АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1476/2016
город Саранск июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена мая 2016 года .
Решение в полном объеме изготовлено июня 2016 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ятчевой Л.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Мордовского республиканского отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", г.Саранск
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, г.Саранск
о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении от 29.02.2016 №50-2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя: Емельяновой И.С., специалиста по правовой работе, доверенность от 19.02.2016,
от ответчика: Шагаевой Е.В., ведущего специалиста-эксперта, доверенность от 11.04.2016,
у с т а н о в и л:
Мордовское республиканское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" (далее – заявитель, общество, МРО ООО "ВДПО") к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия (далее – ответчик, Терорган, административный орган) о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении от 29.02.2016 №50-2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей.
В обоснование заявления общество, не отрицая факта нарушения срока представления статистической отчетности, считает правонарушение малозначительным, в связи с чем просит постановление отменить, общество освободить от ответственности.
Ответчик в отзыве на заявление и представитель в ходе судебного разбирательства, требования общества не признали, указав на то, что МРО ООО "ВДПО" несвоевременно сдало статистическую отчетность, что повлекло задержку работы по осуществлению контроля всего массива отчетов и работу по осуществлению свода массива отчетов.
При рассмотрении дела установлено, что Мордовское республиканское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021300001623.
18 января 2016 года начальнику отдела статистики уровня жизни, труда и обследований домашних хозяйств от специалиста отдела поступила докладная записка об обнаружении нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности юридическим лицом МРО ООО "ВДПО", из которой следует, что указанной организацией не представлена в установленный срок форма федерального статистического наблюдения №П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", срок представления которой истек 16 января 2016 года.
В связи с чем 10 февраля 2016 года начальником отдела статистики в отношении Мордовского республиканского отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" был составлен протокол об административном правонарушении о совершении правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуальный кодекс Российской Федерации (далее также - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
С объективной стороны такое административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (пункт 9 статьи 8 Закона №282-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N620 (ред. от 22.04.2015) утверждено Положение "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", согласно пункту 3 которого первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24 сентября 2014 года №580 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" (далее – приказ от 24.09.2014 №580) утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, в том числе в Приложении 11 данного Приказа утверждена форма №П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" и указания по заполнению данной формы.
Так, из Приложения №11 Приказа от 24.09.2014 №580 следует, что форма №П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности, в том числе средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера не позднее 15 числа после отчетного периода в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
В пункте 8 указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения №П-4 установлено, что сведения приводятся в целом по организации и по фактическим видам экономической деятельности о численности работников и начисленной заработной плате за отчетный месяц или за период с начала года…
Из материалов дела установлено, что заявителем статистическая форма №П-4 за декабрь 2015 года, срок представления которой 15 января 2016 года, МРО ООО "ВДПО" представило в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия с нарушением указанного срока – 21 января 2016 года.
Факт несвоевременного представления статистической формы №П-4 за декабрь 2015 года (представлена 21 января 2016 года) заявителем не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: формой №П-4 (код формы по ОКУД 0606010) представленной заявителем в электронной форме в 16-02 час. 21/01/2016, протоколом об административном правонарушении от 10.02.2016.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований Приказа Федеральной службы государственной статистики от 24 сентября 2014 года №580 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено ни ответчику, ни суду.
При таких обстоятельствах выводы административного органа о наличии в действиях МРО ООО "ВДПО" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, следует признать обоснованными.
В части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив в установленном порядке представленные доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, нарушений процессуальных норм административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении от 10.02.2016 и принятии постановления о правонарушении №50-2016 от 29.02.2016, которые влекли бы за собой нарушение прав заявителя при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Ответчик назначил обществу наказание в минимально допустимом санкцией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ размере - 20000 руб.
Предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ основания для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, в данном случае судом не установлены.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Постановления Пленума от 02.04.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В пункте 18.1 вышеуказанного Постановления определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае вменяемое обществу правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных Приказом от 24.09.2014 №580.
Какие-либо доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, основанном на его внутреннем убеждении с учетом совокупной оценки обстоятельств дела и только если суд признает, что совершенное лицом правонарушение является малозначительным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, требования Мордовского республиканского отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" о признании незаконным и отмене полностью постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия от 29.02.2016 №50-2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей удовлетворению не подлежат.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв с 24.05.2016 до 31.05.2016.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л:
отказать Мордовскому республиканскому отделению Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене полностью постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия от 29 февраля 2016 года №50-2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.А. Артамонова