Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
10 сентября 2015 года | Дело № А58-2072/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2015.
Полный текст решения изготовлен 10.09.2015.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 23.04.2015 без номера к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене постановления от 14.04.2015 о наложении административного штрафа по делу № 03-13/15РШ об административном правонарушении,
при участии в заседании:
от заявителя – не явился, извещен,
от административного органа - ФИО2 по доверенности от 13.01.2015 № 03/0044,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 23.04.2015 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление, административный орган) об отмене постановления от 14.04.2015 о наложении административного штрафа по делу № 03-13/15РШ об административном правонарушении.
Уточнением от 28.04.2015 заявитель просит постановление о наложении административного штрафа по делу № 03-13/15РШ об административном правонарушении от 14.04.2015 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. признать незаконным и отменить полностью.
Определением суда от 23.06.2015 уточнение принято судом к рассмотрению.
Управление представило отзыв от 18.05.2015 №03-2076, в удовлетворении требований просит отказать.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – возврату заказного письма № 67700089009028 с отметкой организации почтовой связи «истек срок хранения», а также телефонограмме от 26.08.2015, в судебное заседание не явился, представителей не направил, в связи с чем дело на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
Из материалов дела установлено.
18.11.2014 в Управление поступило обращение Министерство внутренних дел по РС (Я) в лице отдела информации и общественных связей о фактах распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах Главного городского портала ykt.ru, а также на странице сайта магазина «Респект», размещенной в социальной сети «В контакте» - vk.com рекламного ролика «Респект» - Цены арестованы» с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе. Заявитель указывает, что в рекламе магазина «Респект» содержится информация способная создать негативный образ сотрудника правоохранительных органов.
Заявитель в рамках заключенного договора об оказании рекламно-маркетинговых услуг с ИП ФИО3 (магазин «Респект») подготовил рекламный видео-ролик для магазина «Респект», информирующий о скидке на ноутбуки.
11.12.2014 Экспертный совет по вопросам применения законодательства Российской Федерации о рекламе при Управлении рассмотрев вопрос, по итогам изучения и обсуждения содержания рекламного ролика магазина «Респект» - «Цены арестованы» на основании Положения об Экспертном органе от 03.10.2005 № 72, придя к выводу о том, что присутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе, в части использования негативного образа сотрудника правоохранительных органов, содержания цен насилия и агрессии, рекомендовал антимонопольному органу возбудить производство по делу по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Определением Управления от 14.01.2015 о возбуждении дела № 03-01/15 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе возбуждено производство по делу.
Решением Комиссии Управления по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по делу № 03-01/15Р от 27.01.2015 реклама магазина «Респект» распространенная с ноября 2014 года с использованием сайтов joker.ykt.ru, http://www.respect14.ru, социальной сети http://vk.com/respect_ykt признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 4, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
По факту нарушения законодательства о рекламе главным государственным инспектором отдела естественных монополий и рекламы Управления в отношении заявителя 02.04.2015 составлен протокол по делу № 03-13/15РШ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
При рассмотрении дела заявителем дано объяснение о том, что вину в нарушении законодательства о рекламе не признает, реклама соответствует требованиям законодательства о рекламе.
Заявитель уведомлением от 24.03.2015 надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 02.04.2015, о чем свидетельствует отметка в уведомлении исх. 03/1181 от 24.03.2015. При составлении протокола об административном правонарушении заявителю разъяснены права, с протоколом заявитель ознакомлен, протокол ему вручен.
Определение о назначении времени и месте рассмотрения дела № 03—13/15РШ исх.№ 03/1308 от 02.04.2015 заявителю вручено надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка в документе личной росписью о получении 02.04.2015.
14.04.2015 постановлением Управления заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Из пояснений заявителя следует, что он лично определил содержание рекламы, сюжетную линию, сценарий и тексты рекламы, готовый рекламный ролик не согласовывался с рекламодателем ИП ФИО3 перед размещением и распространением на сайтах joker.ykt.ru, http://www.respect14.ru, социальной сети http://vk.com/ respect_ykt.
Статьей 33 Закона о рекламе установлено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих законодательство о рекламе.
Отношения в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 3 Закона о рекламе под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2); товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3); ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4).
Согласно пункту 2 части 4 статьи 5, части 6 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна: призывать к насилию и жестокости; рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Заявитель указывает на то, что суть сюжета заключается в том, что монетки, как денежная единица, не заинтересованы в снижении цены и митингуют против падения/уменьшения цен, тем самым поступают против народа, выступают против финансового благополучия людей как потребителей. В дальнейшем по сюжету подъезжает автобус с сотрудниками правоохранительных органов и производит задержание антисоциальных монеток, которые выступают против финансового благополучия людей.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (далее – Закон о полиции) сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
Согласно статье 6 Закона о полиции полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о полиции сотруднику полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
Таким образом, к спорной рекламе не могут быть применены положения статьи 21 Закона о полиции.
В оспариваемом постановлении антимонопольный орган на основании материалов дела об административном правонарушении пришел к выводу, что в рекламе магазина «Респект» эксплуатируется образ сотрудника правоохранительных органов, который совершает противоречащие нормам законодательства незаконные действия. Поскольку в рекламном ролике демонстрируются явные противоправные действия лиц, олицетворяющих государство, которые направлены в отношении мирной толпы, выражающиеся в виде нападения и совершения в отношении их (толпы) жестоких, агрессивных действий с применением физической силы. При этом данные действия, имеют за собой, явный противоправный характер, а субъекты, ассоциирующиеся с народом, при получении ударов падают, а лопающиеся при ударах дубинками красные шары, создают впечатление, что на поверхности земли разлита кровь, а побитая дубинками толпа, остается лежать на земле, не подавая при этом признаков жизни. Таким образом, действия лиц, олицетворяющих представителей правоохранительных органов, демонстрируемая в сюжете рекламы явно противоречит закрепленным Конституцией РФ принципам, декларирующим права и свободы человека, гражданский мир и согласие, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Кроме того, действия лиц, олицетворяющих сотрудников правоохранительных органов явно противоречат требованиям Закона «О полиции», общепринятым нормам и принципам поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, содержат неэтичный контекст.
В силу части 4, 8 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно части 1 статьи 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.3 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31 - 14.33 настоящего Кодекса;
3) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 установлен перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которые в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России:
- руководители территориальных органов ФАС России;
- заместители руководителей территориальных органов ФАС России;
- начальники отделов территориальных органов ФАС России;
- заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России;
- иные должностные лица территориальных органов ФАС России.
Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено должностными лицами в пределах полномочий, предоставленных им КоАП РФ.
Материалами дела установлена и доказана вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением установлено, то, что в действиях заявителя имеется умысел в совершении административного правонарушения.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлены в суд доказательства того, что ролик не несет нарушений охраняемых общественных правоотношений, и им не доказано то, что сюжет видео-ролика указывает на пресечение сотрудниками правоохранительных органов незаконное, противоправное поведение персонажей-монеток, направленное на ухудшение финансового благополучия населения и не призывает к какому-либо насилию и жестокости.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем не доказано то, что реклама является надлежащей. Управление, обоснованно установив то, что заявитель, не уделив должного внимания при производстве рекламы к требованиям пункта 2 части 4, части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», правомерно привлек его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2015 о наложении административного штрафа по делу № 03-13/15РШ об административном правонарушении отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | Р.И. Эверстова |