общества.

Общество полагало, что даже если не принимать во внимание позицию общества по праву, то сумма претензий со стороны налогового органа должна составлять не 19 519 097 руб., а 7 727 761 руб. (за 4 квартал 2013 года), и не 6 430 073 руб., а 1 668 616 руб. (за 3 квартал 2015 года).

При этом, сумма НДС, подлежащего восстановлению, определена самим заявителем расчетным способом на основе данных о количестве перевезенных пассажиров по субсидированной программе, а также данных бухгалтерского учета по расходам по пассажирским перевозкам доли полученной субсидии в доходах по субсидированным пассажирским перевозкам.

Указанный расчет не соответствует положениям подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Согласно писем заявителя от 11.07.2017 №№ А/к-04/1475, А/к-04/1475, А/к-04/1475 налоговому органу на требование от 23.06.2017 № 18, от 28.06.2017 № 19, от 30.06.2017 № 20 о предоставлении расчетов сумм НДС в отношении приобретенных товаров для осуществления для осуществления субсидируемых перевозок, подлежащей восстановлению даны пояснения о том, что субсидии, полученные в 4 квартале 2013 в соответствии с договорами от 14.03.2013 № Д-34-14, от 18.04.2013 №Д-94-14 не носят целевого характера, расходование денежных средств, полученных обществом в форме субсидии, производилось на текущую хозяйственную деятельность общества; обществом расчет суммы НДС в отношении приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления субсидируемых перевозок, подлежащих восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ не велся, расчет (калькуляция) стоимости спецтарифа по субсидированным рейсам отдельно по направлениям, указанным в договорах от 14.03.2013 № Д-34-14, от 18.04.2013 №Д-94-14 не производился, реестр счетов-фактур (с указанием номера, даты стоимости товаров (работ, услуг) и суммы налога, предъявляемого покупателю, относимых по прямому назначению к субсидируемым рейсам отсутствует, данный реестр не составлялся, расчет расшифровка по расходованию сумму субсидий, полученных в 4 квартале 2013 года в соответствии с договорами от 14.03.2013 № Д-34-14, от 18.04.2013 №Д-94-14 не производился; учет направлений расходования подученных в рамках указанных договоров денежных средств в 4 квартале 2013 года не осуществлялся; регистры налогового учета, равно как и расчет (расшифровка) сумм прямых расходов по авиаперевозке пассажиров (с НДС, без НДС) не велись.

На требование от 18.08.2017 № 07-6647 налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки за период 3 квартал 2015 года о предоставлении расчетов сумм НДС в отношении приобретенных товаров для осуществления субсидируемых перевозок, подлежащей восстановлению обществом письмом от 04.09.2017 № А/к-04/1992 представлены пояснение о том, что расчет суммы НДС в отношении приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления субсидируемых перевозок, подлежащих восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в сумме 6 430 073 руб. не велся; расчет (калькуляция) стоимости спецтарифа по субсидированным рейсам отдельно по направлениям, указанным в договорах от 13.03.2015 № Д-61-4, от 26.05.2015 № 137-14не производился, реестр счетов-фактур (с указанием номера, даты стоимости товаров (работ, услуг) относимых по прямому назначению к субсидируемым рейсам отсутствует, реестр не составлялся, договора, счета-фактуры, платежные документы в рамках субсидированных сумм в данном периоде не формировались, расчет (расшифровка) по расходованию сумм субсидий, полученных в 3 квартале 2015 г, в соответствии с договорами от 13.03.2015 № Д-61-4, от 26.05.2015 № 137-14 не производился, расчет (расшифровка) сумм прямых расходов по авиаперевозке пассажиров, в том числе по видам затрат в отношении субсидированных направлений, по которым были восстановлены суммы НДС в 3 квартале 2015 года не производился.

Материалами дела подтверждается, что в учетной налогоплательщика для целей налогообложения НДС в 2013 году и в 2015 году, утвержденной приказом от 29.12.2012 № А/К18, расчет сумм НДС, подлежащих восстановлению, не предусмотрено.

Налоговый орган в сложившихся правоотношениях не мог односторонне определить суммы НДС, подлежащие восстановлению, так как нормативно не установлен конкретный перечень субсидируемых затрат и заявителем не велся учет суммы НДС в отношении приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления субсидируемых перевозок, подлежащих восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

После обращения в суд между заявителем и инспекцией заключено соглашение по фактическим обстоятельствам от 02.08.2018 по делу по требованию о признании недействительными решений на следующих условиях.

Стороны по делу по требованию о признании недействительными решения от 22.08.2017 № 09-08/11-Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в уменьшении ранее исчисленной суммы налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет по уточненной декларации за 4 квартал 2013 года в размере 19 519 097 рублей; решения от 26.10.2017 № 14 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6 430 073 рублей; решения от 26.10.2017 № 07-60 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в уменьшении ранее исчисленной суммы налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет в размере 6 430 073 рублей, достигли соглашения, согласно которому в соответствии с частью 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигли соглашения о признании следующих обстоятельств по делу в качестве фактов, не требующих доказывания:

1. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая восстановлению в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в связи с получением субсидий из федерального бюджета в рамках договоров от 14.03.2013 № Д-34-14, от 18.04.2013 № Д-94-14, от 13.03.2015 № Д-61-14, заключенных Обществом с Федеральным агентством воздушного транспорта, составляет:

- за 4 квартал 2013 г. – 9 699 180 руб.;

- за 3 квартал 2015 г. – 2 631 968 руб.

2. Заключение настоящего соглашения не может быть истолковано как согласие Общества с правовой позицией Инспекции о необходимости восстановления сумм налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в связи с получением субсидий, указанных в пункте 1 настоящего соглашения.

3. Сторонам известно, что обстоятельства, признанные и удостоверенные настоящим соглашением, в случае его принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу. <1>

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

На основании положений статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ и указанного соглашения, приобщенного к материалам дела, не требующего дальнейшего доказывания, суд принимает расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей восстановлению, в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в связи с получением субсидий из федерального бюджета в рамках договоров от 14.03.2013 № Д-34-14, от 18.04.2013 № Д-94-14, от 13.03.2015 № Д-61-14, заключенных Обществом с Федеральным агентством воздушного транспорта, за 4 квартал 2013 года в размере 9 699 180 руб.; за 3 квартал 2015 года в размере 2 631 968 руб.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, расчет, составленный сторонами в соглашении по фактическим обстоятельствам от 02.08.2018, суд признает верным и соответствующим положениям статьи 170 НК РФ, поскольку заявитель не согласен по существу с правовой позицией инспекции о необходимости восстановления сумм налога на добавленную стоимость, но не с расчетом сумм.

На основании изложенного, с учетом представленного сторонами расчета суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей восстановлению, требование заявителя подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение налогового органа от 22.08.2017 № 09-08/11-Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в части отказа в уменьшении ранее исчисленной суммы налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет по уточненной декларации за 4 квартал 2013 года в сумме 9 819 917 руб., а решения налогового органа от 26.10.2017 № 07-60 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 26.10.2017 № 14 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, подлежат признанию недействительными в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3 798 105 руб.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на налоговый орган.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование акционерного общества "Авиакомпания АЛРОСА" удовлетворить частично.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 22.08.2017 № 09-08/11-Р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным в части отказа в уменьшении ранее исчисленной суммы налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет по уточненной декларации за 4 квартал 2013 года в сумме 9 819 917 руб.

Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 26.10.2017 № 07-60 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 26.10.2017 № 14 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительными в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3 798 105 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Авиакомпания АЛРОСА".

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества "Авиакомпания АЛРОСА" (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить акционерному обществу "Авиакомпания АЛРОСА" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.02.2018 № 311. Выдать справку на возврат.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова