НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 02.11.2010 № А58-5391/10

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск Дело № А58-5391/2010

03.11.2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 02.11.2010г., полный текст решения изготовлен 03.11.2010г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б.., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Индголд» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Оймяконскому району Республики Саха (Якутия), Федеральной налоговой службе об обязании выплатить проценты за нарушение сроков возврата НДС за 3, 4 кварталы 2008г., за 1 квартал 2009г. в размере 1 366 541, 17 рублей, возместить убытки (ущерб) в размере 1 873 186,69 рублей, при ведении протокола в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Писаревой Н.С., с участием в судебном заседании представителей ООО «Индголд»» Ивановой Т.С. по доверенности от 6.09.2010г. № 5, ИФНС по Оймяконскому району Ядреева К.И. по доверенности от 11.01.2010г., Григорьева А.В. по доверенности от 11.01.2010, Федеральная налоговая служба - не явились, извещена 26.10.2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Индголд», далее Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Оймяконскому району Республики Саха (Якутия), далее налоговая инспекция, об обязании выплатить проценты за нарушение сроков возврата НДС за 3, 4 кварталы 2008г., за 1 квартал 2009г. в размере 1 366 541,17 руб., возместить убытки (ущерб) в размере 1 873 186,69 руб.

Заявлением от 15.09.2010 Общество уменьшило сумму иска о взыскании процентов за 4 квартал 2008 до 214638, 65 руб.

В основание заявления Общество ссылается на положения пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих при нарушений сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, подлежат начислению проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ; сроки возврата налога налоговой инспекцией нарушены, соответственно должны быть начислены проценты на невозмещенные своевременно суммы НДС; согласно ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, факт причинения Обществу убытков и их размер подтверждены кредитными договорами, незаконные действия инспекции причинили Обществу убытки в виде расходов на уплату процентов за пользование кредитами, Общество уплатило банку за пользование кредитных сумм в связи с несвоевременным возвратом НДС 1 164 925,74 руб., а также взысканием исполнительского сбора 798 260,95 руб.

В судебном заседании представитель Общества поддержал требования.

Налоговая инспекция с заявлением не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнениях к отзыву, в пояснениях по делу.

Судом установлены обстоятельства дела.

2.03.2009 Обществом представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008, в которой заявлено к возмещению налога на добавленную стоимость 14 495 025 руб.;

16.07.2009 налоговой инспекцией вынесено решение № 52\426 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Решением Управления ФНС России по РС(Я) от 21.12.2009г. №05-23/78/14119 по жалобе Общества решение налоговой инспекции от 16.07.2009 №52\426 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 3 квартал 2008г. изменено, отказано в возмещении 498691,67 руб., возмещено 13996333, 33 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу А58-7688/09 от 25.01.2010г. решение налоговой инспекции от 16.07.2009 признано недействительным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость 303 258,24 руб.

26.01.2010 налоговой инспекцией вынесены решения о зачете №№ 3242 - 3265 на сумму 5 671 973 руб., о возврате №893 на сумму 8 324 360, 98 руб.

Налоговой инспекцией вынесены решения о зачете и возврате на основании заявления Общества от 26.01.2010 №3, поступившего в налоговую инспекцию 26.01.2010 входящий номер 418.

6.04.2010 налоговой инспекцией вынесено решение о возврате №922 на 303 258,24 руб. на основании заявления общества от 5.05.2020 №22\027, поступившего в налоговую инспекцию 6.04.2010 входящий номер 2219.

20.01.2009 г. Обществом представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 2 930 686 руб.

26.06.2009 налоговой инспекцией вынесено решение № 49/404 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Решением Управления ФНС России по РС(Я) от 29.10.09г. №05-23/67/12214 по жалобе ООО «Индголд» решение инспекции 49/404 от 26.06.2009г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 4 квартал 2008г. удовлетворено в пользу налогоплательщика на сумму 2 780 836,18 рублей, отказано в возмещении 149 849,82 руб.

Решением Арбитражного суда PC(Я) от 22.01.2010 года №А58-6071/2009, решение инспекции 49/404 от 26.06.2009г. с учетом изменений внесенных решением УФНС от 29.10.09г. №05-23/67/12214 признано не действительным в части отказа НДС на сумму 141 571,52 руб. Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 года решение арбитражного суда от 22.01.2010 года №А58-6071/2009 отменено

Возмещение произведено на основании решения вышестоящего налогового органа от 29.10.2009г. (входящий 8545 от 06.11.2009 года) без заявления налогоплательщика в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 2 780 836,18 рублей 11.11.2010 год.

Налоговой инспекцией решение о зачете на указанную сумму 2 780 836,18 руб. не выносилось.

18.04.2009 Обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 7 114 356 руб.

09.09.2009 налоговой инспекцией вынесено решение № 53 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Решением Управления ФНС по PC(Я) № 05-23/76/14106 от 21.12.2009 решение налоговой инспекции отменено, жалоба удовлетворена, возмещен налог на добавленную стоимость 7 114 356,00 руб.

26.01.2010 налоговой инспекцией вынесено решение №894 о возврате налога на добавленную стоимость 7 114 356 руб. на основании заявления от 26.01.2010 входящий номер 418.

Общество 26.01.2010г. обратилось в Инспекцию с заявлением от 26.01.2010г. №4 об уплате процентов за нарушение сроков возврата НДС.

25.03.2010г. Общество обратилось в Управление ФНС по РС (Я) с жалобой на бездействие налоговой инспекции

Решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) от 18.05.2010г. № 05-24/31/05433 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, со ссылкой на то, что налоговой инспекцией возмещение налога произведено в соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 176 НК РФ при наличии письменного заявления налогоплательщика.

Полагая, что налоговой инспекцией несвоевременно возмещена сумма налога на добавленную стоимость, причинены убытки неправомерными действиями должностных лиц налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налоговой инспекции, ФНС процентов за нарушение срока возврата налога и убытков.

Суд, исследовав материалы дела, доводы представителей сторон, установил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, далее Кодекс, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 176 Кодекса по окончании камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 176 Кодекса по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, одновременно с которым принимается: решение о возмещении полностью либо частично суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью либо частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Пунктом 4 статьи 176 Кодекса предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Из пункта 6 статьи 176 Кодекса следует, что сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Согласно положениям пунктов 7, 8 статьи 176 Кодекса решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В соответствии с пунктом 10 статьи 176 Кодекса при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда налог должен быть возвращен в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога.

При этом в случае представления налогоплательщиком заявления о возврате налога по истечении срока, предусмотренного для проведения камеральной налоговой проверки, дата представления этого заявления является началом исчисления 12-дневного срока, предусмотренного пунктом 10 статьи 176 Кодекса.

Указанная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2007г. № 13584/06, от 28.11.2006г. № 9355/06.

Судом на основе материалов дела установлено: Обществом представлены заявления №3 от 26.01.2010, №22\027 от 5.04.2010 о зачете сумм налогов, подлежащих уплате в счет сумм НДС, подлежащих возмещению, перечислении оставшейся суммы после зачета на расчетный счет в налоговую инспекцию соответственно 26.01.2010 (входящий номер 418), 6.04.2010 (входящий номер 2215);

заявлением №3 от 26.01.2010 Общество просит произвести зачет НДФЛ в сумме 613 000 руб., оставшуюся сумму от возмещенного НДС возвратить на расчетный № 40702810516301036205 ЗАО «ФИА-Банк» г.Тольятти, при этом в заявлении не указан налоговый период, за который Общество просит произвести зачет и возврат налога;

заявлением №20\027 от 5.04.2010 Общество просит произвести зачет сумм налогов в части федерального бюджета за счет суммы НДС, подлежащей возмещению; оставшуюся сумму НДС НДС, подлежащую возмещению, перечислить на расчетный счет № 40702810900050000106 Филиал «Магаданский» ООО КБ «Адмиралтейский» г.Магадан; при этом в заявлении не указан налоговый период, за который Общество просит произвести зачет и возврат налога;

налоговой инспекцией указанные заявления от 26.01.2010, от 5.04.2010, поступившие в инспекцию соответственно 26.01.2010, 6.04.2010 приняты в качестве заявления о зачете (возврате) НДС 3 квартал 2008, за 1 квартал 2009, вынесены соответствующие решения о зачете и возврате.

Обществом согласно расчетам заявлены проценты за несвоевременный возврат налога за 3 квартал 2008 в сумме 13996333,33 руб., начиная с 16.06.2009 по 02.20.2010, в сумме 303258,04 руб. начиная с 16.06.2009 по 08.04.2010; несвоевременный возврат налога за 4 квартал 2008 в сумме 2780836,18 руб., начиная с 06.05.2009 по 02.02.2009, в сумме 141571.52 руб., начиная с 6.05.2009 по 26.04.2010; несвоевременный возврат налога за 1 квартал 2009 в сумме 7114356 руб., начиная с 5.08.2009 по 2.02.2010;

тем самым Общество подтверждает, что денежные средства в соответствующих размерах поступили на расчетный счет Общества, указанный в заявлениях.

В судебное заседание 14.10.2010 представителем Общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: - копии заявления от 25.03.2009 №37 о перечислении денежных средств после принятия решения о возмещении НДС за 3 квартал 2008 на расчетный счет № 40702810900050000106 Филиал «Магаданский» ООО КБ «Адмиралтейский» г.Магадан.; в доказательство получения этого заявления налоговой инспекцией Обществом представлена копия почтового уведомления № 68492;

копии заявления от 22.04.2009 №55 о принятии решения о возврате НДС за 1 квартал 2009 на расчетный счет № 40702810516301036205 ЗАО «ФИА-Банк» г.Тольятти; в доказательство получения этого заявления налоговой инспекцией Обществом представлена копия почтового уведомления № 45202.

В судебное заседание 2.11.2010 представлена копия заявления от 13.04.2009 №45 о перечислении денежных средств после принятия решения о возмещении НДС за 4 квартал 2008г. на расчетный счет № 40702810900050000106 Филиал «Магаданский» ООО КБ «Адмиралтейский» г.Магадан; в доказательство получения этого заявления налоговой инспекцией Обществом представлена копия почтового уведомления № 42586.

В судебное заседание 2.11.2010 представлены подлинные заявления от 25.03.2009 №37, от 22.04.2009 № 55, от 13.04.2009 №45, подлинные почтовые уведомления № 6849, 45202, 42586.

Налоговая инспекция возражает против представленных заявлений, ссылаясь на то, что данные почтовые уведомления не являются доказательствами о вручении заявлений о возврате и зачете сумм НДС, поскольку юридический адрес налогоплательщика 678730 РС(Я), Оймяконский улус, п.Усть-Нера, ул. Индигирская д.96; согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц в г.Магадане филиал (подразделение) Общества отсутствует;

заказным письмом 68492,, почтовое уведомление получено секретарем ИФНС по Оймяконскому району Шайхиевой А.Г. 25.03.2009г., направлено и получено налоговой инспекцией налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2009г., что подтверждено штрих кодом ПОЧТА РОССИИ № 685000 89 68492 3;

заказным письмом 45202 , почтовое уведомление 7.05.2009г. получено секретарем ИФНС по Оймяконскому району Шайхиевой А.Г., направлены согласно описи вложения ценного письма, удостоверенной печатью почтового отделения, и получены налоговой инспекцией, бухгалтерский баланс форма№1, отчет о прибылях и убытках форма №2, декларация по налогу на имущество, декларация по налогу на прибыль, налоговый расчет по транспортному налогу, налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2009, что подтверждено штрих кодом ПОЧТА РОССИИ № 685000 87 45202 9, почтовым конвертом с соответствующим штрих кодом ПОЧТА РОССИИ № 685000 87 45202 9;

заказным письмом 42586, почтовое уведомление 29.04.2009 получено секретарем ИФНС по Оймяконскому району Шайхиевой А.Г., направлена согласно описи вложения ценного письма, удостоверенной печатью почтового отделения 14.04.2009, и получена налоговой инспекцией уточненная налоговая декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 по КНД 1151065, подтверждено штрих кодом ПОЧТА РОССИИ № 685000 86 42586 4, почтовым конвертом с соответствующим штрих кодом ПОЧТА РОССИИ № 685000 86 42586 4.

В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств дела, суд критически оценивает заявленный довод Общества о представлении заявлений от 25.03.2009 №37 о возврате налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 на расчетный счет № 40702810900050000106 Филиал «Магаданский» ООО КБ «Адмиралтейский» г.Магадан.; от 22.04.2009 №55 о возврате налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 на расчетный счет № 40702810516301036205 ЗАО «ФИА-Банк» г.Тольятти; заявления от 13.04.2009 № 45 о возврате налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 и не может принять их в качестве относимого и допустимого доказательства того, что Общество обращалось в налоговую инспекцию о возврате налога на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2008 г., 1 квартал 2009г., поскольку представленные налоговой инспекцией в суд описи вложимого в заказное письмо опровергают факт направления налогоплательщиком указанных заявлений. Доказательства обратного, в том описи вложения в заказные указанные письма с указанием заявлений, обществом не представлены.

Суд, исходя из положений статьи 176 Кодекса, считает, что заявления о возврате должны содержать ходатайство о возврате (зачете) налога на добавленную стоимость за конкретный налоговый период, с указанием суммы налога, подлежащей возмещению по налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств дела, положений Кодекса, суд приходит к выводу о том, что в случае представления налогоплательщиком заявления о возврате налога по истечении срока, предусмотренного для проведения камеральной налоговой проверки, дата представления этого заявления является началом исчисления 12-дневного срока, предусмотренного пунктом 10 статьи 176 Кодекса; в случае, если налогоплательщиком не представлены в налоговую инспекцию заявления о возврате (зачете) сумм налога на добавленную стоимость за конкретные налоговые периоды, то проценты не могут быть начислены с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно быть вынесено решение о возмещении.

Таким образом, по настоящему делу, поскольку доказательства представления Обществом в налоговую инспекцию заявлений о возврате (зачете) налога на добавленную стоимость за конкретные налоговые периоды 3 и 4 кварталы 2008, 1 квартал 2009 не представлены, то отсутствуют правовые основания для начисления процентов с 12-го дня после завершения камеральных налоговых проверок, по итогам которых должны быть вынесены решения о возмещении.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость.

2.Обществом заявлено исковое требование о взыскании убытков (ущерба) в результате уплаты банку за пользование кредитных сумм в связи с несвоевременным возвратом НДС всего 1 873 186,69 руб. (1 164 925,74 руб.+708 260,95 руб.).

В основание требования о взыскании убытков общество ссылается на следующее:

1. Общество осуществляет производственную деятельность, имеющую сезонный характер, по добыче драгоценных металлов (золота), начало сезона - март, окончание – ноябрь; решениями налоговой инспекции Обществу созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нанесен ущерб в особо крупном размере именно в период сезона; в результате несвоевременного получения сумм налога на добавленную стоимость Общество вынуждено было обратиться за займами в кредитные учреждения, чтобы начать производственную деятельность; факт причинения Обществу убытков и их размер подтверждены кредитными договорами: № 16558 от 06.05.2009 г. в размере 25 000 000 руб. со сроком погашения кредита 05 июня 2009 г., с начислением процентов за пользование кредитом в размере 19 % годовых от фактической ссудной задолженности; № 17715 от 24.12.2009 г. в размере 20 000 000 руб. со сроком погашения кредита не позднее 12 ноября 2012 г., с начислением процентов за пользование кредитом в размере 13,75 % годовых от фактической ссудной задолженности; № 17761 от 30 декабря 2009 г. в размере 19 000 000 руб. со сроком погашения кредита не позднее 12 ноября 2012 г., с начислением процентов за пользование кредитом в размере 13,75 % годовых от фактической ссудной задолженности; незаконные действия инспекции причинили Обществу убытки в виде расходов на уплату процентов за пользование кредитами 1 164 925,74 руб.

2.  28.09.2009 г. налоговой инспекцией вынесено постановление № 59 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) в общей сумме 5 560 215,54 руб., в т.ч. налогов 5279 606,77 руб., пени 266265,77 руб., штрафов 14 343 руб.; 29.09.2009 Оймяконским районным отделом судебных приставов по РС(Я) вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с должника ООО «Индголд» в доход государства 5 560 215,54 руб., одновременно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы, что составляет 389 215,09 руб.; инкассовым поручением от 22.03.2010 г. № 26 исполнительский сбор взыскан с расчетного счета Общества; 18.12.2009 г. налоговой инспекцией вынесено постановление № 74 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) в общей сумме 4 557 798,01 руб., в т.ч. налогов 4 542 670,68 руб., пени 15 127,33 руб.; 21.12.2009 Оймяконским районным отделом судебных приставов по РС(Я) возбуждено исполнительное производство о взыскании с должника ООО «Индголд» в доход государства 4 557 798,01 руб.; 27.12.2009 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 %   от подлежащей взысканию суммы, что составляет 319 045,86 руб.; 11.01.2010 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства с учетом исполнительского сбора в общей сумме 4 860 657,63 руб.; инкассовым поручением от 22.03.2010 г. № 25 указанная сумма снята с расчетного счета Общества;

Общество считает, что вынесение постановлений 28.09.2009 и 18.12.2009 постановлений № 59, 74 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) в сумме 5 560 215,54 руб. и 4 557 798,01 руб. соответственно при наличии решений Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) судебных актов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) противоречит положениям части 4, 5 статьи 176 НК РФ и в результате чего обществу был нанесен ущерб в размере 708 260,95 руб. ( в сумме исполнительского сбора).

Налоговая инспекция с исковым требованием о взыскании убытков не согласна, ссылаясь на следующее:

Общество  в 2006 году добыто 239 кг золота, при объеме выручки 101 796 тыс.. руб., в 2007 году добыто 225 кг золота, при объеме выручки 108 597 тыс.руб., в 2008 году добыто 167 кг золота, при объеме выручки 145 054 тыс. руб., в 2009 году добыто 123 кг золота, при объеме выручки 118 942 тыс.; налогоплательщиком в 2008-2009 г.г. в инспекцию представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость со следующими исчисленными суммами налога (- к возмещению/ + к уплате): за 1 кв. 2008 г. -5 241 225 руб., в том числе заявленных налоговых вычетов 5 241 255 руб.; за 2 кв. 2008 г. 0руб. за 3 кв. 2008 г. -14 495 025 руб., в том числе заявленных налоговых вычетов 24 676 743 руб.; за 4 кв. 2008 г. -2 780 836 руб., в том числе заявленных налоговых вычетов 2 930 686 руб.; за 1 кв. 2009 г. -7 114 356 руб., в том числе заявленных налоговых вычетов 7 114 356 руб.; за 2 кв. 2009 г. 76 271руб., за 3 кв. 2009 г. -12 251 357 руб., в том числе заявленных налоговых вычетов 12 846 272 руб.; за 4 кв. 2009 г. -353 455 руб., в том числе сумма заявленных налоговых вычетов 1 143 408 руб.; при этом доходы (в т.ч. внереализационные) у ООО «Индголд» составляют за 2008 год 153 967 466 руб., расходы (в т.ч. внереализационные) 151 781 412 руб., итого прибыль 2 186 054 руб., сумма заявленных налоговых вычетов составляет 32 848 654 руб.; за 2009 год доходы (в т.ч. внереализационные) составляют 130 022 629 руб., расходы (в т.ч. внереализационные) 233 785 626 руб., итого убыток 103 762 997 руб., сумма заявленных налоговых вычетов составляет 21 104 036 руб.; по сведениям ООО «Индголд» выполнил план на промсезон 2010г., по добыче золота;

довод Общества о том, что расходы Общества по кредитным договорам произведены в целях восстановления нарушенного права общества на получение возмещения по НДС, и являются реальным ущербом, подлежащим возмещению, необоснован;

факт получения Обществом кредитов не может являться причиной нанесения ущерба Обществу, поскольку кредитные договоры - по своей сути являются добровольными сделками, направленными на возникновение соответствующих правоотношений с кредитными учреждениями, и не могут быть расценены судом, как обоснование расходов Общества на восстановление нарушенного права;

в данном случае Обществом не доказана причинно-следственная связь между фактами несвоевременного получения сумм возмещенного НДС и якобы имеющейся необходимостью заключения вышеуказанных кредитных договоров;

постановление №59 от 28.09.2009г. о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 5 560 215,54 руб., было исполнено не через службу судебных приставов, а за счет возмещения НДС, а также в результате уплаты налогоплательщиком через расчетный счет, зачтено НДС от 11.11.09г. в сумме 2 780 836 руб., зачтено НДС от 20.01.10г. в сумме 345 442 руб., пени 157 489,80 руб., штраф 100 рублей НДФЛ от 20.01.10г., зачет с НДС в сумме 107 082 руб., и штрафы 11 243 руб., ЕСН 159 311,53 руб., зачтено НДС 20.01.2010г.; налог на имущество от 08.02.2010г., уплачено налогоплательщиком в сумме 61 308 руб., НДПИ уплачен налогоплательщиком в сумме 1 914 431 руб. 20.10.2010, водный налог штраф 300 рублей зачет с НДС 20.01.2010, штрафы за нарушения законодательства о налогах и сборах ст.116,117,118, в сумме 2700 руб. зачтены в счет НДС 20.01.2010;

постановление №74 от 18.12.2009г. о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 4 557 798,01 руб., исполнено не через службу судебных приставов, а за счет возмещения НДС и налога на прибыль: ЕСН налог в сумме 705316 рублей и пени в сумме 11534,39 рублей зачтено с НДС 20.01.2010г. и с налога на прибыль, НДПИ в сумме 3810951 руб.и пени в сумме 3592,94 руб. зачтено с НДС 20.01.2010, водный налог в сумме 26403,68 рублей зачтен с НДС 20.01.2010.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071).

Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, для применения ответственности, предусмотренной статьями 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда и доказанность его размера, противоправность поведения, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

При этом истец должен доказать факт причинения убытков и их размер, ответчик обязан доказать отсутствие в его действиях вины. Вопрос о наличии причинной связи решается судом.

Как установлено судом, основания для взыскания процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за 3 и 4 кварталы 2008, 1 квартал 2009 отсутствуют по тому основанию, что обществом не представлены доказательства представления в налоговую инспекцию заявлений о возврате (зачете) налога за конкретно указанные налоговые периоды.

При таких обстоятельствах следует признать, что налогоплательщиком допущена неосмотрительность при осуществлении права на возврат (зачет) налога на добавленную стоимость за 3 и 4 кварталы 2008 , 1 квартал 2009, который при представлении налоговых деклараций за указанные налоговые периоды с суммой налога к возмещению, не представил в налоговую инспекцию соответствующие заявления.

Материалами дела, судебными актами установлено, что налоговой инспекцией необоснованно отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, тем самым доказана противоправность действий налоговой инспекции. Однако доказательства вины налоговой инспекции именно в несвоевременном зачете и возврате спорных сумм налога за указанные налоговые периоды материалами дела не установлены.

Обществом не представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между несвоевременными зачетом и возвратом налога на добавленную стоимость всего 64058563,65 руб. и размером убытков в виде начисленных процентов, начисленных в соответствии с заключенными обществом кредитным договором, поскольку общество, осуществляя предпринимательскую деятельность по добыче золота, который носит сезонный характер, несет риск возможных неблагоприятных последствий.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 45 Кодекса в их взаимосвязи налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пункту 1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В силу пункта 3 статьи 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Согласно пункту 5 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Как установлено судом, налоговая инспекция на оснований решений Управления ФНС по Республике Саха (Якутия), которыми отменены /изменены решения налоговой инспекции, на основании судебных актов осуществлены зачеты в погашение недоимки, в том числе по налогам, пеням и штрафам, подлежащим взысканию по указанным постановлениям о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет имущества, и возвраты сумм налога. При этом зачеты и возвраты произведены налоговой инспекцией самостоятельно. Общество, проявив неосмотрительность при применении права на зачет и возврат налога, не представил заявления в налоговую инспекцию о зачете суммы налога на добавленную стоимость в счет недоимки, в том числе по погашению задолженности 5 560 215,54 руб., взыскиваемых постановлением № 59 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов), задолженности 4 557 798,01 руб., взыскиваемых постановлением № 74 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов).

Согласно статье 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исходя из указанного суд не находит причинно-следственной связи между уплатой исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа о взыскании налогов за счет имущества в установленный для добровольного исполнения срок, при том условии, что налогоплательщиком не представлены в суд доказательства исполнения требований об уплате налога, пени, штрафов, в том числе путем обращения в налоговую инспекцию о зачете налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению, в погашение недоимки по налогам.

С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств причинения обществу вреда данными действиями, а также недоказанности наличия причинно-следственной связи между несвоевременными зачетом и возвратом налога на добавленную стоимость и размером убытков в виде начисленных и уплаченных процентов за пользование кредитом, уплатой исполнительского сбора, исковые требования о взыскании убытков отклоняются судом ввиду необоснованности.

Судебные расходы относятся на ООО «Индголд». При предъявлении заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина 39 198,64 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования об обязании выплатить проценты за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2008 года, 1 квартал 2009 в размере 1 366 541,17 00 руб., обязании возместить убытки в размере 1 873 186,69 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия,

в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья Е.Б.Бадлуева