Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, бокс 8, год Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело № А58-1495/2012
резолютивная часть решения объявлена 4 июня 2012 года
мотивированное решение изготовлено 9 июня 2012 года.
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мохначевской Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске (государственный орган ) к Военному комиссариату Республики Саха (Якутия) (ответчик) о взыскании 179 817,16руб. санкции и по встречному иску о признании недействительным решения, с участием представителей заявителя ФИО1 (доверенность от 16.02.12 №1-12), ФИО2 (доверенность от 04.06.12 №9-12), ответчика ФИО3 (доверенность от 30.05.12 № 414),
установил:
Государственный орган обратился в суд с заявлением от 20.02.12 №22/1299 о взыскании с ответчика 179 817,16руб. санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон).
Данное требование основано на решении государственного органа о привлечении ответчика как плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства от 03.10.11 №016/034/162-2011.
Ответчик не согласен с требованием государственного органа по основаниям, приведенным в возражении без даты и номера, поступившим в суд 03.04.12, а также встречным исковым заявлением без даты, без номера, поступившим в суд 04.06.12 просит признать недействительным указанное решение государственного органа от 03.10.11 № 016/034/162-2011.
Как следует из возражений ответчика, он не согласен с выводами государственного органа о предоставлении недостоверных сведений, выразившихся в не отражении отдельной строкой в форме документов индивидуального пенсионного страхования стажа застрахованных лиц: в период нахождения в служебной командировке за пределами районов Крайнего Севера; в период нахождения в учебном отпуске.
С учетом отсутствия возражений представителей государственного органа, суд, руководствуясь статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, протокольно определил встречное исковое заявление принять и рассмотреть с первоначальным заявлением.
Ответчик является юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 15.10.99, основной государственный регистрационный номер <***>, идентификационный номер налогоплательщик 1435043146.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Должностным лицом государственного органа ФИО2 на основании решения Исполняющего обязанности руководителя государственного органа ФИО4 от 20.07.11 №016/034/162-2011 проведена с 20.07.11 по 16.08.11 выездная проверка документов ответчика, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.08 по 31.12.10.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 26.08.11 №016/034/162-2011.
Проверкой установлено, что за отчетный период 1 полугодия 2010 года из выборочно проверенных 57 индивидуальных сведений по 22 сведениям застрахованных лиц, за отчетный период 2 полугодия 2010 года из 63 индивидуальных сведений по 32 сведениям застрахованных лиц ответчиком в нарушение Инструкции по заполнению форм документов индивидуального пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.06 №192п, представлены недостоверные сведения о сумме начисленных страховых взносов и страховом стаже, требующие отражения отдельной строкой, в отношении указанных лиц о периодах нахождения:
в отпуске без сохранения заработной платы с признаком (отметкой) «АДМИНИСТР»;
в служебной командировке за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в дополнительном учебном отпуске,
а также недостоверно отражены периоды трудовой деятельности ряда застрахованных лиц.
Предложено привлечь ответчика к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в размере 180 560,99руб.
Акт выездной проверки от 26.08.11 № 016/034/162-2011 вручен 29.08.11 Исполняющему обязанности военного комиссара Республики Саха (Якутия) ФИО5
Уведомлением от 30.08.11 № 016/034/162-2011, полученным 30.08.11 Исполняющим обязанности военного комиссара Республики Саха (Якутия) ФИО5, государственный орган известил ответчика о месте и времени рассмотрения материалов выездной проверки по акту № 016/034/162-2011 от 26.08.11.
Ответчиком представлено возражение по акту от 08.09.11 №699, согласно которому ответчик не согласен в части выводов заявителя в отношении служебных командировок за пределами районов Крайнего Севера, периодов дополнительных учебных отпусков, даты увольнения ФИО6
По результатам рассмотрения в присутствии уполномоченных представителей ответчика акта выездной проверки от 26.08.11 № 016/034/162-2011, других материалов проверки, письменного возражения ответчика от 08.09.11 № 699, исполняющим обязанности руководителя заявителя ФИО4 вынесено решение от 03.10.11 № 016/034/162-2011 о привлечении ответчика к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Государственный орган согласился с возражениями ответчика на акт проверки только в отношении стажа ФИО7, в остальной части не согласился, указав, что:
в блоке «Стаж работы за расчетный период» формы СЗВ-6-1 организация должна заполнить на работника несколько строк с указанием льготных периодов с исключением из них командировок работников в местности, не признаваемые районами крайнего Севера и приравненными к ним местностями;
период нахождения работника в учебном отпуске с отрывом от производства не может быть засчитан в льготный стаж с кодом территории «РКС» (районы Крайнего Севера).
Данным решением на ответчика наложен штраф по статье 17 Закона в размере 179 817,16руб.
Из данного решения следует, что:
за 1 полугодие 2010 года сумма взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым установлено предоставление 22 недостоверных сведений составила 728 622,82 руб., а санкция 72 862,28 руб. (728 622,82 руб. х 10%);
за 2 полугодие 2010 года сумма взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым установлено предоставление 31 недостоверного сведения составила 1 069 548,75 руб., а санкция 106 954,88 руб. (1 069 548,75 руб. х 10%).
Данное решение получено 07.10.11 Военным комиссаром Республики Саха (Якутия) ФИО8
Ответчик обратился в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) с жалобой (возражение от 11.10.11 №832) на решение от 03.10.11 № 016/034/162-2011.
Решением Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 28.10.11 № 34 (исходящий от 01.11.11 № 30-10289) в удовлетворении жалобы ответчика (возражение от 11.10.11 №832) отказано, решение государственного органа от 03.10.11 №016/034/162-2011 оставлено в силе.
Указанное решение согласно штампу на его оригинале, представленном ответчиком, было получено ответчиком 07.11.11 за входящим №5217.
На основании решения от 03.10.11 №016/034/162-2011государственным органом выставлено требование от 31.10.11 №57-А об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, которым ответчику предложено в срок до 17.11.11 уплатить штраф в размере 179 817,16руб.
Требование направлено государственным органом ответчику 03.11.11 заказным письмом №67702744011179, что подтверждается реестром заказных писем.
Доказательства добровольного исполнения данного требования заявителя об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ответчик суду не представил.
Как следует из возражений ответчика, он не согласен с выводами государственного органа о предоставлении недостоверных сведений, выразившихся в не отражении отдельной строкой в форме документов индивидуального пенсионного страхования стажа застрахованных лиц: в период нахождения в служебной командировке за пределами районов Крайнего Севера; в период нахождения в учебном отпуске.
Следовательно, в остальной части выявленных государственным органом нарушений ответчик не спорит.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В связи с этим, обстоятельства, указанные в заявлении государственного органа от 20.02.12 №22/1299, за исключением оспариваемых ответчиком в возражениях, следует считать признанными ответчиком.
В соответствии со статьей 1, подпунктом 5 пункта 2, пунктом 4 статьи 11 Закона страхователи, в частности, юридическое лицо, осуществляющее прием на работу по трудовому договору, а также заключающее договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о страховых взносах и страховом стаже по каждому работающему у него застрахованному лицу, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Инструкцией, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.06 №192п, предусмотрены правила по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, указанной Инструкцией предусмотрены Правила заполнения формы «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» (СЗВ-4-1) и заполнения формы «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица» (СЗВ-6-1) (пункты 14, 27, 43, 71)
При представлении сведений начиная с 2002 года страхователем (работодателем) заполняется форма СЗВ-4-1 при представлении сведений о застрахованном лице, у которого в расчетном периоде были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, которые отражаются в таблице "Стаж работы за отчетный период", либо при необходимости выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми и т.д.;
Форма СЗВ-6-1 (введена Постановлением Правления ПФ РФ от 07.07.10 №166п) предусматривает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица представляется страхователем (работодателем) или физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в территориальный орган ПФР.
Форма СЗВ-6-1 представляется, в случае если в отчетном периоде необходимо указать отпуск без сохранения содержания и (или) получение пособия по временной нетрудоспособности и (или) работу застрахованного лица с необходимостью заполнения реквизитов «территориальные условия труда (код)», «особые условия труда (код)», «исчисление страхового стажа», «условия для досрочного назначения трудовой пенсии».
Обе формы предусматривают указание в стаже работы за расчетный период застрахованного лица начало, окончание периода (дата, месяц, год), территориальных условий труда (код), условия для досрочного назначения трудовой пенсии.
В Инструкции в приложении 1 (Классификатор параметров, используемых в формах документов индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в разделе «Территориальные условия» предусмотрен код «РКС» (район Крайнего Севера).
Ответчик не оспаривает, что в формах документов индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 1 и 2 полугодия 2010 года, подвергнутых выборочной проверке государственным органом, включал в стаж работников, отдельно не выделяя, периоды нахождения этих работников в служебных командировках за пределами районов Крайнего Севера, в учебных отпусках с отрывом от производства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, гражданам за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Подпунктом 11 пункта 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, воспроизводятся нормы этого закона о льгот ной пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Следовательно, досрочная пенсия назначается за работу, осуществляемую непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации понятие «служебная командировка» предусматривает выполнение служебных поручений вне места постоянной работы.
Статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации командированным работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с выполнением указанных поручений, но не включение этого периода в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Следовательно, период командировки, проходившей за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не может быть включен в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В то же время работникам, выезжающим в командировку в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, данные периоды засчитываются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, что следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Включение в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в учебном отпуске с отрывом от производства Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 не предусмотрено.
Следовательно, указание ответчиком в формах документов индивидуального (персонифицированного) учета сведений о стаже застрахованных лиц в качестве территориальных условий («РКС») и условий для досрочного назначения трудовой пенсии с включенными в них сведениями о периодах нахождения этих застрахованных лиц в служебных командировках за пределами районов Крайнего Севера и в учебных отпусках с отрывом от производства, но без отражения этих сведений отдельной строкой, свидетельствует о предоставлении государственному органу недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, суд считает, что доводы государственного органа являются обоснованными, доводы ответчика необоснованными, привлечение ответчика к ответственности является правомерным.
Суд, проверив приведенные государственным органом расчет и размер взыскиваемой санкции, находит их правильными и находящимися в пределах суммы санкции, указанной в требовании об уплате налога от 031.10.11 №57-А.
Таким образом, имеются:
основание для взыскания суммы задолженности – решение государственного органа о привлечении к ответственности от 03.10.11 № 016/034/162-2011;
полномочия государственного органа, обратившегося с требованием о взыскании;
правильные расчет и размер взыскиваемой санкции.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводам об обоснованности и правомерности требований государственного органа.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения признаются, обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пункт 4 части 1). Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4).
Согласно пунктам 2, 18 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.0907 №1132 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.
Материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности ответчика только за счет средств федерального бюджета суд полагает возможным оценить как смягчающее ответственность обстоятельство и снизить размер взыскиваемой санкции до 8 990,86руб.
Таким образом, с ответчика следует взыскать 8 990,86руб. санкции, а в остальной части заявленного требования – отказать.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ответчику стало известно о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым по встречному исковому заявлению решении государственного органа от 03.10.11 № 016/034/162-2011 в день получения решения Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 28.10.11 № 34 (исходящий от 01.11.11 № 30-10289) об оставлении в силе этого решения государственного органа от 03.10.11 № 016/034/162-2011, то есть 07.11.11.
В суд с требованием о признании недействительным решения государственного органа от 03.10.11 № 016/034/162-2011, то есть с встречным исковым заявлением, ответчик обратился 04.06.12, то есть с пропуском более чем на три месяца срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства и доказательства, свидетельствующие и подтверждающие наличие уважительных причин пропуска указанного срока, ответчик не привел.
Таким образом, у суда не имеется оснований для восстановления пропущенного ответчиком срока на обращения в суд.
В связи с этим в удовлетворении встречного искового заявления следует отказать полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
взыскать с Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) (<...>) в доход государства с зачислением в Пенсионный фонд Российской Федерации 8 990,86 руб. санкции.
В остальной части заявленного требования отказать.
Во встречном требовании отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.
Судья
В.В. Столбов