НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 06.11.2018 № А58-4971/18

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

13 ноября 2018 года

Дело № А58-4971/2018

Резолютивная часть решения объявлена 06.11.2018

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кайдаш Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Местниковой А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения № 55 «Полянка» города Нерюнгри Нерюнгринского района (ИНН 1434028272, ОГРН 1031401723650) к  Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2018 № 1/15.14-2018/206,

при участии:

от заявителя – Земерова Л.Н. по доверенности №456 от 22.10.2018, паспорт;

от заинтересованного лица – Иевлева Л.Г. по доверенности№16-1-33/5-1036 от 20.06.2018, паспорт,

установил:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 55 «Полянка» города Нерюнгри Нерюнгринского района (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия)  (далее – Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2018 г. № 1/15.14-2018/206 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Министерство в представленном отзывы просит отказать в удовлетворении требования.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои правовые позиции.  

Из материалов дела судом установлено.

В рамках выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям ииндикаторам, предусмотренным государственной (муниципальной) программой «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) проведена встречная проверка учреждения, по результатам которой составлен акт от 26.04.2018.

В акте проверки установлено, что в нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 и раздела II п. 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 № 34 допущено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я), так из средств неиспользованных остатков субвенции учреждением произведены расходы (вывоз ТБО, штраф, пени, продукты питания), не соответствующие целям получения субвенции на сумму 133 798,37 руб.

По мнению административного органа, вышеперечисленные расходы не входят в перечень учебных расходов, непосредственно связанных с образовательным процессом что явилось основанием для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, составления протокола об административном правонарушении от 07.05.2018 и принятия постановления от 18.05.2018  № 1/15.14-2018/206 о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 6 690 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статей 15.14. КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 15.14. КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая, как и большинство статей Кодекса, является бланкетной. В этой связи при производстве по делу об административном правонарушении, связанном с нецелевым использованием бюджетных средств, должностное лицо органа административной юрисдикции должно дать правовую оценку действиям (бездействию) лица, в отношении которого ведется производство по делу, по соблюдению им норм, содержащихся в федеральных законах и подзаконных актах, регламентирующих правоотношения в области бюджетной сферы, а также в иных нормативных правовых актах.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из оспариваемого постановления, учреждению вменяется нарушение пунктов 2.4, 2.5, 3.2, 3.3 постановления Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 и раздела II п. 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 № 34.

Постановлением Правительства РС (Я) от 26.06.2014 № 179 утверждены нормативы финансирования на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Постановлением Правительства РС (Я) от 29.04.2014 № 117 утвержден Порядок (далее - Порядок) расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и устанавливает порядок предоставления и расходования средств субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Согласно пункту 2.4. Порядка субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.5. Порядка в случае изменения количества обучающихся, наличия остатков средств на начало календарного года, образования экономии, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, поправочные коэффициенты корректируются, объем субвенции перераспределяется между муниципальными районами и городскими округами Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 3.2 Порядка, субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:

а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях:

б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;

в) игры, игрушки;

г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности;

д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Согласно пункту 3.3 Порядка, муниципальные районы, городские округа при распределении, а также перераспределении объема средств между муниципальными общеобразовательными организациями учитывают остатки средств на начало календарного года, образовавшуюся экономию, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, согласно муниципальному нормативному правовому акту. При этом средства могут быть направлены по следующей приоритетности:

а) на достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников;

б) на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

в) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Согласно пункту 4.2. Порядка возврат и использование остатков субвенций после завершения финансового года осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, и их возврат в бюджеты муниципальных образований Республики Саха (Якутия), которым они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов, устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 4.3. Порядка в случае, если неиспользованный остаток средств субвенции не перечислен в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), указанные средства подлежат взысканию в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Административным органом установлено, что заявителем произведены расходы, не соответствующие целям получения субвенции на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования за счет средств РС (Я) в сумме 133 798,37 руб.

Как следует из материалов дела, соглашением от 09.01.2017 №34 и дополнительными соглашениями от 30.06.2017 и от 21.11.2017 к Соглашению от 09.01.2016 №34 на обеспечение государственных гарантий прав, на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2017 год, заключенными между администрацией МО «Нерюнгринский район» PC (Я) и Министерством образования PC (Я), бюджету МО «Нерюнгринский район» PC (Я) предоставлена субвенция в размере 471 042 600,00 руб.

В учреждении по состоянию на 01.01.2017 неиспользованный остаток субвенции на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта общего образования составил 1 823 197,07 руб.

В учреждении при уточненном плане с учетом остатка на начало года на сумму 26 370 197,07 руб., кассовые расходы за 2017 год составили 26 370 197,07 руб. или исполнено на 100,00%.

За счет не использованных остатков субвенции на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования с фонда оплаты труда в 2017 году произведены расходы за вывоз ТБО, штраф, пени, продукты питания в размере 133 798,37 руб.

Указанные расходы не входят в перечень учебных расходов, непосредственно связанных с образовательным процессом.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, и указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что дошкольным образовательным учреждением произведено нецелевое использование субвенции.

При возникновении потребности в оплате расходов, на которые не выделены лимиты бюджетных обязательств, либо объема доведенных лимитов не достаточно, у получателя бюджетных средств есть право направить распорядителю средств бюджетную заявку об увеличении лимитов бюджетных обязательств по одной статье бюджетной классификации за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств по другой статье бюджетной классификации.

При этом суд признает ошибочными выводы Министерства в части нарушения учреждением раздела II п. 2.2.3 Соглашения от 09.01.2017 № 34, поскольку заявитель стороной указанного соглашения не являлся.

Решением Нерюнгринского районного суда Республики Саха (Якутия) по делу №5/1-194/2018 постановление от 18.05.2018 №1/15.14-2018/205 о признании заведующей МБДОУ №55 «Полянка» города Нерюнгри Нерюнгринского района Аюровой М.П. виновной в совершении административного правонарушения  предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ оставлено без изменения.

В абзаце 2 пункта 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 (введен Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 № 71) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.

Из вышеизложенного следует, что арбитражным судом в рассматриваемом случае должна быть принята во внимание оценка обстоятельств, данных судом общей юрисдикции в решении от 24.10.2018 по делу № 5/1-194/2018.

Исходя из установленных обстоятельств, а так же учитывая решение суда  общей юрисдикции и принципа правовой определенности, который предполагает в частности,  стабильность судебных актов и принятых в них правовых оценок, заявленные требования учреждения о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2018 г. № 1/15.14-2018/206 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежащими удовлетворению.    

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требования муниципального дошкольного образовательного учреждения № 55 «Полянка» города Нерюнгри Нерюнгринского района о признании незаконным и отмене постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 18.05.2018 № 1/15.14-2018/206 о назначении административного штрафа по делу об  административном правонарушении от 07.05.2018 № 1/15.14-2018/206, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья                                                                                                                        Кайдаш Н. И.