АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-5997/2023
город Саранск 03 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Макеевой С.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пышковой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Центр культуры имени А.В.Ухтомского" Рузаевского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании убытков в размере 25850 руб. 51 коп.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО1,
о взыскании задолженности в размере 25850 руб. 51 коп.,
при участии:
от истца: ФИО2 – представителя по доверенности №27 от 01.01.2023,
от ответчика: представитель не явился,
от третьего лица: ФИО1,
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Центр культуры имени А.В.Ухтомского" Рузаевского муниципального района (далее – Центр культуры, ответчик) о взыскании убытков.
Заявление мотивировано тем, что ответчиком несвоевременно поданы в Фонд сведения в отношении ФИО1 за декабрь 2022 года, подтверждающие ее трудоустройство у ответчика. В связи с чем, ей была проиндексирована пенсия с 01.12.2022 и выплачивалась с указанного времени до 28.02.2023 как пенсионеру, прекратившему работу. В этот период ФИО1 работу не прерывала, в связи с чем, ей излишне выплачено 25850 руб. 51 коп. Просит взыскать указанную сумму с ответчика.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.
Ответчик отзыв на иск не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате заседания уведомлен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Третье лицо ФИО1 иск не признала, указала, что в декабре 2022 года не была трудоустроена. Восстановлена на работе по решению суда в январе 2023 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Центр культуры является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ответчик как страхователь обязан в установленный законодательством срок представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
В исковом заявлении указано, что сведения по форме СЗВ-М за отчетный период «декабрь 2022 года» на ФИО1 Центр культуры в установленный законом срок не представило.
Указанный отчет представлен только 20.01.2023, то есть несвоевременно.
В результате несвоевременного представления сведений работодателем о застрахованном лице за декабрь 2022 года Фонд принял решение об индексации ФИО1, как неработающему пенсионеру, причитающихся выплат в счет пенсии.
В дальнейшем, 03.03.2023 Фондом был составлен акт о выявленном правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также вынесено решение от 14.04.2023 о привлечении Центра культуры к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.
В связи с несвоевременным представлением Центром культуры сведений в отношении ФИО1 по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года, с 01.12.2022 пенсия ей была проиндексирована и выплачена доплата. В период с 01.12.2022 по 28.02.2023 пенсия ФИО1 выплачивалась как пенсионеру, прекратившему работу. Излишне оплачено за этот период 25 850 руб. 51 коп.
Претензия истца о возмещении убытков в указанном размере оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ) выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 – 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В рассматриваемом случае Фонд в обоснование своей правовой позиции указывал на то, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации ФИО1 за период с 01.12.2022 по 28.02.2023 осуществлена работающему пенсионеру исключительно по вине Центра культуры, несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М на указанное застрахованное лицо за декабрь 2022 года.
Между тем, материалами дела установлено, что решение о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации ФИО1, как не работающему пенсионеру вынесено 18.12.2022. Идентичное решение принято и 18.01.2023.
Приказом директора Центра культуры от 02.11.2022 ФИО1 уволена с работы в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13.01.2023 ФИО1 восстановлена на работе с 03.11.2022. Решение суда в окончательной форме принято 20.01.2023.
Исходная форма СЗВ-М за декабрь 2022 года представлена в Фонд своевременно. На 1 застрахованное лицо (ФИО1) в исходной форме сведения не представлены. Сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) на данное лицо представлены 20.01.2023.
Решение о выплате сумм страховой пенсии ФИО1, как работающему пенсионеру принято 14.02.2022, в то время как сведениями об осуществлении указанным работником трудовой деятельности Фонд располагал с 20.01.2023.
Сведения по форме СЗВ-М в последующие периоды представлялись в Фонд ответчиком своевременно.
Частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ именно Фонд обязан на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Вместе с тем, вопреки приведенным выше правовым нормам Фонд, получив от ответчика сведения в отношении ФИО1 за декабрь 2022 года решение о выплате указанному лицу сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии своевременно не принял.
На основании вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между несвоевременным представлением ответчиком сведений за декабрь 2022 года и понесенными Фондом расходами в виде излишне выплаченной пенсии за период с 01.12.2022 по 28.02.2023. Вины Центра культуры в выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации ФИО1 в спорный период не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает заявленные истцом требования в части взыскания с ответчика убытков (переплаченная сумма пенсии) необоснованными.
Согласно части 3 статьи 110Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В настоящем случае, истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины. Поскольку в иске истцу отказано, госпошлина не подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
р е ш и л:
исковые требования Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Н. Макеева