НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 29.11.2023 № А39-5789/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-5789/2022

город Саранск 18 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коловой Я.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса (ОГРН 1021300004208, ИНН 1326026461, Республика Мордовия, г. Саранск)

к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (ОРГН 1051326063942, ИНН1326194787, Республика Мордовия, г. Саранск)

о признании незаконным заключения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду "Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего малого бизнеса",

о признании недействительным приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №239 от 14.04.2022,

обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в приеме лесной декларации от 14.07.2022 №1, выраженного в письме (извещении) от 14.07.2022 №ЛД-20220714-6213498594-1,

обязании принять лесную декларацию от 14.07.2022 №1,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение "Березниковское территориальное лесничество" (ОГРН 1021301576075, ИНН 1304004070, Республика Мордовия, Большеберезниковский район, с. Большие Березники),

Реводько Денис Аркадьевич, Хайров Денис Раисович, Хайрова Татьяна Николаевна, Ковалев Артем Сергеевич, Бикмаева Луиза Шамильевна, Алмакаева Даяна Рафаэльевна,

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,

у с т а н о в и л:

Мордовская республиканская организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство) о признании незаконным заключения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду "Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего малого бизнеса", о признании недействительным приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия № 239 от 14.04.2022 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Заявление принято судом к производству, возбуждено дело №А39-5789/2022.

Кроме того, Мордовская республиканская организация профсоюза работников среднего и малого бизнеса обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в приеме лесной декларации от 14.07.2022 №1, выраженный в письме (извещении) от 14.07.2022 №ЛД-20220714-6213498594-1, обязании принять лесную декларацию от 14.07.2022 №1. Заявление принято судом к производству, возбуждено дело №А39-7447/2022.

Определением от 24.10.2022 суд объединил дела №А39-5789/2022 и №А39-7447/2022 в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу номера №А39-5789/2022.

Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель является арендатором лесного участка по договору аренды №5/8 от 20.03.2008, на котором с советских времён располагалась база отдыха и на котором законно построены дачные домики, имеющие признаки объектов недвижимости и соответствующие целям использования лесного участка. Заявитель и собственники дачных домиков не осуществляли какого-либо строительства на лесном участке. Дачные домики построены в 1972 году до заключения договора аренды лесного участка и арендатор не нарушал договор. Заявитель подал в министерство измененный проект освоения лесов с объективной и реальной информацией об объектах на лесном участке и лесную декларацию, заявив, что использует леса для осуществления рекреационной деятельности на арендованном лесном участке. Министерство направило отрицательное заключение государственной экспертизы на изменения в проект освоения лесов 2018 года и отказало в приеме лесной декларации от 14.07.2022 №1. Как указывает заявитель сложилась патовая ситуация: документы (проект освоения лесов и лесная декларация) содержат некорректную информацию о временном характере находящихся на лесном участке объектов, которые по факту и документам являются объектами недвижимости, при этом Министерство не дает исправить документы и привести их в соответствие.

Заявитель отмечает, что действующим в настоящее время в Российской Федерации законодательством допускается возможность нахождения недвижимого имущества на землях лесного фонда, при осуществлении рекреационной деятельности, при условии того, что оно было построено на законных основаниях до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации. Как видно из документов дачные домики построены на законных основаниях, до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для выдачи отрицательного заключения на изменения в проект освоения лесов. Вместе с тем выдача отрицательного заключения создает препятствия Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса в реализации своих прав по использованию выделенного участка лесного фонда при осуществлении рекреационной деятельности, поскольку обязанность по составлению проекта освоения лесов предусмотрена статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, а ее невыполнения является одним из оснований для расторжения договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя, а также для привлечения к административной ответственности.

Также заявитель обратил внимание, что проектом не предусматривалось создание или возведение нового объекта или иной инфраструктуры, а предусматривалась продолжение эксплуатации существующих объектов, кроме того ранее на проект освоения лесов уже были даны положительные заключения государственной экспертизы.

Министерство представило отзыв на заявление, возразив относительно заявленных требований.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса - Реводько Денис Аркадьевич, Хайров Денис Раисович, Хайрова Татьяна Николаевна, Ковалев Артем Сергеевич, Бикмаева Луиза Шамильевна, Алмакаева Даяна Рафаэльевна представили отзыв на заявление, поддержав позицию заявителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Министерства Государственное казенное учреждение "Березниковское территориальное лесничество" представило отзыв на заявление, поддержав позицию Министерства.

В порядке статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2022 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Мордовия по делу №А39-5995/2022, поскольку обстоятельства, установленные в рамках дела №А39-5995/2022 имеют юридическое значение для рассмотрения данного дела. Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.09.2023 производство по делу №А39-5789/2022 возобновлено.

В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru.

При рассмотрении дела установлено, что между Мордовской республиканской организацией профсоюза работников среднего и малого бизнеса (далее – арендатор) и Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка №5/8 от 20.03.2008, по условиям которого арендодатель на основании приказа Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 09 января 2008 №9 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2. настоящего договора. В соответствии с пунктом 2. договора лесной участок, площадью 2,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет место положение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГУ "Березниковское территориальное лесничество", квартал 55, выдел 10, 11, 12, 15, являющийся частью лесного фонда ГУ "Березниковский лесхоз" Сабаевского лесничества с условным кадастровым номером 13:13:226/2003:261, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11 ноября 2003 года 13-БА №025783.

В приложении 1 к договору указан план лесного участка с его расположением и иными характеристиками, исходя из изображения которого следует, что участок непосредственно примыкает к водному объекту – озеро Инерка.

В состав лесного участка входят лесные земли, покрытые лесной растительностью площадью 0,31 га., нелесные земли – 1,69 га. Преобладающая порода насаждений лесного участка – хвойные – 0,29 га., твердолиственные – 0,02 га., прочие земли – 1,69 га. Характеристика насаждений лесного участка – защитные леса, леса, расположенные в природоохранных зонах (приложение 2 к договору аренды лесного участка).

Срок действия договора аренды установлен с момента государственной регистрации договора до 22 января 2032 года (пункт 26 договора аренды).

Государственная регистрация договора аренды лесного участка произведена 26.05.2008.

Приказом Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 22.08.2008 №468 была изменена нумерация квартальной сети лесничеств, установленная материалами лесоустройства, в связи с чем, нумерация квартала №55 участка лесного фонда ГУ "Березниковский лесхоз", часть которого представлена в аренду Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса по договору аренды лесного участка от 20.03.2008 №5/8, изменена на квартал 234 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества.

На основании Указа Главы РМ от 31.12.2009 №276-УГ "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия" Министерство природных ресурсов Республики Мордовия преобразовано в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

Проекты освоения лесов составлялись заявителем в 2008 и 2018 годах. Проект освоения лесов 2018 года прошел соответствующую государственную экспертизу и утвержден приказом Минлесхоза РМ 05.03.2019 №177.

С момента заключения договора аренды и в проекте освоения лесов и в ежегодных лесных декларациях заявителем указывалась информация о "временных постройках". В 2021 году заявителем была подготовлена очередная лесная декларация, которая письмом от 17.05.2021 №2087 Минлесхоза РМ не была принята по причине того, что сведения об объектах, указанные в проекте освоения лесов не соответствуют действительности, а именно наличие на лесном участке объектов недвижимости.

Указанный отказ был обжалован в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.11.2021 по делу "А39-7155/2021 в удовлетворении заявления отказано в связи с несоответствием сведений представляемой лесной декларации фактически расположенным на участке объектам недвижимости.

В связи с чем, для приведения документации в соответствие заявителем подготовлены изменения в Проект освоения лесов 2018 года для того, чтобы данный документ отражал объективную и реальную информацию об объектах на лесном участке.

Письмом от 14.04.2022 №1576 в адрес заявителя направлено отрицательное заключение государственной экспертизы в Проект освоения лесов 2018 года, утвержденное приказом Министерства от 14.04.2022 №239.

Кроме того, извещением от 14.07.2022 №ЛД-20220714-6213498594-1 Министерством отказано в приеме лесной декларации от 14.07.2022 №1.

Не согласившись с вышеуказанным приказом Министерства от 14.04.2022 №239 и отрицательным экспертным заключением, отказом Министерства в приеме лесной декларации от 14.07.2022 №1, выраженного в письме (извещении) от 14.07.2022 №ЛД-20220714-6213498594-1 заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Для признания арбитражным судом незаконным оспариваемого ненормативного акта необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие этого акта закону или иным нормативным правовым актам; нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установленные частью 5 статьи 200 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе. В соответствии с приказом Министерства от 30.08.2021 №713 документы о государственной экспертизе рассматривались Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Согласно пункту 5 статьи 89 ЛК РФ государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцати дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десяти рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. На основании подпункта 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов возможно для осуществления рекреационной деятельности.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2 статьи 89 ЛК РФ).

Исходя из положений Указа Главы Республики Мордовия от 18.08.2010 № 153-УГ, государственную услугу по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов предоставляет Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

Приказом Минприроды России от 30.07.2020 №513 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок). Согласно пункту 10.1 Порядка отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Согласно пункту 2 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Приказа №513).

По правилам пункта 10.1 Порядка, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 №864 "Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" (далее - Приказ №864) утвержден новый состав проекта освоения лесов, порядок его представления и внесение в него изменений.

В соответствии с пунктом 32 Приказа №864 предусмотрено право арендатора на внесение изменений в проект освоения лесов по его инициативе.

Для внесения изменений в проект освоения лесов разрабатывается дополнение к проекту освоения лесов с новыми данными по изменяемым мероприятиям и объемам.

Судом из материалов дела установлено, что из предлагаемого заявителем проекта освоения лесов, арендатором предполагались изменения в части указания объектов капитального строительства, которые ранее были указаны как временные.

Вместе с тем, как следует из текста заключения государственной экспертизы, утвержденного оспариваемым приказом, комиссия отметила следующие нарушения и недостатки:

1. Наличие на арендованном лесном участке объекта капитального строительства, что нарушает требования статьи 41 ЛК РФ, пункта 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 09.11.2020 №908.

2. При рассмотрении изменений в Проект установлено, что пункт 2.5 Раздела 2 изменений не претерпел. Однако, изучив изменения в проект освоения лесов лесного участка Березнйковского участкового лесничества ГКУ РМ "Березниковское территориальное лесничество" Республики Мордовия, представленного в аренду "Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса" для осуществления рекреационной деятельности от 2019 года, установлено, что Пункт 2.5 Раздела 2 ошибочно, содержит информацию о наличии в границах арендуемого участка особо охраняемой природной территории регионального значения - Озеро Инерка и прилегающие леса.

Кроме того, пункт 2.5 Раздела 2 изменений в Проект от 2019 года не содержит плана по организаций особо охраняемой природной территории, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия, что нарушает требования пункта 6 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года №69.

3. Пункт 6 Перечня объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 мая 2013 года №849-р, не содержит объектов, размещение которых возможно на особо защитных участках лесов (ОЗУ) при осуществлении рекреационной деятельности.

4. Раздела 5 Проекта изменений не претерпел. При этом, подпункт 5.2.1.1 пункта 5.2" изменений в Проект от 2019 года, содержит меры по противопожарному обустройству лесов, в том числе, устройство противопожарных минерализованных полос, а также устройство подъезда к источникам противопожарного водоснабжения.

В таблице 10 подпункт 5.2.1.1 пункта 5.2 изменений в Проект от 2019 года содержится информация по противопожарному обустройству лесов, среди которых:

обновление противопожарных минерализованных полос;

обустройство места для безопасного разведения костра и отдыха;

площадка для забора воды.

В пунктах 5.3 и 5.4 Раздела 5 изменений в Проект от 2019 года указаны санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка аварийных деревьев.

Подпункт 6.2 Раздела 6 Проекта также не претерпел изменений. При этом
таблица 12 подпункта 6.2 Раздела 6 изменений в Проект от 2019 года содержит
мероприятия по снижению влияния, отходов на состояние окружающей среды,
среди которых, утилизация жидких бытовых отходов в выгребных ямах под слоем грунта не менее 0,5 м.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо, охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 1 статьи 27 которого на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно Постановлению Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года №473 для охраняемых природных объектов, признанных памятниками природы установлен режим использования, в соответствии с которым, на территории ООПТ запрещается:

- возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением почв и изменением уровня грунтовых вод и гидрологического режима территории, без соответствующих на то разрешений;

- прогон пастьба скота, разжигание костров, разбивка палаток, проезд автомобилей, мотоциклов и других машин, устройство массовых мероприятий в неустановленных, для этого местах, охота, засорение территории или нанесение какого-либо другого ущерба естественному состоянию ООПТ;

- рубка, порча, изменение видового состава растительности, кроме мероприятий по уходу, или работ, связанных с реконструкцией памятника природы;

- на участках с редкой и особо ценной растительностью, кроме того, запрещается и сенокошение.

Проведение указанных выше мероприятий, предусмотренных проектом, а также изменениями в Проект от 2019 года, может повлечь нарушение сохранности памятника природы.

5. Согласно пункту 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года № 513, при наличии на территории лесного участка особо охраняемых природных территорий, экспертиза проекта освоения лесов должна проводиться с учетом положения об особо охраняемой природной территории. До настоящего времени Положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения "Участок соснового леса" и "Озеро Инерка" не утверждены.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что достаточных оснований для выдачи отрицательного заключения экспертизы ввиду несоответствия изменений в проект освоения лесов требованиям действующего законодательства Российской Федерации у Министерства не имелось.

В соответствии с положениями части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Правила использования лесов регламентируются Приказом Минприроды России от 09.11.2020 №908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" (далее - Правила №908). В соответствии с пунктом 5 Правил №908 при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства.

Так, судом установлено, что в 2008 и 2018 годах заявителю выдавались утвержденные Министерством положительные заключения.

Проект освоения лесов 2018 года прошел государственную экспертизу и приказом Министерства от 05.03.2019 № 177 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором проект освоения лесов на арендованный лесной участок с кадастровым номером 13:04:0218010:0020.

27.04.2021 заявителем была подана лесная декларация №1. Однако письмом от 17.05.2021 №2087 Министерство отказало в приеме лесной декларации в связи с тем, что сведения об объектах, указанных в проекте освоения лесов не соответствует действительности (на территории арендованного лесного участка вместо временных построек размещены объекты капитального строительства).

Отказ в принятии лесной декларации №1 от 27.04.2021, выраженный в письме от 17.05.2021, был предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Мордовия.

Судом при рассмотрении дела №А39-7155/2021 установлено, что лишь некоторые из указанных в декларации дачных домиков не являются временными постройками, а являются объектами капитального строительства.

С целью отражения объективной и реальной информации об объектах на лесном участке в 2022 году заявитель представил в Министерство изменения в проект освоения лесов за 2018 год. Письмом от 14.04.2022 №1576 в адрес заявителя было направлено отрицательное заключение государственной экспертизы изменений в Проект освоения лесов, утвержденное приказом Министерства от 14.04.2022 №239.

В последствии Министерством в адрес заявителя была направлена досудебная претензия о расторжении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 20.03.2008 №5/8.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2022 года по делу №А39-5995/2022 Министерству отказано в удовлетворении искового заявления к Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса о досрочном расторжении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 20.03.2008 №5/8; обязании привести лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 20.03.2008 №5/8, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования; обязании возвратить лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 20.03.2008 №5/8 в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, по акту приема-передачи.

Судом при рассмотрении дела №А39-5995/2022 установлено, что на арендуемом по договору аренды №5/8 от 20.03.2008 лесном участке располагаются дачные домики: с кадастровым номером 13:04:0000000:106 (номер домика №7), принадлежит Реводько Д.А. (? доли на основании договора купли-продажи от 15.07.2010), Ковалеву А.С. (? доли, дата регистрации права собственности 09.11.2017); с кадастровым номером 13:04:0000000:39 (номер домика №14), принадлежит Хайрову Д.Р. на основании договора купли-продажи, дата регистрации права собственности 16.11.2013, с кадастровым номером 13:04:0000000:38 (номер домика №6), принадлежит Хайровой Т.Н. на основании договора купли-продажи о 15 июля 2010 г. дата регистрации права собственности 22.07.2010, с кадастровым номером 13:04:0000000:107 (номер домика №2), принадлежит Бикмаевой Л.Ш. на основании договора дарения от 24.06.2015, дата регистрации права собственности 08.07.2015, с кадастровым номером 13:04:0000000:36 (номер домика №21), принадлежит Алмакаевой Д.Р. на основании договора дарения от 20.06.2009, дата регистрации права собственности 18.07.2009.

Так же из текста решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 18 августа 2020 года по делу №2-2-91/2020 следует, что дачные домики 2, 6, 7, 14, 21 введены в эксплуатацию в 1972 году. Доказательств, подтверждающих незаконность, невозможность строительства указанных объектов в период их возведения ввиду несоответствия намечаемой деятельности требованиям действующего на том момент Лесного кодекса РСФСР 1923 года, истцом не представлено. Первоначальная регистрация на дачные домики права хозяйственного ведения производилась за ГУП РМ "Сфера-Сервис", которое впоследствии произвело их отчуждение ООО "Тонус-Экстра" и ООО Торговый дом "Дубравный" по возмездным сделкам.

Как указывает заявитель, собственники дачных домиков (ООО "Тонус-Экстра" и ООО ТД "Дубравный") передали Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса в безвозмездное пользование, что явилось основанием для заключения спорного договора аренды лесного участка.

Сделки по переходу права собственности на отчуждаемые объекты прошли государственную регистрацию, осуществлялась поочередная регистрация права собственности (хозяйственного ведения) на объекты за правообладателями. Министерство, предъявляя иск о расторжении договора аренды лесного участка, не оспаривало первоначально зарегистрированное право, не указывало на недействительность сделок по их отчуждению. Сведений об изменении целевого назначения, реконструкции, переоборудования таких объектов, в результате которых дачные домики перестали отвечать требованиям лесного законодательства, в материалы дела не представлено.

Таким образом, на момент заключения договора аренды лесного участка от 20.03.2008 №5/8 на нём уже были расположены вышеуказанные объекты недвижимости, соответственно, их нельзя признать построенными с нарушением условий заключенного договора аренды.

Стороны в ходе судебного разбирательства не отрицали того обстоятельства, что в проекте освоения лесов, в отношении которого утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы (утв. приказом Минлесхоза РМ от 05.03.2019 №177), дачные домики указывались как временные, используемые в рекреационных целях.

Следует также отметить, что арендатор спорного земельного участка ранее неоднократно получал положительное заключение экспертизы освоения лесов, при условии, что дачные домики 2, 6, 7, 14, 21 введены в эксплуатацию в 1972 году.

С учетом того, что нахождение на арендованном участке объектов недвижимости признано судом законным, Министерство не подтвердило обоснованность указанного в отрицательном заключении нарушения статьи 41 ЛК РФ и пункта 5 Правил №908.

Что касается иных нарушений, указанных в отрицательном заключении, то как следует из текста заключения государственной экспертизы, и это не оспаривается сторонами, указанные разделы проекта освоения лесов, в отношении которого утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы (утв. приказом Минлесхоза РМ от 05.03.2019 №177) изменений не претерпели.

Таким образом, с учетом принципа эстоппель, правил venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению) позиция Министерства является несостоятельной.

С учетом изложенного, у экспертной комиссии не имелось оснований для вынесения отрицательного заключения изменений в проект освоения лесов, а у Министерства не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого приказа об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Также письмом от 14.07.2022 №ЛД-20220714-62113498594-1 Министерство отказало заявителю в приеме лесной декларации в связи с несоответствием лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию.

В силу части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 №303 утвержден порядок заполнения и подачи лесной декларации (приложение 1), согласно которому лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2); в лесной декларации отражается информация, в том числе о видах использования лесов (пункт 3 и подпункт "е" пункта 4).

В силу пункта 6 Порядка Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие формы и требований к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 №1 уполномоченным органом государственной власти Республики Мордовия в области лесных отношений является Министерство.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 №641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).

Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1).

Так, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.

В рассматриваемом случае, в качестве основания для отказа в принятии лесной декларации Министерство указало на несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию.

В вышеуказанном извещении дополнительно сообщено, что декларируемые для эксплуатации объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, противоречат пункту 5 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 №1084-р, и постановлению Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1979 №473 "О признании природных объектов памятниками природы".

Как указал представитель Министерства размещение на арендованном лесном участке таких объектов, как дачные домики №2, 6, 7, 14, 21 на базе отдыха в Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в границах квартала 234, не соответствует целям и видам использования лесов, расположенным в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Положениями пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Приняв в аренду лесной участок, где располагается памятник природы, такой арендатор принял на себя в силу положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (пункт 2 статьи 27) обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Как указано выше, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16 ноября 2022 года по делу №А39-5995/2022 Министерству отказано в удовлетворении искового заявления к Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса о досрочном расторжении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 20.03.2008 №5/8; обязании привести лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 20.03.2008 №5/8, в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования; обязании возвратить лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 20.03.2008 №5/8 в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, по акту приема-передачи. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Постановлением арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.06.2023 решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.11.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу № А39-5995/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия – без удовлетворения.

Таким образом, вступившими в законную силу решениями суда от 15.11.2021 по делу №А39-7155/2021, от 16.11.2022 по делу №А39-5995/2022, решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 18.08.2020 по делу №2-2-91/2020 подтверждено, что дачные домики №2, 6, 7, 14, 21, введены в гражданский оборот в установленном законодательством порядке, размещение таких объектов не приводит к нарушению условий заключенного договора аренды лесного участка.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Общество не осуществляло строительство и реконструкцию объектов, площадь спорных объектов не изменилась.

Положительным заключением экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором проект освоения лесов на арендованный лесной участок, утвержденным приказом Минлесхоза РМ от 05.03.2019 №177 подтверждено, что проект освоения лесов соответствует законодательству Российской Федерации, а мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка.

При этом как установлено выше, с целью отражения объективной и реальной информации об объектах на лесном участке в 2022 году заявитель представил в Министерство изменения в проект освоения лесов за 2018 год.

Таким образом, декларирование указанных объектов не противоречит нормативным актам Российской Федерации и произведено в соответствии с требованиями Порядка.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии у Министерства правовых оснований для отказа в приеме лесной декларации, выраженного в извещении от 14.07.2022 №ЛД-20220714-62113498594-1.

Установленные арбитражным судом в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства свидетельствуют о наличии со стороны Министерства нарушений прав и законных интересов заявителя в области экономической деятельности.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в приеме лесной декларации, выраженного в извещении от 14.07.2022 №ЛД-20220714-62113498594-1, является необоснованным, противоречит нормам ЛК РФ, и подлежит признанию недействительным.

В качестве восстановления нарушенных прав суд считает необходимым обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять лесную декларацию от 14.07.2022 №1, поданную Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Расходы Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей (платежное поручение №64 от 29.06.2022, платежное поручение №83 от 15.08.2022) подлежат взысканию с Министерства в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

признать недействительными заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду "Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего малого бизнеса", приказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №239 от 14.04.2022, незаконным отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в приеме лесной декларации от 14.07.2022 №1, выраженный в письме (извещении) от 14.07.2022 №ЛД-20220714-6213498594-1.

Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять лесную декларацию от 14.07.2022 №1, поданную Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса.

Взыскать с Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (ОГРН 1051326063942, ИНН 1326194787, Республика Мордовия, г. Саранск) в пользу "Мордовской республиканской организации профсоюза работников среднего и малого бизнеса (ОГРН 1021300004208, ИНН 1326026461, Республика Мордовия, г. Саранск) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В. Волкова