НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 30.07.2013 № А39-1967/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1967/2013

город Саранск 01 августа 2013 года

Резолютивная часть объявлена 30 июля 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 1 августа 2013 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Цыгановой Г.А.

при ведении протокола судебного секретарем Кандрашкиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия, р.п. Ромоданово Ромодановского района Республики Мордовия,

к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Анненковская средняя общеобразовательная школа", с. Анненково Ромодановского района Республики Мордовия,

о взыскании 23852 рублей 50 копеек,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – ведущего специалиста-эксперта оценки пенсионных прав, доверенность от 13.07.2013;

от ответчика: представитель не явился;

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия (далее – "заявитель", "управление") обратилось в суд с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Анненковская средняя общеобразовательная школа" (далее – "ответчик" "учреждение", "школа") 23852 рублей 50 копеек штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета на основании статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru в судебное заседание не явился.

Иск рассмотрен по имеющимся в деле документам на основании частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.

Из материалов дела установлено, что управление провело проверку Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Анненковская средняя общеобразовательная школа" за 2009, 2010, 2011 годы, результаты которой оформило актом от 10.01.2013 №1.

В ходе проверки, управление установило факт представления учреждением недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в частности, специального стажа работы, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение на застрахованных лиц, а именно невыделенно отвлечение от основной работы (курсы повышения квалификации, командировки, экскурсии и т.д.).

По результатам рассмотрения материалов проверки начальник Управления вынес решение от 11.02.2013 №2 о привлечении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Анненковская средняя общеобразовательная школа" к ответственности, предусмотренной в абзаце 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 23852 рублей 50 копеек.

В адрес школы было направлено требование от 28.02.2013 №1 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 22.03.2013.

Неуплата ответчиком санкции в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд за ее взысканием.

Рассмотрев представленные материалы, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Из пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок либо представление неполных, недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 19 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Актом проверки установлено, что ответчиком в специальный стаж работников, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были засчитаны отвлечения от основной работы.

Так, учителям: ФИО2, ФИО3 ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, по мнению Управления не должны были засчитываться в специальный стаж работы дни, когда учителя находились с учениками на экскурсиях; курсах повышения квалификации; и в дни отмены занятий в связи с сильным понижением температуры (морозы).

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации (семинары), проведение экскурсии с детьми, освобождение учеников от учебного процесса в связи с погодными условиями (морозы) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений прав работника в результате исполнения приказов работодателя о направлении работника в командировку, проведение экскурсии, отсутствие учебного процесса по независящим от учреждения обстоятельствам.

Таким образом, сведения представленные в Пенсионный фонд РФ о страховом стаже работников, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в отношении: ФИО2, ФИО3 ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 правомерно включило в данный стаж работы период нахождения работников на курсах повышения квалификации, экскурсии и отсутствие учебного процесса в связи неблагоприятными погодными условиями.

Однако, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные школой на ФИО10 за третий квартал 2011 года и на ФИО11 (ФИО12) за 3 - 4 квартал 2011 года, недостоверны (данные, указанные в индивидуальных сведениях не соответствуют данным, указанным в приказах).

Следовательно, привлечение Пенсионным фондом Учреждение к ответственности в виде финансовых санкций предусмотренных абз. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета является правомерным.

Факт представления ответчиком недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета подтвержден материалами дела.

Размер финансовых санкций, предусмотренных Законом за установленный состав правонарушения, исчислен заявителем верно. Доказательств уплаты штрафа ответчиком не представлено.

В то же время, суд считает необходимым указать следующее.

В силу части 1 статье 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (вступил в силу с 01.01.2010) обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к

ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, данный закон не содержит.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом, или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 Закона).

Учитывая принцип справедливости при назначении наказания и соразмерность последнего допущенному правонарушению, а также, принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств - отсутствие умысла, совершение ответчиком правонарушения впервые, отсутствие неблагоприятных последствий и причинение вреда от совершенного правонарушения, отсутствие надлежащего финансирования из бюджета муниципального района, суд считает возможным признать указанные обстоятельства смягчающими ответственность за совершение данного правонарушения и уменьшить размер штрафа до 1000 рублей.

При изложенных обстоятельствах с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Анненковская средняя общеобразовательная школа" подлежит взысканию штраф в размере 1000 рублей.

В части взыскания штрафа в сумме 22852 рублей 50 копеек требования заявителя подлежат отклонению.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 рублей. На основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ арбитражный суд, исходя из имущественного положения Ответчика, считает возможным подлежащую взысканию госпошлину в сумме 2000 рублей уменьшить до 100 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Анненковская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия, р.п. Ромоданово, Ромодановского района Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>) финансовые санкции в сумме 1000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, Управлению отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Анненковская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд республики Мордовия в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Г.А. Цыганова